разработка урока по русскому языку
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Бабичева Ирина Ивановна

конспект урока по русскому языку. программа 2100. класса 2 . тема Орфограмма .орфографическое правило.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno_diologicheskoe_obuchenie.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Во 2 классе

По теме :Что такое орфограмма. Орфографическое правило»

Программа 2100

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №36»

Бабичева И.И.

Г. Сыктывкар

2012 год

Конспект урока

Предмет русский язык   Класс 2 «в»

Тема урока «Что такое орфограмма. Орфографическое правило»

Тип урока Открытие новых знаний.

Цель: организовать деятельность учащихся по знакомству с новым понятием «Орфограмма. Орфографическое правило». Развивать способности видеть в слове орфограмму, путём выполнения практической работы.

Формируемые УУД :

Личностные: учебно-познавательная мотивация,, самообразование, нравственно – эстетическое оценивание усвояемого содержания, развитие этических чувств.

Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, использование знаково- символических средств, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей речи

Место проведения: классный кабинет.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:

Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунева, О.В. Пронина «Русский язык» 2 класс, БАЛАС Москва 2011 год, презентация «Орфограмма».

  1. Организационный момент и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель – Включение в систему деятельности на личностно значимом уровне.. Данный этап процесса обучения предполагает осознанно вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке. А именно:

  1. Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности.
  2.  Создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность
  3.  Устанавливаются тематические рамки

Выполняемые УУД на данном этапе:

Личностные: самоопределение,  учебно–познавательная мотивация

Коммуникативнные: планирование учебного сотрудничества

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

примечание

-Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

- Ребята, скажите для чего мы каждый день ходим в школу?

-Для чего нам это надо?

- А зачем вам надо быть образованными?

 - Ребята, сегодня на уроке вы откроете для себя что – то новое. Напомните как мы  открываем для себя новые знания? Что мы должны сделать?

-Молодцы! Приступим к работе!

Открываем тетради и записываем сегодняшнее число классная работа.

- Прежде чем приступить к написанию, вспомните, как надо сидеть за партами.

- а зачем надо соблюдать эти правила

- Мы не будем тратить время зря

И приступим все к работе.

- Чтоб учиться.

-Чтобы стать образованными и грамотными.

- Чтобы хорошо учиться, поступить в институты, найти хорошую работу.

- 1 понять что мы не знаем.

-сами открываем эти знания

- спина прямая, ноги вместе, тетради под наклоном и т.д

- чтобы быть здоровыми.

Проверка порядка на партах.

Запись числа в тетради.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель- организация и подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Данный этап предполагает:

  1. Актуализацию изученных способов действий
  2. Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
  3. 3 мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление
  4.  Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений  в выполнении пробного учебного действия или его обоснование

Выполняемые УУД на данном этапе:

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности,  смыслообразование

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение , использование знаково – символических средств, смысловое чтение, осознанное и  произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные:  постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая само регуляция.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- ребята скажите, а с чего мы начинаем наш урок?

- Зачем мы проводим минутку чистописания, мы же умеем уже писать?

 С какой буквой мы поработаем сегодня вы мне ответите сами отгадав загадки.

-Хозяин лесной просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

-

- живут в норке,

Грызут корки,

Короткие ножки,

Боятся кошки

- как звали девочки из сказки про 3 медведей?

-Ребята, скажите, на какую букву все эти загадки?

- с какой буквой будем работать?

-Чем похожи заглавная буква М и строчная?

 -Чем отличаются эти буквы?

Пропишите Букву м заглавную и строчную до конца строки.

- я тетрадочку открою

и как надо положу.

Я от вас друзья не скрою

Ручку правильно держу.

- ребята, давайте вспомним, а какие слова отгадки у нас были.

- верно.

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

Сейчас проверить сможешь сам

Свое внимание к словам.

-Посмотрите на слова. Прочитайте.

- что заметили?

-Почему пропущены буквы?

- Спишите эти слова, опасные места подчеркнем красным цветом. А почему именно красным?

Молодцы, верно выполнили задание. -Скажите а кто знает, как по – другому называется опасное место?

- С минутки чистописания.

1 чтобы красиво писать, чтобы вспомнить правила написания букв и т.д

-медведь

- мыши

- Маша

- М

- м

-элементами

- высотой

-Медведь, , мыши, Маша

- пропущены буквы

- это опасные места

- красный цвет – опасность

 На экране появляются слайды с картинками отгадками.

Вывешивается иллюстрация этой буквы.

Демонстрация написания буквы м с объяснением.

Прописывание в воздухе.

Прописывание в тетради.

Сл.- 5

На экране появляются слова с пропущенными буквами.

Медвед., мыш., .аша, морков.

- Учитель работает с экраном, а дети пишут и объясняют написание.

Возникает затруднение

  1. Выявление места и причины затруднения.

Цель – выявление и фиксация места причины затруднения.На этоп этапе учащиеся должны:

  1. Востановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – где возникло затруднение;
  2.  Соотнести свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявит и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, которых не достает для решения конкретной задачи.
  3. Выполняемые УУД на данном этапе:
  4. Личностные- учебно – познавательный процесс, смыслообразование.
  5. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  6. Подведение под понятие, использование знаково символических средств, постановка и формулирование проблемы.

 

- почему вы не смогли ответить мне на вопрос?

- Что поставим себе на полях?

- что он означает?

- откройте учебник на странице 111 и прочитайте как называется параграф

-не учили.

-знак вопроса

- что мы это еще не знаем и нам предстоит это сегодня узнать

- орфограмма

  1. Построение выхода проекта из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий

- ставят цель,

- согласовывают тему урока,

- выбирают способ,

- - строят план достижения цели,

- определяют средства, ресурсы и сроки.

Выполняемые УУД на данном этапе:

 Личностные: самоопределение.

Познавательные: постановка познавательной цели, построение логической цени рассуждения, использование знаково символических средств, построение речевых высказываний.

Регулятивные: познавательная инициатива, планирование , прогнозирование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей речи.

- скажите, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Чему мы должны сегодня научиться, что должны сегодня узнать?

- как мы будем открывать для себя новые знания?

- Орфограмма.

- Сегодня на уроке мы должны узнать что такое орфограмма,

- с помощью учебника, работая коллективно с классом.

На слайде выходят надписи:

Тема: Орфограмма

Цели:

- узнать что такое орфограмма;

- узнать что такое орфографическое правило.

  1. Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситауции. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирае6тся оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Выполняемые УУД на данном этапе:

Личностные:

- нравственно-эстетическое оценивание усеваемого содержания;

Регулятивные:

 Волевая само регуляция;

- познавательная инициатива;

Познавательные:

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- установление причинно – следственных связей, доказательство.

-анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,

- достижение договоренностей и согласование общего решения;

-разрешение конфликта на основе учета интереса всех участников.

- вернемся к нашим словам. Прочитайте.

- можем ли мы на слух точно  определить какие пропущены буквы?

- если мы не можем определить на слух, какую букву надо писать, к чему мы прибегаем?

- кто из вас сможет ответить что такое орфограмма?

- Давайте сверим свои предположения с определением в учебнике на стр. 112

- кто же из вас был прав или оказался близок к истине?

- что такое орфограмма?

- есть такая наука, которая изучает орфограммы в русском языке, прочитаем в учебнике об этой науке на стр. 113.

- назовите, какие мы встретили орфограммы в наших словах?

- давайте построим алгоритм « Как определить что перед нами орфограмма!

-1 что нужно сделать:

-Какой второй шаг?

-Какой следующий шаг?

- нет.

-К правилу

- высказывание мнения детей.

- определение читает ученик вслух

Если нельзя точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма.

Орфограмма – это написание по правилу.

- ответы детей.

- орфограмма написание по правилу.

- читает один ученик в слух, остальные следят

-звонкие и глухие согласные

- жи и ши.

  1. Прочитать слово.
  2. Определить какая буква вызывает сомнение.
  3. Вспомнить и применить правило

Открывается слайд, с пропущенными буквами в словах.

На доску вывешиваются орфограммы

На доске появляется алгоритм определения орфограммы.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель – применение нового знания в типовых задачах.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия(фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.

Выполняемые УУД на данном этапе:

- Регулятивные:

- контроль, коррекция, волевая само регуляция.

Познавательные:

- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

- построение речевых высказываний;

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества;

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

- что нам сейчас предстоит сделать , чтобы хорошо усвоить новые знания?

- как мы закрепляем?

-Запишите под диктовку слова, выделите знакомые вам орфограммы.

Шины,  день, конь, чудо, чаща

- закрепить то, что узнали.

- упражняемся

- выполнение задания.

Учащиеся работают в тетради, и у доски (по три слова), с проговариванием алгоритма.

  1. Произношу слово.
  2.  Определяю в каком месте возникает затруднение.
  3. Вспоминаю правило.
  4. Подчеркиваю орфограмму.
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения.

Выполняемые УУД:

Личностные:

Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения

- после того как мы поупражняемся что мы делаем?

-Зачем?

- на доске есть несколько засекреченных слов. Что надо  с ними сделать?

-расшифруйте

- спишите их и найдите орфограммы за две минуты.

- проверьте свою работу

- кто выполнил верно что ставим себе? Что он означает?

- а кто затруднился?

- что он означает?

-выполняем самостоятельную работу-

- чтобы  проверить себя, как поняли новую тему урока.

расшифровать,

- шишки, чайка, щука, ужин

 - знак +. Умеем находить орфограмму.

Знак вопроса

- надо еще потренироваться

На доске слова: ишишк, чаакй, акущ, жину

- эталон на доске

8.Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новаый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Выполняемые УУД6

Личностные:

- нравственно – эстетическое оценивание усваемого содержания.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- моделирование и преобразование модели;

-умение структурировать знания;

Коммуникативные:

- - планирование учебного процесса;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиция в коммуникации;

- управление поведением партнера

-Что нового узнали на уроке?

-что учились делать на уроке?

- посмотрите на доску. Что вы видите?

- Сформулируйте задания к этим словам.

Что такое орфограмма?

- как надо действовать, чтобы правильно определить орфограмму?

- выполняем задания по цепочке. Комментирую и аргументируя свой ответ.

- Что такое орфограмма?

- как надо действовать чтобы определить, где перед нами орфограмма.

-Что такое орфограмма

-находить орфограммы

Слова с пропущенными буквами.

- списать вставить нужную ор фограмму.

- написание по правилу.

- по алгоритму.

- выполнение задания.

Открывается слайд со словами:

Ж.знь, ш.ло, стриж., ч.йник, ч.сы, щ.ка, ч.дак, ч.лок, кон., доч.ка.

Комментированное письмо.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самоооценка учениками собственной учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их солответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Выполняемые УУД на данном этапе:

Личностные:

- -внутренняя позиция школьника;

-самооценка на основе критерия успешности;

- эмпатия.

Познавательные:

-- рефлексия способов и условия деятельности.

Коммуникативные:

- формулирование и аргументация своего мнения;

- планирование учебного сотрудничества.

На экране открывается слайд со словами:

Сегодня на уроке я вспомнил…

Я узнал…

Мне было интересно… Мне было трудно…

Мне помог…

Учащиеся проводят рефлексию по слайду.

Домашнее задание

- у вас на парте листочки с домашним задание.

Как будем выполнять домашнее задание?

- что надо сделать?

- зачем мы выполняем домашнее задание?

- СПАСИБО ЗА РАБОТУ УРОК ОКОНЧЕН!

- списать слова в тетрадь, вставить пропущенные орфограммы, подчеркнуть

- чтобы закрепить те умения и навыки, которые сегодня получили на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...