"Учимся, играя"
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Наталья Николаевна Шевченко

Игры для формирования у детей умения анализировать слоговую структуру слова, выделять слоги в слове

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_igraya_dlya_pervoklashek.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендую игры для формирования у детей умения анализировать слоговую структуру слова, выделять слоги в слове.

Игры на звуковой анализ слова

«Подумай, не торопись»

 Детям предлагаются несколько заданий на сообразительность и проверку, как они слышат и выделяют определенные звуки в словах.

 - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

 - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, скворец)

 - Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний — ш. (Карандаш, камыш...)

 - Какое получится слово, если к но- прибавть один звук? (нож, нос...)

 - Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м. (Мама моет Милу мочалкой.)

 - Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был у, а последний — к. (Шустрик, Кузнечик...)

 - Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, Буратино, луковица...)

 «Волшебная скакалка» (в слове есть части — слоги)

 Дети строятся в две шеренги (по ровному счету), в руках у них скакалки. Ведущий произносит какое-нибудь слово, а двое детей, стоящих впереди шеренги, должны быстро сказать, сколько частей в названном слове, и проскакать вперед столько раз, сколько слогов в слове. Все остальные дети — жюри.

 Они отмечают правильность выполняемых действий. Если кто-то из детей неправильно отскакал, он должен встать в конец своей шеренги. Те, кто все выполнил точно, переходят в другой конец площадки.

«Магазин игрушек»

Игрушки: кукла, машина, мишка, ослик, бегемот, Петрушка, собака, щенок, лиса, верблюд, танк, Чебурашка.

 Детям дается задание — купить в магазине игрушку, в названии которой два слога. Покупая, дети должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей, последовательное звучание каждой части слова. Игрушки, имеющие название из двух частей, раскладывают на полках слева и из трех частей — справа.

 Почему Чебурашка и танк остаются в магазине?

«Петрушка прислал письмо»

Наглядный материал: 3 конверта с письмами-заданиями.

1-е письмо.

 «Угадайте, что это за слово, если его начало, его первая часть — ша-? Зарисуйте все эти слова в альбом».

 Дети называют разные слова с первой частью ша-: шарик, шалаш, шакал, шашки...

2-е письмо.

 «Первая часть задуманного мною слова — бу-. Что за слово?»

 Дети вспоминают: булавка, бутон, бумага, букет, бутылка, бусы, букашка, буренка...

 Ответ: Буратино.

3-е письмо.

 «Это задание потруднее: начинается мое слово частью ма-, но в других частях слова, которые звучат после первой части ма-, есть звук ш». Дети называют: Маша, Машенька, машина, марш, маршировать, мартышка.

 Ответ: Матрешка.

 «Как зовут друзей?» (на ударение)

Игрушки: кот и заяц.

Учитель  показывает детям игрушки и просит подобрать им такие клички, чтобы они действительно подходили к данному животному и состояли из двух частей. Дети предлагают: для кота — Шустрик, Кисан,  Мур-мур, Черныш, Пушок, Тимка...; для зайца — Хваста, Беляк, Трусик, Косой...

 Следующее задание — отобрать из названных кличек кота лишь те, ударение в которых слышится в первой части. Проанализировав выполнение этого задания, дети отбирают клички с ударением на втором слоге.

«Стук да стук, найди слово, милый друг»

Наглядный материал: открытки с изображениями цветов.

 В начале игры открытки раздаются детям.

Задание первое.

 Если я стукну молоточком по столу два раза, то те, у кого на открытке нарисован цветок, название которого состоит из двух частей, должны каждый по очереди громко назвать свой цветок и отнести открытку на стенд (роза, астра, ландыш). Если я простучу три раза, то в названии цветка должно быть три части.

Задание второе.

 Теперь я стукну молоточком только один раз, это значит, что со стенда нужно снять те картинки с цветами, в названии которых ударение звучит в первой части.

Всем известна роль чистоговорок и скороговорок в формировании правильного произношения. 

Чистоговорки и скороговорки рекомендуются также и в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата, темпа речи.

С(СЬ)

 Са-са-са — в лесу бегает лиса.

 Со-со-со — у Вовы колесо.

 Су-су-су — было холодно в лесу.

 Ас-ас-ас — у нас свет погас.

 Ос — ос — ос — на поляне много ос.

 Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь.

З(ЗЬ)

 За-за-за — уходи домой коза.

 Зу-зу-зу — моем Катю мы в тазу.

 У зайки Бубы заболели зубы.

 У маленькой Зины бузина в корзине.

 Зоиного зайку зовут Зазнайкой.

 Видит волк козу, забыл и грозу.

 Звенит звонок, звонок зовет,

 И Зоя в класс к себе идет.

Ц

 Цо-цо-цо — на руке кольцо.

 Цы-цы-цы — поспели огурцы.

 Ец-ец-ец — очень вкусный огурец.

Ш

 Ша-ша-ша — мама моет малыша.

 Шу-шу-шу — я письмо пишу.

 Аш-аш-аш — у Вовы карандаш.

Нашей Маше дали манной каши.

Ж

 Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.

 Жу-жу-жу — молоко дадим ежу.

 У ежа ежата, у ужа ужата.

 Не живут ужи, где живут ежи.

 Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

Ч

 Ча-ча-ча — горит в комнате свеча.

 Чу-чу-чу — молоточком я стучу.

 Оч-оч-оч — наступила ночь.

 Шубка овечки — теплее любой печки.

Щ

 Ща-ща-ща — мы несем домой леща.

 Ащ-ащ-ащ — мы наденем плащ.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Л(ЛЬ)

 Ло-ло-ло — на улице тепло.

 Лу-лу-лу — стол стоит в углу.

 Ул-ул-ул — у нас сломался стул.

 Оль-оль-оль — мы купили соль.

Р(РЬ)

 Ра-ра-ра — Кате спать пора.

 Ро-ро-ро — на полу стоит ведро.

 Ры-ры-ры — летают комары.

 Ри-ри-ри — на ветке снегири.

 Ор-ор-ор — подмели мы двор.

 Арь-арь-арь — на стене висит фонарь.

С-З

 Соня Зине принесла бузины в корзине.

С-Ц

 Синицы — веселые птицы.

 Стоит воз овса, возле воза — овца.

 Из соседнего колодца целый день водица льется.

С-Ш

 Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

 Саша шапкой шишки сшиб.

 Сшила Саша Сашеньке шапку.

З-Ж

 У Зины много забот, заболел у зайки живот.

 У маленькой Зины медвежонок в корзине.

 Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

Ц-Ч

 У цапли цыпленок, у зайки зайчонок.

 Очень часто бьются у Танечки блюдца.

 Ученица-озорница получила единицу.

Л-Р

 Король — орел, орел — король.

Шевченко Н.Н. – учитель высшей категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час в группе продлённого дня "Учимся играя.Учимся радоваться жизни"

В современной школе  мы часто сталкиваемся  с  такой  проблемой  как заниженная самооценка у детей, плохое настроение  из-за неудач, тревожность. Или наоборот, проявление...

Презентация к клубному часу в группе продлённого дня "Учимся играя.Учимся радоваться жизни"

Презентация является электронным сопровождением  к  конспекту занятия: "Учимся играя.Учимся радоваться жизни". В ней находятся слайды с закодированной темы занятия, картинка солнышка и слова...

Мастер-класс учимся играя "Играем пальчикам - развиваем речь"

Разработка мастер-класса по пальчиковой гимнастике...

"Играем и учимся". Игры в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Использование речевых игр и игровых приемов на занятиях позволяет успешно решать задачи коррекционной работы, способствует развитию внимания, памяти, повышает интерес детей к логопедическим занятиям....

Мастер-класс«Учимся играя» (Роль игры в образовательном пространстве)

Мастер-класс на тему: «Учимся играя»   (Роль игры в образовательном пространстве) был проведён в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»...

Учимся- играя, играя- познаем

Игра- это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, ре...