Правописание глаголов
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Шитякова Марина Николаевна

Урок по русскому языку в 4 классе "Правописание глаголов" ( Начальная школа 21 в)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_glagolov.rar1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание глаголов
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний
Вид урока: Урок закрепления
Формы работы учащихся: групповая
Цель: 
- развитие регулятивных универсальных учебных действий (определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать результат своей и чужой деятельности)
- формирование коммуникативных универсальных учебных действий (участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать и аргументировать свою точку зрения; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи))
Задачи: 
- создание условий для обобщения учащимися знаний правописания глаголов (частица не, [ца], мягкий знак, суффиксы глагола, окончания глагола),
- развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения,
- воспитание культуры общения на уроке.
Технология: ТРКМ
Оборудование:
Презентация к уроку

                                             Ход урока:

I. Стадия вызова.
1. Организация начала урока. Постановка учебной задачи.
Сейчас у нас урок русского языка и мы продолжаем работу над разделом “Правописание”.
- Чем мы занимаемся в данном разделе? Какие задачи решаем?

(изучаем правила написания слов, учимся правильно писать слова)
2.
 Минутка чистописания. Слайд 2,3

- Запишем число, классная работа.

-Назовите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.( П,Х,С, К)Слайд 4

- Запишем их. Слайд 5, 6

3. Определение темы и цели урока.

-Расшифруйте тему урока, из оставшихся букв:

П

Х

Г

Л

С

К

А

Г

О

Л

-Какое слово получилось?

-ГЛАГОЛ

- Повторим, что мы знаем о глаголе. Поработайте в паре. На парте лежат высказывания о глаголе. Слайд 7

Проверьте высказывания, если согласны ставим «+», нет  «-»

Частица не с глаголами пишется слитно.

На конце глаголов мягкий знак не пишется.

Во всех глагольных формах после  шипящих пишется мягкий знак: знаешь, беречь

Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются.

Если глагол употреблен в начальной форме (отвечает на вопросы что делать? что сделать?), на конце пишется ться: улыбаться

Если у глагола личные окончания –у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете,

-ут(-ют), то это глагол 1-го спряжения.

Суффикс –ы в а-/-и в а- в форме 1-го лица единственного числа сохраняется неизменным. Суффикс –ова-/-ева- в форме 1-го лица единственного числа превращается в суффикс – у -/-ю-.

Коллективная проверка. Слайд 8
Сформулируем цели нашего урока.
Слайд 9,10

-Повторить … (правописание глагола)

-Учиться ….(правильно писать орфограммы в глаголах)

-Развивать ….(мышление, память, внимание)

4. Работа с текстом.
-У вас на столах лежит текст, написанный вашим сверстником. Представьте, что вы учитель и проверьте его работу.  
Слайд 11
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями лежат белые пушистые сугробы.
Хорош лес и ранней весной, когда пробуждается в нем жизнь. Тает снег. Скоро начнут появляться на лесных полянках проталины, послышатся голоса птиц.
- Что заметили? (ошибки в написании)
- Какие правила не знает автор текста? Какие еще правила правописания глаголов мы знаем?

5.Составление кластера. «Орфограммы в глаголах» Слайд 12

(Ь, [ца], частица не, окончание глагола, правописание глаголов прошедшего времени- суффиксов глаголов)

II. Стадия осмысления. 

1. Постановка проблемы
- Как помочь? Давайте составим алгоритм правописания.

(Каждая группа составляет одну опорную схему, кластер, интеллект-карту)
Слайд 13
1 группа: правописание Ь после шипящих в различных частях речи
Учебник, ч.2 с. 41упр. 2

2 группа: правописание [ца] у существительных и глаголов.
Рабочая тетрадь, ч.2, с. 9 упр.3 , учебник с. 40 упр.1

3 группа: правописание частицы НЕ с глаголом
Рабочая тетрадь, ч.2, с. 59 упр. 16

4 группа: правописание окончаний глаголов

Рабочая тетрадь, ч.2, c.9 упр. 1,2
Установите порядок алгоритма определения спряжения глаголов.

(Детям выдаётся инструкция определения спряжения глаголов¸ но не по порядку¸ а вразброс. Задача: восстановить последовательность действий.):
- Если окончание безударное, то образуем форму 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание: -ут, -ют, или -ат, -ят).
- Если по личной форме 3-го лица множественного числа спряжение определить нельзя, то образуем начальную форму.
- Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.
- Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.
- Выбираю букву и пишу окончание.

5 группа: правописание глаголов (суффиксы – ова-(-ева), -ы в а-(-ива)…)
Распредели глаголы по столбикам, вспомни, от чего зависит суффикс глагола.
Разгад…вает, ноч…вать, действ…вать, использ..вать, танц…вать, оцен…вать, отыск…вать.
2.Физкультминутка.
3. Отработка умений и навыков.
Каждая группа рассказывает свой алгоритм и руководит при выполнении коллективного задания на данное правило:

(Индивидуальная работа: Назаров, Окружнова стр.43,упр.2)
1. Правописание окончаний глаголов.
Слайд 14

Распределите слова в два столбика:

Бега…шь, пиш…т, вид…шь, приход…т, та…т,  слыш…т, приоткро…т, запомн…шь.


2.Правописание – тся и – ться в глаголах
Слайд 15
Быстро одева[ца], быстро одевае[ца],
cнима[ца] в кино, снимае[ца] в кино,
громко смея[ца], громко смее[ца].

3. Правописание Ь после шипящих в глаголах
Слайд 16
Учиш…,пишеш…, стрич…., стереч….,береч…ся, отреж…те, намаж…, работаеш…, убираеш…ся.

4. Правописание Не с глаголами
Слайд 17
Маме (не) писал, по утрам (не) умывается, (не) навидел соседей, сейчас (не) играй, (не) годовал на сына, (не) плавал по реке, (не) ленись трудиться.

5. Правописание суффиксов – ова-(-ева), -ы в а-(-ива) Слайд 18

Вставьте пропущенные буквы.

Угад..вать, ноч…вал, завед…вал, наста…вать, завед..вал.
III Рефлексия. 
 1.Обобщение.
а)Диагностика.
-А теперь проверьте, верно ли вы нашли ошибки в  тексте, написанном вашим сверстником.  Самопроверка.
Слайд 19

б)- Тест. Слайд 20

- Взаимопроверка по ключу. Слайд 21

2.Итог урока. Слайд 22
- На уроке я узнал(а)…

- Я научился(ась)….

- Мне было трудно….
3. Домашнее задание (на выбор) Слайд 23
Составить интеллект-карту, опорную схему по теме "Правописание глаголов"
Придумать задания для одноклассников на изученные правила
Учебник, ч.2. стр. 42 упр. 5

Проверьте высказывания, если согласны ставим «+», нет  «-»

Частица не с глаголами пишется слитно.

На конце глаголов мягкий знак не пишется.

Во всех глагольных формах после  шипящих пишется мягкий знак: знаешь, беречь

Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются.

Если глагол употреблен в начальной форме (отвечает на вопросы что делать? что сделать?), на конце пишется ться: улыбаться

Если у глагола личные окончания –у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете,

-ут(-ют), то это глагол 1-го спряжения.

Суффикс –ы в а-/-и в а- в форме 1-го лица единственного числа сохраняется неизменным. Суффикс –ова-/-ева- в форме 1-го лица единственного числа превращается в суффикс – у -/-ю-.

Проверьте высказывания, если согласны ставим «+», нет  «-»

Частица не с глаголами пишется слитно.

На конце глаголов мягкий знак не пишется.

Во всех глагольных формах после  шипящих пишется мягкий знак: знаешь, беречь

Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются.

Если глагол употреблен в начальной форме (отвечает на вопросы что делать? что сделать?), на конце пишется ться: улыбаться

Если у глагола личные окончания –у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете,

-ут(-ют), то это глагол 1-го спряжения.

Суффикс –ы в а-/-и в а- в форме 1-го лица единственного числа сохраняется неизменным. Суффикс –ова-/-ева- в форме 1-го лица единственного числа превращается в суффикс – у -/-ю-.

Проверьте высказывания, если согласны ставим «+», нет  «-»

Частица не с глаголами пишется слитно.

На конце глаголов мягкий знак не пишется.

Во всех глагольных формах после  шипящих пишется мягкий знак: знаешь, беречь

Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются.

Если глагол употреблен в начальной форме (отвечает на вопросы что делать? что сделать?), на конце пишется ться: улыбаться

Если у глагола личные окончания –у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете,

-ут(-ют), то это глагол 1-го спряжения.

Суффикс –ы в а-/-и в а- в форме 1-го лица единственного числа сохраняется неизменным. Суффикс –ова-/-ева- в форме 1-го лица единственного числа превращается в суффикс – у -/-ю-.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и ненадышешся. Под деревьями лежат белые пушистые сугробы.
Хорош лес и ранней весной, когда пробуждаеца в нем жизнь. Таит снег. Скоро начнут появлятся на лесных полянках проталины, послышаться голоса птиц.
 

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и ненадышешся. Под деревьями лежат белые пушистые сугробы.
Хорош лес и ранней весной, когда пробуждаеца в нем жизнь. Таит снег. Скоро начнут появлятся на лесных полянках проталины, послышаться голоса птиц.
 

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и ненадышешся. Под деревьями лежат белые пушистые сугробы.
Хорош лес и ранней весной, когда пробуждаеца в нем жизнь. Таит снег. Скоро начнут появлятся на лесных полянках проталины, послышаться голоса птиц.
 

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и ненадышешся. Под деревьями лежат белые пушистые сугробы.
Хорош лес и ранней весной, когда пробуждаеца в нем жизнь. Таит снег. Скоро начнут появлятся на лесных полянках проталины, послышаться голоса птиц.
 

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и ненадышешся. Под деревьями лежат белые пушистые сугробы.
Хорош лес и ранней весной, когда пробуждаеца в нем жизнь. Таит снег. Скоро начнут появлятся на лесных полянках проталины, послышаться голоса птиц.
 

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и ненадышешся. Под деревьями лежат белые пушистые сугробы.
Хорош лес и ранней весной, когда пробуждаеца в нем жизнь. Таит снег. Скоро начнут появлятся на лесных полянках проталины, послышаться голоса птиц.
 

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и ненадышешся. Под деревьями лежат белые пушистые сугробы.
Хорош лес и ранней весной, когда пробуждаеца в нем жизнь. Таит снег. Скоро начнут появлятся на лесных полянках проталины, послышаться голоса птиц.
 

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и ненадышешся. Под деревьями лежат белые пушистые сугробы.
Хорош лес и ранней весной, когда пробуждаеца в нем жизнь. Таит снег. Скоро начнут появлятся на лесных полянках проталины, послышаться голоса птиц.
 

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и ненадышешся. Под деревьями лежат белые пушистые сугробы.
Хорош лес и ранней весной, когда пробуждаеца в нем жизнь. Таит снег. Скоро начнут появлятся на лесных полянках проталины, послышаться голоса птиц.
 

Установите порядок алгоритма определения спряжения глаголов.

   - Если окончание безударное, то образуем форму 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание: -ут, -ют, или -ат, -ят).


  - Если по личной форме 3-го лица множественного числа спряжение определить нельзя, то образуем начальную форму.


  - Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.


  - Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.


 - Выбираю букву и пишу окончание.

      правописание глаголов (суффиксы – ова-(-ева), -ы в а-(-ива)…) 
Распредели глаголы по столбикам, вспомни, от чего зависит суффикс глагола.
Разгад…вает, ноч…вать, действ…вать, использ..вать, танц…вать, оцен…вать, отыск…вать.

                                   1 вариант

1. В каком случае НЕ со словом пишется слитно?

а) (не)навидит, б) (не)были, в) (не)хотел

2.В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

а) взобрат..ся, береч.. б) мчит.ся, купаеш..ся в) колыхат..ся, льёт..ся

3. В каком  слове пропущена буква е?

а) держ..м, б) жале…м, в) друж..м

4. В каком  слове пропущена буква  и?

а) стел..шь, б) бега…т, в) заигра..т.

5. Суффикс ова (ева) пишется:

а) вздраг…вать, б) использ…вать, в) оцен…вать.

                                  2 вариант

1. В каком случае НЕ со словом пишется слитно?

а) (не)могла   б)(не)доумевал, в) (не)стану

2.В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

а) взбирает..ся, маят.ся,  б) запряч.., помирят..ся ;

в) помоч.., сердиш..ся

3. В каком  слове  пропущена буква и?

а) держ..м, б) жале…м, в)  кида..шь.

4. В каком  слове пропущена буква е?

а) слыш..шь, б) смотр..т, в) дочита…т.

5. Суффикс ыва (ива) пишется:

а) достра…вать, б) дикт…вать, в) плюс…вать..

                                   1 вариант

1. В каком случае НЕ со словом пишется слитно?

а) (не)навидит, б) (не)были, в) (не)хотел

2.В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

а) взобрат..ся, береч.. б) мчит.ся, купаеш..ся в) колыхат..ся, льёт..ся

3. В каком  слове пропущена буква е?

а) держ..м, б) жале…м, в) друж..м

4. В каком  слове пропущена буква  и?

а) стел..шь, б) бега…т, в) заигра..т.

5. Суффикс ова (ева) пишется:

а) вздраг…вать, б) использ…вать, в) оцен…вать.

                                  2 вариант

1. В каком случае НЕ со словом пишется слитно?

а) (не)могла   б)(не)доумевал, в) (не)стану

2.В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

а) взбирает..ся, маят.ся,  б) запряч.., помирят..ся ;

в) помоч.., сердиш..ся

3. В каком  слове  пропущена буква и?

а) держ..м, б) жале…м, в)  кида..шь.

4. В каком  слове пропущена буква е?

а) слыш..шь, б) смотр..т, в) дочита…т.

5. Суффикс ыва (ива) пишется:

а) достра…вать, б) дикт…вать, в) плюс…вать..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...