Учебно-методическое пособие:"Путешествие по стране грамматика"
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс) на тему

Ольга Николаевна Николаева

Пособое по внеурочной деятельности по русскому языку для четвертого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_strane_grammatika.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

" Путешествие по стране " Грамматика"

В русском языке много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка. Для этого мы отправимся в сказочное путешествие по стране «Грамматика» Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много загадочного

1 ученик.
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

2 ученик.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить.
Даже собственную маму
С днем рождения не поздравить.

3 ученик.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

В путешествии  примут  участие 2 команды. 1 команда (дети хором) «Колумбы» 2 команда (дети хором) «Магелланы».

-Давайте подумаем и вспомним уроки по окружающему миру.Кто такой Колумб?Чем он знаменит?Почему такое название выбрала 1 -я команда?  (Колумб совершил 4 плавания к Америке)

- Чем прославился Фернан Магеллан?( Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим из Атлантического океана в Тихий.)

Ребята, сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

 Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый. К великому сожалению русский язык стал «загрязняться» чужими нашему языку словами. Вот посмотрите сценку ,которую подготовили участники команды»Крестики».Этот номер оценивается в 1 конкурсе «Домашнее задание»

Ведущий: Встретились два приятеля.

1-ый ученик: Привет!

2-ой ученик: Привет!

1-ый ученик: Все? Отстрелялся?

2-ой ученик: Сдал. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.

1-ый ученик: А я тоже не могу врубиться в эту математику. Было бы клево получить «4». Оно говорит, иди, блин, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб.

2-ой ученик: Ну почапали. Кранты.

- Вы поняли, о чем шла речь? На каком языке говорили мальчики?Красиво ли так говорить, даже между собой? К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью.

-Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что о нем говорили выдающиеся русские писатели.

Дети показывают портреты русских писателей и говорят их слова.

  • Писатель Александр Иванович Куприн говорил “Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
  • Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По его мнению «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
  • «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
  • Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками»

Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому давайте изучать русский язык.

Ребята, освоить русский язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.

А вот как преодолевают трудности на пути к знаниям ребята команды «Крестики»Сейчас они покажут своё домашнее задание.

Звучит песня

Переделанная песня "Учат в школе" - муз. Шаинский В.Я.

Тонким перышком писать, промокашкой промокать

уж давно не учат в современной школе,

но глаголы проспрягать будут на дом задавать

и сейчас, и через год, и через сто лет.

Легче ребус разгадать, чем глагол "хотеть" спрягать,

И словарные диктанты надоели!

Очень трудно нам учить

Наш родной русский язык!

Почему? Я не пойму, не разумею.

Начинаю вновь спрягать, окончания менять,

проспрягаю-ка я во втором спряженьи:

ты хотишь, и он хотит... В классе смех опять стоит,

а учитель покраснел от возмущенья.

- Ты в учебник не смотрел. Мы хотим, чтобы ты сел.

У меня на слово "хочем" аллергия.

Окончанье с буквой "е" лишь в единственном числе,

Ах, сложно в 21 –й век учиться!

- Ребята!Какое слово вызвало затруднение у ребят ?Какая это часть речи?Кто может выйти к доске и проспрягать глагол хотеть?Что значит проспрягать?

Молодцы ребята! Команды получают по 1 баллу за конкурс "Домашнее задание"

Переходим ко 2-му конкурсу "Отгадай-ка"

За каждый правильный ответ 1 балл

1)На крохотное ушко
Похожа завитушка
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться
Дальше в путь.
Выйдет на дорожку
Всем подставит ножку. (Запятая)

2)На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу-
Разогнуться не могу.
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак)


3)Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа)

4)Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне. (Книги)

5)На ноге одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

6)Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль)

Подведение итогов по 2 -м конкурсам

Следующий  3 конкурс " Объясни фразеологизмы"

Прежде чем приступать к работе, давайте вспомним, что такое фразеологизмы?

Ответы детей

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, устойчивые выражения). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», , «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

До 40–х годов 20 века в работах отечественных языковедов можно было найти только отдельные мысли и наблюдения, касающиеся фразеологии.

Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит академику В.В. Виноградову. Именно им впервые была дана классификация фразеологических оборотов русского языка с точки зрения их семантической слитности и намечены пути их дальнейшего изучения. С именем Виноградова связано возникновение фразеологии как лингвистической дисциплины в русской науке. В настоящее время фразеология продолжает своё развитие.

 У многих фразеологизмов интересная история возникновения. (Выступление подготовленных учеников).

1 ученик. На широкую ногу (жить) 
Знаете ли вы, что в 15 столетии в Западной Европе знатность определялась…длиной башмака?
Башмак дворянина был в полтора фута, барона - в 2 фута, а башмак князя - в два с половиной фута.
Вот видите, по башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо "жить на большую ногу " стали говорить "жить на широкую ногу", то есть богато, не считая денег.

2 ученик. Как пить дать
По обычаю древних славян никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение " как пить дать" в значении: точно, несомненно.

Командам раздают конверты с заданием

Дети выполняют задание.

кот наплакал             -           мало

развесить уши           -          слушать

как снег на голову    -         неожиданно,внезапно

ломать голову           -         думать

сидеть сложа руки    -        бездельничать

рукой подать             -        близко

повесить голову       - загрустить

обвести вокруг пальца  -    обмануть

зарубить на носу       -    запомнить

прикусить язык       - замолчать

Проверим правильность ответов ( презентация)

-Ребята!А кто может вспомнить и привести  пример фразеологизма, который сегодня не прозвучал?

Подведение итогов.

Команда, которая правильно и быстрее выполнит задание получает 1 балл.

4-й конкурс "Блиц турнир"

Сейчас  я буду задавать вопросы, на которые нужно сразу дать правильный ответ:

Колумбам:

  1. Какие знаки ставятся в конце предложения.
  2. Как пишутся имена и фамилии людей?
  3. На какие две группы делятся все звуки и буквы?
  4. Сколько гласных букв в русском языке?
  5. Как узнать, сколько в слове слогов?
  6. Что такое предложение?
  7. Что такое подлежащее?
  8. Из чего состоит предложение?
  9. Как переносится слово?
  10. Что стоит перед корнем?
  11. Как иначе называются родственные слова?
  12. Выделение голосом одного из слогов в слове.
  13. Как называется общая часть родственных слов.?
  14. Как пишутся предлоги с другими словами?
  15. Сколько гласных в слове «медведица»?
  16. Сколько букв в слове «слива»?

Магелланам:

1. С какой буквы пишется первое слово в предложении.

  1. Как обозначаются звуки на письме?
  2. Сколько гласных звуков в русском языке?
  3. Какой звук образует слог?
  4. Сколько букв в русском языке?
  5. Может ли слово состоять из одного слога?
  6. Что такое алфавит?
  7. Что такое сказуемое?
  8. Из чего состоит наша речь?
  9. Переносится ли слово из одного слога?
  10. Что стоит после корня?
  11. Проверочное слово к слову «ветвистый»?
  12. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
  13. Какие буквы могут обозначать два звука?
  14. Сколько слогов в слове «машина»?
  15. Подлежащее подчёркивается

Подведение итогов.

5-й  конкурс «Исправь пословицу»

Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы.

- Ребята!А что такое пословица? Чему нас учат пословицы? Что высмеивают?

Они учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает её очень выразительной, заостряет ум и развивает память.

Исправь пословицу:

Одна голова хорошо, а две некрасиво.

Чтение – лучшее мучение.

Одна нога здесь, а другая в гипсе.

После драки шапками не машут.

- Как вы понимаете смысл пословицы" Одна голова хорошо,а две лучше"?

Исправь пословицу:

Скучен день до вечера, коли делать уроки.

Кто мало говорит, тот больше съедает.

Друзья познаются на контрольной.

Трудно в учении – легко на каникулах.

Ребята!Как Вы понимаете смысл пословицы:"Друзья познаются в беде"?

Каждая команда должна объяснить смысл 1 пословицы.

Подведение итогов.

6-й конкурс для капитанов команд" Исправь ошибки"

Позней осинью листъя ребины жилтеют становяца багровыми и ападают.

Подведение итогов.

7 -й конкурс "Составь слова"

Составить как можно больше слов из слова ГРАММАТИКА

1 балл команде составившей больше слов за 1 минуту.

Подведение итогов.

8-й конкурс " Самый сложный"

1.Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. (Расписка)

2.Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба. (Завязка)

3.Его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики. (Подснежники)

Подведение итогов.

Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать русский язык, правильно писать и говорить. «Мы не властны над речью других, но мы хозяева своей собственной речи; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным». Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете.

А теперь давайте попробуем из фрагментов , которые Вы получали за выполненные задания , составить карту и прочитать, что получилось. Как добраться до клада.Кто уже готов отправиться в путь? По два человека из каждой команды

( В это время для остальных- рефлексия)

 Рефлексия:

-Ребята! Понравилось ли вам наше путешествие?

-Почему?

-Какое задание было для Вас самым сложным?

- А какое задание показалось лёгким?

-Спасибо Вам за хорошую работу на занятии.

Заключительные слова говорит подготовленный ученик.

С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.

Подведение итогов

После каждого конкурса команды получают фрагмент карты, которую нужно собрать в конце мероприятия и следуя маршруту, указанному на карте, найти клад с сокровищами. В указанном месте лежат приготовленные заранее учителем сюрпризы.

Класс оформлен плакатами: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С.Тургенев).

Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей.
Максим Горький

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
А.Н.Толстой

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А.Куприн

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С.Тургенев

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
… С русским языком можно творить чудеса!
К.Г.Паустовский

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внуками дадим, и от плена спасем,
Навеки.

Дополнительно:


Ваня шел по деревне и встретил каких - то животных. От испуга он забыл, как они называются. Когда мама спросила, много ли их было, Ваня ответил: "Очень! Целый табун!". Мама сразу догадалась. Кто же это? (собаки, овцы, коровы, лошади, гуси)

  1. Какое из этих слов по смыслу лишнее, объясни? (волкодав, борзая, пудель, собака, овчарка)
  2. Студент позвонил маме: "Денег осталось очень мало, ну просто кот …" (намяукал, намурлыкал, насмеялся, наплакал, наурчал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

"Путешествие в страну Грамматики"

Внеклассное мероприятие проводится в рамках месячника гуманитарных наук....

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Грамматику". 3-4 класс

Внеклассное мероприятие можно использовать во время проведения недели Русского языка в начальной школе.Цель: развивать интерес к изучению родного языка, формировать положительную мотивацию школьной де...

Путешествие в страну Грамматики

Презентация и разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 1-4 классов. Цель:развивать интерес к изучению родного языка. Формировать положительную мотивацию школьной деятельности. Формиро...

Путешествие в страну Грамматики.

Внеклассное мероприятие для 1-4 классов по русскому языку. Цель: развивать интерес к изучению родного языка. Представлена презентация и методическая разработка....

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Урок-путешествие ""Путешествие в страну Грамматику"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Урок - путешествие "Путешествие в страну Грамматику"...