Русский язык
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Хлудеева Марина Викторовна

Русский язык 3 кл Школа России ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp.rus_.yazyk_.doc510 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа по русскому языку для 3 класса на 2013/2014 учебный год составлена на основе:

  • федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.)
  •  программы «Русский язык» автора  В. П. Канакина.  (2011г).

  Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.

     Ведущая идея настоящего курса — изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.

Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей.

Познавательная цель предполагает:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
  • открытие детям родного русского языка как предмета изучения;
  • формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих, — звуках речи, слоте, предложении.

Социокультурная цель ориентирована на:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению;
  • развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:

  • формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников;
  • формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;
  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
  • формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.

Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий (познавательных действий), относящихся:

  • к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространённое слово, виды предложений по цели высказывания и интонации, распространённые и нераспространённые предложения, простые и сложные предложения);
  • к слову (прямое и переносное значения, синонимы и антонимы, морфемный состав слова, части речи, лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личного местоимения, глагола, наречия);
  • к фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т. д.);
  • к графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами);
  • к орфографии и пунктуации (совокупность правил, определяющих написание слов и расстановку знаков препинания).

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии). Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и познавательный опыт, которые служат основой для усвоения орфографических и пунктуационных правил.

Содержание программы представлено такими содержательными линиями, как:

  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, со став слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

     Данная программа обеспечена следующим учебно - методическим комплектом: Сборник рабочих программ. «Школа России» М. Просвещение 2011г,  В. П. Канакина. Русский язык. 3 класс,  В. П. Канакина. Русский язык: учебник: 3 класс. М., 2013г, В 2 ч.: Ч-1.Ч-2

Рабочая тетрадь: 3 класс М., 2013 г,  В. П. Канакина. Русский язык: Дидактические материалы: 3 класс М, 2013г ,  В. П. Канакина.  Русский язык: Проверочные работы: 3 класс М., 2013г,  В. П. Канакина.  Русский язык: Книга для учителя: 3 класс М., 2013г.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В первом классе – 165ч (5ч в неделю, 33 учебные недели); из них 115ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50ч (10 учебных недель – урокам русского языка. Во 2 – 4 классах на уроки русского языка отводится по 170ч (5ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Согласно постановлению правительства РФ считать выходными днями: 08.03.2014, 01.05.2014, 02.05.2014, 09.05.2014. В связи с этим в программу внесены следующие изменения: сокращены темы из раздела «Повторение»

Формы организации учебного процесса:

  • работа в парах
  • работа в группах
  • индивидуальная
  • фронтальная 

Требования к уровню подготовки учащихся

Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению  чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средствами условия общения;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления  младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир но всём его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: учебниках и других учебных пособиях, словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка; осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир но всём его многообразии; осознание единства и различия этих реальностей;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в со ответствии с содержанием предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общении, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решений, коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложения (в объёме изученного);
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  • потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное.

назначение букв е, ё, ю, я обозначают два звука; различие деления слов на слоги и для переноса; влияние ударения на смысл слова; различие звуков [и] и [й] й букв, Их обозначающих; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме;

Требования к уровню подготовки учащихся

оканчивающих третий  класс

Личностные результаты

обучающийся научится:

  • осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмоции других людей;
  • сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любить и уважать Отечество, его язык, культуру.

обучающийся получит возможность научиться

испытывать:

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
  • Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология.

Регулятивные результаты

обучающийся научится:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные результаты

обучающийся научится:

  • вычитывать различные виды текстовой информации;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками.

обучающийся получит возможность научиться

  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные результаты

обучающийся научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

обучающийся научится

понимать:

  • главные и второстепенные члены предложения;
  • предложения распространенные и нераспространенные;
  • значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
  • однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
  • чередование согласных и беглые гласные в слове; употребление разделительных мягкого (ь) и твердого (ъ) знаков;
  • различие приставок и предлогов;
  • лексическое значение, грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола;
  • употребление в речи различных частей речи.

обучающийся получит возможность научиться

использовать приобретенные знания и умения для:

  • активного использования учащимися в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространенных, нераспространенных), по эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных), правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;
  •  разбора слов по составу, применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами -ик, -ек, с изученными приставками;
  • правописания сложных слов и глаголов с не;
  • написания слов с непроверяемыми орфограммами;
  • письма под диктовку текстов (55—60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

                                                            

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

  1. КЛАСС (170 ч)

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи

Вспоминаем, повторяем, изучаем (35 часов)

Наша речь и наш язык  (2 часа). Наша речь и наш язык.

Текст (2 часа). Текст как единица языка и речи.  Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение текста. Связь между частями текста. План. Типы текста.

Предложение (12 часов). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Диалог. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетания. Вычленение из предложений основы и словосочетаний. Разбор предложений по членам предложения. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

Слово и его лексическое значение (6 часов). Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи.

Части речи (5 часов). Обобщение знаний о частях речи. Числительное как часть речи.

Однокоренные слова (1 час).

Слово и слог. Звуки и буквы (7 часов). Слово и слог. Гласные звуки и буквы. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с мягким (ь) знаком и другими изученными орфограммами. Перенос слов.

Состав слова (50 часов)

Общее понятие о значимых частях слова (20 часов).  Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Формирование умений находить значимые части в слове. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным словарем.

Правописание частей слова (30 часов). Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в слове. Правописание приставок и суффиксов в слове. Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Правописание слов с двойными согласными. Правописание слов с разделительными твердым  и мягким знаками.

Части речи (75 часов)

Имя существительное (30 часов). Понятие об имени существительном. Роль имени существительного в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. Род имен существительных. Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. Изменение имен существительных по падежам. Склонение имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного. Роль имени существительного в предложении.

Имя прилагательное (19 часов). Понятие об имени прилагательном как части речи. Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательным с именем существительным. Общее понятие о сложных прилагательных. Число имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -ие). Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного. Роль имени прилагательного в предложении.

Местоимение (5 часов). Личные местоимения. Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Роль местоимений в предложении.

Глагол (21 час). Понятие о глаголе как части речи. Начальная форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов. Времена глагола. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Правописание глаголов с частицей не. Роль глаголов в предложении.

Связная речь

Речь и ее значение в жизни. Наблюдение над разновидностями речи. Текст. Определение типа текста, темы, главной мысли. Деление текста на части, их озаглавливание. Изложение. Письменное изложение текста повествовательного характера и с элементами описания и рассуждения по плану. Сочинение. Сочинения по сюжетному рисунку, по серии рисунков, по демонстрационной картине, на определенную тему. Написание короткого письма, приглашения, объявления. Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения в речи. 

Повторение изученного материала за год (10 часов)

Текст и предложение. Состав слова. Правописание частей слова. Части речи.

Календарно - тематическое планирование

Количество часов -170


п/п

Название темы

Характеристика деятельности учащихся

Сроки прохождения

по плану

фактически

Язык и речь(2ч)

1

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь

Рассуждает о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализирует речь людей. Наблюдает за особенностями собственной речи и оценивает её,  различает устную, письменную речь и речь про себя.

Отличает диалогическую речь от монологической. Использует в речи диалог и монолог. Участвует в учебном диалоге. Соблюдает  в речи правила речевого этикета. Работает со страничкой для любознательных. Составляет по рисункам диалог и монолог

02.09

2

Наш язык

03.09

Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)

3

Текст как единица языка и речи

Отличает текст от других записей по его признакам. Осмысленно читает текст.

Составляет текст по заданной теме. Выбирает ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Отличает предложение от группы слов, не составляющих предложение. определяет границы предложения в деформированном тексте. Выбирает знак для обозначения конца предложения. Обосновывает выбор знака препинания в конце предложения.

04.09

4

Типы текстов

05.09

5

Предложение

06.09

6

Виды предложений по цели высказывания.

09.09

7

Виды предложений по интонации

10.09

8

 Входной контрольный диктант №1

Употребляет заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Пишет  слова в предложении раздельно.

11.09

9

Работа над ошибками. Предложение с обращением

Находит в тексте обращение. Употребляет заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Пишет  слова в предложении раздельно.

12.09

10

Обучающее изложение

Анализ допущенных ошибок. Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.

Различает предложения по интонации. Употребляет заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Пишет  слова в предложении раздельно

Обосновывает правильность выделения подлежащего и Главные и второстепенные члены предложения  сказуемого. Анализирует схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

13.09

11

Главные и второстепенные члены предложения

16.09

12

Простое и сложное предложения

Различает  распространенные и нераспространенные предложения.

Составляет распространённые и нераспространённые предложения.

распространяет нераспространённые предложения.

17.09

13

Простое и сложное предложения

18.09

14

Словосочетание

Устанавливает при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составляет предложение из деформированных слов.

19.09

15

Словосочетание

20.09

16

Контрольная работа №1по теме «Повторение»

Пишет диктант и проверяет написанное.

Применяет полученные знания на практике. Находит изученные орфограммы.

23.09

Слово в  языке и речи  (19ч)

17

Работа  над ошибками. Сочинение - описание по картине В.Поленова «Золотая осень»

Рассматривает репродукцию картины «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составляет рассказ по репродукции картины,  используя данное начало и опорные слова.  Излагает свои мысли на письме.

24.09

18

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

Анализирует свою работу.

Распознает многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Наблюдает над этимологией слова лопата.

Определяет значение слова по толковому словарю. Объясняет лексическое значение слова. Находит в тексте незнакомые слова. Классифицирует слова по тематическим группам. Работает с толковым и орфографическим словарями.

25.09

19

Синонимы и антонимы

Распознает синонимы и антонимы. Подбирает к слову синонимы, антонимы

26.09

20

Омонимы

Распознает омонимы.

27.09

21

Слово и словосочетание

Устанавливает при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составляет предложение из деформированных слов.

30.09

22

Фразеологизмы.  Обучающее изложение

Используя данное начало и опорные слова, излагает свои мысли на письме

Применяет полученные знания на практике. Находит изученные орфограммы

01.10

23

Слово и его сочинение по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды»

Определяет  имена существительные, классифицирует их, приводит примеры.

02.10

24

Части речи. Имя существительное

Рассматривает репродукцию картины «Цветы и плоды» в «Картинной галерее» учебника.

Составляет рассказ по репродукции картины. Используя данное начало и опорные слова.  Излагает свои мысли на письме

03.10

25

Имя прилагательное

Анализирует свою работу. Различает части речи.

04.10

26

Глагол

Определяет  глаголы, классифицирует их, приводит примеры.

07.10

27

Имя числительное

Определяет  имена числительные, классифицирует их, приводит примеры.

08.10

28

Однокоренные слова

Делит слова на слоги. Определяет количество слогов  в слове. Классифицирует слова по количеству в них слогов. Определяет количество букв, звуков, гласных и согласных в слове.

09.10

29

Звуки и буквы. Гласные звуки

Определяет качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах, работает по алгоритму. Проводит звуко-буквенный разбор определённого слова. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.

10.10

30

Звуки и буквы. Согласные звуки

Определяет парные согласные звуки и буквы. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.

11.10

31

Звонкие и глухие согласные  звуки. Разделительный  мягкий знак

Определяет парные согласные звуки и буквы. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами. Различает слова с разделительным Ь

14.10

32

Развитие речи. Обучающее изложение

Используя план и опорные слова, излагает  свои мысли на письме

15.10

33

Обобщение и закрепление знаний. Проверь себя

Пишет диктант и проверяет написанное. Применяет полученные знания на практике. Находит изученные орфограммы. Анализируют  свою работу. Защищают проект.

16.10

34

Словарный диктант №1

17.10

35

 Наши проекты. Рассказ о слове

18.10

Состав слова (16 ч)

36

Общее понятие о значимых частях слова. Корень слова

Формулируют определения однокоренных слов и корня слова. Находят однокоренные слова и выделяют корень. Подбирают примеры Различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и омонимы, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работают со словарем однокоренных слов.

21.10

37

Как найти в слове корень

Находят однокоренные слова и выделяют корень. Подбирают примеры. Различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и омонимы, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работают со словарем однокоренных слов. Различать сложные слова, находить в них корни.

22.10

38

Сложные слова. Правописание сложных слов. (Соединительные гласные в сложных словах)

23.10

39

Формы слова. Окончание

Формулируют определение окончания. Находят однокоренные слова и выделяют корень, окончание. Подбирают примеры Различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и омонимы, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работают со словарем однокоренных слов.

24.10

40

Формы слова. Окончание. Как найти в слове окончание?

25.10

41

Что такое приставка?

 Формулируют определение приставки. Подбирают примеры Различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и омонимы, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работают со словарем однокоренных слов. Находят однокоренные слова и выделяют корень, окончание, приставки.

05.11

42

Как найти приставку в слове?

Находят однокоренные слова и выделяют корень, окончание, приставки.

06.11

43

Значения приставок

Находят однокоренные слова и выделяют корень, окончание, приставки

07.11

44

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

 Формулируют определение суффикса. Подбирают примеры Различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и омонимы, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работают со словарем однокоренных слов. Находят однокоренные слова и выделяют корень, окончание, приставки, суффиксы

08.11

45

Значение суффиксов

Подбирают примеры. Различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и омонимы, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работают со словарем однокоренных слов. Находят однокоренные слова и выделяют корень, окончание, приставки, суффиксы

11.11

46

Сочинение-описание по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

Рассматривают репродукцию картины. Составляют рассказ по репродукции картины. Используя данное начало и опорные слова  Излагают свои мысли на письме

12.11

47

Что такое основа слова?

Выделять основу в словах. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном в словаре. Работать с форзацем учебника "Словообразование": наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования

13.11

48

Обобщение знаний о составе слова

14.11

49

Контрольная  работа №2 по теме: «Состав слова»

Пишет диктант и проверяет написанное. Применяет полученные знания на практике. Находит изученные орфограммы.

15.11

50

Работа над ошибками. Проверь себя

Анализируют свою работу. Различают значимые  части слова. Находят основу слова.

18.11

51

Проект «Семья слов»

Составлять "семью слов. По аналогии данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

19.11

Правописание частей слова (29часов)

52

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова

Обсуждают алгоритм действий для решения орфографических задач и используют алгоритм в практической деятельности. Определяют наличие в слове изученных орфограмм. Объясняют, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами. Приводят примеры.

20.11

53

Правописание безударных гласных в корне слова

Обсуждает алгоритм действий для решения орфографических задач и использует алгоритм в практической деятельности. Сравнивает слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Переносит слова по слогам. Приводит примеры

21.11

54

Правописание слов с безударными гласными в корне слова

Определяет способы переноса. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами. Приводит примеры

22.11

55

Слова с буквосочетаниями оро\ра, ере\ре, оло\ла

Составляет рассказ по серии сюжетных рисунков по  вопросам и опорным словам. Приводит примеры

25.11

56

Правописание  глухих и звонких согласных в корне

Обсуждает алгоритм действий для решения орфографических задач и использует алгоритм в практической деятельности. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами. Приводит примеры.

26.11

57

Правописание глухих и звонких согласных в корне

Обсуждает алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.  Приводит примеры.

27.11

58

Правописание глухих и звонких согласных в конце слова

28.11

59

Правописание глухих и звонких согласных перед согласными в корне

29.11

60

Сочинение по серии картин «Серая шейка»

Редактирует  предложения. Излагает содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку текста.

02.12

61

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне

Анализируют свою работу. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.  Приводит примеры.

03.12

62

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

04.12

63

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне

Обсуждает алгоритм действий для решения орфографических задач и использует алгоритм в практической деятельности. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами. Приводит примеры

05.12

64

Правописание слов с двойными согласными

Обсуждает алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.

06.12

65

Правописание слов с двойными согласными

Обсуждает алгоритм действий для решения орфографических задач и использует алгоритм в практической деятельности. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.  Приводит примеры.

09.12

66

Сочинение по опорным словам по картине В.Васнецова «Снегурочка»

Редактирует  предложения. Излагает содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку текста.

10.12

67

Контрольный диктант №2 по теме: «Правописание частей слов»

11.12

68

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек, -ик, –ок, -ёк

Обсуждает алгоритм действий для решения орфографических задач и использует алгоритм в практической деятельности. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.  Приводит примеры

12.12

69

Суффиксы –оньк,еньк. Изложение текста воспринятого на слух

Обсуждает алгоритм действий для решения орфографических задач и использует алгоритм в практической деятельности. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.  Приводит примеры

13.12

70

Правописание приставок

Обсуждает алгоритм действий для решения орфографических задач и использует алгоритм в практической деятельности. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.  Приводит примеры

16.12

71

Правописание приставок

Обсуждает алгоритм действий для решения орфографических задач и использует алгоритм в практической деятельности. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.  Приводит примеры

17.12

72

Правописание приставок и предлогов

Обсуждает алгоритм действий для решения орфографических задач и использует алгоритм в практической деятельности. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.  Приводит примеры

18.12

73

Правописание приставок и предлогов

19.12

74

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

Анализируют свою работу. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.  Приводит примеры.

20.12

75

Правописание слов с разделительным Ь  знаком и разделительным Ъ знаком

Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Приводит примеры.

23.12

76

Правописание слов с разделительным Ь  знаком и разделительным Ъ знаком

Пишет диктант и проверяет написанное. Применяет полученные знания на практике. Находит изученные орфограммы Контролирует правильность записи текста, находит неправильно написанные слова и исправляет ошибки.

24.12

77

Правописание слов с разделительным Ь  знаком и разделительным Ъ знаком

25.12

78

Словарный диктант№2  

26.12

79

 Проект «Составляем орфографический словарь»

Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами.  Приводит примеры. Редактирует  предложения. Излагает содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку текста. Работать с памяткой  "Как подготовиться к изложению"

27.12

80

 Части речи.  Повторение и углубление представлений

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное) Подбирать примеры слов

30.12

Имя существительное (31ч)

81

Значение и употребление имён существительных в речи

Распознает имена существительные среди других частей речи. Обосновывает отнесение слова к  имени существительному. Объясняет  лексическое значение слов-  имен существительных.

13.01

82

Значение и употребление имён существительных в речи

14.01

83

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Различает одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы, подбирает примеры таких существительных. Классифицирует одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по значению и объединяет их в тематические группы.

15.01

84

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

16.01

85

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану

Составляет устный рассказ  на основе наблюдений и по вопросам учителя.

17.01

86

Собственные и нарицательные имена существительные

Различает собственные и нарицательные имена существительные, подбирает примеры таких существительных. Классифицирует собственные и нарицательные имена существительные по значению и объединяет  их в тематические группы. Пишут с заглавной буквы имена собственные. Находят   информацию о происхождении своей фамилии и названии своего посёлка.

20.01

87

Проект «Тайна имени»

Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. составлять с по помощью взрослых рассказ о своём имени.

21.01

88

Число имён существительных

Определяет число имён существительных. Изменяют имена существительные по числам. Определяют, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

22.01

89

Число имён существительных.

Имена существительные, употребляемые в форме одного числа

23.01

90

Род имён существительных

Определяет род и грамматические признаки имен существительных, роль в предложении.

24.01

91

Род имён существительных

Определяет род и грамматические признаки имен существительных, роль в предложении

27.01

92

Род имён существительных. Ь на конце имён существительных после шипящих

Обосновывает правильность определения  грамматических признаков имени существительного. Классифицируют  имена существительные по определенному грамматическому признаку. Выбирают из ряда имен существительных имя существительное с определенным признаком.

Работают с повествовательным текстом.

28.01

93

Ь на конце имён существительных после шипящих

Обосновывают правильность определения  грамматических признаков имени существительного. Классифицируют  имена существительные по определенному грамматическому признаку. Выбирают из ряда имен существительных имя существительное с определенным признаком. Работают с повествовательным текстом.

29.09

94

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин

Обосновывают. Работают с повествовательным текстом. Составляют рассказ по репродукции картин. Записывают. Подробно письменно излагать содержание текста образца.

30.01

95

Контрольный диктант№3 по теме "Имя существительное"

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

31.01

96

Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам

Анализируют таблицу склонение имен существительных по вопросам учебника. Запоминают названия падежей. Изменяют слова по падежам.

03.02

97

Падеж имён существительных

Изменяют слова по падежам. Распознают падежи имен существительных.

04.02

98

Падеж имён существительных

Изменяют слова по падежам. Распознают падежи имен существительных.

05.02

99

Развитие речи. Составление рассказа на основе сказочного сюжета по картине И. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).

06.02

100

Именительный падеж

Изменяют слова по падежам. Распознают падежи имен существительных. Распознают именительный падеж по вопросу.

07.02

101

Родительный падеж

Изменяют слова по падежам. Распознают падежи имен существительных. Распознают родительный  падеж по вопросу и предлогу.

10.02

102

Дательный падеж

Изменяют слова по падежам. Распознают падежи имен существительных. Распознают дательный   падеж по вопросу и предлогу.

11.02

103

Винительный падеж

Изменяют слова по падежам. Распознают падежи имен существительных. Распознают винительный   падеж по вопросу и предлогу.

12.02

104

Родительный и винительный падеж

Изменяют слова по падежам. Распознают падежи имен существительных. Распознают родительный  падеж по вопросу и предлогу.

13.02

105

Творительный падеж

Изменяют слова по падежам. Распознают падежи имен существительных. Распознают творительный   падеж по вопросу и предлогу.

13.02

106

Предложный падеж

Изменяют слова по падежам. Распознают падежи имен существительных. Распознают предложный падеж по вопросам и предлогам. Распознают падежи имен существительных. Списывают  и проверяют написанное. Применяет полученные знания на практике. Находят изученные орфограммы.

14.02

107

Все падежи. Работа с таблицей "Признаки падежей"

17.02

108

Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор

18.02

109

Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"

19.02

110

Контрольное тестирование по теме «Имя  существительное»

20.02

111

Проект «Зимняя страничка»

Составляют сообщение об изученных падежах.

21.02

Имя прилагательное (18ч)

112

Имя прилагательное как часть речи

Распознают имя прилагательное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу.

Используют в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

24.02

113

Значение и употребление имён прилагательных в речи

25.02

114

Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные

Распознают имя прилагательное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу. Распознают сложные имена прилагательные и правильно их записывают (серебристо-белый, золотисто-желтый),  выделяют словосочетания с именами  прилагательными.

26.02

115

Текст - описание. Сочинение -описание растения в научном стиле

Распознают художественное и научное описания, наблюдают над употреблением имен существительных в таких текстах. Составляют  текст-описание в научном стиле.

27.02

116

Развитие речи. Отзыв по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь"

Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. рассматривать репродукцию картины  и высказывать своё отношение

28.02

117

Словарный диктант №3

Пишут диктант   и проверяют написанное. Применяет полученные знания на практике. Находят изученные орфограммы.

03.03

118

Работа над ошибками.  Род имён прилагательных

Определяют род имён прилагательных. , распределяют  по группам в зависимости от их рода, изменяют имёна прилагательные по родам , приводят примеры имён прилагательных определенного рода, употребляют имёна прилагательные в определенном роде.

04.03

119

Изменение имён прилагательных по родам

05.03

120

Изменение имён прилагательных по родам

06.03

121

Изменение имён прилагательных по числам

Определяют число имён прилагательных, распределяют   по группам в зависимости от их числа, изменяют  имёна прилагательные по числам, приводят  примеры имён прилагательных определенного числа, употребляют имёна прилагательные в определенном числе.

07.03

122

Изменение имён прилагательных по числам

10.03

123

Изменение имён прилагательных по падежам

Анализируют таблицу в учебнике. Изменяют имена прилагательные , пользуясь данной таблицей.  работать с памяткой "Порядок разбора имени прилагательного". разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке.

Составлять сочинение-отзыв  по репродукции картины А.А. Серова "Девочка с персиками"

11.03

124

Изменение имён прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного

12.03

125

Обобщение знаний об имени прилагательном

13.03

126

Обобщение знаний об имени прилагательном Морфологический разбор имени прилагательного

14.03

127

Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А. Серова "Девочка с персиками"

17.03

128

 Проверим себя. Изменение имён прилагательных по падежам

Определяют падеж имён прилагательных, употребляют имёна прилагательные в определенном падеже. Определяют начальную форму имени прилагательного.

18.03

129

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок

19.03

Местоимение (5ч)

130

 Личные местоимения

Формулируют понятие местоимение. Распознают  личные местоимения  среди других слов и в предложении. Различают  местоимения и имена существительные. Определяют лицо и число личных местоимений. Заменяют повторяющиеся  в тексте имена существительные личными местоимениями. Изменяют  местоимения 3 лица по родам

20.03

131

Изменение личных местоимений по родам

21.03

132

Изменение местоимений 3 лица ед. числа по родам. Роль местоимений в предложении

31.03

133

Морфологический разбор местоимений. Развитие речи. Составление письма

01.04

134

Контрольный диктант №4 по теме: «Имя прилагательное»

Списывают  и проверяют написанное. Применяет полученные знания на практике. Находят изученные орфограммы.

02.04

Глагол (21ч)

135

Глагол как часть речи

Распознают глагол среди других частей речи по лексическому значению и вопросу. Обосновывают отнесение слова к  глаголу.

03.04

136

Значение и употребление в речи глаголов

Классифицирую глаголы по вопросам. Узнают  неопределенную форму глагола. Образовывают от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Обсуждают значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределенной форме.

04.04

137

Значение и употребление в речи глаголов

07.04

138

Неопределённая форма глагола

Классифицирую глаголы по вопросам. Узнают  неопределенную форму глагола. Образовывают от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Обсуждают значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределенной форме.

08.04

139

Неопределённая форма глагола

09.04

140

Изменение глаголов по числам

Определяют число глаголов, распределяют глаголы по группам в зависимости от  их числа, изменяют глаголы по числам, приводят примеры глаголов определенного числа, употребляют глаголы в определенном числе. Работают с орфоэпическим словарём.

10.04

141

Изменение глаголов по числам

11.04

142

Времена глаголов

Определяют времена  глаголов, распределяют глаголы по группам в зависимости от  их времени, изменяют глаголы по временам, приводят примеры глаголов определенного времени, употребляют глаголы в определенном времени. Работают с орфоэпическим словарём. Работают с текстом, определяют тип текста, тему, главную мысль, подбирают заголовок, самостоятельно составляют план, подробно излагают текст по плану. Проверяют  написанное.

14.04

143

Изменение глаголов по временам

15.04

144

Изменение глаголов по временам

16.04

145

Изменение глаголов по временам

17.04

146

Изложение по тексту

 Г. Скребицкого «Лось»

18.04

147

Изменение глаголов прошедшего времени по родам

21.04

148

Изменение глаголов прошедшего времени по родам

Изменяют глаголы прошедшего времени по родам.

22.04

149

 Правописание НЕ с глаголами

Раздельно пишут частицу НЕ с глаголами, правильно произносят глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работают с памяткой «Порядок разбора глагола».

23.04

150

Правописание НЕ с глаголами

Раздельно пишут частицу НЕ с глаголами, правильно произносят глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работают с памяткой «Порядок разбора глагола».

24.04

151

Обобщение знаний о глаголе

Раздельно пишут частицу НЕ с глаголами, правильно произносят глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работают с памяткой «Порядок разбора глагола».

25.04

152

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола

28.04

153

Обобщение знаний о глаголе

29.04

154

Обобщение знаний о глаголе

30.04

155

 Контрольная работа №3 по теме "Имя прилагательное"

Пишет диктант и проверяет написанное.

Применяет полученные знания на практике. Находит изученные орфограммы

05.05

Повторение (14ч)

156

Части речи

Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами. Приводит примеры

06.05

157

Обучающее изложение

Пишут изложение  и проверяют написанное. Применяет полученные знания на практике. Находят изученные орфограммы.

07.05

158

Обобщение изученного о слове и предложении. Словарный диктант№4

 Анализирует работу. Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами. Приводит примеры

08.05

159

Контрольная работа №4 по теме: «Глагол»

Пишут диктант и проверяют написанное. Применяет полученные знания на практике. Находят изученные орфограммы изученные  в течении года.

12.05

160

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова

Анализирует работу.

 Определяет наличие в слове изученных орфограмм.

Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами. Приводит примеры

Пишут изложение  и проверяют написанное.

Применяет полученные знания на практике.

 Находят изученные орфограммы.

13.05

161

 Развитие речи. Обучающее изложение

14.05

162

Обобщение знаний о тексте

15.05

163

Правописание имён прилагательных

16.05

164

Правописание безударных гласных

19.05

165

Контрольное тестирование. Части речи.

20.05

166

Обучающее изложение

21.05

167

Сочинение на тему: "Почему я жду летних каникул"

22.05

168

Урок-КВН «Язык родной дружи со мной».

Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами. Приводит примеры

23.05

169

Повторение

170

Повторение

 

                                    Контрольно- измерительные материалы

Формы организации контроля.

№ п/п

урока

Тема контрольной работы

1

8

Входной контрольный диктант №1

2

16

Контрольная работа №1. Повторение

3

34

Словарный диктант №1

4

49

Контрольная работа №2. Состав слова

5

67

Контрольный диктант №2. Правописание частей слова

6

78

Словарный диктант №2

7

95

Контрольный диктант №3. Имя существительное

8

110

Контрольное тестирование.  Имя существительное

9

117

Словарный диктант №3

10

134

Контрольный диктант  №4. Имя прилагательное

11

155

Контрольная работа №3. Имя прилагательное

12

158

Словарный диктант №4

13

159

Контрольная работа №4. Глагол

14

165

Контрольное тестирование. Части речи.

Нормы, критерии оценки и виды контроля по русскому языку:

   Диктант:

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок.

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного. Наличие не более 2 ошибок;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, не более 3-5 ошибок;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие 6 ошибок или более.

Списывание

Объём текстов для списывания  в 1 классе -18-20 слов; во 2 классе -20-40 слов, 3 классе-40-60 слов, 4 классе 60-80 слов.

Оценивание списывания:

«5» ставится за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

 «4» - за работу,  в которой 1-2 исправления или одна ошибка;  

«3» - за работу, в которой 2-3 ошибки;

«2», за работу, в которой 4 ошибки и более.

Словарные диктанты

В словарные и терминологические диктанты включаются слова  на изученные орфограммы, а также слова из словаря, написание которых нужно запомнить.

Объём словарного диктанта во 2 классе -8-10 слов; в 3 классе -10-12 слов; в 4 классе -12-15 слов.

Нормы оценки за словарные  диктанты:

 «4» ставится за диктант с 1 ошибкой;

«3» ставится за диктант с 2 ошибками;

 отметка «2» ставится за диктант с  3 и более ошибками.

Изложение

Поскольку навык письменной речи  только складывается, данный вид работы носит скорее обучающий, чем контролирующий характер. Для письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой  сюжетной линией. Для текущего и итогового контроля ученикам предлагается только подробное изложение.

К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Изложение оценивается одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается. Желательно, чтобы сначала дети работали в черновике (это даёт возможность редактировать текст), затем изложение переписывается в  чистовик и проверяется. В изложении оцениваются полнота и точность передачи содержания, построение текста, построение предложений.

Тесты

Тесты как вид контроля вводятся только со второго полугодия 2-го класса. Тестовая форма сравнительно недавно  используется в практике работы начальной школы, но уже стала актуальной. Назначение тестов - не только и даже не столько  контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика состояния и проблем,  возникающих у учащихся на каждом этапе изучения программного материала.  

Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность  установить  причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

Тестирование используется в начальной школе  для педагогической диагностики  и дифференцированного  подхода. Тесты могут применяться и в качестве своеобразных тренажеров. С их помощью можно осуществлять тренировку, совершенствование способностей, находящихся пока на недостаточно высоком уровне.

Одной из причин неудовлетворительного выполнения тестовых заданий  является отсутствие навыка работы с тестами, поэтому больше всего учащиеся испытывают  трудности при выполнении заданий с кратким и развернутым ответом.

Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих. На проведение теста отводится один урок.

Комплекты проверочных тестовых работ с 1 по 4 класс по русскому  языку, математике и чтению  изданы в издательстве «Вентана Граф». В комплекте по каждому классу имеются инструкции для учителя  по проведению и оценке работ. В помощь педагогам  имеются методические пособия  «Оценка знаний» по русскому языку (В.Ю. Романова, Л.В.Петленко)  и математике  (В.П.Рудницкая, Т.В.Юдачёва).

Входной контрольный диктант №1. Урок 8

Сентябрь. Весь месяц стоят тёплые деньки. На берёзках жёлтые листья. Дрозды клюют ягодки рябины. Давно улетели на юг стрижи. Не поют певчие птички. Загляни в огород! Грядки с помидорами пусты. Мальчики срезают капусту. Девочки врывают из земли морковь. Взрослые выкапывают картофель. Скоро зима.

Контрольная работа №1. Повторение. Урок 16

Текст для учителя

К контрольной работе № 1

1.Запись под диктовку предложений.

В тёплые страны улетают журавли. Тихо падают с берёз листья. Под ногами шуршит сухая листва. В воздухе летят паутинки.

1.Запись предложений под диктовку.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

В любом предложении подчеркнуть главные члены предложения и выписать 2-3  словосочетания.

___________________________________________________________________________________

2.Расположите предложения так, чтобы получился текст.  

  1. Жук скоро выздоровел. 2) Коля и Ваня подобрали Жука на улице.   3) Мальчики вместе ухаживали за ним. 4) Большую чёрную собаку звали Жук. 5) У неё перебита нога.  

_________________________________________________________________________________                

3.Определите количество предложений. Запишите их,  правильно обозначая начало и конец предложений. Подберите к тексу заголовок.

зашло солнышко потемнело поле из оврага расползается сумрак на вершине тополя вспыхнули золотые искорки это солнышко послало свой последний привет____________________________________________________________

                                                                                             

4.Закончите предложения. Подчеркните в написанных предложениях главные члены.

  1. Ранним утром _____________________________________________________
  2. На берёзке появились___________________________________________________  
  3.  Ярко светит _________________________________________________________

5.Из слов каждой строки составьте и запишите предложения.*

Летние, хорошо, бродить, в, дни, по, роще, берёзовой

Шелестит, тёплый, над, ветер, головой, листьями

Воздухе, душистой, грибами, пахнет, в, и, земляникой

В любом предложении обозначьте части речи.

Словарный диктант№1. Урок34

Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздик, герой, горох, желать, животное.

Контрольная работа №2. Состав слова. Урок №49

Текст для учителя

К контрольной работе № 2

1.Запись предложений под диктовку.

Снежинки родились высоко над землёй в снежных облаках. В лесу осиновом дрожат осинки. Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

1.Запись предложений под диктовку.

___________________________________________________________________________

Выделите корень в однокоренных словах. Выпишите слова данной структуры:  

        — ^ □;          — □.

___________________________________________________________________________________

2.Подоберите к любому из данных слов 2 – 3 однокоренных слова: дождь, лень, бег, мороз, дом, корм.

________________________________________________________________________________

3.Образуйте однокоренные слова от данных слов:

1) при помощи приставок: ходить, писать, лить, плыть;

2)при помощи суффиксов: туман, берёза, двор, лес, глаз, стол, дуб; 

___________________________________________________________________________________

3)при помощи суффикса и приставки одновременно: сад, сказ, снег, дар, мороз.______________________________________________________________________________

4.Разоберите слова по составу:   беленький ,    гнёздышко ,     увидит .

5.Подберите к данным словам однокоренные имена существительные: морской, светить, пилить, кормить, жить, грибной,

____________________________________________________________________________________________________________________________________

однокоренные имена прилагательные: вода, мёд, ягода, гора, зеленеть, нарядить, лимон, дети, воробей.

Контрольный диктант №2. Правописание частей слова. Урок №67

Праздничный лес

Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блестками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь березы.

Слово для справок: из-под

Словарный диктант№2. Урок № 78

 Завтра, заря, здравствуй, интересный, картофель, килограмм, квартира, коллектив, коллекция, комната, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница.

Контрольный диктант №3. Имя существительное. Урок № 95

Дорога шла через рожь. Мы пришли к озеру Черное. Так оно названо по цвету воды. Был вечер. Мой товарищ Кузьма поставил шалаш. Вокруг тишина. Чуть шуршит камыш. Ночь была звездная. Утром заалела заря. Луч солнца осветил берег. Мы закинули удочки. Хорош первый улов! На крючок попался большой лещ.

Контрольное тестирование. Имя существительное. Урок № 110

1.Подчеркните имена существительные: свет, бежать, доброта, голубой, лисица, печенье.
2.Выберите верное утверждение.
1) Имя существительное–это…
а) часть слова  
б) часть речи
в) член предложения
2) а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.  
б) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
в) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.
3. Подчеркните имена существительные, отвечающие на вопрос что?

Встреча,  павлин,  клоун,  букет,  счастье,  повар.
4. Укажите имена существительные (неодушевлённые, ж.р.).

  Сирень,  терпение,  доброта,  бабушка,  декабрь,  семья.
5. Определите имя существительное в предложении:

В высоком небе летел большой косяк журавлей.

6. Запиши слова в три столбика.

Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыши, дядя, старость, лагерь, рыба, сноп, капля, облако, рожь, честь, дороги, полночь, букварь, сеть.

          Женский род                         мужской род                 средний род          

___________________

________________________

________________________

____________________

________________________

________________________

____________________

________________________

________________________

____________________

________________________

________________________

____________________

________________________

________________________

7. Просклоняй существительные: беседка, отец, осень.

И.п.____________________

________________________

________________________

Р.п.____________________

________________________

________________________

Д.п.____________________

________________________

________________________

В.п.____________________

________________________

________________________

Т.п.____________________

________________________

________________________

П.п.____________________

________________________

________________________

8. Вставь (если нужно) на конце существительных мягкий знак.

Реч__, врач__, вещ__, луч__, сторож__, ноч__, мыш__, лож__, багаж__, чертёж__, глуш__, плащ__, товарищ__.

9. Замени имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными множественного числа. Вставь пропущенные буквы. Обозначь падеж существительных.

Зима. Сне___ л__жит на______________________________________ (тр__пинка, аллея), на_______________________________________(ск__мейка и крыша). На _________________(ёлка) з__лёная хвоя п__крыта ин__ем.

10. Как определить падеж существительных во множественном числе?

Словарный диктант№3. Урок № 117

Овес, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, поток, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница.

Контрольный диктант №4. Имя прилагательное. Урок № 134

Хороша ранняя весна в лесу! Светит весеннее солнце. Легкие облака украшают небо. Слышна чудесная трель птиц. Смолой запахли душистые почки. Зазеленела молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. У пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчик грыз кору осины. Радостный и веселый лес весной.

Контрольная работа №3. Имя прилагательное Урок № 155

Текст для учителя

К контрольной работе №3

1.Запись под диктовку предложений.

Лесная мышь свила гнездо из травинок. Колючий ёжик выбрался на лесную полянку. Осенняя рябина краснела у крыльца. Смолой пахнут душистые почки.

1.Запись предложений под диктовку.

__________________________________________________________________________________

2.В тексте (задание №1) найдите и обозначьте имена прилагательные в каждом предложении. Выпишите любое прилагательное и разберите его как часть речи. Выпишите из предложений 2-3 словосочетания, образованные из имён прилагательных и имён существительных

________________________________________________________________________________

3.Подберите к данным словам однокоренные имена прилагательные.

Боль - ___________________, вред - ______________________, шум - ___________________,

свет - ___________________, сор - _____________________, зелень - ____________________.

4.Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные.

Душистая________________,  жареный _______________,тёплое _________________, дружная _____________________, верный _______________,футбольное ____________, весеннее _________________, звёздная ________________.

5.Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажите род и число имён существительных и имён прилагательных.

_____________ дорога, __________________ товарищ, ___________________  обед, ______________ночь,  __________________ чай,  _________________ солнце, _______________________ метро, __________________ дни,   _________________лисята.

Словарный диктант№4. Урок № 158

Радио, ракета, растение, ромашка, рябина, самолет, север, сирень, солдат, солома, столица, трактор, трамвай, ужин, черный, четверг, четыре, чувство, шоссе.

Контрольная работа №4. Глагол. Урок № 159

Текст для учителя

К контрольной работе №4

1.Запись под диктовку предложений.

Пройдёт зима холодная, наступят дни весенние. В каплях дождя играли солнечные лучики. Жара стояла над землёй. Седые туманы плывут к облакам.

1.Запись предложений под диктовку.

_________________________________________________________________________________

2. Найдите и обозначьте в предложениях (задание №1) глаголы.

Выпишите из любого  предложения глагол и разберите его как часть речи.

___________________________________________________________________________________

3. Допишите к словам подходящие по смыслу глаголы, чтобы получились словосочетания.

________________ до реки, ______________________ к заводу,  __________________  картину, _______________ на скрипке, __________________ пол елью, ________________ над лесом.

4.Образовать от глаголов неопределённой формы глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени:

Лететь_____________________________________________________________

Блестеть___________________________________________________________

Шуметь___________________________________________________________

Петь______________________________________________________________

Бежать____________________________________________________________

5.Определите род у глаголов прошедшего времени.

Жил,   пришла,   взошло,   играла,   писал,   сверкнуло.

Контрольное тестирование. Части речи. Урок № 165

1. Укажите, какие буквы названы правильно:

а) б — бэ;     б) з — эз;     в) л — лэ;

г) н — эн;     д) р — рэ.

2. Найдите звонкие согласные звуки:

а) [в];     б) [п];     в) [з];          

г) [ш];    д) [р];     е) [т].

3. Укажите, в каком слове есть мягкий согласный звук:

а) гроза;         б) ветер;       в) сад;

г) капуста;     д) балка.

4. Найдите однокоренные слова к слову вода:

а) водитель;      в) провод;

б) водяной;       г) водичка.

5. Укажите слова с буквой а в корне:

а) пр…сить;       в) хл…потать;

б) ж…леть;        г) охр…нять.

6. Укажите, в каком слове есть непроизносимый согласный т:

а) чудес..ный;     б) вкус..ный;      в) доблес..ный.

7. Найдите слово с буквой е в корне:

а) д..ректор;       в) т..перь;

б) к..лометр;      г) б..лет.

8. Укажите слово без приставки:

а) уловил;        б) укол;        

в) задумка;       г) задача.

9. Найдите слово с буквой о в приставке:

а) н..дписать;        в) д..бежать;

б) з..ходить;          г) р..збег.

10. Укажите, какое слово надо писать раздельно:

а) (по)казалось;      в) (про)шел;

б) (по)реке;             г) (за)бежал.

11. Найдите слова с разделительным к

а) от-.езд; б) с..ел; в) в..юга; г) солов-.и; д) об..ем.

12. Укажите, в каких словах верно подчёркнуто окончание:

а) думает_        б) большого;       в) окно;

г) лесник     д) смотрит.

13. Разберите слова по составу:

а)       подумала;           в) пришкольный;

б)      перевозит;           г) скользкий.

14. Укажите, какие из данных слов являются именами существительными:

а) налево;      б) задание;       в) белый;

г) гулял;        д) ходьба.

15. Найдите глаголы:

а) бег; б) загорелый; в) читать; г) чтение; д) молчать.

16. Укажите существительное 2-го склонения:

а) у дороги;         в) у лошади;

б) у сарая;           г) у дедушки.

17. Найдите существительные 3-го склонения:

а) уголь; б) трусость; в) словарь; г) корабль.

18. Укажите, в окончаниях каких слов пишется и:

а) в деревн..;          в) в постел..;

б) о товарищ..;       г) в Сибир.. .

19. В каком предложении выделенное слово стоит в винительном падеже?

А. Ребята построили снежную крепость.

Б. Бегут минуты и часы.

В. С утра сижу я на реке.

Г. Мальчики стали догонять мяч.

20. Укажите, в окончаниях каких прилагательных пишется е:

а) в син..м небе;       в) горяч.. е молоко;

б) в зимн..ю ночь.

21. Укажите, какие слова надо писать слитно:

а) (у)тебя;      б) (у)шел;      в) (у)доски;

г) (у)них;       д) (у)дар.

22. В каком предложении употреблен глагол в настоящем времени?

а). Вылетела на солнышко первая бабочка.

б). По вечерам у костров звучат песни.

в). Мы будем строить новый дом.

23. Найдите глаголы 1 спряжения:

а) дышать;       б) думать;     в) увидеть;

г) полоть;         д) строить.

24. Укажите, в окончаниях каких глаголов пишется и:

а) пиш..т;        б) се..т;      в) гон..т;

г) друж..т;       д) реша..т.

25. Укажите, в суффиксах каких глаголов пишется и:

а) слуш..л;      б) се..л;     в) брос..л;

г) обид..л;       д) кле..л.

26. Найдите глагол во 2-м лице, множественном числе:

а) бегут;   б) бегу;   в) бежите;   г) бежим;    д) бежит.

27. Укажите, где нужен ь:

а) ловиш..;    б) поч..ка;    в) гараж..;    г) вещ.. .

28. В каком предложении главные члены подчеркнуты неверно?

а)  Тучи заволокли небо.

б)  Они смотрели на льдины.

в) Мы купили новые книги.

29. Найдите предложение с однородными подлежащими.

а) Зеленая крона деревьев укрывает птиц, жуков, бабочек.

б) Старый дуб навещали синицы, поползни и пищухи.

в) Цапли живут на болотах и озерах.

30. Укажите предложения, в которых есть ошибки в постановке знаков препинания.

а)  Ласточки и дрозды летят в теплые края стаями.

б)  Ласточка летает с открытым клювом, и ловит добычу на лету.

в)  Зимой солнце ярко светит, но мало греет.

г)  Соловьи вьют свои гнезда на земле,  а ястребы на вершинах.

Учебно-методические средства обучения

№ п/п

Наименование

Требуется по программе

Есть в наличии

% оснащения

                                                                        Основная

1

Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык.  Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы /под. редакцией А.А. Плешакова – М. : Просвещение, 2011.

1

1

100%

2

В 2 ч.: 4.1

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник: 3 класс. М., 2013г

25

25

100%

3

В 2 ч.: 4.2

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник: 3 класс. М., 2013 г

25

25

100%

4

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Рабочая тетрадь: 3 класс М., 2013 г

25

25

100%

5

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Дидактические материалы: 3 класс М„ 2013г

25

25

100%

6

 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Проверочные работы: 3 класс М., 2013г

25

25

100%

Дополнительная литература

7

В.А. Синякова. Русский язык: 3 класс: Контрольно - измерительные материалы М.: ВАКО, 2013г

1

1

8

А.И. Максакова, Г.А. Тумакова Учите играя. М., 1983г

1

1

9

Н. Ушаков, Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. - М., 1971г

1

1

Контрольное списывание.

10

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Книга для учителя: 3 класс М., 2013г

1

1

100%

11

  Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Проверочные работы: 3 класс М., 2013г

25

25

100%

12

 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 3 класс: Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями: Учебное пособие М., 2011г

25

25

100%

Оборудование и приборы

13

Ученические столы с комплектом стульев.

13

13

100%

14

Стол учительский с тумбой.

1

1

100%

15

Шкафы для хранения учебников.

5

5

100%

16

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

1

1

100%

17

Приложение таблиц находящихся в 5 и 12 кабинетах.

1

1

100%

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

25

25

100%

Печатные пособия

18

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

25

25

100%

19

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

1

1

100%

Технические средства

20

Телевизор (по возможности).

Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности).

21

Аудиоцентр/магнитофон.

Диапроектор.

1

1

100%

22

Мультимедийный проектор (по возможности).

Экспозиционный экран (по возможности).

2

2

100%

23

Компьютер (по возможности).

Сканер (по возможности),

2

2

100%

24

Принтер лазерный (по возможности).

Принтер струйный цветной (по возможности),

3

3

100%

25

Фотокамера цифровая (по возможности).

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).

0%

26

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

25

        25

100%

27

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).

28

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программ по русскому языку (по возможности).

29

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку

Игры и игрушки

30

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по

темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

31

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

3

3

100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...