русский язык в башкирских классах(1класс)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Для рабочей программы  1класса башкирских школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_v_bash_shkloakh.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

  1. Пояснительная записка .

Обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса «Русский язык» в начальных классах общеобразовательных школ с родным языком обучения (башкирским, татарским, чувашским, марийским, удмуртским и т. д.).  Данный образовательный курс является подготовительным этапом для дальнейшего языкового и литературного образования.

Цель курса обучению речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо; овладение устной разговорной речью, на основе изучения языкового материала создание предпосылок для формирования универсальных учебных действий школьников и развитие личностных качеств младшего школьника.

Задачи обучения грамоте:

— создание активной языковой среды для развития разговорной речи, освоение определённого объёма словаря, активизация внутренней речи и закрепление изученных слов, сочетаний слов, предложений, текстов, учебного диалога;

— создание образовательного пространства для обучения первоначальному чтению и письму, осознания слова как объекта наблюдения, сравнения, анализа и обобщения;

— осознание того, что чтение и письмо являются основным способом, средством получения информации, добычи знаний, и использование их в указанных целях;

— выработка положительного отношения к учёбе.

Программа курса обучения грамоте составлена с учётом основных положений концепции развития российского образования. Материалы, предлагаемые в программе, являются средством достижения всех трёх уровней требований государственных стандартов общего образования второго поколения (2010 г.): предметного, личностного и метапредметного.

В первый класс образовательного учреждения с родным (нерусским) языком обучения поступают дети, которые в подавляющем большинстве не владеют русским языком, так как живут в населённых пунктах, где компактно проживают в основном люди одной национальности (башкиры или татары, чуваши или марийцы и т. д.). В данных условиях дети не имеют практического общения на русском языке, и в школе они впервые приступают к изучению государственного языка, языка межнационального общения своей Родины — России. Необходимо отметить, что современные телекоммуникации (телевидение, радио, компьютер и т. п.) оказывают определённое влияние на развитие внутренней речи ребёнка, способствуют формированию словарного запаса, но из-за отсутствия живого общения на русском языке ребёнок не может овладеть разговорной речью. Поэтому особое внимание в курсе обучения грамоте уделяется развитию устной (разговорной) речи первоклассника.

При построении содержания обучения, т. е. разработке программного учебного материала, и в процессе организации обучения грамоте необходимо принимать во внимание следующие положения.

1. Русский язык является государственным языком нашего государства — Российской Федерации, в том числе Республики Башкортостан, языком межнационального общения, а также вторым языком обучения в национальных школах; этот язык должен быть изучен на достаточно высоком уровне, поэтому необходимо сформировать предпосылки для того, чтобы дети выпускного класса начальной школы научились свободно говорить на русском языке.

2. Обучение русской грамоте с опорой на знания, полученные на уроках обучения родной грамоте, — ведущий принцип программного курса. Опираясь на то, что некоторые явления, законы языка, а также многие буквы алфавитов родного и русского языков совпадают, а также учитывая то, что учебный материал осознанно, лучше усваивается на своём родном языке, необходимо изучить возможную часть программного материала изначально на уроках родного языка, а затем на уроках обучения русской грамоте. При такой организации обучения усвоение языкового материала будет происходить на более осознанном уровне. Также учащиеся в опережающем плане овладевают многими умениями и навыками, связанными со способами и приёмами учебной деятельности, которые могут быть успешно использованы на уроках обучения русской грамоте.

Процесс развития двуязычия в сознании нерусского ребёнка происходит при взаимодействии двух языков. О большой роли родного языка в усвоении русского положительно высказываются современные учёные, занимающиеся проблемами формирования и развития национально-русского и русско-национального двуязычия. Учёные (В. А. Артёмов, Б. В. Беляев, Е. М. Верещагин, Н. И. Жинкин, Л. В. Щерба и др.) в своих исследованиях отмечают, что при усвоении второго языка неизбежен процесс взаимодействия двух языковых систем.

Многолетние исследования башкирских учёных (Ф. Ф. Азнабаевой, 3. Г. Сахиповой, А. Б. Ишемгуловой, Р. А. Абуталиповой, М. С. Давлетшиной, X. А. Тулумбаева, Р. Г. Давлетбаевой и др.) по проблемам изучения русского языка говорят о том, что обучение неродному (русскому) языку с опорой на родной даёт положительные результаты. В настоящее время, когда осуществляется более ранний переход на изучение русского языка, следует больше внимания уделять взаимоопоре языков при обучении. Не только родной язык помогает усвоению русского языка, но и русский, в свою очередь, помогает лучше и глубже понять родную речь, по-новому оценить многие лингвистические факты.

Многолетний опыт работы учёных и практиков республики по обучению русскому языку детей башкир, татар, марийцев, чувашей и т. п. убедил нас в том, что для успешного усвоения учащимися второго языка в период обучения грамоте необходим тщательный учёт лингвистического своеобразия и общих закономерностей русского и родного языков.

3. Обучение русскому языку детей, говоривших до поступления в школу только на родном языке, — трудоёмкий, длительный процесс. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что 50—70% детей республики, где обучение ведётся на родном языке, при поступлении в школу не владеют русским языком. Поэтому при обучении второму языку — русскому — определяющим направлением языкового образования является коммуникативность.

Коммуникативная направленность программы требует особого подхода и значительных усилий при обучении первоклассника устной (разговорной) речи. Поэтому пристальное внимание уделено материалам программы по овладению определённым запасом активного словаря, а также одновременной активизации пассивного (запасы слов внутренней речи) запаса ребёнка. На основе освоенного словаря младший школьник постепенно учится использовать языковые средства в общении, осознавать их соответствие языковым нормам, различным ситуациям речевого общения, т. е. закладываются предпосылки для формирования общей культуры человека.

  • Общая характеристика учебного предмета

Формирование речевой деятельности. Программа курса обучения грамоте даёт знания о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности (аудирование, слушание, чтение, письмо). Происходит знакомство с содержательными сторонами речи и её формальными средствами выражения (грамматикой, графически-знаковыми моделями). С самого начала учебной деятельности слово становится основным объектом изучения, далее переплетается с понятиями предложения и сочетания слов, словосочетания и т. д.

Материалы, с которыми учащийся, оперируя, преобразовывая, выходит на понятия, предусмотренные учебной программой, помогают ему осознанно ориентироваться в звуковой системе языка, понять общий принцип образования слогов и целых слов, сочетаний слов, предложений; освоить механизм слушания, говорения, чтения и письма.

I. Обучение слушанию. Восприятие речи, звуков речи на слух является одним из главных факторов, обусловливающих успех овладения языком как средством общения. Слуховое восприятие важно не только для обмена информацией, но и как необходимое условие для формирования навыком звукового анализа. К моменту поступления в школу ребёнок не готов к восприятию слова как объекта изучения, учебного исследования, а также слуховому восприятию звуков речи для воспроизведения последовательности звуков, его качественных характеристик, что имеет огромное значение в обучении чтению и письму. Для того чтобы звук был воспринят, необходимо совершить предметное действие артикуляционно-двигательного характера, где чрезвычайно велика роль зрительного ощущения и слухового восприятия.

Ребёнок учится слушать и слышать звуки речи. В процессе исследования учебного объекта, т. е. слова, он учится слушать интонирование звуков в исполнении учителя, сверстников и слушать себя. Чёткая организация анализа звуковой структуры слова на материале программы создаёт благоприятные условия для развития умения слушать и слышать.

При обучении русской грамоте необходимо учитывать, что слуховое восприятие речи на неродном языке у младших школьников протекает более замедленно, чем на родном. Это объясняется тем, что на начальном этапе обучения благодаря устойчивости влияния родного языка восприятие речи сопровождается мысленным переводом слышимого на родной язык. Этим объясняется затруднение понимания целостного содержания речи. Поэтому важное значение имеет правильное определение объёма материалов устного курса программы и чёткое распределение его поурочно для эффективного овладения устной разговорной речью.

II.   Обучение говорению. Говорение как активный вид устной речи является ведущим фактором овладения речевой деятельностью.

В обучении особая роль отводится созданию мотива для говорения (высказывания) в процессе изучения учебного объекта (интересного факта, явления и т. д.), что способствует возникновению потребности что-то сказать. Организация учителем диалога должна строиться так, чтобы у ребёнка появилось желание продолжить разговор, необходимо создание комфортной эмоциональной языковой атмосферы для непринуждённого разговора с собеседником.

Программа составлена на основе тематического принципа. Подача материала для разговорной речи осуществляется с целью обучения учащихся правильной артикуляции звуков, слов, сочетаний слов и т. п., грамотному языковому оформлению предложений, устных высказываний с точки зрения правильного словоупотребления, соблюдения произносительных и грамматических норм русского языка, употребления языкового материала в соответствии с задачей и содержанием говорения как акта общения.

III.  Обучение чтению. Чтение является одним из важнейших компонентов речевой деятельности и средством развития личности младшего школьника.

В добуквенном периоде объектом изучения ребёнка выступает звучащее слово. Озвучивание слова, его слушание и графическая фиксация его звуков с помощью специальных условных обозначений в виде звуковой, а позднее в виде звуко-буквенной модели позволяют ребёнку в широком формате представить и ощутить поэтапный переход к процессу чтения. Материальное отражение слова в форме графической схемы даёт возможность ребёнку освоить технику чтения уже в добуквенном периоде. Ученик со дня изучения самой первой буквы Аа «Букваря», опираясь на предметные рисунки учебника, угадывает слово, вставляет пройденную букву (разрезную букву алфавита) в соответствующую (пустую) клетку графической схемы слова и читает его. Учебный материал  буквенного периода с самых первых уроков позволяет ребенку самостоятельно учиться соотносить буквы и клеточки графической буквенной модели слова и читать его. Системная работа в данном направлении развивает интерес к чтению; развивает слух, логическое мышление, произвольное внимание, зрительную память ребёнка и т. д. Со дня изучения двух-трёх согласных букв алфавита учащимся представляется возможность производить различные преобразования слова и соответственно его графической модели. Ребёнок, обучаясь самостоятельно читать, глубже осознаёт смысло-различительную функцию букв (звуков) в слове.

Программный материал второй половины буквенного периода, который представлен в виде текстов разных литературных жанров, даёт возможность ребёнку отрабатывать навык чтения и осознанного восприятия текста.

IV. Обучение письму. Использование метода поэлементно-целостного письма требует учёта психофизиологических механизмов, что предполагает освоение графики, связанной с развитием пространственных представлений, совершенствованием мелкой моторики, отработкой ритмичности и плавности движений руки, а также развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

Основные задачи обучения письму — отработка гигиенических и технических правил, развитие мелкой мускулатуры пальцев, кисти и предплечья, правильная посадка во время письма, умение держать ручку, располагать тетрадь на парте, писать правильно все буквы алфавита (строчные и прописные), воспроизводить буквы и их соединения в процессе письма слов, написание которых не расходится с произношением, писать под диктовку учителя, правильно списывать с учебника, с доски слова и предложения, небольшие связные тексты.

  • Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс.

1-й этап: курс обучения русской грамоте составляет  в 1 классе 86 часов (23 недели по 4 часов в неделю).

2-й этап: курс «Русский язык» в первом классе  отводится 30 часов

  •  Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

  • Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» в первом классе

Личностные:

-  осознание языка как основного средства человеческого общения;

- осознание необходимости изучения русского языка;

- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;

- уважительное отношение к одноклассникам и учителям, установка на совместную учебную работу в паре, группе.

Метапредметные:

— умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом;

— умение задавать вопросы для получения недостающей информации;

— умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов.

Предметные:

— умение различать гласные и согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

— умение отражать качество звуков в звуковой схеме и звуковой записи слова;

— умение делить слова на слоги, определять ударный слог;

— умение различать звуки и буквы;

— умение правильно называть буквы русского алфавита и понимать их основные звуковые значения;

— овладение способами обозначения на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, звука [й'], гласных после шипящих и ц (жи, ши, ча, ща, чу, щу, ци, цы)\

— овладение обобщённым понятием об орфограмме (место в буквенной записи, которое не может быть точно определено по произношению);

— умение правильно применять правила переноса слов по слогам;

— умение писать прописную букву в именах собственных;

— умение определять границы предложений на письме (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);

— умение различать слова-названия (предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы);

— умение записывать под диктовку и списывать по правилам отдельные слова, написание которых не расходится с произношением, а также предложения и небольшие тексты, состоящие из таких слов;

— умение устно составлять 3—5 предложений на определённую тему.

II. Содержание учебного предмета «Русский язык»

1-й раздел Обучение русской грамоте и развитие речи в национальной школе с родным языком обучения (86 ч)

Обучение грамоте — в неделю 4 часа. За год — 86 часов.

Добуквенный период — 45 часов.

Буквенный период — 41 часов.

Добуквенный период (45 часов). Формирование первоначальных умений и навыков устной речи. Освоение определённого объёма активного словаря, активизация сформированного до поступления в школу пассивного запаса лексикона. Развитие связной речи. Составление сочетаний слов, предложений, текстов; участие в учебном диалоге, умение поддержать диалог по предложенной в программе тематике: «Здравствуй, школа1», «День знакомства», «Поздравляем! Ты — школьник! Школьница!», «Букварь — мой первый учебник», «Мой класс», «Что я делаю в школе?», «Что делает дежурный?», «Школьная мебель», «Учебные принадлежности», «Моя одежда», «Моя обувь», «Мои любимые игрушки», «Мои любимые занятия», «Дайте мне работу!», «Моя дружная семья», «Посуда. Чистота. Красота!», «Режим дня», «Птицы. Птенчики», «Мои любимые игры», «Домашние животные и их детёныши», «Кумыс — полезный напиток», «Дикие животные», «Давайте дружить», «Звери в моих любимых сказках», «Цвети, моя земля!», «Посади дерево! Будет здорово!», «Фрукты», «Овощи», «Пчёлы!.. Это интересно!», «Мёд — полезно!». Учить ребёнка высказываться в соответствии с ситуацией или заданной темой. Учить организации речи как связного целого: логически последовательному развитию мыслей, способам связи между отдельными частями высказывания, правильному русскому произношению и употреблению грамматических форм.

Номинативная функция слова. Слова, которые обозначают предмет, действие, признак предмета. Различение слов с помощью вопросов. Служебные слова. Сочетания слов: слово, обозначающее предмет и действие данного предмета; слово, обозначающее действие и признак данного действия. Роль слова в речи. Графические схемы слов, обозначающие предмет, его действие и признак.

Звук. Звук и слово. Гласные звуки. Согласные звуки. Парные и непарные согласные звуки по мягкости-твёрдости. Парные и непарные согласные звуки по звонкости-глухости. Ударение. Слог. Деление слов на слоги. Ударный слог. Звуковая модель слова.

Предложение. Связь слов в предложении. Изменение слов для связи с другими словами (сочетания слов). Связь слов в сочетании и в предложении с помощью служебных слов (предлогов). Графическая схема предложения.

Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Особенности их интонирования. Интонационное различие повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений. Знаки препинания в конце предложений.

Самостоятельный чертёж графических схем слов, сочетаний слов, словосочетаний, предложений, составление звуковых моделей слов.

Первоначальное устное усвоение доступных для первоклассника синтаксических конструкций (сочетаний слов, небольших предложений), выбор языкового материала и правильное оформление речи в соответствии с типовыми конструкциями русского языка.

Практическое усвоение типовых синтаксических конструкций:

—  «существительное + глагол»: ученик пишет, кот пьёт, мама стирает;

—   «существительное + прилагательное (определение)», «прилагательное + существительное»: класс уютный, кукла красивая, первый класс, красная роза;

— «существительное + существительное (подлежащее)»: Кукла игрушка. Волк животное. Мальчик ученик. Девочка ученица. Первоклассники ученики;

—  «существительное + существительное (определение)»: страница учебника, учитель музыки, мама девочки, мебель класса;

—  «существительное + существительное (обстоятельство места)» с предлогами в, на, с, из, над, под, около, возле: пенал в сумке, ручка в парте, тетрадь на парте, еду с горки, выхожу из класса, кот под столом, самолёт над селом, конь возле сарая, клумба около школы;

—   «глагол + существительное (обстоятельство)» с предлогами с (со): иду с папой, пою с подругой, искали с соседом;

—  «существительное + притяжательные местоимения в роли согласованных определений к существительным (мой, моя, моё, мои; наш, наша, наше, наши)»: мой мяч, моя парта, моё ведро, мои книги; наш, дом, наша комната, наше село, наши реки;

— «глагол + существительное (дополнение)»: пишу письмо, читаю сказку, люблю маму, пою песню, строю дом;

—  «глагол + существительное (дополнение)» с предлогами на, к, о: катаюсь(-ешься, -ется, -ются) на роликах, подъеду (-ешь, -ет) к лесу, подойдём(-ёте, -ут) к дому; читаю(-ешъ, -ет) о природе, говорим(-ите, -ят) о лесе;

—   «существительное + существительное (дополнение)» с предлогом у: у утки утята, у овцы ягнята, у дома гусята;

—  «глагол + наречие (обстоятельство)»: встаю(-ёшь, -ёт) утром, готовим(-ите, -ят) вечером, скажу(-ешь, -ут) сейчас, сделаем(-ете, -ют) потом;

— «местоимение + глагол (сказуемое) настоящего времени единственного и множественного числа в 1, 2, 3 лицах»: я рисую, ты рисуешь, он рисует; мы рисуем, вы рисуете, они рисуют;

— «личное местоимение + глагол (сказуемое) несовершенного вида прошедшего времени в 3 лице единственного и множественного числа»: он играл (мальчик играл), она играла (девочка играла), оно играло (солнце «играло»), они играли (дети играли);

—  «местоимение + глагол (сказуемое) совершенного вида прошедшего времени мужского и женского рода единственного и множественного числа»: я написал(-а), ты закрыл(-а), он (она) прочитал(-а), мы спели, вы станцевали, они нарисовали;

— «наречие + глагол»: быстро шагаю, красиво пишу, тихо говорю, громко плачу, долго едет;

— различение глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени: пишу написал напишу (буду писать); —  «числительное + существительное»: один кот, одна цифра, одно число; два торта, две конфеты;

— употребление слов сам, сама, сами: сам оделся, сама помыла, сами написали;

— употребление слов тот, та, то, те: тот мальчик, та девочка, то место, те деревья;

— употребление слов оба, обе; обоих, обеих: оба мальчика, обе девочки; обоих братьев, обеих сестер.

Буквенный период (41 часов). Обучение чтению и письму.

Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Чтение слов. Механизм позиционного чтения. Чтение слова по его буквенной модели. Гласные буквы как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Штрихование, раскраска рисунков. Письмо различных элементов: чёрточек, кружочков, овалов, квадратиков, элементов букв и т. д. Развитие пространственных представлений. Совершенствование мелкой моторики пальцев рук. Отработка ритмичности и плавности движений руки.

Письмо. Правильная посадка во время письма, умение держать ручку, располагать тетрадь на парте. Обучение написанию букв алфавита (строчных и прописных); воспроизведение букв и их соединений в процессе записи слов.

Поэтапное изучение букв:

1)  гласные буквы Аа, Яя, Оо, Её, Уу, Юю, Ее, Ээ, Ии, ы; парные гласные буквы-знаки, которые обозначают твёрдость-мягкость согласных а-я, о-ё, у-ю, э-е, и-ы;

2) согласные Мм, Нн, Лл, Рр, Йй;

3) парные по звонкости-глухости согласные Гг-Кк, Бб-Пп, Зз-Сс, Дд-Тт, Вв-Фф, Жж-Шш.

4) мягкий и твёрдый знаки ь-ъ;

5) непарные согласные Хх, Цц, Чч, Щщ;

6) русский алфавит.

Звуковая модель слова. Буквенная модель слова. Соотнесение предметного рисунка и буквенной (звуковой) модели слова. Расшифровка слова по предметному рисунку и звуковой модели.    Преобразование звуковой и буквенной модели. Смыслоразличительная функция звука (буквы). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Чтение текстов произведений разных жанров. Осознанность восприятия содержания текста.

Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных. Первоначальное изучение орфограмм «ча-ща», «чу-щу», «жи-ши», «ци», «це», «цы»; обозначение буквами я, е, ё, ю звука [й].

Письмо под диктовку букв, слов, сочетаний слов, простых предложений (в случаях, где произношение и написание слов совпадают).

Списывание с учебника, с доски слов, сочетаний слов, предложений.

2-й раздел Русский язык для первого класса национальных школ РБ (30часов)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Система языка

Фонетика и орфография

Повторение и систематизация изученного в букварный период.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Звуковая запись слова (транскрипция).

Графика

Звуковой состав слова и его отображение в  буквенной

записи.  Систематизация способов обозначения  звуков  на

письме: разные способы обозначения мягкости  согласных звуков и звука [й'].

Лексика

Выделение слов из потока речи. Слова-названия и служебные слова. Значение слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Слова-синонимы и слова-антонимы. Слова-омонимы. Слово в составе предложения.

Предложение

Предложение как средство языкового общения. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Восклицательные предложения.

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости при помощи списывания по правилам.

Орфограмма. Типы орфограмм, изученных в период обучения грамоте: прописная буква в начале предложения и в именах собственных, перенос слов, пробел между словами, гласные после шипящих и ц (сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, ци, цы), орфограммы чк, чн, чт, щн.

Раздельное написание служебных слов с другими словами. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный, восклицательный знаки.

Развитие речи

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование)

Восприятие и понимание на слух русской речи. Различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений; понимание на слух производных слов, смысла предложений, связных высказываний. Выделение наиболее важных фактов, понимание последовательности действий. Различение интонации предложений.

Учителю национальной школы необходимо учитывать, что слуховое восприятие связной речи на неродном языке у младших школьников более замедлено. Это объясняется тем, что на начальном этапе обучения   благодаря устойчивости влияния родного языка восприятие речи сопровождается мысленным переводом слышимого на родной язык, и из-за этого бывает затруднено понимание целостности содержания речи. Исходя из этого, программа нацеливает учителя на широкое использование в учебном процессе разнообразных средств беспереводного понимания содержания связных высказываний и текстов: наглядных пособий, наблюдений и др.

Говорение

Расширение активного словаря за счёт постепенного введения слов разных частей речи. Участие в диалоге в ситуациях повседневного и учебного общения. Употребление в качестве реплик-стимулов вопросительных и побудительных предложений. Соотнесение содержания и интонации реплик.

Практическое овладение монологической речью. Ответы на вопросы по тексту задания. Рассказ по речевым образцам о себе, своей семье, друзьях и пр.

Чтение

Осознанное, правильное и выразительное чтение целыми словами учебного текста с соблюдением ударения в словах. Соблюдение правильной интонации в предложениях, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске. Нахождение необходимой информации в тексте и её выборочное чтение.

Письмо

Закрепление гигиенических и технических навыков письма, усвоенных в процессе обучения грамоте. Совершенствование письма строчных и прописных букв русского алфавита. Отработка умения правильно соединять буквы, используя верхнее, среднее и нижнее соединения. Письмо слов, предложений и небольших текстов по образцу (списывание) и под диктовку в соответствии с изученными правилами.

III. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы.

1-й класс

Личностные результаты. Учащиеся научатся:

—  успешно адаптироваться к условиям школы, класса, учебной деятельности, т. е. принять статус ученика;

— положительно относиться к учению; уважительно относиться и быть благодарными его участникам (одноклассникам, учителю, своим родителям);

— любить и беречь свою Родину — Россию, родную республику (край), землю.

Предметные результаты. Учащиеся научатся:

— слушать и понимать русскую речь (монологическую, диалогическую);

— воспринимать и понимать на слух прочитанные учителем небольшие художественные тексты с опорой на иллюстративный материал учебника и на усвоенный словарный запас;

— понимать и использовать в устной разговорной речи изученный активный запас словаря;

— участвовать в учебном диалоге (в естественно и искусственно создаваемой ситуации) по данному образцу, состоящему из изученных слов, синтаксических конструкций и предложений, соединённых между собой усвоенными средствами связи;

— связно рассказывать под руководством учителя с опорой на личный опыт и личные наблюдения;

— различать слова, которые обозначают предмет, действие, признак предмета и служебные слова;

—  разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;

—  составлять звуковую модель слов из 2—3, 3—4 звуков с различением гласных и согласных, мягкости-твёрдости согласных звуков;

— каллиграфически правильно писать буквы и соединять их друг с другом;

—  писать под диктовку и списывать с печатного текста слова, сочетания слов, короткие предложения (не менее 20 слов);

—  читать правильно и плавно целыми словами (30—40 слов в минуту); понимать содержание текста.

Метапредметные результаты. Учащиеся научатся:

— под руководством учителя ставить учебную задачу, цель и исследовать проблему, делать выводы;

— наблюдать, сравнивать, анализировать языковые единицы речи и явления под руководством учителя;

—  классифицировать звуки и буквы по их качественным характеристикам (гласные, согласные; мягкость-твёрдость, звонкость- глухость);

— логически мыслить и делать первые шаги к обобщению изученного материала;

—  контролировать и выявлять несоответствие с образцом, несоблюдение алгоритма или инструкции работы и вносить незначительные коррективы в выполненную работу;

— оценивать свою работу;

— сотрудничать при решении учебных и практических задач: выполнять учебное задание в паре или с группой сверстников; культурно общаться друг с другом с целью выполнения учебного задания; помогать друг другу в учении — взаимными усилиями выполнять задание; внимательно слушать собеседника, взаимно поддерживать диалог, уважать мнение друг друга, распределять работу между собой с учётом желаний друг друга.

2-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

-  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

-  понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

- делить слова на части для переноса;

- производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

-   правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

-  находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

- обращать внимание на особенности употребления слов;

-  ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

3–4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-   извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

-  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД:

-  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

3-й класс

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

- производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

-  правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

-  находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),

образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

-  определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

-  видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

-  читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

-  читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

-  письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

4-й класс

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

-  производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

-  находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

-   пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

-  производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90-100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

-  читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

-  воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

-  создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

IV. Оценка достижения планируемых результатов освоения программы

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Проверочная работа 1

1.  Сколько раз встречается звук [у] в словах утюги, сундуки?

2.  Спиши предложение по правилам списывания.

Гном унёс забытый лом и надумал строить дом.

Проверочная работа 2

1.  Выпиши слова, в которых звуков столько же, сколько букв.

альбом, клён, соль, вишня, плюшка

2.  Спиши текст по правилам списывания.

Ринат сел на пень. У Амира книга. Дети будут читать.

Проверочная работа 3

  1. Запиши слова буквами в три столбика.

 [друз'й'а],   [строй'ка],   [край'а],   [л'ин'эй'ка],   [й'асл'и], [брат'й'а]

2. Спиши текст по правилам списывания.

Хлопья снега засыпали кусты и сучья. К зиме зайка надел новую шубу. Пушистую, белую.

Проверочная работа 4

1.  Запиши слова буквами.

[жыл],   [мощ'ный'],  [цырк],   [машына],  [поч'та],   [вну-ч'ата], [пт'ицы], [р'эч'ка], [дружок]

2.  Спиши текст по правилам списывания.

Журчат ручьи. На ветках набухли почки. В рощах кричат грачи. Дети шлёпают по лужам.

Проверочная работа 5

Запиши буквами предложения.

[у  й'уры жыл кот рыжык].

[на  дач'у  пр'ий'эхал'и  жыл'цы  из  уфы].

[рыжык  испугалс'а  ч'ужых].

Контрольная работа № 1

1. Диктант.

Дети играют на лугу. Там растёт высокая трава. Илья ловит кузнечика. Юля рвёт для мамы фиалки.     (16 слов)

2.   Подчеркни  слово,  в  котором  все  согласные  звуки

мягкие. а) ёжик;  б) пень;  в) клён.

3. Раздели слова на слоги. Расставь в них ударение. хозяйка, клоун, язык, вьюга, альбом

4. В какой строке во всех словах есть звук [й']? Подчеркни её.

а) муравей, ясли, люди;

б) пряник, ручей, изюм;

в) курай, ружьё, яблоко.

Контрольная работа № 2

1. Диктант.

Ночью лил сильный дождик. К утру тучки ушли. Запели птицы. Распахнула Рита окна. Какой свежий воздух! Вот и новый день.

(20 слов)

2. Подчеркни слово, в котором звуков больше, чем букв.

а) рысь;

б) мячик;

в) юла.

3. В какой строке все слова верно разделены на слоги для переноса?

а)букварь, ар-буз, играю;

б) вью-нок, тюль-пан, ули-ца;

в) Урал, маль-чик, ба-ра-бан.

4.  Поставь нужные знаки препинания в конце предложений.

а) Птицы вьют гнёзда

б) Как тебя зовут

в) Уважай старших

VI. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Учебный комплект по обучению русской грамоте в национальноё школе с родным языком обучения (Сынбулатова Ф.Ш., Хазыева Г.С., Казыханова З.И.

  • Букварь для первого класса национальных школ РБ.

2. Учебный комплект «Русский язык» для первого класса национальных школ Республики Башкортостан. ( Аминева Л.Н., Давлетшина М.С.)

  • Русский язык
  • Рабочая тетрадь по русскому языку (Аминева Л.Н.)

•  учебно-практические издания (контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д.);

•  учебно-наглядные издания и пособия;

•  учебно-методическое пособия (научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.);

•  цифровые образовательные ресурсы (интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.).

    3.   Библиотечный фонд (книгопечатная продукция, ресурсы электронных каталогов и библиотек и т.д.).

    4.  Печатные пособия (демонстрационный материал, наборы сюжетных картинок, раздаточный материал, репродукции картин, карточки с заданиями и т.д.).

   5.  Технические средства обучения (классная доска, магнитная доска,   телевизор и видеомагнитофон,    персональный компьютер, мультимедийный проектор,

VII. Список литературы

  1. Стандарт  начального общего образования по русскому языку
  2. Закон Республики Башкортостан «Об образовании»
  3. Закон о языках народов Башкортостана.
  4. методическое пособие к учебнику «Букварь» для национальных школ Республики Башкортостан.
  5. Методическое пособие к учебнику «Русский язык» для первого класса национальных школ Республики Башкортостан
  6. Учебник  «Букварь»
  7. Учебник  «Русский язык»
  8. Рабочая тетрадь по русскому языку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса башкирских школ

Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку Р.Г.Давлетбаевой и требований к составлению рабочих программ по ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по учебным предметам «Родной (башкирский) язык» и «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» для 2-4 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения

Данная программа по родному (башкирскому) языку разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и варианта учебного пла...