Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Меренова Людмила Леонидовна

Конспект урока русского языка в 3-м классе ("Школа 2100") с самоанализом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pechat_1.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

Педагог:   учитель начальных классов МБОУ «Подпорожская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.С.Пушкина» Л.Л.Меренова

Класс: третий

Программа: «Школа 2100»

Базовый учебник  Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной,  «Русский язык 3 класс», М.:- БАЛАСС, 2012

Тема и номер урока в теме  Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне (1 урок)

Новое знание: в русском языке встречаются слова с непроизносимыми согласными звуками.

Проблема: почему звук, который не произносится, обозначается буквой на письме?

Цель:

  • развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

Задачи:

Образовательные:

  • открыть новое знание – орфограмма-буква   непроизносимых согласных;
  • учить устанавливать несоответствие произношения и написания и объяснять написание слов с непроизносимой согласной.

Развивающие:

  • развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе;
  • развивать речь, воображение, память, образно-логическое мышление;
  • развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению.

Воспитательные:

  • формирование интереса к предмету;
  • формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой;
  • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими;
  • воспитывать добрые и уважительные чувства по отношению друг к другу.

Формы организации работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная;
  • в парах.

 Оборудование:

  • учебник;
  • карточки с заданиями.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Цели:

  • Проверить готовность детей к уроку
  • Настроить детей на урок
  • Повторить правила посадки

ΙI. Актуализация знаний.

Словарная работа.

-Запишите орфограммы-буквы согласных, написание которых надо запомнить:

кросс, Инна, хоккей, сумма, аппарат.

-Какую орфограмму мы повторяли, выполняя это задание?

Записывают буквы:

- сс, нн, кк, мм, пп.

- Орфограмму удвоенную согласную букву в корне слова.

- Прочитайте слова на доске. Найдите «лишнее» слово, запишите, выделите орфограмму:

дрожжи, шасси, варежка, Кирилл, масса.

- Какое слово вы написали? Какую орфограмму выделили?

- Почему оно «лишнее»?

Классифицируют по признакам:

  • Кирилл (пишется с заглавной буквы, потому что это имя; отвечает на вопрос кто?);
  • варежка (в этом слове 3 слога);
  • варежка (в этом слове орфограмма- парный согласный звук)

- Зачем вы выполняли это задание?

-Чтобы проверить знания.

-Чтобы найти общее у разных слов.

-Чтобы повторить орфограммы: заглавная буква, парный согласный звук.

- Орфограммы каких букв мы повторили?

  1. Орфограммы удвоенной согласной буквы в корне слова;
  2.  орфограмму парного согласного звука в корне слова.

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трём сёстрам: орфограммам-буквам согласных. Одна из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква.

–  Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма?

–  Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке.

-Чтобы не забывали писать удвоенную букву согласного в корне слова.

Создание проблемной ситуации.

Работа по учебнику.

Упр. 75 – используется побуждающий диалог.

-Прочитайте слова. Как они называются?

Весть- [в'эс'т']

вестник- [в'э′с'н'ик]

известный- [изв'э′сный'] 

Работают с упражнением, отечают на вопрос учителя:

- Однокоренные.

- Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие вы заметили?

Выявляют особенности однокоренных слов, устанавливают несоответствие произношения и написания.

-В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.

– Какой вопрос возникает?

Развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится?

- Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике

Читают авторский вопрос (стр. 171):

- Почему звук, который не произносится, обозначается буквой на письме?

-Сегодня на уроке мы найдём ответы на эти вопросы.

– Составим план урока

Работают на стр. 70-73 учебника- прогнозируют предстоящую работу:

- Мы определили вопросы урока. Дальше мы будем:

- открывать новые знания (отвечать на вопросы урока): узнавать, почему в некоторых словах звук не произносится, а пишется;

-применять новые знания: определять, в каких словах надо писать букву, звук которой не произносится и учиться писать эти слова правильно.

- Что мы сейчас делали?

- Планировали свою деятельность.

IV. Открытие новых знаний

1. Коллективная работа

Сравнение произношения однокоренных слов с целью определения причины возникновения орфограммы-буквы непроизносимого согласного звука.

На доске записаны слова:

весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.

-Ещё раз прослушайте эти слова. Все ли согласные звуки в них произносится? В каких словах не произносится звук [т]?

Наблюдают за произношением и написанием однокоренных слов

-Вестник, известный, известно.

-  Запишите в один столбик слова, в которых согласный [т] произносится, во 2-й – слова, в которых согласный [т] не произносится.

Весть, известие, весточка

Вестник, известный, известно.

-Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится.

Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой  т.

- В какой части слова находится этот звук?

Развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

- Во всех этих словах рядом находятся три согласных звука, один из которых не произносится (выпадает).

- В корне слова.

2. Работа в парах. Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами.

Упр. 76.

-Вспомните правила работы в парах.

  1. один говорит, другой слушает;

-Понаблюдайте в парах за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится?

1) Ездить, езда, поездка, поезда, наездник.

2) Грусть, грустить, грустно, грустный.

Работают в паре: наблюдают за другими однокоренными словами, определяют, какой звук и почему не произносится.

Определяют, кто будет отвечать.

 

-Вы наблюдали за группами однокоренных слов. Что заметили?

-Может, у твоего соседа есть дополнения или замечания?

На основе анализа делают вывод:

В этих однокоренных словах тоже есть согласные звуки, которые не произносятся. Значит,  звуки, которые не произносятся, встречаются и в других однокоренных словах в русском языке.

-Я согласен с ответом ...

- Назови слова, в которых согласный звук не произносится.

  1. поездка, наездник
  2. грустно, грустный

- В каком случае не произносится согласный звук? Какая закономерность, сформулируй вывод.

- Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает).

- Как вы думаете, как можно назвать этот согласный?

-  Непроизносимый согласный звук.

- Подтвердились ли предположения, которые мы сделали, когда выполняли упр. 75?

- Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?

-Да

- Если рядом стоят 3 согласных звука в сочетаниях [здн], [стн], то звуки [д], [т] не произносятся.

  • Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72.

В русском языке много слов, в которых рядом находятся три согласных звука, например: [стн], [здн] и др. Один согласный звук из трёх (средний) в потоке речи не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми. Непроизносимыми согласными чаще всего являются звуки [д], [т], [в].  

Вопросы после чтения:

– Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки?

– Непроизносимые согласные – это буквы или звуки?

- Это правило письма или закон языка?

- Что нового для себя нашли в этом тексте?

Читают текст в рамке на с. 72., извлекают информацию из текста.

-Когда в слове находятся рядом три согласных звука.

- Звуки.

- Закон языка.

- Непроизносимым звуком может быть звук ещё [в].

V. Физкультминутка

VI. Первичное закрепление

1. Работа в учебнике (в парах)

Упр. 77 – развивается умение находить непроизносимые согласные в словах, определять, почему следует писать буквы непроизносимых согласных.

Задания:

– Прочитай слова каждого ряда.

Наблюдают за однокоренными словами с изученной орфограммой, обсуждают в парах, почему следует писать буквы непроизносимых согласных.

Один ученик выполняет задание, остальные слушают одноклассника

  1. Капуста, капустный (лист), капустница.
  2. Звезда, звёзды, звёздочка, звёздный, звездолёт.

– Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назови эти согласные звуки. Почему эти звуки в словах не произносятся?

- Капустный, капустница- звук [т].

-Звёздный- звук [д].

- Потому что в этих словах рядом стоят три согласных звука.

– Как думаешь, почему нужно писать букву непроизносимого согласного?

-В других однокоренных словах она пишется.

-Как ты думаешь, можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимый согласный, известными нам способами? Что для этого нужно сделать?

- Найди среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова.

- Почему в этих словах отчётливо слышится непроизносимый соглаcный звук?

Ученику, выполнявшему задание:

- Оцени свою работу по алгоритму.

  • Что тебе нужно было сделать?
  • Удалось тебе выполнить задание?
  • Ты сделал всё правильно или были недочёты, сам или с чьей-то помощью?
  • Какие умения формировались при выполнении этого задания?

-Кто не согласен с …?

Наверное, можно. Нужно подобрать однокоренные проверочные слова или изменить слово.

1) Капуста, капустница.

2) Звезда, звёзды, звёздочка, звездолёт.

  • В них после согласного стоит гласный.

Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-Мне нужно было найти среди однокоренных слов слова с непроизносимым согласным звуком и определить, почему следует писать буквы непроизносимых согласных. Для этого я выбрал из группы однокоренных слов проверочные слова, в которых после непроизносимого согласного стоит гласный звук.

-Задание я выполнил сам, с помощью вопросов учителя.

-Я учился находить слова с непроизносимыми согласными звуками.

- Я считаю, что … выполнил задание правильно.

 Упр. 78.- продолжение наблюдения над словами с непроизносимыми соглаcными звуками.

-Прочитайте слова. Что их объединяет?

Место, местечко, местность, местный.

-А что различает?

-В каких словах есть непроизносимые согласные звуки, и как они обозначены на письме?

–Найдите среди однокоренных слов проверочные.

-Почему они являются проверочными?

-Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый согласный звук и правильно написать слова, в которых он встречается.

-Эти слова- однокоренные, потому что у них один корень и они имеют общий смысл.

-В одних словах все звуки произносятся, а в других есть непроизносимый согласный звук.

-В словах местность и местный рядом стоят три согласных звука [стн], и звук [т] не произносится.

- Место, местечко

-В них после согласного звука стоит гласный, поэтому звук [т] отчётливо произносится.

-Нужно произнести слово и послушать, есть ли в этом слове рядом несколько согласных звуков. Проверить, есть ли непроизносимый согласный. Для этого подобрать однокоренные слова, в которых непроизносимый согласный звучит отчётливо (чтобы после согласного стоял гласный).

-Сравните свою формулировку с правилом в рамке на с. 73., найдите новую информацию.

Читают правило на стр. 73, сравнивают свою формулировку с авторской, ищут новую информацию:

 -Мы правильно предположили, как надо проверять слова с непроизносимыми согласными звуками.  Ещё в правиле сказано, что обозначение на письме непроизносимого согласного- это орфограмма.

- Что мы сейчас делали?

- Работали с информацией, данной в правиле.

Графическое обозначение орфограммы-буквы непроизносимого согласного звука.

-Найдите в правиле, какие графические обозначения нужно сделать, чтобы объяснить написание буквы непроизносимого согласного звука?

Знакомятся с образцом графического обозначения изучаемой орфограммы:

- Выделить корень и подчеркнуть одной чертой букву непроизносимого согласного в проверочном и проверяемом словах, в проверочном слове подчеркнуть гласную после непроизносимого согласного двумя чертами.

-Сегодня на уроке мы побывали в царстве орфограмм-букв согласных. О каких подданых заботилась третья сестра-орфограмма? За чем она следила?

-Её поддаными были непроизносимые согласные звуки, она следила за правописанием слов с непроизносимыми согласными.

-Какие вопросы были поставлены в начале урока?

-Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится?

-Почему звук, который не произносится, обозначается буквой на письме?

-Как ответим на эти вопросы?

Отвечают, используя формулировку правила на стр.73.  

VII.  Развитие умений – применение знания.

Работа в группах.

Каждая группа получает задание.  (3 группе поможет карточка - подсказка).

Распределяют обязанности в группе, строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной, а затем в письменной форме. Отчитываются о работе группы, оценивают работу группы.

Задание для I группы.

Власть, (нет) власти, властный.

Грустить, грустный, грусть.

Счастье, счастливый, несчастье.

Определите, где проверяемое, а где проверочное слово? Выпишите сначала проверочные, а потом проверяемые слова. Обозначьте графически орфограмму.

Задание для II группы.

Властный, честный, радостный, местный, крепостной.

Подберите проверочные слова к данным. Спишите, в скобках напишите проверочные слова. Обозначьте графически орфограмму.

Задание для III группы.

Доброе сер_це, чес_ное слово, хрус_нула ветка, извес_ный учёный, учас_ник игры.

Пользуясь правилом, определите, какую букву нужно написать на месте пропусков. Спишите, подчеркни орфограмму.

Карточка – подсказка «Как пользоваться правилом»

  1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков.
  2. Проверяю, есть ли в этом слове непроизносимый согласный звук. Для этого изменяю или подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после соглаcного стоял гласный.
  3. Пишу слово.
  4. Проверяю написание: обозначаю орфограмму.

- Кому нужна помощь? Выполняйте.

- После обсуждения вопросов,  группы отчитываются о проделанной работе.

Отчёт о проделанной работе:

1. Расскажите, какое задание выполняла группа.

2. Что вы сделали для выполнения задания?

3. Достигли ли вы результата?

4. Оцените работу группы.

VIII. Итог урока.

-С какой новой орфограммой вы познакомились?

- Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук?

- Как его можно обнаружить?

- С обозначением на письме непроизносимого соглаcного звука.

-Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн], [здн] и др.

-Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.   

Рефлексия.  Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

-Как бы вы оценили сегодняшний урок и свою работу на уроке?

-Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Над чем предстоит работать дальше?

Выражают свои эмоции, оценивают свою работу на уроке.

-Мне было интересно... Мне понравилось...

-У меня многое получалось... Я смог сформулировать правило...Мне было легко определять, в каких словах есть непроизносимый согласный...

-Мне было трудно определить, какие слова будут проверочными...Я не сразу смог понять, какие звуки не произносятся...

- Учиться правильно писать слова с непроизносимым согласным звуком.

IX. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 86.

2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.


Самоанализ урока русского языка в 3 классе по теме «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»

Учитель: Меренова Людмила Леонидовна.

Данная тема изучается в главе I, в разделе «Орфография. Буквы непроизносимых согласных в корне слова». Это первый урок по теме.

Учебник : Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной,  «Русский язык 3 класс», М.:- БАЛАСС, 2012

Тип урока: открытие нового знания.

На уроке была поставлена следующая цель:

  • развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

Образовательные:

  • открыть новое знание – орфограмма-буква   непроизносимых согласных;
  • учить устанавливать несоответствие произношения и написания и объяснять написание слов с непроизносимой согласной.

Развивающие:

  • развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе;
  • развивать речь, воображение, память, образно-логическое мышление;
  • развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению.

Воспитательные:

  • формирование интереса к предмету;
  • формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой;
  • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими;
  • воспитывать добрые и уважительные чувства по отношению друг к другу.

Цель и задачи урока поставлены в полном объеме, в 3-х аспектах в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ усвоения новых знаний.

Поставленные на уроке цели достигались следующими способами:

  1. отбором содержания и привлечения дополнительного материала;
  2. выбором типа урока;
  3. выбором определенных форм работы ( индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная, работа в парах);
  4. выбором технологий и методов обучения (технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология; здоровьесберегающая технология; практический метод: поиск информации с помощью    учебника (выполнение заданий), самостоятельная работа);
  5. отбором и использованием средств обучения (дидактические карточки – задания и карточки- помощники, рабочие листы,  учебник).

Данный урок был направлен на формирование интереса к предмету,  на формирование коммуникативных качеств учащихся, на развитие  мыслительных способностей, памяти, внимания. На уроке ребята учились слушать товарищей, ставили проблемный вопрос, планировали деятельность, высказывали предположения на основе анализа учебного материала, выполняли работу по заданиям,  извлекали информацию из текста, оценивали учебные действия в соответствии с поставленными задачами, тренировали и закрепляли ранее приобретённые навыки работы в паре, в группах, в коллективе.

Все этапы урока выдержаны. Отведенное время на все этапы урока были распределены рационально. Урок прошёл при высокой активности детей и быстром темпе работы. Также активность детей  поддерживалась сменой видов деятельности, при этом учитывались интересы детей и их возрастные особенности.  

Сделаны логические переходы между этапами урока. В начале  урока учащиеся  актуализируют ранее  приобретенные знания. На это была направлена работа со словами. Она помогла вспомнить изученные орфограммы-буквы согласных.  Учащиеся справились с правописанием словарных слов (удвоенная буква согласных в корне слова) и слов с парными согласными звуками в корне слова. Им не составило труда выделить «лишнее» слово из группы предложенных слов, доказать, почему они сделали так.

На следующем этапе урока, когда нужно было сравнить и объяснить произношение и написание однокоренных слов с непроизносимым согласным звуком, возникла проблемная ситуация. На мой взгляд, вопросы, поставленные учащимися, создали условия для планирования деятельности на уроке и формирования мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Образовательная цель являлась стержневой на протяжении всего урока. Достижению образовательной цели урока на этапе открытия нового знания способствовала как коллективная работа, так и работа в парах. Для решения этой цели учащиеся использовали ранее приобретенные в проблемной ситуации знания (в некоторых однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква «т» пишется)  и применили их на практике, высказывая предположения на основе работы с учебным материалом, почему один из звуков не произносится (если рядом стоят три согласных буквы, то средний звк не произносится).  Наблюдая за другими группами однокоренных слов, работая в парах, учащиеся приходят к выводу, что в русском языке есть и другие слова с непроизносимыми согласными. Анализируя работу, делают предположение о законе языка- непроизносимых согласных в корне слова и правиле их проверки. Работая с авторской формулировкой правила в учебнике, находят новую информацию о графическом обозначении правила. В парной работе учащиеся проявили себя в умении вести диалог, рассуждать и отвечать на поставленные вопросы, проводить самооценку, активно взаимодействовать в паре с товарищем.

Работа в группах позволила применить новое знание на практике, выполнить задания, выступить с отчётом и оценить работу группы. Для того, чтобы у всех учащихся формировалась положительная мотивация у учению, на уроке были использованы разноуровневые  задания. Это карточки – подсказки для неуверенных учащихся и задания для учащихся с высоким уровнем самостоятельности.

На уроке была сделана физкультминутка, что послужило снятием усталости и дальнейшей активизации мыслительной деятельности учащихся.

Подводя итоги урока, ответили на все вопросы, поставленные в начале урокав, выразили своё отношение к данному уроку, свои эмоции и оценили свою личную работу на уроке.

Я считаю, что поставленная мною цель достигнута. Данный урок был проведен с использованием современных педагогических технологий, таких как: коммуникативная, здоровьесберегающая, работа с информацией, проблемно-диалогическая и технология оценивания учебных успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

Урок русского языка для учащихся 3 класса с использованием ЭОР.  (базовый учебник: "Русский язык" автор  Бунеев Р.Н и т.д.)Цель: познакомить с орфограммой непроизносимая согласная в корне сл...

Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными в корне слова

«Школа 2100»  3, класс. Урок с технологией проблемного обучения....

Технологическая карта "Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова"

Наблюдение над  словами с непроизносимыми  согласными в корне  слова...

«Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова»

      План-конспект разработан в соответствии с ФГОС НОО по технологии деятельностного метода обучения. Перечислены все этапы урока "Открытия новых знаний", а также для каждого э...

Урок русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными" 3 класс Школа 2100

Материал содержит конспект урока и раздаточный материал для учащихся...

Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными звуками в корне слова

Конспект урока русского языка в 3 классе. ОС "Школа 2100"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"

Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...