«Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

        План-конспект разработан в соответствии с ФГОС НОО по технологии деятельностного метода обучения. Перечислены все этапы урока "Открытия новых знаний", а также для каждого этапа указаны УУД, которые планируется формировать у учащихся. Описана деятельноть учителя и учеников. Имеются ссылки на электронные образовательные ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_t.yu_.ryabova.docx41.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема «Наблюдение за словами с  непроизносимым  согласным звуком в корне слова»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Предмет: русский язык

Класс: 2

Учебник: Нечаева Н.В. Руссий язык. – Ч. 2. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».

Цель урока: создать условия для формирования новых умений (наблюдать
за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова).

Задачи.
Образовательные: формировать умение
- наблюдать за словами, в которых при сочетании трёх или более согласных один из звуков не произносится;
-
наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова;
-
находить данную орфограмму  в словах;
- подбирать однокоренное слово или форму слова, чтобы непроизносимый  согласный произносился;
- объяснять написание данной орфограммы.
Воспитательные: воспитывать и формировать умение
-
  быть организованным  и самостоятельным;
-  работать в парах и в группе  (выслушать того, кто хочет высказать своё мнение; договориться и совместно выполнить задание);

Развивающие: развивать умение
- определять цель деятельности;
- наблюдать и исследовать предложенный учебный материал;
-
классифицировать, обобщать, делать выводы;
-
 самостоятельно оценивать результат своих действий.        

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, в группах, индивидуальная.

Структура и ход урока

п/п

Этап урока

Название ЭОР

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Мотивация

к учебной деятельности.

- Мудрая Черепаха из мультфильма (вьетнамская сказка) «Дракон» предлагает восстановить вьетнамскую пословицу и объяснить её смысл.

когда идёшь;

Дойти можно лишь тогда,

когда учишься.

узнать можно лишь тогда,

Восстанавливают пословицу.

Дойти можно лишь тогда, когда идёшь; узнать можно лишь тогда, когда учишься.

(Вьетнамская пословица)

Обьясняют смысл пословицы.

Личностные: понимание того, что знания приходят     в результате учения; Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи;

преобразовывать информацию;

строить рассуждение.
Коммуникативные:
владеть монологической речью;

высказывать свою точку зрения.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения
в деятельности.

Минутка чистописания.

Задание зависит от проблем в данном классе

по выполнению графических элементов.

Учитель корректирует  ответы детей, а при необходимости чётко объясняет правильное написание букв и их элементов перед началом работы.

Работа в группах.

Запишите слова. Рядом запишите форму множественного числа.

Гора –

Дуб –

Сердце –

Теперь запишите родственные слова. Во всех словах отметьте орфограммы
в корне. Подчеркните слова, которые являются проверочными.

Проверка работы групп.

Дети соблюдают правильную осанку при письме, положение тетради
на столе, ручки в руке.

Называют, сравнивают, объясняют  и пишут

элементы, соединения,  требующие отработки каллиграфически правильного написания.

Повторяют правила работы
в группе.

Выполняют задания в группах:

работают

над словами
с изученными орфограммами (проверяемая безударная гласная,  парная согласная в корне слова).

Испытывают затруднение

при работе

со словом «сердце».

Заметили, что при воспроизведении голосом  данного слова звук [д] не слышим (не произносим),
а букву д пишем;

с названием данной орфограммы не знакомы.

Коммуникативные:

умение работать
в группе (владеть диалогической речью; высказывать своё мнение, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, договариваться и приходить
к общему решению
в совместной деятельности).

Познавательные:

вычитывать информацию, осуществлять анализ, сравнение, строить рассуждения.

Регулятивные:

находить ошибки
в своей и чужой учебной  работе и устранять их
(в коллективной организации деятельности); видеть границу между известным и неизвестным.

Личностные: этические чувства (сопереживания, стыда, вины, совести) на основе анализа поведения одноклассников  и собственного поведения или поступка.

3.

Постановка учебной задачи.

- Сравните произношение и написание этих слов. (Сердце – сердца, сердечко, сердечный, безсердечный, сердечно.)

- Какой вопрос возникает?

- Что нам нужно узнать на уроке?

- Предположите, как может называться новая орфограмма?

- Сравните свои формулировки вопросов с авторской в учебнике и предположение о названии новой орфограммы.

При работе

 с формой множественного числа и родственными словами заметили, что в корнях некоторых из этих слов буква  д пишется, но звук не произносится.

- Почему в одних словах звук [д] произносится,  а

в других

не произносится?

(- Почему в одних словах звук [д] не произносится, а буква д пишется?)

- Как называется новая орфограмма?

Предположения детей.

Работа
с учебником.

Сравнивают вопросы и предположение
о названии орфограммы.

- Непроизносимая согласная в корне слова – название новой орфограммы.

Физминутка

Регулятивные:  определять (совместно с учителем) цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, строить предположения.

Познавательные: строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, умение извлекать информациюиз учебника.

Регулятивные:

умение высказывать

предположение и соотносить его

с информацией

 в учебнике.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Наблюдение
за звуками  согласных в корне родственных слов

с новой орфограммой.

Работа в парах.

Даны слова:

вестник, известие, известный, весточка, известно, весть.

- Прочитайте слова и разбейте их  на две группы.

- По какому признаку вы их разделите?

Продолжите работу и разделите на две группы слова из первого задания. (Сердце – сердца, сердечко, сердечный, безсердечный, сердечно.)

- Попробуйте предположить, почему в 1-м столбике согл. [т] и [д]  и не произносятся?

При затруднении подсказка: подчеркните буквы, которые находятся  рядом с буквами  т и д.

- Попробуйте сделать вывод.

- Что можно  сказать о словах 2-го  столбика?

- В какой позиции стоят  согл. звуки  [т] и [д]  ?

- В 1-й столбик слова,

 в которых согл. звук [т] не произносится, а во 2-й столбик слова в которых звук [т] произносится.

Подчёркивают

стн

рдц

- Если рядом стоят 3 согласных буквы, то  звуки [т] и [д]   не произносятся.

- Согласные звуки  [т] и [д]  стоят

в сильной позиции (после согласного стоит гласный звук).

- Слова 2-го  столбика – проверочные.

Коммуникативные:

умение работать
в паре, объяснять свою точку зрения.

Познавательные: строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, делать вывод.

Регулятивные: строить предположения.

5.

Первичное закрепление
с проговари-

ванием

во внешней речи.

Работа с учебником

Правило

- Расскажите своему соседу правило

о непроизносимом согласном в корне слова.

Свои выводы и предположения соотносят
с правилом
в учебнике.

Выполняют задание.

Регулятивные:

умение высказывать

предположение и соотносить его

с информацией

 в учебнике.

Коммуникативные:

умение работать
в паре.

6.

7.

Самостоятель-ная работа

С самопровер-кой по эталону.

Включение

в систему знаний и повторение.

ЭОР № 1

ЭОР № 2

Аудизапись

А. Хайт,

А. Левенбук

Песенка «Танго о нероизносимых согласных»

1)  Упр. 239

Исследуйте, какая позиция звуков выделенных букв сильная, а какая слабая. Проверь себя.

2) Сравни написание и произношение.

3) Подбери проверочное слово. Проверь себя.

4) К словам   левого столбика подберите  близкие
по значению слова из правого столбика. Вставьте пропущенные буквы. Проверьте себя и оцените правильность выполнения задания (! - знак уверенности
в выполнении задания; ? – знак сомнения).

- Мудрая Черепаха предлагает подвигаться и послушать танго (последние 48 сек.),

а самое главное ответить
на вопрос.

Вопрос Мудрой Черепахи.

- Как называется это танго?

(Слова из танго)

Возьми слова похожие, где тот согласный слышится.

- О каких похожих словах идёт речь?

Работа на доске и
в тетрадях
с последующей проверкой

Пример

печальный  -  грустный

                             !
огромный  -  гигантский

                             !
весёлый  -  радостный

                             !

всадник  -  наездник

                        ?

После работы

 с эталоном рядом с ! и ? знаками могут быть поставлены знаки:

!! - уверенность

 в правильности выполнения задания подтвердилась.

!? – уверенность

 в правильности выполнения задания
не подтвердилась.

?? -  сомнения подтвердились.

?!- сомневался, но выполнил верно.

«Танго о …».

- Речь идёт об однокоренных словах или
о формах слова.

Регулятивные: умение определять последовательность своих действий,

осуществлять  предоценку и оценку правильности выполнения  своей работы для формирования  навыка

самопроверки.

Личностные: интерес к учебному материалу

Познавательные: понимать заданный вопрос,

в соответствии

 с ним строить ответ в устной форме.

8.

Рефлексия учебной деятельности
на уроке.

- Помните,  с чего начинался урок?

Узнать можно лишь тогда, когда учишься.

- Целый урок вы учились, а что узнали?

(- Как называется новая орфограмма?)

- Какое задание было самым сложным?

- Какое  самым интересным?

- Что необходимо

уметь, чтобы правильно писать слова

с непроизноси-

мым согласным?

- Кто на уроке был самым активным?

- Что бы вы посоветовали ребятам, которые часто ошибались

Домашнее задание.

Правило. Упр. 240

Оценки за работу на уроке.  

Ответы детей.

Совместно

определяется домашнее задание.

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать участников диалога.

Личностные: представление
о причинах успеха
в учении.

Перечень ЭОР, используемых на данном уроке

№ п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка
на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

 Сравни написание и произношение

Задание

(№ 193664)

Слова

 с иллюстрациями

Демонстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/559fb389-0eb6-42c5-945e-04a29e08ef50/%5BNS-RUS_3-05%5D_%5BTQ_111%5D.html

2.

Подбери проверочное слово

Интерактивное задание

(№ 193782)

           Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b1380436-013b-4958-bb4b-51059d96f63c/%5BNS-RUS_3-05%5D_%5BQS_112%5D.html

3.

А. Хайт,

А. Левенбук

Песенка «Танго о нероизносимых согласных»

Аудизапись

Слушание

http://www.yapfiles.ru/show/376281/ce3dcf5d1f06f2fec7673667759db004.mp3.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

План-конспект содержит материал по закреплению правописания слов с безударными гласными в корне слова. УМК "Школа России"...

2 класс_Самостоятельная работа по темам_Безударные гласные в корне слова_Парные согласные в корне слова

2 класс. Самостоятельная работа по темам "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные в корне слова"....

Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными звуками в корне слова

Конспект урока русского языка в 3 классе. ОС "Школа 2100"...

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Беглые гласные О-Е в корне слова Презентация пнш 3кл

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Беглые гласные О-Е  в корне слова  Презентация  пнш 3кл...

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)

Тема урока: « Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)»Цель  урока: ...