«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

 

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4kl_rus.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

 «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

                                          (русский язык 4 класс)

Учитель начальных классов  Маджуга Ирина Валерьевна

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».Цель: 1) закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;

2) упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;3) развивать умение анализировать, делать выводы;4) воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.

I. Организация детей к уроку.II. Чтение «Поучения» Владимира Мономаха детям.

- Кто такой Владимир Мономах?

(Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).

- К чему призывает Вас автор этого «поучения»?- Найдите союзы в тексте.- Какова роль союзов в предложении?(соединяют части предложения или однородные члены).

III. Работа по карточкам.- Соедините вид предложения с нужными союзами: SHAPE  \* MERGEFORMAT - Проверка работы (коллективная).

IV. Постановка проблемы:

- Почему не провели стрелочку от сложного предложения к союзу и без запятой?!(На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом).

V. Формулирование темы и целей урока.- Сформулируйте тему сегодняшнего урока по карточке.VI. Закрепление изученного.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.- Повторим написание соединений букв с буквой ч.- Дайте характеристику звука ч – согласный, всегда мягкий, глухой.

Ччч  еч  чч  Ччч Ча  ач  еч  чу  уч  Учу  Ччч- Прочитайте предложение:

Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (пословица).

- Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.- Какие еще пословицы об учении  знаете?!- Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.- Что скажете о предложении? (простое с однородными сказуемыми).- Почему поставили запятую?- Составьте схему данного предложения: [-- О,  а  О].- Послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Прогульщик». Найдите в нем родственные слова к слову прогульщик.        (Чтение стихотворения ученицей).- Кого назвал автор стихотворения прогульщиком? (мальчика, который прогуливал уроки).- А с Вами случалось такое? Почему нельзя прогуливать уроки?

Прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал, гулял.

-Под диктовку запись первого предложения.

Шел прогульщик на прогулку, шел и песенку свистел.

- Почему поставили запятую?- Составьте схему предложения.        [О --, О  и  О].VII. Работа с текстом.- Прочитайте текст на доске:         Только плохие люди морщатся при виде кошки и замахиваются палкой на собаку. А когда у  человека бьется  доброе сердце, он будет дружить с собакой, полюбит кошку и смастерит голубятню.- Как понимаете выражение «доброе сердце»?- Объясните пропущенные орфограммы.- Составьте схему первого предложения.        [--  О  и  О].- Почему не поставили запятую?

VIII. Работа  с  учебниками.        Упражнение 70 страница 45.1. Прочитайте текст.- Чем могли огорчить бедного лесничего его сыновья? (Ответы детей).2. Расставьте в нем  знаки препинания.        (У доски учащиеся проводят разбор слов предложения).

        1) Чернобородый – разбор по составу;

        2) день – фонетический разбор;        3) в лесу – морфологический разбор.

день – [д'э'н] – 4 б., 3 зв.д – [д'] – согласный,  звук мягкий.е – [э] – гласный, уд.н – [н'] – согласный,  звук мягкий.

в лесу – существительное (в чем?), н.ф. – лес, неодуш., м.р., ед.число.3. Найти предложения, которые соответствуют схемам:[= –], а [= –] - (первое предложение)[– = О  и  О], и [= –] – (третье предложение)4. Найдите в тексте и составьте схемы сложных предложений.

4-ое предложение  [– =], но  [– О и О].5-ое предложение  [ = ], а [ = – ].

IX. Анализ сочинений.- На прошлой неделе мы с Вами написали сочинение «Что я люблю!».- Мне очень понравились Ваши сочинения. Молодцы!

- Особенно было приятно, что некоторые дети, помимо своих развлечений, написали, что любят ходить в школу, любят учиться.- В своем сочинении Вы использовали и сложные предложения с однородными членами.- Я выписала некоторые предложения. Послушайте и скажите, какие знаки препинания в них Вы поставите.

1. Мне интересно читать энциклопедии о животных, о разных планетах и растениях.

2. Я люблю уроки математики и русского языка.3. Люблю слушать музыку и современную, и классическую, она поднимает настроение и помогает приобщиться к прекрасному миру искусства.

X.  Итог урока.  Чему научились на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

Познакомить учащихся, с помощью чего разделяются части сложного предложения...

Урок по русскому языку по теме "«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

Тип урока – урок рефлексия.  Главный этап урока – построение проекта выхода из затруднения,  где использовалась технология деятельностного подхода, использовался проблемно-диалогически...