Урок по русскому языку по теме "«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

 

Тип урока – урок рефлексия.  Главный этап урока – построение проекта выхода из затруднения,  где использовалась технология деятельностного подхода, использовался проблемно-диалогический метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка в 4 классе44.19 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта изучения темы

 «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

Тема

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

Тип урока по целеполаганию

Урок - рефлексия

Цель урока

  • Создание условий для развития у учащихся умения различать постановку запятой в простом  и сложном предложении.
  • Содействование развитию у учащихся умения составлять схемы и читатьих.

Задачи урока

1. Упражнять в правильной постановке знаков препинания в сложном предложении на основе нахождения грамматической основы.

2. Развивать зрительную память и орфографическую зоркость.

3. Расширять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

- научиться использовать знаково-символические схемы, строить речевые высказывания;

- научатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, квалифицировать;

- овладеть  общими приёмами решения задач учебных и жизненных.

Личностные:

- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

-  оценивать правильность выполнения действия и корректировать результаты;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные  УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой  формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия

Орфограмма, знаки препинания, сложное предложение, однородные члены предложения, алгоритм, союз, схема-подсказка.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, музыка.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина

 « Русский язык»

Тема: « Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однокоренными словами и союзами и, а, но»

Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, рабочая тетрадь

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формирование УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель:  способствование формированию положительной учебной мотивации.

2.Актуализация знаний.

Цель:

-развитие зрительной памяти и орфографической зоркости.

3.Постановка проблемы.

Цель: соотнесение своих действий соспособом определения видов предложений и на этой основе  проведение  работы со схемой.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: составление плана работы на уроке, предложение способов выхода из затруднения;умение доказывать свою точку зрения.

5.Реализация построенного проекта.

Цель:

- организация коммуникативных взаимодействий с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

-организация решения исходной задачи.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

-развитие творческого воображения;

- развитие умения строить схемы предложений;

- создание условий для успешного закрепления изученного  материала.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

-организация рефлексии усвоения знаний по результатам выполнения самостоятельной работы.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

-проведение рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- оценивание собственной деятельности на уроке.

9. Домашнее задание.

- обсуждение дифференцированного домашнего задания.

Поздоровалось с людьми солнце на рассвете:

«С добрым утром», - говорит и большим, и детям.

«Утро добрым быть должно и хорошим тоже.

Лишь хороший человек все на свете сможет!»

- Я хочу, чтобы эти слова стали девизом нашего урока. Подарите добрые улыбки гостям, друг другу.

Минутка чистописания.

- Посмотрите, как заиграли на солнце лучики. Откройте тетради и запишите вот такие элементы букв.

ℓℓℓ  ℓℓℓ

1    3 1

Словарная работа

Упр. 78.

1. – Прочитайте текст «про себя»  и попробуйте сформулировать главную мысль текста.

2.– За одну минуту выпишите как можно больше словарных слов и обозначьте орфограмму.

(Проверка)

3.  - Что  означает слово традиция?

-  Какие ещё русские традиции вы знаете?

(слайды 1, 2, 3)

1 2 3  

- С какими союзами вы встретились в тексте? (а, и, но)

- Какова роль союзов в предложении?

- Какие виды предложений вам знакомы?

У вас на столах карточки с заданием.(слайд 4)

  • Корабль качался и метался во все стороны.
  • Гром грохотал и молния освещала океан с его водяными горами.
  • Шторм трепал корабль но он не поддавался.
  • Утром корабль ужене качался при свежем ветре а легко убегал от попутной волны.

(Учитель создает проблемную ситуацию)

- Вставьте недостающие знаки препинания.

- Распределите предложения в две группы: перед простыми предложениями с однородными членами поставьте букву п, а перед сложными предложениями – букву с.

1  3  3  

- Знание каких правил нам потребовалось для выполнения этого задания?

- Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в предложении с однородными членами и в сложном предложении.

-Давайте вспомним алгоритмы наших действий и тут же проверим предложения.

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

(слайд 5)

4   5   61   34

  1. Упр.79

- Прочитайте отрывок из повести Л.Толстого «Детство» и обратите внимание на слова, которые вам не понятны.

- Встретились ли такие слова, которые вам не понятны или фамилии, которые вам не знакомы?

(1. Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор, дирижёр и пианист конца 18, начала 19 века.

2. Джон Фильд - ирландский композитор, пианист и педагог, который  связал свою судьбу с русской музыкальной культурой и внес свою немалую лепту в ее развитие.(слайд 6)

3. «патетическое» - греч.трогательный, возбуждающий чувства, страсти (по В.Далю).      

- Из 2 абзаца текста найдите только сложные предложения. 1, 3 номера выпишут первое сложное предложение, а 2, 4 номера – второе сложное предложение, расставив запятые, выполнив схему каждого предложения.

Проверка работы.

-Поменяйтесь тетрадями с партнерами по плечу.

- У кого возникли трудности?

(Физкультминутка)

- Я предлагаю вам немного подвигаться. У нас «МИКС – ФРИЗ – ГРУП»

- Вы будете  танцевать,  передвигаться под музыку. После того, как она остановится, прозвучит команда «замри». Вы услышите вопрос, ответом, на который будет какое-то число. Но ответ вслух не произносим. Вы собираетесь в группы, в зависимости от ответа. А теперь все встали, задвинули стульчики. Работаем по моей команде.

- Сколько звуков в слове ель?

- Сколько разделов науки о языке? Сколько морфем в слове  походка?

- Спасибо.  Прошу занять свои места.

2   2

Обучающая структура «РАФТ»

- Ребята, представьте,  вы – юные лингвисты. Сейчас, вы, используя все свои знания, составите для своих сверстников схему–подсказку, перед какими союзами ставится (и не ставится) запятая в простом предложении с однородными членами(для четных номеров столов) и в сложном (для нечетных номеров столов).

- У вас на столах все необходимое: листы, маркеры, клей, необходимые заготовки. Не забудьте  написать заглавие для своей схемы. У вас на эту работу будет отведено 5 минут. (будильник)

- Я предлагаю вам вывесить свои работы на доску. (Обсуждение)

Даны схемы предложений.

-Составьте устно предложения по этим схемам (участники под номером 1 – первая схема, …):        (слайд 7)

1.[- =  О, О  и  О].

2.[- =], и [- =].

3.[=  - О, О], но [- =].

4. [- ]

               , а

44

-Чему должны были научиться на уроке?

-Над чем еще предстоит работать?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

 -  Я предлагаю вам заполнить таблицу, и в последней строчке записать вопросы, которые у вас могли возникнуть  в течение урока.

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я умею выделять грамматическую основу в предложении.

3) Я умею  ставить запятые в сложных предложениях и в простых предложениях с однородными членами.

4) Я могу составлять схемы различных предложений.

4) Мне необходимо поработать над…

          (перечисли темы для доработки)

Учитель собирает листочки.

Д/з(слайд 8)

  • Для тех, кто еще затрудняется в правильной  постановке знаков препинания  в предложениях, я предлагаю упр.1 на с. 78
  • Те ребята, которые хотят развить орфографическую зоркость, будут выполнять упр.4 на с.79
  • Те ребята, у которых есть теоретические знания, но при выполнении заданий все-таки допускают ошибки, получают упр.2 на с.78
  • А для наших умников и умниц – упр.3

Дети дарят хорошее настроение друг другу.

Выполняют минутку чистописания.

Язык жестов – это часть культуры народов, и его тоже надо изучать.

Запись словарных слов: язык, народов, прощание, вперёд, ладонь, выражают, аплодисментами, ситуации, привычного, разлуки, традиционное…

Дети обращаются к словарям.

Традиция – это укоренившийся порядок, то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, обычаи).

По  русскому обычаю гостеприимства встречать дорогих гостей хлебом-солью;  кланяться до земли, после сбора урожая проводить ярмарки; прыгать через костер (на Ивана Купала) катание на русских тройках…)

Союзы соединяют части предложения или однородные члены.

Простое предложение с однородным членами и сложное.

Учащиеся выявляют недостаточность знаний о постановке пунктуационных знаков.

Учащиеся читают по одному предложению, объясняя постановку запятых.

Умение правильно расставлять запятые.

Проговаривают пошаговое действие.

- О простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях; о постановке запятых в этих предложениях.

Дети обращаются к словарю.

Дети зачитывают сложные предложения.

Взаимопроверка.

Дети чертят схемы у доски.

(3)

(7 – фонетика, графика, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)

(4)

Дети проектируют схемы – подсказки и презентуют их.

(Равное участие всех детей)

Составляют предложения по этим схемам.

Заполняют таблицу.

Выбирают одно упражнение.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

Познакомить учащихся, с помощью чего разделяются части сложного предложения...

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»...

Урок - аукцион в 4-ом классе по русскому языку по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но"

Обобщение пройденного материала  по русскому языку по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но".Цель и зад...