русский язык
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Рабочая программа 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass.docx96.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

В основу Рабочей программы по русскому языку положена авторская программа, Т.Г. Рамзаевой «Русский язык». Данная программа обеспечена завершенной линией учебников «Русский язык» авт. Т.Г Рамзаева, издательство «Дрофа».

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка во 2 классе отводится - 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

•        представление о своей этнической принадлежности;

•        развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

•        представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

•        осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

•        осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

•        представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

•        положительное отношение к языковой деятельности;

•        заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

•        понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

•        развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

•        этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

•        развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

•        представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

•        принимать и сохранять цель и учебную задачу;

•        высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

•        планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

•        учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

•        выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

•        проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

•        оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

•        адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

•        понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

•        выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

•        осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

•        воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

•        ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

•        работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

•        осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

•        пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

•        пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

•        осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

•        составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

•        составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

•        анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

•        осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

•        ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

•        находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

•        осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

•        обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

•        делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•        подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

•        осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

•        устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

•        слушать собеседника и понимать речь других;

•        оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

•        принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

•        выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

•        задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

•        признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

•        формулировать собственное мнение и аргументировать его;

•        работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

•        строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

•        понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

•        воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;

•        понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

•        первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

•        начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

•        овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);•        применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

•        первоначальные умения проверять написанное;

•        овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

•        формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•        участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

•        строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

•        (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

•        пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

•        различать устную и письменную речь;

•        различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

•        отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

•        анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

•        понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

•        читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

•        составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

•        соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

•        озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

•        распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

•        замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

•        составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

•        находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

•        составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

•        составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

•        письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

•        проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

•        различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

•        определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

•        характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

•        понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);

•        анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

•        определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

•        определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

•        определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

•        определять ударный и безударные слоги в слове;

•        правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

•        использовать знание алфавита при работе со словарями;

•        определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

•        устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

•        находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

•        произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

•        осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

•        устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

•        применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

•        пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

• осознавать слово как единство звучания и значения;

•        выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

•        различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

•        иметь представление о синонимах и антонимах;

•        распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

•        подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

•        наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

•        наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

•        на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

•        замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

•        пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

•        осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

•        владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

•        распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

•        определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

•        различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

•        различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

•        подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

•        различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

•        находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

•        находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

•        находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

•        находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

•        находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

•        подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

•        выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

•        различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

•        выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

•        использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

•        пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

•        различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

•        определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

•        сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

•        находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

•        различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

•        устанавливать связи слов между словами в предложении;

•        соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•        восстанавливать деформированные предложения;

•        составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

•        находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять изученные правила правописания:

•        раздельное написание слов в предложении;

•        написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

•        отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

•        перенос слов;

•        прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

•        проверяемые безударные гласные в корне слова;

•        парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•        непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

•        разделительный мягкий знак (ь);

•        знаки препинания конца предложения (. ? !);

•        раздельное написание предлогов с именами существительными;

•        раздельное написание частицы не с глаголами;

— применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;

— писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

•        определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;

•        разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

•        обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

•        применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

•        пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.


Тематическое планирование

урока

Дата

Раздел

Тема урока

Планируемые результаты

Личностные

Метапредпредметные

(УУД, работа с текстом)

Предметные

Деятельность обучающихся

1

02.09

Повторяем то, что знаем

сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

Знакомятся с учебником, его структурой, назначением. Анализируют текст и предложение, оставляют предложения и записывают их, правильно оформляя на письме. Устанавливают количество слогов в слове.Различают гласные и согласные звуки. Определяют ударение в слове.Списывают предложения и тексты (выборочное списывание), диктуя себе по слогам. Проверяют написанное взаимопроверка)

2

03.09

Речь

Речь в жизни человека

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. обеспечить возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Речевая и языковая темы рассматриваются на едином речевом материале об умении читать.

Делят поток речи на предложения, определяют границы предложений. Анализируют деформированный текст. Списывают предложения и тексты, правильно оформляя предложения на письме. Пишут зрительно-слуховые диктанты; сравнивают произношение и написание слов из словаря

3

04.09

Устная и письменная речь. Выделение предложений в устной и письменной речи

Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.

4

06.09

Звуки  и буквы

Особенности звуков и букв

Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

Систематизировать сведения о звуковой системе русского языка с помощью таблицы, отдельные разделы которой нужно «заполнить» детям. Упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчетливом произношении звуков в словах.

Различать звуки и буквы.

Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы.

Соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов.

Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный.

Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв.

Различают звук и букву. Звуки произносят. Буквы называют. Различают гласные и согласные звуки. Делают звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Сравнивают и сопоставляют звучание слов. Делят слова на слоги, в том числе и с буквой и. Объясняют особенности гласных и согласных. Характеризуют звуки. Соотносят звук и его качественную характеристику. Списывают слова и предложения. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Записывают предложения и тексты по памяти. Анализируют деформированный текст, записывают его, правильно оформляя предложения на письме. Письменно передают содержание текста, опираясь на вопросы, озаглавливают этот текст. Составляют предложения на аналогичную тему и записывают их.

5

09.09

Гласные и согласные звуки. Гласные звуки и буквы, которые их обозначают

6

10.09

Письменные ответы на вопросы к тексту

7

11.09

Речевой этикет. Слова-приветствия.

8

13.09

Диктант

9

16.09

Согласный звук /Й/ и буква Й

10

17.09

Контрольное списывание с делением сплошного текста на предложения

11

18.09

Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, сочетания ЧК, ЧН

Шипящие согласные звуки. Правописание слов с сочетаниями жи, ши

принимать и сохранять цель и учебную задачу

Совершенствовать умение правильно распознавать в речи мягкие и твердые шипящие звуки, правильно произносить и обозначать их на письме

Распознают мягкие и твердые шипящие звуки, правильно произносят их. Определяют наличие в словах орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

12

20.09

Устное сочинение по серии картинок. Деление текста на части

высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

•        планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Развивать умение составлять текст по серии картинок

Составляют тексты по серии картинок, по пословице, сопоставляя их с текстами в учебнике. Озаглавливают текст с помощью пословицы

13

23.09

Изложение по вопросам и опорным словам

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Развивать умение передавать содержание текста с опорой на вопросы

Писать изложение по вопросам учителя, отбирать слова для ответа

Составляют предложения, правильно оформляя их на письме.

14

24.09

Слова с сочетаниями ча, ща , чу, щу

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках

Развивают умение правильно писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, шу, чк, чн. Пишут под диктовку слова и тексты.

15

25.09

Слова с сочетаниями ча, ща , чу, щу

16

27.09

Смысловая связь между предложениями в тексте. Упражнения в написании слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу

Отгадывают и записывают загадки, записывают отгадки к ним

17

30.09

Слова с сочетаниями чн, ЧК. Правописание слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн,нщ

Списывают тексты с данными орфограммами, проверяя написанное по учебнику. Записывают тексты по памяти. Учатся писать слова из словаря, употребляя их в тексте.

18

01.10

Контрольная работа по теме «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт, щн,нщ»

19

02.10

Контрольный диктант

Проверить сформированность знаний, умений и навыков

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху.

20

04.10

Работа над ошибками

учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника

21

07.10

Алфавит Алфавит, или азбука.

заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности

Систематизировать сведения о звуковой системе русского языка с помощью таблицы, отдельные разделы которой нужно «заполнить» детям. Упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчетливом произношении звуков в словах.

Различать звуки и буквы.

Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы.

Соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов.

Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный.

Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв.

Правильно называют буквы алфавита. Производят звуко-буквенный анализ слова. Развивают умение пользоваться алфавитом в практической деятельности (при работе со словарями, при посещении библиотеки и т. д.)

22

08.10

Практическое значение алфавита

23

09.10

Списывание текста

обращать внимание  на   особенности устных  и  письменных высказываний

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы

применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ; умения проверять написанное

Анализируют звуко-буквенный состав слова. Грамотно списывать текст

24

11.10

Слово и слог. Перенос слов.

Слово и слог. Виды слогов. Деление слов на слоги

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока

делить слова  на части для  переноса;

Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога

Сопоставляют количество гласных звуков и количество слогов в слове. Делят слова на слоги, в том числе и для переноса слов. Выделяют ударный слог. Списывают слова и предложения. Пишут тексты по памяти, диктуя себе по слогам. Составляют предложения по схеме

25

14.10

Перенос слов.

Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова.

Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов

Переносить слова с одной строки на другую

26

15.10

Перенос слов с буквами Й и Ь в середине слова

27

16.10

Предложение и текст.

Предложение как единица речи

осознавать роль языка и речи в жизни людей

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях); в словаре

оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

Сопоставляют слова и предложения. Анализируют деформированное предложение. Устанавливают связи слов в предложении. Составляют (в том числе и по картинке) предложения, правильно оформляют предложения на письме.. Списывают предложения и тексты из учебника, диктуя себе по слогам

28

18.10

Знаки препинания в конце предложения

обращать внимание  на   особенности устных  и  письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и  знаков препинания: точка или  многоточие, точка или  восклицательный знак).

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией

предложения.

Читать предложения с разной интонацией

Классифицируют предложения по цели высказывания. Находят в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.

29

21.10

Смысловое ударение

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

30

22.10

Общее понятие о членах предложения

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры

Развивать умение писать под диктовку, проверить навык в переносе слов

31

23.10

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).

32

25.10

Диктант за 1 четверть

Формировать умение составлять текст об осени (устно и письменно) на основе наблюдения, воображения

применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов

Находят и подчеркивают в предложении главные члены. Сопоставляют распространенные и нераспространенные предложения.

33

28.10

Работа над ошибками

34

29.10

Общее понятие о тексте

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания

Проводят наблюдения за связью (по смыслу) предложений в тексте как одной из его отличительной особенностей.

35

30.10

Виды текстов

Формирование умений распознавать виды текста

36

08.11

Структурные части текста-повествования

Использование красной строки при записи текста, понятие о частях текста -повествования

Закрепление навыка списывания

37

11.11

Составление рассказа по картинкам. Изложение по опорным словам

Выделение основного смыслового содержания повествовательного текста

Развитие умения составлять повествовательный текст из трех частей

Составление теста по опорным словам в устной и письменной форме

38

12.11

Работа над ошибками

Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме

39

13.11

Мягкие и твердые согласные звуки.

Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме буквами гласных

положительное отношение к языковой деятельности

Обобщение знаний об обозначении на письме мягкости и твердости согласных

Развивать умение различать мягкие и твердые согласные звуки и правильно произносить их в словах

Сравнивают и различают твердые и мягкие согласные звуки. Группируют согласные звуки по твердости-мягкости. Характеризуют согласные звуки по мягкости-твердости. Соотносят звучание и написание слов Проведение звуко-буквенного анализа слов. Объясняют случаи расхождения написания и звучания

40

15.11

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука

Уметь обозначать на письме мягкость согласно звука мягким знаком

 Делят слова с ь в середине слова на слоги и переносят их на другую строку. Делают звуко-буквенный анализ слов. Составляют предложения по картинке. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки (в том числе и с помощью орфографического словаря).

Группируют слова по типу орфограмм.

471

18.11

Обозначение мягкости согласных в середине слова

42

19.11

Мягкий знак в середине слова. Закрепление

43

20.11

Изложение по вопросам и рабочим материалам

осознавать роль языка и речи в жизни людей

Формировать умение письменно излагать содержание авторского текста по готовому плану-вопроснику, а также редактировать свой текст.

Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно

Делят текст на части с соблюдением красной строки. Учатся писать изложение повествовательного текста

44

22.11

Звонкие и глухие согласные звуки.

Особенности произношения звонких и глухих согласных звуков. Парные согласные по глухости и звонкости

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

слушать и понимать речь  других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова

Наблюдать за написанием и произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами

Различать в слове парный согласный

Различают парные глухие и звонкие согласные. Анализируют звуковой состав слова. Характеризуют согласные звуки по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости, наличия парности звуков по этим признакам. Соотносят звучание и написание слов, объясняют расхождение звучания и написания. Находят слова, требующие проверки (с парными глухими и звонкими согласными звуками на конце). Обосновывают написание слов («докажи, что в слове глаз на конце пишется буква з»). Сопоставляют буквы в проверочном и проверяемом словах. Группируют слова по месту и по типу орфограммы. Доказывают написание слов, используя орфографический словарь. Анализируют текст с точки зрения наличия в нем орфограмм «парные звонкие и глухие согласные».

45

25.11

Обозначение парных согласных звуков на конце слова

понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва

;

формирование в каждый момент урока у ученика понимания   того, какими способами он достиг нового знания и  какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает обязательно  

46

26.11

Обозначение парных согласных звуков на конце слова

47

27.11

Оглушение согласных звуков на конце слова. Слабая и сильная позиция согласных звуков

преобразовывать информацию из  одной  формы в  другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

48

29.11

Обозначение парных согласных звуков на конце слова (оглушение парных звонких согласных на конце слова)

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

49

02.12

Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова. Контрольное списывание

Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки

50

03.12

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах.

Ударение. Ударение как средство смыслового различия слов. Особенности русского ударения

Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова».

Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам — общая часть (внешняя) и общность смысла. Показать отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться)

Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове.

Квалифицировать объект (корень слова) с позиций совокупности его отличительных признаков

Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы.

Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря

Различают ударные и безударные гласные звуки. Находят слова, различающиеся ударением. Соотносят гласные ударные и безударные звуки и их качественную характеристику. Характеризуют гласные звуки. Определяют наличие в слове орфограмм с безударным гласным Соотносят звучание и написание слова, объясняют случаи расхождения звучания и написания. Обосновывают написание безударного гласного в слове («Докажи, что в слове гора пишется буква о»). Группируют слова по типам орфограмм (с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными). Анализируют текст с точки зрения наличия в нем слов с орфограммами безударных гласных. устанавливают связь слов в предложении.

51

04.12

Ударные и безударные слоги. Сильная и слабая позиция гласного звука

развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Анализировать строение слова  со стороны наличия в нём значимых частей (морфем).

Действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов.

Синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы).

Группировать слова в соответствии с их составом

52

05.12

Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах

53

09.12

Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах

учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

54

10.12

Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах. Восстановление деформированного текста

организация  работы в  парах и малых группах.

55

11.12

Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах. Восстановление деформированного текста

правильно называть звуки в слове, делить слова  на слоги, ста вить ударение, различать ударный и безударные слоги;

Анализируют, восстанавливают и дополняют деформированный текст, в том числе и с опорой на картинку. Озаглавливают тексты.

56

13.12

Сопоставление написания букв гласных в ударных и безударных слогах. Текст и предложение. Списывание текста

обращать внимание  на   особенности устных  и  письменных высказываний других людей

Пишут слуховые диктанты. Записывают по памяти тексты из учебника, диктуя себе по слогам. Составляют (в том числе и по схеме) и правильно записывают предложения. Составляют рассказ по картинке

57

16.12

Контрольная работа

Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки, используя орфографический словарь учебника. Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Анализируют предложение, выделяя в нем грамматическую основу,

58

17.12

Работа над ошибками

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху.

Совершенствовать навык правописания слов с безударной гласной в корне

59

18.12

Разделительный мягкий знак.

Понятие о разделительном мягком знаке

осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле

осознавать поставленную задачу, воспринимать её на слух, решать её;

принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и

Соотносят и сравнивают написание, произношение и значение слов с разделительным ь и без него. Сопоставляют и различают функцию ь, показателя мягкости, и функцию разделительного ь. Пишут словарные диктанты, тексты из учебника по памяти,.

Анализируют предложения: находят по схеме главные члены предложения и слова, связанные с ними по смыслу. Задают смысловые вопросы от слова к слову в предложении, устанавливают связь слов в предложении. Анализируют деформированный текст. Определяют границы предложений, выбирают знак для конца предложений. Анализируют и восстанавливают деформированный текст.

60

20.12

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака

определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного

61

23.12

Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости согласного звука

пользоваться словарями и справочным материалом учебника

62

24.12

Двойные согласные.

Слова с двойными согласными

знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем,  способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения нарушения моральной нормы.

работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру

Выясняют лексическое значение слов с двойными согласными с использованием словаря.

контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки

Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки

63

25.12

Диктант за 2 четверть

64

27.12

Работа над ошибками

Наблюдают и записывают слова с двойными согласными. Определяют в слове наличие орфограмм с двойными согласными. Делят слова с двойными согласными на слоги для переноса с одной строки на другую. Восстанавливают деформированные предложения. Доказывают написание слов, используя орфографический словарь учебника

65

30.12

Двойные согласные на стыке морфем

66

13.01

Слово и предложение. Имя существительное.

Части речи и члены предложения

этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей

принимать и сохранять цель и учебную задачу

Задают вопросы к словам — названиям предметов,

к словам—названиям признаков предметов, словам, обозначающим действия предметов. Классифицируют слова по их принадлежности к различным частям речи.. Выделяют в предложении главные члены, устанавливают связь между словами в предложении. Составляют предложения из данных слов.

Записывают слова и предложения под диктовку.

67

14.01

Имя существительное. Значение существительных. Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

работать с информацией, представленной в разных формах

Обосновывают целесообразность выбора языковых средств

Наблюдают за признаками имен существительных в предложении, распознают одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам кто? и что? Различают имена собственные и нарицательные

68

15.01

Изложение текста по вопросам и рабочим материалам

осмысленно читать текст, выделять существенную информацию.

Воспроизводят текст по вопросам и опорным словам. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки.. Повторяют правописание слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу, чн, чк.

69

17.01

Работа над ошибками

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

70

20.01

Обобщение знаний об именах существительных

Списывают из учебника предложения и тексты, анализируя при этом орфограммы в словах

71

21.01

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек. Сравнение имен собственных и нарицательных

Определяют наличие в слове орфограмм на правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.

Употребляют при записи имен собственных заглавную букву.

72

22.01

Обобщение знаний о написании имен собственных. Большая буква в географических названиях

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Закреплять знания о правописании имен собственных

Анализируют и восстанавливают деформированные предложения. Читают в учебнике тексты, анализируют их структуру, средства связи частей текста, озаглавливают тексты. Анализируют деформированный текст, восстанавливают его, правильно оформляя запись предложений.

73

24.01

Диктант

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы

Умение правильно делить повествовательный текст на части, развивать умение находить и исправлять свои ошибки

Записывают текст, анализируя при этом орфограммы в словах

74

27.01

Работа над ошибками

Исправляют ошибки в построении предложений

75

28.01

Изложение по вопросам с дополнением текста

осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов

Учить отвечать на вопросы текста , последовательно передавая его содержание

76

31.01

Работа над ошибками

Умение правильно делить повествовательный текст на части, развивать умение находить и исправлять свои ошибки

Исправляют ошибки в построении предложений

77

03.02

Глагол

Понятие о словах, обозначающих действие предметов (о глаголах). Глагол. Роль глаголов в тексте

сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

учитывать выделенные ориентиры действий

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно

Учиться отличать глаголы от имён существительных

Ставят вопросы к глаголам в предложении. Устанавливают связь между словами в предложении..

78

04.02

Глаголы в единственном и множественном числе

Учиться определять роль глаголов в речи

Наблюдают за употреблением глаголов в речи в разных формах времени и числа. Изменяют глаголы по числам, временам (без употребления термина, по вопросам).

79

05.02

Изменение глаголов по временам

80

07.02

Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать?

81

10.02

Распространение сказуемого словами выражающими пространственные отношения (где?, куда?, откуда?)

понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;

 Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Подбирать языковый материал для текста

Пишут диктанты. Устанавливают

последовательность частей текста

82

11.02

Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение

развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

формулировать собственное мнение и аргументировать его

Составлять текст по картине

Анализируют деформированный текст. Составляют предложения, в том числе и по картинкам

83

12.02

Имя прилагательное. Различие прилагательных в единственном и множественном числе

сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

положительное отношение к языковой деятельности

Ввести определение имени прилагательного как части речи

Видеть роль прилагательного в речи

Выделять словосочетания сущ + прилагательными Определять число имён прилагательных

Наблюдают за ролью имен прилагательных в речи. Ставят вопросы к именам прилагательным в предложении. Подбирают имена прилагательные к именам существительным, соотносят имена прилагательные с именами существительными (составляют словосочетания). Изменяют имена прилагательные по числам.. Составляют текст-описание, подбирают заголовок к тексту, анализируют  созданный текст, оценивают работу с текстом. Пишут слуховые диктанты, комментируя орфограммы. Списывают тексты из учебника, находят прилагательные.

84

14.02

Распространение подлежащего. Группа подлежащего как смысловой отрезок предложения

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Ставить вопросы к именам прилагательным

Распознавать имена прилагательные среди однокоренных слов

Употреблять в речи имена прилагательные

85

17.02

Прилагательные-антонимы

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях

воспитание уважительного отношения к русскому языку

Оценивают целесообразность выбора имен прилагательных для характеристики предмета, в том числе синонимичных и антонимич-ных прилагательных

86

18.02

Контрольная работа

проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ

Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки.

Определяют наличие изученных орфограмм в тексте (буквы а, у, и после шипящих, безударный гласный в двусложных словах, парные глухие и звонкие согласные на конце слов, разделительный ь), объясняют написание слов.

87

19.02

Работа над ошибками

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

88

21.02

Предлог

Предлог как слово.

представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины

Правильно употреблять предлоги в речи

Формировать умение составлять предложения

Наблюдают за особенностями употребления предлогов в речи. Определяют наличие орфограмм в тексте (раздельное написание предлогов со словами, проверяемые и непроверяемые безударные гласные).

89

24.02

Роль предлогов в предложении.  Единообразие написания предлогов

представление о бережном отношении к материальным ценностям

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

90

25.02

Самостоятельная работа

этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей

принимать и сохранять цель и учебную задачу

закреплять навык употребления и написания предлогов

Восстанавливают деформированный текст. Составляют текст по аналогии, озаглавливают его.

91

26.02

Работа над ошибками

Пишут слуховые диктанты.

92

28.02

Составление устного рассказа по картинке. Озаглавливание текста

формлять свои мысли в устной и письменной форме

участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения

Анализируют деформированный текст. Определяют границы предложений. Выбирают знак препинания в конце предложения. Контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки.

93

03.03

Речевой этикет. Слова благодарности

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Обосновывают целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения (речевой этикет: слова благодарности)

94

04.03

Родственные (однокоренные) слова.

Родственные слова. Корень как общая часть родственных слов

развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык

высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи

осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

Наблюдают за однокоренными словами, вычленяя их признаки (значение и общая часть слова). Анализируют текст с точки зрения наличия в нем родственных слов. Пишут текст по памяти с предварительным языковым анализом.

95

05.03

Родственные слова. Корень как общая часть родственных слов

Выделяют в словах корень. Наблюдают за единообразным написанием корня в родственных словах. Группируют слова по общему корню. Контролируют правильность объединения слов в группу однокоренных слов. Подбирают родственные слова.

96

07.03

Корень слова. Гнезда однокоренных слов

определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

97

10.03

Закрепление понятия «Корень слова»

98

11.03

Диктант за 3 четверть

понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на  слух   без  ошибок слова, где  произношение и  написание совпадают;

видеть опасные места  в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях  людей,  кличках  животных,  географических названиях

Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками

Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки

99

12.03

Работа над ошибками

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

100

14.03

Сочинение по картинке и опорным словам

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы

Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

развивать умение создавать повествовательный текст по опорным словам

Составляют текст по картинке и по вопросам. Озаглавливают текст

101

17.03

Рассуждения на тему: «Почему слово так звучит?»

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Объясняют значение слова с помощью простейшего (устного) словообразовательного анализа.

102

18.03

Безударные гласные в корне. Гласные в слабой позиции. Проверочные слова

заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий

Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова.

Ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при  сходстве признаков разных орфограмм

Знакомятся со способом проверки безударных гласных в корне (подбор однокоренных слов) и применяют его в практике письма наряду с изменением формы слова.

103

19.03

Способы проверки безударного гласного в корне слова

Подбирают однокоренные слова. Контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки.

104

21.03

Способы проверки безударного гласного в корне слова

ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения

Определяют в корне орфограммы (безударные проверяемые гласные). Доказывают правильность подбора проверочного слова, обосновывают написание слов («Докажи, что в корне слова трава пишется букв а»).

105

01.04

Проверка безударных гласных

понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;

106

02.04

Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне

задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

107

04.04

Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне

Записывают тексты по памяти, применяя способы проверки безударного гласного в корне. Отгадывают загадки, списывают их, записывают отгадки. Анализируют текст в учебнике, делят его на части

108

07.04

Парные звонкие и глухие согласные.

Проверка парных звонких и глухих согласных на конце слова

понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;

Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

Наблюдать за написанием и произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами

Наблюдают за произношением и написанием парных глухих и звонких согласных в корне слова. Применяют два способа проверки написания пар- ных звонких и глухих согласных (изменение формы слова и подбор однокоренных слов). Подбирают однокоренные слова. Определяют в корне орфограммы (проверяемые парные глухие и звонкие согласные звуки в корне слова). Доказывают правильность подбора проверочного слова. Обосновывают написание слов («Докажи, что в слове хлеб на конце пишется буква б»).

109

08.04

Проверка парных звонких и глухих согласных на конце слова

110

09.04

Проверка парных согласных путем подбора однокоренных слов

развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

111

11.04

Парные звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие. Сильная и слабая позиция согласного звука (озвончение глухих согласных)

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

Видеть орфограмму в слове и проверять

Восстанавливают деформированные предложения и тексты, определяя границы предложений и правильно оформляя их на письме.

112

14.04

Изложение по опорным словам

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы

Составляют текст по опорным словам. Письменно передают по памяти содержание текста.

113

15.04

Орфограмма

выделяют сильные и слабые позиции звуков в словах

114

16.04

Проверка парных согласных и безударных гласных в корне

Пишут по памяти тексты и загадки, записывают отгадки.

115

18.04

Контрольная работа

понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва

проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ

Контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки.

116

21.04

Работа над ошибками

понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи

Оценивают свое написание диктанта, анализируют допущенные ошибки.

117

22.04

Предложение

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Связь слов в предложении

осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения

находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

устанавливать связи слов между словами в предложении;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

Устанавливают связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы от слова к слову. Находят главные члены и зависимые от них второстепенные члены предложения. Составляют схемы предложений. Пишут диктанты, в том числе и с предварительной подготовкой. Выбирают наиболее подходящий заголовок для текста. Воспроизводят текст.

118

23.04

Смысловая связь между предложениями в тексте

развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

119

25.04

Смысловая связь между предложениями в тексте

120

28.04

Сочинение по серии картинок

высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи

составлять текст по рисунку

Составляют текст по картинному плану и заданному началу. Анализируют и корректируют созданные тексты

121

29.04

Работа над ошибками

учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника;

122

30.04

Деление предложений на смысловые отрезки. Пауза

формулировать собственное мнение и аргументировать его

восстанавливать деформированные предложения

Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак препинания в конце предложения.

123

05.05

Повторение в конце учебного года.

Обобщение знаний о звуках буквах, слоге

понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва

совершенствовать умения различать звуки и буквы, делить слова на слоги, переносить слова

Характеризуют звуки. Делят слово на слоги, в том числе и для переноса слов на другую строку. Пользуются алфавитом (в учебных целях).

124

06.05

Слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК,ЧН. Самостоятельная работа

проверить и закрепить написание букв И, А, У после шипящих, и сочетание ЧК, ЧН

Определяют в словах наличие изученных орфограмм

125 - 126

07.05

12.05

Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном, глаголе

находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий

различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

Сопоставляют и сравнивают части речи по значению и роли в предложении. Анализируют текст с точки зрения наличия в нем изученных орфограмм.

127

13..05

Контрольная работа за год

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

Пишут тексты под диктовку и по памяти, контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова, исправляют ошибки.

128

14.05

Работа над ошибками

понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи

129

16.05

Правописание слов с Ь и Ъ.

определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного

Определяют в словах наличие изученных орфограмм

130

19.05

Коллективное составление сочинения

работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру

выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю

Воспроизводят текст по вопросам составляют текст по картинке и по плану, а также с опорой на наблюдения и на собственный опыт. Озаглавливают текст. Анализируют и редактируют собственный текст. Оценивают текст. Находят в тексте смысловые ошибки.

131

20.05

Правописание безударных гласных, парных согласных в корен слова

развивать орфографическую зоркость

Определяют в словах наличие изученных орфограмм

132

21.05

Свободный диктант

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Пишут тексты, определяя в них роль изученных частей речи. Делят текст на части.

133

23.05

Работа над ошибками

развивать умения вносить изменения в написанный текст

134-136

26.05

27.05

28.05

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

закрепить знания учащихся по изученным темам

обобщают знания, усвоенные учащимися в процессе изучения отдельных тем, устанавливают связи между ними


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Рамзаева Т.Г. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. Москва. Дрофа, 2011.

Учебники

Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник 2 класс. Москва. Дрофа, 2011.

Рабочие тетради

Курникова Е: Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику Т. Г. Рамзаевой: 2 класс (в 2-х частях).

Троицкая Н.: Развитие речи. 2 класс. Рабочая тетрадь к уч. Т.Г. Рамзаевой "Русский язык".

Методические пособия

Лебедев, В.А., Мишуринская Г.И. Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзвевой  Русский язык. Методическое пособие 2 класс.

Книги для учителя

       Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.Москва, Альфа, 1993.

Потапова Е.Н. Радость познания. Москва. Просвещение, 1990

Кремнева С.Ю. Словарные диктанты. Москва, Экзамен,2010.

Русский язык. Коррекционно-развивающие задания 1-2 кл./Сост. Плешакова Е.П. Волгоград. «Учитель», 2006.

О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова Русский язык и упражнения. Парные согласные. 1-4 классы. Москва АСТ Астрель., 2006.

О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова Русский язык и упражнения. Безударные гласные. 1-4 классы. Москва АСТ Астрель., 2006.

Игнатьева Т.В., Тикунова Л.И. контрольные, проверочные и творческие работы  по русскому языку. Москва, Экзамен,2008.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой (в т.ч. в цифровой форме).

Игнатьева Т.В., Тикунова Л.И. Карточки по русскому языку. Москва, Экзамен,2006

Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии (в т.ч. в цифровой форме).

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Магнитофон. Плейер.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...