Грамматический разбор предложений. Учимся давать характеристику предложению. 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Аверьянова Светлана Викторовна

Формирование умения делать полный грамматический разбор предложения, устанавливая связь слов в предложениях через словосочетания при помощи вопросов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского языка 4 класс (УМК ПНШ)

Учитель: Аверьянова С.В.

Тема: «Грамматический разбор предложений. Учимся давать характеристику предложению».

Цели: Формирование умения делать полный грамматический разбор предложения, устанавливая связь слов в предложениях через словосочетания при помощи вопросов.

Задачи:

- Закреплять представления учащихся о видах предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ, по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.

- Формировать умение на слух и на письме видеть главные члены предложения

- Упражнять учащихся в определении подлежащего и сказуемого.

- Учить выписывать словосочетания из предложенных предложений, грамотно задавая вопросы от слова к слову

- Упражнять учащихся в характеристике предложений.

- Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, память, внимание. мышление, устную и письменную речь.

- Формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.

- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи. Продолжить привитие интереса к изучению русского языка и р русского фольклора.

Оборудование: записи на доске, карточки, предметные картинки, лента букв, веера, таблица по разбору предложения, ИКТ

Ход урока

 1. Орг. момент.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

-Пропишем букву, которая не обозначает звука, но может играть в словах разную роль.

-Что это за буква?         (ь)

(прописываем по образцу)

-Вспомните, для чего служит «Ь» и на  что он может указывать?        (версии учащихся)

-Приведите примеры к тому, что вы сказали.

-Сейчас запишем несколько слов и проверим ваши предположения.

Запись под диктовку.

1) Образуйте от существительного «дежурный» глагол 2 лица, ед.числа, наст.вр.

                                                        ДЕЖУРИШЬ

2)                                                         МОЛОДЁЖЬ

3) Первый день недели?                         ПОНЕДЕЛЬНИК

4)                                                        БЕЛЬЁ

5)Слово рассыпалось «ТРАОЩИВ»                ТОВАРИЩ

-Какое слово лишнее и по какому признаку?

        (товарищ – без «Ь»

        Дежуришь – глагол)

-Назовите, какую роль играет или на что указывает «Ь» в каждом из слов?

- Среди слов с «ь» знаком ,найдите слово , в котором количество букв и звуков  совпадает.

- Найдите  среди слов то, где  все согласные звонкие .

-Сделаем краткий фонетический разбор слова [б и л й о]

        (В других словах происходит оглушение)

Работа с фразеологизмом.

-Прочитайте, что записано.

В_дой (не) разол_ёш_.                (веером орфограммы, доказательство)

Водой не разольёшь.                (Смысл фразеологизма, 2часть стр.190)

-Сегодня вы всем должны показать, что вы дружный коллектив, что многие из вас умеют приходить друг к другу на помощь.

3.Сообщение темы и целей урока.

-Откройте учебник на стр.172 и прочитайте тему урока.

-Сегодня на уроке мы будем упражняться в умении давать характеристику предложению и разбирать его по членам предложения и частям речи.

 

4.Упражнения.

1. –Работа с инструкцией стр. 172

- Прочитаем, что-то дополним, что непонятно, спросите и разберём.

2.Запись под диктовку.

Радуга в небе весеннем висела, весело с неба на землю смотрела.

-Объясните все орфограммы, которые здесь встретились.

-Характеристику предложению будем давать по цепочке)

-Проверим по образцу на стр. 173.

-А сейчас определим оставшиеся члены преложения и , какими частями речи они выражены.

3.Работа с пословицами и иллюстрациями к ним.

-Посмотрите на картинки, в которых зашифрованы пословицы.        (слайд)

-Какие пословицы вы можете расшифровать?

-На помощь к нам приходит учебник. Стр.174 упр.176.

-Выберите и зачитайте к каждой иллюстрации пословицу.

-На уроке мы будем работать  с 1, 2 пословицами, а 3,4 – по аналогии разберёте дома.

-Выберите и зачитайте ту пословицу, которая записана в виде простого предложения.

-Докажите. Дадим устную характеристику предложению

-Самостоятельно запишите пословицу, которая дана в виде сложного предложении.  

Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.

-Объясните , какие орфограммы требуют доказательства и докажите  их правописание.

-По цепочке даём характеристику данному предложению.

-Делаем разбор по членам предложения и частям речи.

-Объясните постановку «,».

-В чём смысл данной пословицы?

(Хочешь много знать и быть грамотным, не стой на месте, а двигайся вперёд)

-Почему к 1 пословице картинка состоит из двух частей, а ко 2 – из 1 части?

(2 действующих лица и каждый что-то делает)

-Сколько словосочетаний в данном предложении?        (2)

-Запишем их с комментированием.

4.Деформированное предложение.

-Составьте из слов предложение.

Ты, языком, делом, не, а, спеши, торопись.

Ты не спеши языком, а торопись делом.

-Объясните правописание всех орфограмм, которые здесь встретились.

-В чем смысл данного высказывания.

5.Учитель-ученик.

-Вам предлагается характеристика данного предложения. Вы выступаете в  роли учителя и исправляете ошибки, если они имеются, но при этом обосновываете свою версию.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое)

(Побудительное, невосклицательное, простое, распространённое)

-Почему это предложение побудительное?

-В какой форме стоят глаголы?

-Что служит для образования повелительной формы глагола?

        (суффиксы –и-, -й-; окончание –те)

-Разберём данные глаголы по составу.

СПЕШИ,   ТОРОПИСЬ

6.Д/з.

-стр.174 упр.176 (3,4 предл.)

-Печ.тетрадь стр.84  упр.82

7.Итог.

-Какие по цели высказывания бывают предложения?

-Какие предложения бывают по интонации?

-Что значит предложение простое (сложное)?

-Что значит распространённое (нераспространённое)?

-Что не является словосочетанием? Почему?