Главные вкладки

    Грамматический разбор предложений. Учимся давать характеристику предложению. 4 класс.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Аверьянова Светлана Викторовна

    Формирование умения делать полный грамматический разбор предложения, устанавливая связь слов в предложениях через словосочетания при помощи вопросов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок  русского языка 4 класс (УМК ПНШ)

    Учитель: Аверьянова С.В.

    Тема: «Грамматический разбор предложений. Учимся давать характеристику предложению».

    Цели: Формирование умения делать полный грамматический разбор предложения, устанавливая связь слов в предложениях через словосочетания при помощи вопросов.

    Задачи:

    - Закреплять представления учащихся о видах предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ, по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.

    - Формировать умение на слух и на письме видеть главные члены предложения

    - Упражнять учащихся в определении подлежащего и сказуемого.

    - Учить выписывать словосочетания из предложенных предложений, грамотно задавая вопросы от слова к слову

    - Упражнять учащихся в характеристике предложений.

    - Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, память, внимание. мышление, устную и письменную речь.

    - Формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.

    - Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи. Продолжить привитие интереса к изучению русского языка и р русского фольклора.

    Оборудование: записи на доске, карточки, предметные картинки, лента букв, веера, таблица по разбору предложения, ИКТ

    Ход урока

     1. Орг. момент.

    2. Минутка чистописания. Словарная работа.

    -Пропишем букву, которая не обозначает звука, но может играть в словах разную роль.

    -Что это за буква?         (ь)

    (прописываем по образцу)

    -Вспомните, для чего служит «Ь» и на  что он может указывать?        (версии учащихся)

    -Приведите примеры к тому, что вы сказали.

    -Сейчас запишем несколько слов и проверим ваши предположения.

    Запись под диктовку.

    1) Образуйте от существительного «дежурный» глагол 2 лица, ед.числа, наст.вр.

                                                            ДЕЖУРИШЬ

    2)                                                         МОЛОДЁЖЬ

    3) Первый день недели?                         ПОНЕДЕЛЬНИК

    4)                                                        БЕЛЬЁ

    5)Слово рассыпалось «ТРАОЩИВ»                ТОВАРИЩ

    -Какое слово лишнее и по какому признаку?

            (товарищ – без «Ь»

            Дежуришь – глагол)

    -Назовите, какую роль играет или на что указывает «Ь» в каждом из слов?

    - Среди слов с «ь» знаком ,найдите слово , в котором количество букв и звуков  совпадает.

    - Найдите  среди слов то, где  все согласные звонкие .

    -Сделаем краткий фонетический разбор слова [б и л й о]

            (В других словах происходит оглушение)

    Работа с фразеологизмом.

    -Прочитайте, что записано.

    В_дой (не) разол_ёш_.                (веером орфограммы, доказательство)

    Водой не разольёшь.                (Смысл фразеологизма, 2часть стр.190)

    -Сегодня вы всем должны показать, что вы дружный коллектив, что многие из вас умеют приходить друг к другу на помощь.

    3.Сообщение темы и целей урока.

    -Откройте учебник на стр.172 и прочитайте тему урока.

    -Сегодня на уроке мы будем упражняться в умении давать характеристику предложению и разбирать его по членам предложения и частям речи.

     

    4.Упражнения.

    1. –Работа с инструкцией стр. 172

    - Прочитаем, что-то дополним, что непонятно, спросите и разберём.

    2.Запись под диктовку.

    Радуга в небе весеннем висела, весело с неба на землю смотрела.

    -Объясните все орфограммы, которые здесь встретились.

    -Характеристику предложению будем давать по цепочке)

    -Проверим по образцу на стр. 173.

    -А сейчас определим оставшиеся члены преложения и , какими частями речи они выражены.

    3.Работа с пословицами и иллюстрациями к ним.

    -Посмотрите на картинки, в которых зашифрованы пословицы.        (слайд)

    -Какие пословицы вы можете расшифровать?

    -На помощь к нам приходит учебник. Стр.174 упр.176.

    -Выберите и зачитайте к каждой иллюстрации пословицу.

    -На уроке мы будем работать  с 1, 2 пословицами, а 3,4 – по аналогии разберёте дома.

    -Выберите и зачитайте ту пословицу, которая записана в виде простого предложения.

    -Докажите. Дадим устную характеристику предложению

    -Самостоятельно запишите пословицу, которая дана в виде сложного предложении.  

    Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.

    -Объясните , какие орфограммы требуют доказательства и докажите  их правописание.

    -По цепочке даём характеристику данному предложению.

    -Делаем разбор по членам предложения и частям речи.

    -Объясните постановку «,».

    -В чём смысл данной пословицы?

    (Хочешь много знать и быть грамотным, не стой на месте, а двигайся вперёд)

    -Почему к 1 пословице картинка состоит из двух частей, а ко 2 – из 1 части?

    (2 действующих лица и каждый что-то делает)

    -Сколько словосочетаний в данном предложении?        (2)

    -Запишем их с комментированием.

    4.Деформированное предложение.

    -Составьте из слов предложение.

    Ты, языком, делом, не, а, спеши, торопись.

    Ты не спеши языком, а торопись делом.

    -Объясните правописание всех орфограмм, которые здесь встретились.

    -В чем смысл данного высказывания.

    5.Учитель-ученик.

    -Вам предлагается характеристика данного предложения. Вы выступаете в  роли учителя и исправляете ошибки, если они имеются, но при этом обосновываете свою версию.

    (Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое)

    (Побудительное, невосклицательное, простое, распространённое)

    -Почему это предложение побудительное?

    -В какой форме стоят глаголы?

    -Что служит для образования повелительной формы глагола?

            (суффиксы –и-, -й-; окончание –те)

    -Разберём данные глаголы по составу.

    СПЕШИ,   ТОРОПИСЬ

    6.Д/з.

    -стр.174 упр.176 (3,4 предл.)

    -Печ.тетрадь стр.84  упр.82

    7.Итог.

    -Какие по цели высказывания бывают предложения?

    -Какие предложения бывают по интонации?

    -Что значит предложение простое (сложное)?

    -Что значит распространённое (нераспространённое)?

    -Что не является словосочетанием? Почему?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предложения для грамматического разбора, 3 класс

    Предложения для полного орфографического и грамматического разбора. 3 класс. Можно использовать по всем программам....

    Запятая в сложных союзных и бессоюзных предложениях, запятая в простых предложениях с однородными членами. 4 класс

    Конспект урока написан в форме сказочного приключения по поиску клада героями известного мультфильма.Игровая форма подачи материала понравятся ребёнку и превратят урок в увлекательную игру.На данном у...

    Урок русского языка «Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью». 4 класс.

    Урок русского языка «Развитие умения ставить знаки препинания в простом               предложении, сложном и в предложениях с...

    Урок русского языка в 4 классе "Учимся давать характеристику предложению"

    Материал содержит разработку урока русского языка в 4 классе по УМК "ПНШ" и презентацию....

    Памятка "Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения" для учащихся 3 - 4 классов

    Памятка "Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения"  для учащихся 3 - 4 классов...

    Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа .Характеристика предложения и разбор слова как части речи.4 класс

    Русский язык №13.3. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.Тип урока: Открытия новых знаний ОНЗ   Цель – систематизировать сведения о членах предложения и на примере ...