Урок русского языка в 3 классе. Тема "Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Белоусова Наталья Евгеньевна

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые".  Урок по программе"Русский язык" з класс. (Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев) М: Баласс 2011. На основе ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Урок  русского языка в 3 классе

По программе «Русский язык» 3 класс (Е.В Бунеева, Р.Н. Бунеев), М:Баласс 2011

На основе ФГОС НОО.

 Тема: "Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые".

Тип урока. Урок развития умений.

Цели урока:

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- развивать умение анализировать свои действия и определять последовательность их выполнения для решения практических задач.

Познавательные:

- развивать умения отличать сложные предложения от простых с однородными членами, устанавливать последовательность действий для постановки или непостановки запятых в предложениях, а также правильно оформлять их пунктуационно.

Коммуникативные:

- развивать умения устной монологической речи, письменного связного высказывания с использованием изученных конструкций - сложных предложений и предложений (частей) с однородными членами.

                                                             План урока.

1.Оргмомент.

2.Минутка чистописания.

3.Словарная работа.

4.Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

5.Формулирование темы урока.

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений.

7.Итог урока.

8.Домашнее задание, выставление оценок за урок.

                                                           Ход урока.

1.Оргмомент.

Учитель:

 -  Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите друг на друга , улыбнитесь. Сегодня на уроке нам предстоит совместная работа. Поэтому помните , что мы  все одноклассники, а значит, должны внимательно слушать друг друга, уважительно относится к работе других, помогать друг другу.

 -  Начнём наш урок с минутки чистописания. Запишите в своих тетрадях, отступив 2 строчки от домашнего задания, « число»,  «Классная работа»

(На доске )   Двадцать третье апреля.

                            Классная работа.

 Учителем записан образец написания букв и буквосочетаний)

"П п " - 1 строчка;

"пр,сл" - 1 строчка.

(Учитель просматривает в тетрадях как дети справились с этим заданием)

2. Словарная работа.

На экране  записаны 2 группы слов с пропуском букв. Детям  предлагается самостоятельно составить  из данных слов предложение, вставить пропущенные буквы :

из слов 1 строки - простое предложение с однородными членами;

из слов 2 строки - сложное предложение.

Слайд №1.

М…г..зине,кил..гра…а,мы,купили,в,два,...пельсинов,л…мон, …дин, и.

Распускаются, лист...я, цв...ты, дер...вьях, м...л...дые, в...сной, по...вляются, на .

Двум ученикам предлагается на доске записать составленные предложения, объяснить постановку знаков препинания, вставить пропущенные буквы , объяснить их написание.

Варианты работы детей:

В магазине мы купили два килограмма апельсинов и один лимон.

Весной на деревьях появляются молодые листья, распускаются цветы.

3.Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

Учитель:

 - Ребята, мы сейчас с вами вспомним то, что уже знаем о предложениях, по опорным словам составьте предложения, у вас получится сообщение о простых и сложных предложениях.

-  по цели высказывания  

-  восклицательными и невосклицательными

-   второстепенные члены предложения

-   однородные члены предложения

-   запятая разделяет

-  запятая не ставится

-  части сложного предложения

( По цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными, побудительными)

 (По интонации предложения могут быть восклицательными и невосклицательными)

 (Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения)

 (Члены предложения, которые не являются главными ,называются второстепенными членами предложения)

 (Члены предложения, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному члену предложения, называются однородными)

 (Запятая разделяет однородные члены предложения)

 ( Запятая не ставиться между однородными членами предложения, если их соединяет   союз и).

(Части сложного предложения разделяются запятой)

- В чём особенность сложного предложения, которое вы писали дома в упр. №451? (В одной из частей этого предложения есть однородные члены предложения).Прочитайте его. Сколько запятых нужно поставить в нём? (Мальчик очень любит животных, каждое лето он ездит на дачу, там подбирает каких-нибудь птенцов, кормит их).

Физкультминутка.

Учитель:

-  Встаньте, давайте выполним упражнения.

Сейчас весна,  легкий ветерок дует, качает ветви деревьев, шелестит молодыми листочками.

(Руки подняты вверх, выполняется движение кистями рук, имитирующими шелест листьев, дуновение ветра).

Порой его порывы становятся всё сильнее и сильнее, кружит, кружит весенний ветер. (Круги руками по часовой стрелки и обратно).

Всё живое тянется к солнцу.( Наклоны головы вверх-вниз, движение рук вверх-вниз) .

Мы видим, как расцветают цветы. Давайте рассмотрим их.( Выполняются приседания).

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Учитель:

 - Из данных простых предложений составьте сложные, расставьте знаки препинания , нарисуйте схемы предложений.

Красное солнце спустилось к земле.

Повеяло вечерней прохладой.

Вдруг послышался шум.

Это  на озеро прилетели лебеди.

Они бесшумно сели на воду.

Стали скользить по озёрной глади.

Вариант работы учащихся.

Красное солнце спустилось к земле, повеяло вечерней прохладой. Вдруг послышался шум, это на озеро прилетели лебеди. Они бесшумно сели на воду, стали скользить по озёрной глади.

Учитель:

 - Ребята, назовите грамматическую основу в каждом предложении. Назовите  простое предложение с однородными членами. Найдите сложные предложения. Как вы это определили?

(Сложное предложение имеет две грамматические основы (предложение №1,2),а простое - одну, в простом предложении есть однородные члены (предложение №2)).

- Сверим свой вывод с выводом в учебнике, прочтём алгоритм постановки запятой внутри предложения.( стр. 179).

Тренировка в постановке запятых.

Слайд № 2.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

В начале лета зацвела акация  в воздухе витал нежный аромат. Я увидел суетливую пчёлку. Она кружилась над цветами перелетала с одного на другой. Насекомое словно что-то искало. Вот пчёлка исчезла в цветке и долго не показывалась. Потом всё-таки вылетела. Да не одна. Из цветка появилась вторая пчела. Видимо, это давние подруги. Они встретились решили поболтать.

7.Итог урока.

Ребята, скажите, как различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение? ( Дети  рассказывают, как пользоваться алгоритмом).

8. Домашнее задание.

Дети записывают задание на дом ( на доске учителем сделана запись : стр. 179 ,выучить алгоритм ,составить текст (не менее 5 предложений), используя конструкции сложных предложений и простых предложений с однородными членами предложения).

 Оценивание работы учащихся на уроке.

Учитель:

Ребята, оцените каждый свою работу на уроке. Покажите  карточки. Объясните свой выбор оценки.

(Дети поднимают карточку , цвет которой соответствует определённой оценке : красный «5»,зелёный «4», жёлтый «3», чёрный «многое не получилось».По желанию учащиеся поясняют, почему поставили себе такую оценку, комментируют  оценки одноклассников: «Я считаю, я сегодня работал/а на уроке на «5»,я дал/а полный  правильный ответ на вопрос,  выполнил задание у доски без ошибок и недочётов…»)

Учитель:

 - Урок окончен.

(Конец урока).