Урок русского языка "Роль прилагательных в тексте" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Смирнова Татьяна Петровна

Урок русского языка построен следующим образом: в начале урока проводится тест, затем ставится проблемный вопрос, проводится творческая работа, далее дети занимаются исследовательской деятельностью и конце урока составляется синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rol_prilagatelnykh_v_tekste.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

I. Организационный  момент.

Релаксация

- А сейчас давайте настроимся на работу.

- Дети, вам тепло? (да)

- В классе светло? (да)

- Прозвенел уже звонок? (да)

- Уже закончился урок? (нет)

- Только начался урок? (да)

- Хотите учиться? (да)

- Значит можно вам садиться.

II. Проверка домашнего задания.

- А сейчас проверим ваши знания по теме «Прилагательное».  Проведём небольшое тестирование. Вы получили полоски с цифрами. Я буду читать высказывания, а вы, если согласны с ним, то обводите  номер данного высказывания кружком.

Тест:  (слайд)

1/ Имя прилагательное – это служебная часть речи.

2/ Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

3/ Имена прилагательные отвечают на вопросы  какой? чей?

4/ Имена прилагательные не используются в тексте описание.

5/ Имена прилагательные зависят от существительных, к которым они относятся.

Проверка   (самопроверка сигнальными карточками)

1  2  3  4  5      

- Давайте исправим ошибки.

- А что вы ещё знаете об имени прилагательном?  (Прилагательные изменяются по родам и числам, начальная форма – ед. ч., м. р., во множественном числе по родам не изменяются, имеют краткую и полную форму.)

III. Минутка чистописания.

- На что похожи эти линии?  (на сугробы)

- Продолжите линии.

Открывают тетради, записывают дату.

IV. Актуализация знаний.

- Какое время года изображено на иллюстрации? (зима)

- Что вы видите на иллюстрации?

- Придумайте предложение, используя имена прилагательные.

Слова для справок:

Я предлагаю самостоятельно придумать предложение следующим ребятам: ……………….

Заслушивают предложения.

Записывают предложение и выполняют синтаксический разбор (на доске):

Проблема!

- Зачем в предложении нужны имена прилагательные?

Имена прилагательные делают нашу речь более точной, красивой, выразительной.

- Давайте проверим ваши предположения. Прочитайте предложение без имени прилагательного.

- Что вы заметили?

- Как вы думаете, какова тема урока? (Роль прилагательных в тексте)

V.  Работа над новым материалом.

Задание 1.

Творческая работа

- Прочитайте текст на доске:

Пришла (холодная) зима. Кругом лежит (белый пушистый) снег.  Для ребят настали (долгожданные) деньки. Можно лепить (снежную) бабу, ходить на лыжах, бегать на коньках.

- Вам понравился текст? О чём он?

- Давайте распространим данные предложения. Слова,  какой части речи мы вставим?

- Какую роль выполняют прилагательные в тексте?

- Какие словарные слова используются в этом тексте?  (ребят, на коньках)

- Объясните знаки препинания в последнем предложении.

Задание: переписать текст, подчеркнуть орфограммы.

1 вариант – проверяемые безударные гласные в корне.

2 вариант – безударная гласная в приставке, орфограмма ь – для обозначения мягкости согласного звука.

- Какие ещё орфограммы вы увидели?  (Парная согласная, написание предлогов со словами, сочетания жи, ши.)

Физ. минутка

Задание: если я назову полное прилагательное, нужно встать и поднять руки, а если краткое прилагательное, то сесть за парту и сжаться.

Прилагательные: аккуратен, молодой, умён, добрый, приятный, спокоен, волшебный, хорош, мамин, белый, выше, громкая, красивый.  

Задание 2.

- О каком животном пойдёт речь?

Это жители тайги

1/ Небольшой лесной зверёк – грызун с пушистым хвостом.  (белка)

2/ Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами.  (медведь)

3/ Это хищное животное семейства псовых.  (волк)

- Какие слова вам помогли узнать животное? Какую роль они играют?  (слайды)

Задание 3.

Исследование текста

- Какие вы знаете типы текстов.

(У каждого ученика на парте карточка)   (слайд)

Текст

Типы текстов

Прилагательные

Морфологические

признаки

Роль прилагательных в тексте

 1.  Тайга зимой надевает белую  пушистую шубу. Снег толстыми подушками висит на 

широких лапах елей. Всё сравнивает снежная пелена.

описание

белую

ж. р., ед. ч.

Описывают тайгу зимой.

пушистую

ж. р., ед. ч.

толстыми

мн. ч.

(на) широких

мн. ч.

снежная

ж. р., ед. ч.

2. В самые трескучие морозы лишь только птицы оживляют тайгу. Вот расселась на ели пёстрая стайка клёстов. Ярко-красные самцы, жёлтые самки резко выделялись на белом снегу.

описание

трескучие

мн. ч.

Описывают стайку птиц в зимней тайге.

пёстрая

ж. р., ед. ч.

ярко-красные

мн. ч.

жёлтые

мн. ч.

(на) белом

м. р., ед. ч.

Работа над лексическим значением слов:

1.Белая пушистая шуба, толстыми подушками, на широких лапах, снежная пелена.

2. Трескучие морозы, пёстрая стайка.

Результаты исследования:

- Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

Вывод: Имена прилагательные придают описанию образность и яркость.

- Согласны ли вы со своими предположениями?

Составьте синквейн на тему «Роль имён прилагательных в тексте».

1 стр. Прилагательное

2 стр. Образной, выразительной (яркой).

3 стр. Украшает, уточняет, обозначает (обогащает)

4 стр. Прилагательные придают образность,  яркость.

5 стр. Признак предмета.

Оценки

Методика «Мухомор»

Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра. Описать домашнее животное.