Урок русского языка "Роль прилагательных в тексте" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка построен следующим образом: в начале урока проводится тест, затем ставится проблемный вопрос, проводится творческая работа, далее дети занимаются исследовательской деятельностью и конце урока составляется синквейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rol_prilagatelnykh_v_tekste.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Организационный момент.
Релаксация
- А сейчас давайте настроимся на работу.
- Дети, вам тепло? (да)
- В классе светло? (да)
- Прозвенел уже звонок? (да)
- Уже закончился урок? (нет)
- Только начался урок? (да)
- Хотите учиться? (да)
- Значит можно вам садиться.
II. Проверка домашнего задания.
- А сейчас проверим ваши знания по теме «Прилагательное». Проведём небольшое тестирование. Вы получили полоски с цифрами. Я буду читать высказывания, а вы, если согласны с ним, то обводите номер данного высказывания кружком.
Тест: (слайд)
1/ Имя прилагательное – это служебная часть речи.
2/ Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.
3/ Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? чей?
4/ Имена прилагательные не используются в тексте описание.
5/ Имена прилагательные зависят от существительных, к которым они относятся.
Проверка (самопроверка сигнальными карточками)
1 2 3 4 5
- Давайте исправим ошибки.
- А что вы ещё знаете об имени прилагательном? (Прилагательные изменяются по родам и числам, начальная форма – ед. ч., м. р., во множественном числе по родам не изменяются, имеют краткую и полную форму.)
III. Минутка чистописания.
- На что похожи эти линии? (на сугробы)
- Продолжите линии.
Открывают тетради, записывают дату.
IV. Актуализация знаний.
- Какое время года изображено на иллюстрации? (зима)
- Что вы видите на иллюстрации?
- Придумайте предложение, используя имена прилагательные.
Слова для справок:
Я предлагаю самостоятельно придумать предложение следующим ребятам: ……………….
Заслушивают предложения.
Записывают предложение и выполняют синтаксический разбор (на доске):
Проблема!
- Зачем в предложении нужны имена прилагательные?
Имена прилагательные делают нашу речь более точной, красивой, выразительной.
- Давайте проверим ваши предположения. Прочитайте предложение без имени прилагательного.
- Что вы заметили?
- Как вы думаете, какова тема урока? (Роль прилагательных в тексте)
V. Работа над новым материалом.
Задание 1.
Творческая работа
- Прочитайте текст на доске:
Пришла (холодная) зима. Кругом лежит (белый пушистый) снег. Для ребят настали (долгожданные) деньки. Можно лепить (снежную) бабу, ходить на лыжах, бегать на коньках.
- Вам понравился текст? О чём он?
- Давайте распространим данные предложения. Слова, какой части речи мы вставим?
- Какую роль выполняют прилагательные в тексте?
- Какие словарные слова используются в этом тексте? (ребят, на коньках)
- Объясните знаки препинания в последнем предложении.
Задание: переписать текст, подчеркнуть орфограммы.
1 вариант – проверяемые безударные гласные в корне.
2 вариант – безударная гласная в приставке, орфограмма ь – для обозначения мягкости согласного звука.
- Какие ещё орфограммы вы увидели? (Парная согласная, написание предлогов со словами, сочетания жи, ши.)
Физ. минутка
Задание: если я назову полное прилагательное, нужно встать и поднять руки, а если краткое прилагательное, то сесть за парту и сжаться.
Прилагательные: аккуратен, молодой, умён, добрый, приятный, спокоен, волшебный, хорош, мамин, белый, выше, громкая, красивый.
Задание 2.
- О каком животном пойдёт речь?
Это жители тайги
1/ Небольшой лесной зверёк – грызун с пушистым хвостом. (белка)
2/ Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами. (медведь)
3/ Это хищное животное семейства псовых. (волк)
- Какие слова вам помогли узнать животное? Какую роль они играют? (слайды)
Задание 3.
Исследование текста
- Какие вы знаете типы текстов.
(У каждого ученика на парте карточка) (слайд)
Текст | Типы текстов | Прилагательные | Морфологические признаки | Роль прилагательных в тексте |
1. Тайга зимой надевает белую пушистую шубу. Снег толстыми подушками висит на широких лапах елей. Всё сравнивает снежная пелена. | описание | белую | ж. р., ед. ч. | Описывают тайгу зимой. |
пушистую | ж. р., ед. ч. | |||
толстыми | мн. ч. | |||
(на) широких | мн. ч. | |||
снежная | ж. р., ед. ч. | |||
2. В самые трескучие морозы лишь только птицы оживляют тайгу. Вот расселась на ели пёстрая стайка клёстов. Ярко-красные самцы, жёлтые самки резко выделялись на белом снегу. | описание | трескучие | мн. ч. | Описывают стайку птиц в зимней тайге. |
пёстрая | ж. р., ед. ч. | |||
ярко-красные | мн. ч. | |||
жёлтые | мн. ч. | |||
(на) белом | м. р., ед. ч. | |||
Работа над лексическим значением слов:
1.Белая пушистая шуба, толстыми подушками, на широких лапах, снежная пелена.
2. Трескучие морозы, пёстрая стайка.
Результаты исследования:
- Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?
Вывод: Имена прилагательные придают описанию образность и яркость.
- Согласны ли вы со своими предположениями?
Составьте синквейн на тему «Роль имён прилагательных в тексте».
1 стр. Прилагательное
2 стр. Образной, выразительной (яркой).
3 стр. Украшает, уточняет, обозначает (обогащает)
4 стр. Прилагательные придают образность, яркость.
5 стр. Признак предмета.
Оценки
Методика «Мухомор»
Домашнее задание:
Сочинение-миниатюра. Описать домашнее животное.