Урок русского языка в 4 классе. «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Цель: учить различать родительный и винительный падежи существительных первого и второго склонения по окончаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_o_n_s_p_e_k_t_u_r_o_k_a.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

«Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения».

Цель урока: учить различать родительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.

  • Познакомить со способами подстановки при распознавании падежа существительных 2-го склонения без предлога.
  • Совершенствование знаний и умений по разделу «Имя существительное».
  • Совершенствование умения разбирать предложения по членам с указанием частей речи.
  • Развитие орфографической зоркости.

Этапы урока

Содержание

Примечания

1.Орг. момент.

- Ребята, поприветствуйте гостей. Присаживайтесь.

2.Повторение   темы: «Окончания в родительном и дательном падежах».

Если утверждение верное, то покажите зелёный цвет, а если не верное - красный.

  1. Падежные вопросы кем? чем?- это вопросы  Д.п. (красный)
  2. Существительные в Д.п., 1 скл. имеют окончание – е.(зелёный)
  3. Предлоги от, до, из, без – это предлоги Д..п. (красный)
  4. Существительные в Р.п. и Д.п. 3 скл. имеют окончание – и. (зелёный)
  5.  Падежные вопросы кого? что? – это вопросы Р.п. (красный)

      6.  Из рощи, по капусте, с сирени.

Проверка проходит в виде блиц- опроса, в котором участвуют все дети с помощью сигнальных блокнотов.

Покажи окончание

3.Чисто-писание

-Сначала проведем минутку чистописания  под музыку  П.И.Чайковского  «Времена года. Октябрь ». Пусть буквы и соединения в ваших тетрадях будут такими же красивыми.

На этом этапе идет отработка навыков по чистописанию, индивидуальный подход (образец в тетради).

Слайд №1

4. Словарная работа.

Выборочный диктант. Выпиши из предложения словарное слово, выдели орфограмму.

Эта аллея ведёт от дома к озеру. Впереди нас ждут каникулы. Искать клад будем здесь! «Здравствуйте, дети!»- ответила бабушка. В луже плавал жёлтый лист. Крутая лестница вела на второй этаж. Раки пятятся назад и усами шевелят. В вагоне сидел один пассажир. Машина быстро ехала по шоссе. У нас дружный коллектив.

На этом этапе проходит повторение словарных слов, выделение непроверяемых орфограмм.

Слайд№2

5.Актуализа-

ция знаний.

Запись под диктовку.

Выплыло на небо красное солнышко и разбудило землю. Ранний  луч попал на жаворонка.

Определите склонение и падеж имен существительных.

-Как отличить сущ. в И.п. от сущ. в В.п.? (на небо, землю )

-В каком падеже употреблено существительное  (на) жаворонка?

Учащиеся подчеркивают и объясняют орфограммы.

Разбор предложения по членам пр.

Ответы уч-ся разные: в Р.п., в В.п.

6. Сообщение темы урока и постановка целей.

-Сегодня мы будем учиться различать винительный и родительный падежи одушевленных имен существительных, которые отвечают на вопрос к о г о ?

На этом этапе урока происходит настрой на изучение темы.

7. Работа по таблице.

Сопоставление родительного и винительного падежей по плану:

  1. Вопросы.
  2. Предлоги
  3. Окончания.

Учащиеся работают с таблицей  и делают выводы.

 

1 склонение

2 склонение

Р. нет кого?

ученицы, девочки

ученика, друга

В. вижу кого?

ученицу, девочку

ученика, друга

  1. Родительный и винительный падежи можно различать по предлогам.
  2. У существительных первого склонения окончания разные. У существительных второго склонения окончания одинаковые.

Слайд №3

Запись в тетради:

     1скл.    2скл.

Р. -и,-ы     -а

В. -у,-ю     -а

 Работа по проблеме урока.

-Как различать родительный и винительный падежи у существительных 2 склонения?

-Поможет нам сам русский язык?

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные
блики,
На камнях играющего
краба, 
Над пустыней
тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный
месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите
Землю!
Берегите...

-У существительных какого склонения проще всего отличить родительный падеж от винительного? Почему?

-Что предпримем  для распознавания

Р.п. и В..п.?

- Заменим сущ. 2скл. на сущ. 1скл..

Берегите (кого?) жаворонка (птицу)

Чтение стихотворения. Дети определяют склонение и падеж  одуш. им. сущ., наблюдают за окончаниями.

Берегите(кого?):

жаворонка (2),

бабочку(1),

краба(2),

ястреба(2),

ласточку(1).

Слайд№4

8.Физминутка.

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу.

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно, друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот.

Руки в спину упираем

Поясницу прогибаем.

А теперь давай дружок,

Посмотри на потолок.

Отдохнули мы чудесно

И пора за парты сесть нам.

Слайд № 5

1 задание.

Определи падеж, замени сущ. 1скл..

   Слушаю учителя (2, В.)              

   Рассказ брата     (2,Р.)     

   Прыжок льва      (2,Р.)                  

   Слушал ребенка (2,В.)

 В помощь:

  1.  Поставь вопрос.
  2. Определи склонение
  3. Замени существительным 1 склонения.

Слайд № 6

Слайд № 7

2 задание.

I вариант выписывает имена сущ.

 вР.п.

II вариант выписывает имена сущ.

 в В. п.

у соседа

про дельфина

 от малыша

 на рыбака

 для ученика

 за друга

«Состязательный момент» Взаимопроверка

Слайд № 8,9

9. Работа по учебнику.

Закрепление изученного

 стр. 93

Упражнение 205

Учащиеся называют словосочетание, склонение и падеж. Производится разбор по чл. предложения и как часть речи.

1. (От) волка – сущ. (от кого?)

2. Н.ф.- волк

3. Пост.пр.- одуш., нариц., м.р., 2 скл.

4. Непост.пр.- Р.п., ед.ч.

5. Вт. Чл.

Проверка постановки падежей с помощью сигн. блокнотов.(оценка за падежи на полях)

Слайд № 10

Контроль знаний.

Определи склонение и падеж им. существительных .

Следы зайца

Выстрелил в зайца

Спросил про соседа

Шкура волка

Выстрелил в волка

Заступился за друга

Слайд№11

На этом этапе походит проверка усвоения материала.

10.Подведе-ние итогов. Рефлексия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

-Над какой темой работали?

Как поступить, чтобы отличить р.п. от в.п. у сущ. 2 скл.? (заменить это сущ. существительным 1 скл. )

  • просигнальте, кому было трудно на уроке отличать р.п. и в.п. сущ. 2 скл.?
  • кому легко?

На этом этапе подводятся итоги, обобщаются знания полученные за урок, произносится заключительное слово учителя, выставляются оценки, задается домашнее задание.

11. Домаш-

нее задание.

Домашнее задание упр. 206.

Прозвени- ка, дружок,

Голосистый звонок.

Перемены ждут ребята,

Поиграть, попрыгать надо.

- Урок окончен.

без дорог_

от подруг_

возле речк_

в магазин_

об отдых_

по горст_

на цеп _

от бол _

к площад_

о карусел_

по дорог_

к подруг_

от речк_

за магазин_м

о лет_

в сет_

о плет_

для осен_

к кроват_

на спектакл_

у дорог_

за подруг_

по речк_

о магазин_

об облак_

о мыш_

на лошад_

от старост_

с кроват_

в печал_

Вытянул

Вырубка

резьба

Заставил

прогулка

ходьба

Набросил

Записка

косьба

Просклоняй слово: обидчик

Просклоняй слово: варежка

Просклоняй слово: зависть

Я – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я.
Я – наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное.
Я – ведущая часть речи и в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение.
Я – важнейшая часть речи. По наблюдениям ученых, я появилось в речи в числе самых первых слов.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
О какой части речи можно так сказать?

Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных.

1) Определяю склонение;

2) определяю падеж;

3) нахожу имя существительное с безударным падежным окончанием;

4) по соотношению склонения и падежа узнаю окончание.

а) узнайте новое слово сами..

б) запишите его в тетрадь:

я пишу на доске, вы в тетрадях: издалека.

можно подобрать проверочное слово?

что обозначает слово?

в) Учащийся читает в толковом словаре значение этого слова.

г) Предложите способы запоминания этого слова:

ударение.

проговорить орфографически.

подобрать однокоренные слова.

Вдалеке, далеко, недалеко, даль.

найдите «лишнее» слово, почему оно «лишнее»?

д) Составьте словосочетание с этим словом.

Как понимаете словосочетание: (говорящий не сразу приступил к главному, а говорил намеками).

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные
блики,
На камнях играющего
краба, 
Над пустыней
тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный
месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите
Землю!
Берегите...

(М.Дудин)

Облетели листья с клена,

  Клен от холода дрожит.

  На дорожке у балкона

  Золотой ковер лежит.