Урок русского языка по теме: "Именительный и винительный падежи имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Иванова Наталья Николаевна

Проблемный урок , в 4 классе, "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4 класс, "Школа России"22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Именительный и винительный падежи имен существительных"

Тип урока : изучения и применения нового знания.

Задачи урока: 

  • познакомить учеников с особенностями существительных в именительном и винительном падежах;
  • формировать умение различать именительный и винительный падежи у существительных;
  • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развивать познавательную активность, повышать степень самостоятельности и инициативности учащихся;
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: мультимедиа, тесты, карточки (для индив. работы и работы в паре)

Ход урока.

Формирование КУУД

1. Орг. момент, создание эмоционального настроя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас  гости , они пришли посмотреть , как вы умеете дружно работать на уроке.

Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу, повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

2. Минутка чистописания и актуализация знаний.

 На доске слова:  по отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке.

- Прочитайте.  Что вы можете сказать об этой записи?

- Назовите эти сущ. в порядке  следования падежей.

- Сколько падежей в русском языке?

Что такое склонение?  В результате изменения сущ. по падежам образуются однокоренные слова?

Что надо сделать, чтобы определить падеж существительных?

- Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы, первая является суффиксом в слове отметка. Какая это буква? (К)

- Вторая – окончание в сущ. отметка, употреблённом в И.п.  Какая это буква? (А)

- Третья буква – окончание в сущ. отметка, употреблённом в В.п. Какая это буква? (У)

- Определите порядок следования букв в данном ряду:  каааау  кааауу  кааууу кауууу

2. Постановка проблемы.

-Напишите данный ряд букв в указанной последовательности. Вспомните, в каких падежах было употреблено сущ., отметка , в котором  мы выделяли буквы для минутки чистописания? Сделайте предположения, о чём пойдёт речь на уроке? ( И.п. и В.п)

- Вчера в автобусе я слышала разговор двух мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая: “В золотой клубочек спрятался дубочек”. Один из мальчиков рассуждал так: “Клубочек – кто? что?  Употребляется  в И.п.”. А другой мальчик говорил: “кого? что? Это сущ. употребляется в В. п. ”    Интересно, кто же из них прав? Это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.                            

3. Решение проблемной ситуации.

Есть ли среди вопросов падежей такие, которые повторяются? Назовите их.

Дети, давайте вспомним загадку, которая вызвала спор мальчиков.

- А почему возник спор? Чего мальчики не умели?

- Так вот и мы сегодня тоже будем учиться различать И. и В.п

- А для чего мы это будем делать? ( Чтобы правильно употреблять сущ в тексте; говорить грамотно, правильно)

- Прежде чем записать нашу загадку в тетрадях, назовем орфограммы, которые встретились в ней. Вспомним правила. (Правописание предлогов, безударных гласных в корне слов, правописание суффиксов -ек, -ек)

Спишите загадку.

- Определите падеж сущ. в данном предложении. ( За доской ? ) Ким Сергей.

И начали доказывать своё мнение. На доске появляется схема.

И.п.                                                        В.п.

Подлежащее                              Второст. Член предлож.

Кто? Что?                                          Кого? Что?

Употребляется                           Употребляется с предогом и без

Без предлога

- Что помогло нам определить падеж (синтаксическая роль слов, вопросы, предлоги).

-  Сделайте вывод о том, как отличить сущ. в И.п. от сущ. в В.п., пользуясь схемой.

1. Каким членом предложения является сущ. в И.п.?

2. Употребляется ли с предлогом сущ. в И.п.?

3. Каким членом предложения является сущ. в В.п.?

4. Как употребляется сущ. в В.п., с предлогом или без?

- А кто отгадал загадку? (Жёлудь)    СЛАЙД №1.    Запишите это слово и рядом транскрипцию.   СЛАЙД № 2. ( проверка)

    Составьте предложения, чтобы в одном сущ. жёлудь – в И.п. , а в другом – в В.п.  

4. Закрепление первичного усвоения знаний.   СЛАЙД №3.

- Перед вами предложение: “Осень принесла ветер  и дожди”. Запишите его. Выделите грамматическую основу предложения.

- Назовите имя сущ. употреблённое в И.п. Почему вы так решили?

- В каком падеже употреблены остальные имена сущ.?

- Могут ли оба сущ. стоять в одном и том же падеже? Как называется это явление? Докажите.

   ФИЗ. ПАУЗА

Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

5. Закрепление первичного усвоения  знаний.  СЛАЙД №4.

РАБОТА в парах

Если успеем . Карточки на партах, работа в паре. На карточке. Определить падежи имён сущ.

Друг написал письмо. Свеча освещала комнату. Туча закрыла всё небо. Ветеринар лечил кошку. Прямо на судно шёл смерч. 

СЛАЙД №8.

Задание выполняется по рядам.

1 ряд выписать предложения,  в которых нет сущ. в В.п.;

2 ряд выписать предложения , в которых нет сущ. в И.п.

3 ряд выписать предложения , в которых есть сущ. и в И. и в В. падежах.

Вина голову клонит.

Мяч летел высоко и легко.

Дунешь на одуванчик и ничего не останется.

Ребята играли в мяч.

 

   СЛАЙД №5  (проверка)

СЛАЙД №6

Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

 С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто.

 

А я – винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятерки» я ловлю.

Кого позвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать

7.  СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.  СЛАЙД №9.

ПО РЯДАМ.

Наступила поз.няя х.лодная ос.нь. К окну п .дл.тела мал.нькая синичка.

Бабушка п.жалела синичку и (в)пустила (в) комнату. Синичка об.грелась и ул.тела.

ПРОВЕРКА.

8. Домашнее задание (учитель объясняет выполнение).с. 81 , упр. 153 или  Сочинение на тему « Встреча И. и В. падежей» « Однажды….» по выбору.

9. Контроль знаний (выполнение теста индивидуально каждым учащимся и проверка).

Задание: определи падеж выделенных имён существительных.

1 вариант

  1. Мы чтим память о тех, кто погиб в боях за Родину.
  2. В сердцах людей живёт память о погибших за Родину.
  3. Ребята играли в мяч. 
  4. В нашей стране ценится любой труд. 
  5. Люди нашей страны уважают труд. 
  6. Мой дедушка получил медаль.

2 вариант 

  1. Лагерь находится на берегу озера.
  2. Вскоре мы увидели наш лагерь.
  3. В лагерь ведёт узкая тропинка.
  4. Труд украшает человека.
  5. Ветер погнал мяч по дорожке.

Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал

10. Рефлексия. Подведение итогов урока.

_ Что нового узнали на уроке? Как отличить И.п. от В.п.

-- Какое задание было трудным? Интересным?

11.  Выставление отметок.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ.

Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков.

Установление аналогии.

Коммуникативные

Формулирование собственного мнения и позиции

Коммуникативные

Договариваться и приходить к общему.

Использовать речь для регулирования своего действия.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Формировать собственное мнение и позицию.

Познавательные

Использование знаковых символов.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Познавательные

Владеть рядом общих приемов решения задач.

Личностные

Способность к самооценке, самоанализу, самоконтролю.

Регулятивные

Планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные

Осуществлять анализ объектов.

Регулятивные

Планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)

Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Падеж имен существительных"

Урок в рамках ФГОС НОО. Урок построен на основе  системно-деятельностного подхода.В уроке используется прием "Кубик Блума", метод моделирования, самооценка учащихся....

Урок русского языка 3 класс "Закрепление знаний о падежах имен существительных"

Данный урок входит в раздел, изучающий имя существительное как часть речи. Цель данного урока: закрепление понятия "изменение по падежам " (склонение)....

Урок русского языка 4 класс "Именительный и винительный падежи имени существительного"

Урок русского языка 4 класс по программе УМК " Школа России" Тема " Именительный и винительный падежи имени существительного"...

Конспект урока русского языка 4 класс "Именительный и винительный падежи имени существительного"

Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имени существительного"...

Технологическая карта урока русского языка во 3А классе. Тема: «Определение падежей имен существительных» УМК Школа России Автор учебника: М.И. Моро, С.В. Степанова, С.И. Волкова.

Технологическая карта урока русского языкаво 3А классе.Тема: «Определение падежей имен существительных»УМК Школа РоссииАвтор учебника: М.И. Моро, С.В. Степанова, С.И. Волкова....