Главные вкладки

    Урок русского языка по теме: "Именительный и винительный падежи имен существительных"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Иванова Наталья Николаевна

    Проблемный урок , в 4 классе, "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4 класс, "Школа России"22.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по теме "Именительный и винительный падежи имен существительных"

    Тип урока : изучения и применения нового знания.

    Задачи урока: 

    • познакомить учеников с особенностями существительных в именительном и винительном падежах;
    • формировать умение различать именительный и винительный падежи у существительных;
    • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
    • развивать познавательную активность, повышать степень самостоятельности и инициативности учащихся;
    • воспитывать чувство взаимопомощи.

    Оборудование: мультимедиа, тесты, карточки (для индив. работы и работы в паре)

    Ход урока.

    Формирование КУУД

    1. Орг. момент, создание эмоционального настроя.

    Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас  гости , они пришли посмотреть , как вы умеете дружно работать на уроке.

    Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу, повторяйте за мной:

    Я в школе на уроке.

    Сейчас я начну учиться.

    Я радуюсь этому.

    Внимание мое растет.

    Я, как разведчик, все замечу.

    Память моя крепка.

    Голова мыслит ясно.

    Я хочу учиться.

    Я очень хочу учиться.

    Я готов к работе.

    Работаю.

    2. Минутка чистописания и актуализация знаний.

     На доске слова:  по отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке.

    - Прочитайте.  Что вы можете сказать об этой записи?

    - Назовите эти сущ. в порядке  следования падежей.

    - Сколько падежей в русском языке?

    Что такое склонение?  В результате изменения сущ. по падежам образуются однокоренные слова?

    Что надо сделать, чтобы определить падеж существительных?

    - Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы, первая является суффиксом в слове отметка. Какая это буква? (К)

    - Вторая – окончание в сущ. отметка, употреблённом в И.п.  Какая это буква? (А)

    - Третья буква – окончание в сущ. отметка, употреблённом в В.п. Какая это буква? (У)

    - Определите порядок следования букв в данном ряду:  каааау  кааауу  кааууу кауууу

    2. Постановка проблемы.

    -Напишите данный ряд букв в указанной последовательности. Вспомните, в каких падежах было употреблено сущ., отметка , в котором  мы выделяли буквы для минутки чистописания? Сделайте предположения, о чём пойдёт речь на уроке? ( И.п. и В.п)

    - Вчера в автобусе я слышала разговор двух мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая: “В золотой клубочек спрятался дубочек”. Один из мальчиков рассуждал так: “Клубочек – кто? что?  Употребляется  в И.п.”. А другой мальчик говорил: “кого? что? Это сущ. употребляется в В. п. ”    Интересно, кто же из них прав? Это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.                            

    3. Решение проблемной ситуации.

    Есть ли среди вопросов падежей такие, которые повторяются? Назовите их.

    Дети, давайте вспомним загадку, которая вызвала спор мальчиков.

    - А почему возник спор? Чего мальчики не умели?

    - Так вот и мы сегодня тоже будем учиться различать И. и В.п

    - А для чего мы это будем делать? ( Чтобы правильно употреблять сущ в тексте; говорить грамотно, правильно)

    - Прежде чем записать нашу загадку в тетрадях, назовем орфограммы, которые встретились в ней. Вспомним правила. (Правописание предлогов, безударных гласных в корне слов, правописание суффиксов -ек, -ек)

    Спишите загадку.

    - Определите падеж сущ. в данном предложении. ( За доской ? ) Ким Сергей.

    И начали доказывать своё мнение. На доске появляется схема.

    И.п.                                                        В.п.

    Подлежащее                              Второст. Член предлож.

    Кто? Что?                                          Кого? Что?

    Употребляется                           Употребляется с предогом и без

    Без предлога

    - Что помогло нам определить падеж (синтаксическая роль слов, вопросы, предлоги).

    -  Сделайте вывод о том, как отличить сущ. в И.п. от сущ. в В.п., пользуясь схемой.

    1. Каким членом предложения является сущ. в И.п.?

    2. Употребляется ли с предлогом сущ. в И.п.?

    3. Каким членом предложения является сущ. в В.п.?

    4. Как употребляется сущ. в В.п., с предлогом или без?

    - А кто отгадал загадку? (Жёлудь)    СЛАЙД №1.    Запишите это слово и рядом транскрипцию.   СЛАЙД № 2. ( проверка)

        Составьте предложения, чтобы в одном сущ. жёлудь – в И.п. , а в другом – в В.п.  

    4. Закрепление первичного усвоения знаний.   СЛАЙД №3.

    - Перед вами предложение: “Осень принесла ветер  и дожди”. Запишите его. Выделите грамматическую основу предложения.

    - Назовите имя сущ. употреблённое в И.п. Почему вы так решили?

    - В каком падеже употреблены остальные имена сущ.?

    - Могут ли оба сущ. стоять в одном и том же падеже? Как называется это явление? Докажите.

       ФИЗ. ПАУЗА

    Потрудились – отдохнем,
    Встанем, глубоко вздохнем.
    Руки в стороны, вперед,
    Влево, вправо поворот.
    Три наклона, прямо встать.
    Руки вниз и вверх поднять.
    Руки плавно опустили,
    Всем улыбки подарили.

    5. Закрепление первичного усвоения  знаний.  СЛАЙД №4.

    РАБОТА в парах

    Если успеем . Карточки на партах, работа в паре. На карточке. Определить падежи имён сущ.

    Друг написал письмо. Свеча освещала комнату. Туча закрыла всё небо. Ветеринар лечил кошку. Прямо на судно шёл смерч. 

    СЛАЙД №8.

    Задание выполняется по рядам.

    1 ряд выписать предложения,  в которых нет сущ. в В.п.;

    2 ряд выписать предложения , в которых нет сущ. в И.п.

    3 ряд выписать предложения , в которых есть сущ. и в И. и в В. падежах.

    Вина голову клонит.

    Мяч летел высоко и легко.

    Дунешь на одуванчик и ничего не останется.

    Ребята играли в мяч.

     

       СЛАЙД №5  (проверка)

    СЛАЙД №6

    Я именительный падеж,

    И нет на мне чужих одежд.

    Меня легко все узнают

    И в подлежащее зовут.

    Предлогов с детства не люблю,

     С собою рядом не терплю.

    Мои вопросы кто? и что? –

    Ни с чем не спутает никто.

     

    А я – винительный падеж,

    И я во всем виню невежд.

    Зато отличников люблю,

    Для них «пятерки» я ловлю.

    Кого позвать, во что играть,

    Готов ребятам подсказать

    7.  СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.  СЛАЙД №9.

    ПО РЯДАМ.

    Наступила поз.няя х.лодная ос.нь. К окну п .дл.тела мал.нькая синичка.

    Бабушка п.жалела синичку и (в)пустила (в) комнату. Синичка об.грелась и ул.тела.

    ПРОВЕРКА.

    8. Домашнее задание (учитель объясняет выполнение).с. 81 , упр. 153 или  Сочинение на тему « Встреча И. и В. падежей» « Однажды….» по выбору.

    9. Контроль знаний (выполнение теста индивидуально каждым учащимся и проверка).

    Задание: определи падеж выделенных имён существительных.

    1 вариант

    1. Мы чтим память о тех, кто погиб в боях за Родину.
    2. В сердцах людей живёт память о погибших за Родину.
    3. Ребята играли в мяч. 
    4. В нашей стране ценится любой труд. 
    5. Люди нашей страны уважают труд. 
    6. Мой дедушка получил медаль.

    2 вариант 

    1. Лагерь находится на берегу озера.
    2. Вскоре мы увидели наш лагерь.
    3. В лагерь ведёт узкая тропинка.
    4. Труд украшает человека.
    5. Ветер погнал мяч по дорожке.

    Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал

    10. Рефлексия. Подведение итогов урока.

    _ Что нового узнали на уроке? Как отличить И.п. от В.п.

    -- Какое задание было трудным? Интересным?

    11.  Выставление отметок.

    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ.

    Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков.

    Установление аналогии.

    Коммуникативные

    Формулирование собственного мнения и позиции

    Коммуникативные

    Договариваться и приходить к общему.

    Использовать речь для регулирования своего действия.

    Допускать возможность существования различных точек зрения.

    Формировать собственное мнение и позицию.

    Познавательные

    Использование знаковых символов.

    Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

    Устанавливать причинно-следственные связи.

    Познавательные

    Владеть рядом общих приемов решения задач.

    Личностные

    Способность к самооценке, самоанализу, самоконтролю.

    Регулятивные

    Планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные

    Осуществлять анализ объектов.

    Регулятивные

    Планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей.

    Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

    Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

    Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"

    Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...

    Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)

    Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Падеж имен существительных"

    Урок в рамках ФГОС НОО. Урок построен на основе  системно-деятельностного подхода.В уроке используется прием "Кубик Блума", метод моделирования, самооценка учащихся....

    Урок русского языка 3 класс "Закрепление знаний о падежах имен существительных"

    Данный урок входит в раздел, изучающий имя существительное как часть речи. Цель данного урока: закрепление понятия "изменение по падежам " (склонение)....

    Урок русского языка 4 класс "Именительный и винительный падежи имени существительного"

    Урок русского языка 4 класс по программе УМК " Школа России" Тема " Именительный и винительный падежи имени существительного"...