Урок русского языка 4 класс "Именительный и винительный падеж"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Жаренкова Татьяна Николаевна

На уроке создаются  условия для ознакомления со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения; совершенствования умения различать именительный и винительный падежи; развитию орфографической зоркости;  воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i._i_v.padezhi.docx101.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ.

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения; совершенствовать умение различать именительный и винительный падежи; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения; научатся различать именительный и винительный падежи; изменять имена существительные по падежам; разбирать предложение по членам; выполнять морфологический разбор слова; определять склонение и падеж выделенных имен существительных

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться

к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

II. Актуализация знаний, необходимых.

Проверка домашнего задания (индивидуальная работа).

Минутка чистописания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

Вставь пропущенные окончания в именах существительных, определи падеж, склонение.

Лежать  на солнышке(2 скл, П.п), дойти до пристани (3 скл, Р.п), купаться в море (2 скл, П.п), туфли из кожи (1 скл., Р.п), растет в тундре (1 скл, П.п), шел по деревне (1 скл, Д.п), показались на проталинке (1 скл, П.п), встать с постели ( 3 скл, Р.п),  ехал на верблюде (2 скл, П.п), гостить у бабушки (1 скл, Р.п)  

.

Проводит минутку чистописания.

– Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы. Первая буква является суффиксом в слове «отметка». Какая это буква? (Буква «к».)

– Вторая буква – окончание в существительном «бабушка». Какая это буква? (Буква «а».)

 – Третья буква –приставка в слове «ушла». Какая это буква? (Буква «у».)

– Напишите данный ряд букв в указанном порядке

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают  слова. Объясняют написание безударных падежных окончаний имен существительных. Определяют склонение, падеж имен существительных.

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания, слово «отметка» в падежных формах.

Ка Ку Ак Ау Ук Уа

кау куа уак ука аку аук

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Прочитайте ребусы. Назовите данные предметы одним словом.

Есть спина, а не лежит никогда. 
Есть четыре ноги, а не ходит. 
Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.

 

100Л

стол

– Подберите однокоренные слова к слову «мебель»

Однокоренные слова: мебельный, мебельщик.

- Составьте предложение.

Мы купили новую мебель в большую комнату. (проговорить все орфограммы)

-Найдите слова, в котором количество букв и звуков не совпадает (новую-5,6, мебель- 6,5)

-Найдите слово, в котором все согласные произносятся мягко. (мебель)

- У существительных определить склонение.

Словарная работа.

Замените одним словом.

1.Предстоящий день (Завтра)

2. Устройство для передачи и приема звука на расстоянии. (Телефон)

3. Его указывают на письма, посылках.(Адрес)

4. Синоним к слову «красивый» (Прекрасный)

5. Однокоренные слова к тому слову победный, победитель. (Победа)

6. Это может быть десертная, спутниковая, сувенирная…(Тарелка)

7. Видимая граница неба и земной(или водной) поверхности. (Горизонт)

8. Белое сладкое вещество, получаемое из тростника или сахарной свеклы. (Сахар)

9. Какое транспортное средство в 18 веке создал знаменитый русский изобретатель Иван Кулибин?

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. (Автомобиль)

Взаимопроверка.

- Какие орфограммы в записанных словах.

- Назовите имена существительные. На какие группы их можно разделить.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Д

М

Е

Б

Е

Л

Ь

Р

Е

В

О

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения с этим словом

Карточки

1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:

Трубач... , фальш... , ключ... , плащ... , роскош... , грач... , москвич... , мяч... , репортаж... , манеж... , матч... , приемыш... , ерш... , сторож... , смерч... , лещ... , стриж... , врач... , малыш... , суш... , дич...

2. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы. Определите склонение имен существительных.

Б...блиотека (……скл), б...седа (……скл), д...ректор (……скл), д...рога (……скл), с...рень (……скл), л….гушка (……скл), тра...вай (……скл), ко...екция (……скл), р...сунок (……скл), обл...ко (……скл), ….лф…вит (……скл), к…стрюля (……скл)

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.

- Определите тему урока. (Именительный и винительный падеж)

- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? (Они имеют одинаковый вопрос что?)

- Цели нашего урока? (Сегодня на уроке будем учиться различать именительный и винительный падежи)

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель  и задачу

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 185)

с 105)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

- Научим придворных различать близнецов?

- Из ранее изученных тем, мы можем с вами назвать отличительные признаки И. и В. падежей?

- В предложении

Подлежащее             второстепенный

- Винительный падеж употребляется с предлогами, а Именительный падеж нет

Без предлогов            имеет предлоги

- Где мы свами можем проверить наши знания?

- Рассмотрите таблицу. В каких склонениях у существительных в И. и В. падежах окончания одинаковые?

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике.

– В именительном падеже имя существительное употребляется без предлогов и является подлежащим. В винительном падеже имя существительное употребляется с предлогами и является второстепенным членом.

– У существительных 2-го и 3-го склонения в именительном и винительном падежах окончания одинаковые

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Строить монологические высказывания

V. Первичное закрепление знаний.

Работа

в паре

- Сейчас вы поработаете в паре. Вы должны будете найти в предложениях имена существительные, определить склонение и самое главное падеж.

Учитель (И.п) рассказал нам  много интересного про снег (В. п).

Рано утром туристы (И. п)  шли через лес (В.п).

Сегодня все одноклассники (И.п) собираются в парк (В.п).

- Докажите правильность своих ответов.

- Назовите слова с парной согласной (снег, лес, парк, город)

- Найдите наречия. (Много, рано, сегодня)

- Что общего у слов «рассказал, одноклассники»?

Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей

и условиями ее реализации. Осуществлять контроль

по результату

Игра «Засели домик».

- Выборочное списывание.(1 вариант записывает существительные в И. п., 2 – в В. п)

- Как надо поступить, чтобы правильно записать слова?

Подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, перелётные птицы, умная девочка, освежила воздух, весёлая  песня, уронил карандаш, новый альбом.

- Распределяем слова по домикам (проверка).

- Найдите слова с непроверяемой гласной.( с проверяемой)

И. п. тяжёлая туча, лесная тропинка, перелётные птицы, умная девочка, весёлая  песня, новый альбом.

В. п. подписал открытку, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, освежила воздух, уронил карандаш.

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание оказалось для вас самым сложным? Почему?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Показывают с помощью карточек, считают ли они, что достигли цели, то есть научились распознавать именительный и винительный падежи

Делать выводы, извлекать информацию
из различных источников. Аргументировать свою позицию. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить упражнение 189 в учебнике с 106.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56797800bbd02/img_user_file_56797800bbd02_0_3.jpg

Тема урока:

«Именительный и винительный падежи имен существительных».

Подлежащее

Второстепенный  член  предложения

Без предлогов

Имеет предлоги

ЧТО?

ЧТО?

Запишите предложения. Найдите имена существительные. Определите склонение и падеж имен существительных.

     Учитель рассказал нам  много интересного про снег.

Рано утром туристы  шли через лес.

Сегодня все одноклассники собираются в парк.

Запишите предложения. Найдите имена существительные. Определите склонение и падеж имен существительных.

     Учитель рассказал нам  много интересного про снег.

Рано утром туристы  шли через лес.

Сегодня все одноклассники собираются в парк.

Запишите предложения. Найдите имена существительные. Определите склонение и падеж имен существительных.

       Учитель рассказал нам  много интересного про снег.

Рано утром туристы  шли через лес.

Сегодня все одноклассники собираются в парк.

Запишите предложения. Найдите имена существительные. Определите склонение и падеж имен существительных.

       Учитель рассказал нам  много интересного про снег.

Рано утром туристы  шли через лес.

Сегодня все одноклассники собираются в парк.

Запишите предложения. Найдите имена существительные. Определите склонение и падеж имен существительных.

       Учитель рассказал нам  много интересного про снег.

Рано утром туристы  шли через лес.

Сегодня все одноклассники собираются в парк.

Запишите предложения. Найдите имена существительные. Определите склонение и падеж имен существительных.

        Учитель рассказал нам  много интересного про снег.

Рано утром туристы  шли через лес.

Сегодня все одноклассники собираются в парк.

Запишите предложения. Найдите имена существительные. Определите склонение и падеж имен существительных.

     Учитель рассказал нам  много интересного про снег.

Рано утром туристы  шли через лес.

Сегодня все одноклассники собираются в парк.

Запишите предложения. Найдите имена существительные. Определите склонение и падеж имен существительных.

     Учитель рассказал нам  много интересного про снег.

Рано утром туристы  шли через лес.

Сегодня все одноклассники собираются в парк.

Запишите предложения. Найдите имена существительные. Определите склонение и падеж имен существительных.

     Учитель рассказал нам  много интересного про снег.

Рано утром туристы  шли через лес.

Сегодня все одноклассники собираются в парк.

1 вариант- существительные в И. п.

2 вариант - существительные в В. п.

Подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, перелётные птицы, умная девочка, освежила воздух, весёлая  песня, уронил карандаш, новый альбом.

1 вариант- существительные в И. п.

2 вариант - существительные в В. п.

Подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, перелётные птицы, умная девочка, освежила воздух, весёлая  песня, уронил карандаш, новый альбом.

1 вариант- существительные в И. п.

2 вариант - существительные в В. п.

Подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, перелётные птицы, умная девочка, освежила воздух, весёлая  песня, уронил карандаш, новый альбом.

1 вариант- существительные в И. п.

2 вариант - существительные в В. п.

Подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, перелётные птицы, умная девочка, освежила воздух, весёлая  песня, уронил карандаш, новый альбом.

1 вариант- существительные в И. п.

2 вариант - существительные в В. п.

Подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, перелётные птицы, умная девочка, освежила воздух, весёлая  песня, уронил карандаш, новый альбом.

1 вариант- существительные в И. п.

2 вариант - существительные в В. п.

Подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, перелётные птицы, умная девочка, освежила воздух, весёлая  песня, уронил карандаш, новый альбом.

1 вариант- существительные в И. п.

2 вариант - существительные в В. п.

Подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, перелётные птицы, умная девочка, освежила воздух, весёлая  песня, уронил карандаш, новый альбом.

1 вариант- существительные в И. п.

2 вариант - существительные в В. п.

Подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, перелётные птицы, умная девочка, освежила воздух, весёлая  песня, уронил карандаш, новый альбом.

1 вариант- существительные в И. п.

2 вариант - существительные в В. п.

Подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, перелётные птицы, умная девочка, освежила воздух, весёлая  песня, уронил карандаш, новый альбом.

100Л

МЕБЕЛЬ

1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:

Трубач... , фальш... , ключ... , плащ... , роскош... , грач... , москвич... , мяч... , репортаж... , манеж... , матч... , приемыш... , ерш... , сторож... , смерч... , лещ... , стриж... , врач... , малыш... , суш... , дич...

2.  Вставить пропущенные буквы. Определите склонение имен существительных.

Б...блиотека (……скл), б...седа (……скл), д...ректор (……скл), д...рога (……скл), с...рень (……скл), л….гушка (……скл), тра...вай (……скл), ко...екция (……скл), р...сунок (……скл), обл...ко (……скл), ….лф…вит (……скл), к…стрюля (……скл)

1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:

Трубач... , фальш... , ключ... , плащ... , роскош... , грач... , москвич... , мяч... , репортаж... , манеж... , матч... , приемыш... , ерш... , сторож... , смерч... , лещ... , стриж... , врач... , малыш... , суш... , дич...

2.  Вставить пропущенные буквы. Определите склонение имен существительных.

Б...блиотека (……скл), б...седа (……скл), д...ректор (……скл), д...рога (……скл), с...рень (……скл), л….гушка (……скл), тра...вай (……скл), ко...екция (……скл), р...сунок (……скл), обл...ко (……скл), ….лф…вит (……скл), к…стрюля (……скл)

1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:

Трубач... , фальш... , ключ... , плащ... , роскош... , грач... , москвич... , мяч... , репортаж... , манеж... , матч... , приемыш... , ерш... , сторож... , смерч... , лещ... , стриж... , врач... , малыш... , суш... , дич...

2. Вставить пропущенные буквы. Определите склонение имен существительных.

Б...блиотека (……скл), б...седа (……скл), д...ректор (……скл), д...рога (……скл), с...рень (……скл), л….гушка (……скл), тра...вай (……скл), ко...екция (……скл), р...сунок (……скл), обл...ко (……скл), ….лф…вит (……скл), к…стрюля (……скл)

1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:

Трубач... , фальш... , ключ... , плащ... , роскош... , грач... , москвич... , мяч... , репортаж... , манеж... , матч... , приемыш... , ерш... , сторож... , смерч... , лещ... , стриж... , врач... , малыш... , суш... , дич...

2.  Вставить пропущенные буквы. Определите склонение имен существительных.

Б...блиотека (……скл), б...седа (……скл), д...ректор (……скл), д...рога (……скл), с...рень (……скл), л….гушка (……скл), тра...вай (……скл), ко...екция (……скл), р...сунок (……скл), обл...ко (……скл), ….лф…вит (……скл), к…стрюля (……скл)

1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:

Трубач... , фальш... , ключ... , плащ... , роскош... , грач... , москвич... , мяч... , репортаж... , манеж... , матч... , приемыш... , ерш... , сторож... , смерч... , лещ... , стриж... , врач... , малыш... , суш... , дич...

2.  Вставить пропущенные буквы. Определите склонение имен существительных.

Б...блиотека (……скл), б...седа (……скл), д...ректор (……скл), д...рога (……скл), с...рень (……скл), л….гушка (……скл), тра...вай (……скл), ко...екция (……скл), р...сунок (……скл), обл...ко (……скл), ….лф…вит (……скл), к…стрюля (……скл)

1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:

Трубач... , фальш... , ключ... , плащ... , роскош... , грач... , москвич... , мяч... , репортаж... , манеж... , матч... , приемыш... , ерш... , сторож... , смерч... , лещ... , стриж... , врач... , малыш... , суш... , дич...

2.  Вставить пропущенные буквы. Определите склонение имен существительных.

Б...блиотека (……скл), б...седа (……скл), д...ректор (……скл), д...рога (……скл), с...рень (……скл), л….гушка (……скл), тра...вай (……скл), ко...екция (……скл), р...сунок (……скл), обл...ко (……скл), ….лф…вит (……скл), к…стрюля (……скл)

На уроке я работал

активно/ пассивно

Своей работой на уроке

доволен/ не доволен

Материал урока мне был

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

легкий/трудный

Домашнее задание мне кажется

интересно/ не интересно

На уроке я работал

активно/ пассивно

Своей работой на уроке

доволен/ не доволен

Материал урока мне был

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

легкий/трудный

Домашнее задание мне кажется

интересно/ не интересно

На уроке я работал

активно/ пассивно

Своей работой на уроке

доволен/ не доволен

Материал урока мне был

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

легкий/трудный

Домашнее задание мне кажется

интересно/ не интересно

На уроке я работал

активно/ пассивно

Своей работой на уроке

доволен/ не доволен

Материал урока мне был

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

легкий/трудный

Домашнее задание мне кажется

интересно/ не интересно

На уроке я работал

активно/ пассивно

Своей работой на уроке

доволен/ не доволен

Материал урока мне был

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

легкий/трудный

Домашнее задание мне кажется

интересно/ не интересно

На уроке я работал

активно/ пассивно

Своей работой на уроке

доволен/ не доволен

Материал урока мне был

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

легкий/трудный

Домашнее задание мне кажется

интересно/ не интересно

На уроке я работал

активно/ пассивно

Своей работой на уроке

доволен/ не доволен

Материал урока мне был

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

легкий/трудный

Домашнее задание мне кажется

интересно/ не интересно

На уроке я работал

активно/ пассивно

Своей работой на уроке

доволен/ не доволен

Материал урока мне был

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

легкий/трудный

Домашнее задание мне кажется

интересно/ не интересно

На уроке я работал

активно/ пассивно

Своей работой на уроке

доволен/ не доволен

Материал урока мне был

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

легкий/трудный

Домашнее задание мне кажется

интересно/ не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Урок русского языка "Именительный и винительный падежи"

Урок знакомит учащихся с особенностями существительных в именительном и винительном падежах. Материал урока формирует умение различать именительный и винительный падежи у существительных....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Винительный падеж имён существительных".

Данная презентация будет очень полезна при изучении темы "Винительный падеж имён существительных". Содержит цели урока, план изучения темы, физминутки, задания с проверкой, итог урока и тд....

Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"

Цель: учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.Планируемые результаты:Личностные:  адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уче...

Урок русского языка по теме: винительный падеж имён существительных.

Конспект урока по  русскому языку по теме: винительный падеж имен существительных....

Методическая разработка урока русского языка "Именительный, родительный, винительный падежи"

Цель урока: создать условия для формирования умения различать имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, винительном и родительном падежах; умения правильно писать окончания таких и...