Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Приставка"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Горбатова Екатерина Александровна

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Приставка". Учебник: Рамзаева Т.Г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Приставка»

Образовательные цели: 1) уточнить знания учащихся о приставке как части слова и о её роли в нашей речи; 2) совершенствовать умение находить приставку в слове.

                                    Ход урока.

- Урок русского языка. А начнем мы этот урок с минутки чистописания.

Под, ник, снеж, стакан.

- Прочитайте запись.

- Посмотрите внимательно, в каких словах и буквосочетаниях есть одинаковые элементы?

- А какие записи будут являться словом? К какой части речи относятся эти слова?

-Скажите, пожалуйста, какие записи могут быть частью слов? И какой частью слов?

- А теперь ваша задача составить из данных частей 2 слова. Какие слова у вас получились? Запишите эти слова.

- Подумайте, что называют этими словами? Почему их так называют?

(Подснежник- лесной цветок, развивающийся под снегом и расцветающий сразу после его таяния.

Подстаканник- подставка с ручкой, в которую вставляется стакан.)

Показываю подстаканник.

- Давайте разберем эти слова по составу.

- Какая же приставка в том и другом словах? ( под- )        

Работа по теме урока.

- Прочитайте тему нашего урока.

- Расскажите, что вы знаете о приставке. По каким существенным признакам мы отличаем приставку от других частей слова?

( открывается доска: приставка

                                    часть слова

                                    стоит перед корнем

                                    служит для образования новых слов.)

- Давайте вспомним, какие приставки могут быть?

(на доске нарисована звезда приставок)

- Назовите приставки.

( в середину звезды приставок вставляется глагол лить)

- Причитайте слово, которое находится в середине звезды приставок. Какой частью речи является это слово? ( глагол).

- Ребята, чаще всего глаголы образуются при помощи приставок.

- Образуем от этого глаголы новые глаголы с приставкой.

(показываю на приставку, ученики образуют слово)

- А теперь попробуйте самостоятельно образовать от глагола читать однокоренные слова при помощи приставки. Кто уже образовал?

( обсуждение)

-А теперь запишите любые 3 глагола.

( проверка)

- Назовите глаголы, которые вы записали. Выделите приставку и корень.

- А как пишутся приставки со словами?

- Как найти в слове приставку? Выскажите мнение, что нужно сделать, чтобы найти приставку. А теперь обратимся к определению на стр. 138.

- Так что нужно сделать, чтобы найти приставку? (ученики несколько раз повторяют определение)

- Какое слово у нас дано в примерах? Назовите слово без приставки.

- Ребята, а вы знаете, что такое говор?

(Говор- своеобразное произношение, особенности речи)

- А какое слово с другой приставкой? ( проговорить)

- Примеры подобраны здесь правильно.

- Выполним упр. 326.

- Прочитайте первое слово.

- Как вы будете находить приставку? Что нужно сделать?

- Какая приставка в данном слове?

- Прочитайте второе слово. Что значит подвигать? Например, подвинуть стол к стене.

- А теперь запишите 4 слова с разными приставками.

( обсуждение)

-  Докажите, что вы правильно определили приставку.

- Как же найти приставку в слове?

- Давайте еще раз произнесем все приставки.

- А теперь придумайте любое слово с одной из этих приставок, а так же придумайте предложение с придуманным вами словом.

- А теперь я проверю насколько вы умеете определять приставки.

( на доске: 1. сосна, согреть, совесть.

                   2. поездка, поехали, победа.

- Во всех ли словах есть приставка? Угадайте. Докажите.

- Следующее упр. 327.

- Прочитайте текст из рассказа « Синичкин календарь».

-Докажите, что это текст. Какова его тема?

- Кого называют словом Зинька?

- Как вы понимаете  слова старого воробья: « Рано, пташечка, запела….»

- Какова главная мысль этого текста?

- Прочитайте еще раз этот текст по ролям.

- Прочитайте первое задание после текста. Как найти приставку в слове?    

- Прочитайте первое выделенное слово. Докажите, что в нем есть приставка.

( 3 слова делаем устно)

- А другие выделенные слова запишите самостоятельно и выделите в них приставки.

( проверка)

- А есть ли еще в тексте слова с приставкой?

- Как же найти в слове приставку?

- Обратимся к первой части текста. Давайте прочитаем эту часть. Сколько здесь предложений? ( 4) Как вы определили? Давайте назовем главные члены в каждом предложении.

- Посмотрите на упр. 328. Подготовьтесь прочитать это стихотворение выразительно. Ребята, а кто знает, что такое верста? Верста- это русская единица измерения расстояния, равная 500 саженям. Найдите в этом стихотворении слова с приставками. Докажите, что вы правильно определили приставку. Найдите глаголы, которые использованы в переносном значении.

- Итак, сделаем вывод. Что же такое приставка? Как найти приставку в слове?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...