Конспект урока по русскому языку.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме

Семёнова Ирина Дмитриевна

Урок русского языка по теме "Что мы знаем о словах?"  Тип урока: Обобщение и систематизация ранее изученных знаний.

По структуре – это урок активного поиска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx104.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:     «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЛОВАХ?»

Тип урока: Обобщение и систематизация ранее изученных знаний.

По структуре – это урок активного поиска. Мне удалось реализовать такие его этапы, как:

  • Организация  класса
  • Мотивация  темы
  • Выход на запланированные выводы
  • Решение проблемных ситуаций, поиск ответов на поставленные вопросы
  • Подведение  итогов

Планируя данный урок, я учитывала индивидуальные особенности развития учеников.

Перед собой я ставила следующие цели и задачи:

    1. Обучающая:

- проверить степень усвоения детьми полученных знаний о слове;

- показать, с каких точек зрения можно рассматривать слово.

     2. Развивающая:

- развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;

- развивать логическое  мышление, пытливость, интеллектуальные умения.

  1. Воспитывающая:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе;

- воспитывать положительные  личностные качества ребёнка;

-воспитывать внимательное, бережное отношение к своему здоровью.

ХОД УРОКА.

  1. ОРГМОМЕНТ  (настрой).

Мы всегда стараемся помогать друг другу,

Не смеёмся никогда, если другу трудно.

Дай мне руку, улыбнись.

Доброта продлит нам жизнь.

У.  – Слушать внимательно друг друга,  думать, размышлять, высказывать своё мнение - вот слагаемые успеха, которые помогут нам сделать урок интересным, творческим.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

У. –Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о главных работниках  языка.

     - Что это за работники?  (слова)

   - Почему их так называют (потому  что слова выполняют самую главную работу в языке. Без слов нельзя строить предложения, нельзя общаться, выражать свои мысли)

  1. СТИХОТВОРЕНИЕ О СЛОВАХ.

    День вступил в свои права, постучали в   дверь слова .

Я спросила: «Что за чудо? Кто вы, молодцы, откуда?»

Отвечали мне слова: « Заверяем, голова, что и раньше

с нами встречи ты имел наверняка.

Мы слова из русской речи, из родного языка.»

  1. ВЫХОД НА ТЕМУ УРОКА.

У. – Тему урока вы сейчас постараетесь определить сами. Я предлагаю вам поработать в парах. Вставьте буквы в клетки с соответствующими номерами.

 - Прочитайте тему урока

-«ЧТО  МЫ  ЗНАЕМ   О  СЛОВАХ?»

-  Мы можем сразу ответить на вопрос, обозначенный в теме?  (Нет)

- Поиск ответа на этот вопрос и будет целью сегодняшнего занятия.

  1. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

У. – Итак, перед вами наши помощники – слова. Составьте из этих слов предложение. Запишите его с комментированием.

На молодых тополях   ранней весной распускаются клейкие листочки.

-Выделите грамматическую основу.  Укажите части речи.

ВЫВОД:   Что вы можете сказать о словах, выполнив это задание.

( когда слово участвует в выражении мысли, то оно становится членом предложения)

  1. ЗРИТЕЛЬНАЯ  ЗАРЯДКА.

У. – О каком времени года говорилось в предложении?  (о весне)

Весной всё просыпается, оживает.

Вот и к нам прилетела бабочка, села на указку.

Попытайтесь вслед за ней пробежаться глазками.

И божья коровка мимо летела.

И также на кончик указки присела.

Глазками её поймай

И за ней понаблюдай.

  1. РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ УМЕНИЯМИ И НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА В ТЕКСТЕ.
  1. У. –А вот как приход весны изобразил художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели». – Прочитайте текст, выпишите слова с «окошками», решите орфографические задачи.

          РК. – Ребята, а в нашей местности какие птицы прилетают первыми? ( скворцы, а                           грачи не улетают, они зимуют у нас).

  1. И снова возвращаемся к словам.

              Выпишите слова:    СУМРАЧНЫЙ       ПРОХЛАДНЫЙ

- Как вы считаете, зависит ли строение слова от его значения? Посмотрите, как один ученик показал строение этих слов. Вы согласны с ним?

Чтобы найти ошибку, нужно порассуждать.

- Кто объяснит значение слов. Давайте уточним      значение по толковому словарю

(Задание по вариантом)

1 вариант – сумрачный                                                2 вариант – прохладный.

Теперь покажем правильно строение слова.

ВЫВОД:   Какой вывод можете сделать из проделанной работы.

                (Слово можно разобрать  по составу, но нужно учитывать его значение)

  1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА  «ВАТНЫЙ КОМОЧЕК»

Подул лёгкий весенний ветерок. Постарайтесь подуть на ватный комочек так, чтобы он докатился до края парты, но не упал.

  1. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

У. – А вот с какой стороны предлагают посмотреть на слова авторы учебника. Откройте учебник на стр. 90, прочитайте задание в уп. 587

-Приведённое сочетание лишено смысла, поэтому это не слово. Вот так любые ошибки и описки в тетрадях разрушают слова, уничтожают их смысл. Будьте внимательны к словам!

-Закончи предложение, используя слова из упражнения

-Каждое дело я стараюсь делать …….(с радостью)

У. -С радостью – это как?

  1. Работа в группах

У. – Каким устойчивым выражение можно заменить слово «с радостью»?  (Делать, засучив рукава).

-А если наоборот?  (Делать, спустя рукава)

-Сейчас мы будем работать в группах. Какой девиз для работы вы выберите?  (Делать, засучив рукава).

-Дайте характеристику слов, как частей речи

1 группа                              2 группа                            3 группа

РАДУЮСЬ                            С  РАДОСТЬЮ                  РАДОСТНОЕ

ВЫВОД:  Какие характеристики можно давать ещё слову?

                 (разбирать как часть речи)

  1. ИТОГ
  1. У. –Вернёмся к теме нашего урока. Мы нашли ответы на поставленный вопрос?. Сделаем вывод, подобрав к тексту наши обобщения.

Слово можно рассматривать с разных точек зрения:  нужно задумываться над его ….,  уметь легко узнавать его …, определять признаки как …., решать …   задачи.

(значением, строение, частей речи, орфографические)

Многие из этих умений у вас уже есть. Не забывайте их применять.

  1. Д./задание.
  2. Оценка своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....