Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме "Изменение числа имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Разработка имеет этапы урока по актуализации знаний, самоопределению к деятельности. рефлексию.

К УМК Школа России авторов В.П.Канакиной,В.Г.Горецкого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Куликовская СОШ»

        Открытый урок по русскому языку

в 3 классе по теме

«Изменение имен прилагательных по числам»

                        Учитель: Полякова Л.В.

                        2013 – 2014 уч.год. март.

Тема: «Изменение имен прилагательных по числам»

Цель: развивать умение определять число имен прилагательных.

Задача: отработать умение составлять словосочетания «имя существительное + имя прилагательное».

                Ход урока.

1.Организационный момент.

Хочешь альпинистом стать – иди в горы!

Хочешь грамотным стать – учись думать, мыслить!

Давайте выдохнем плохое настроение, злость,

вдохнем -- теплоту солнца, хорошее настроение!

2.Актуализация знаний.

- Да здравствует мыло  ……………   ,

И полотенце   ………………………..  ,

И   ………………   порошок,

И   ……………..   гребешок.

Слова какой части речи пропущены с стихах, кто автор?

Что мы знаем о б имени прилагательном?

(часть речи, которая обозначает признак предмета и  отвечает на вопрос какая?  какой? какое? какие? В предложении имя прилагательное связано по смыслу с существительным, всегда стоит в том же роде, что и имя сущ. имеют окончания – таблица).

Как определить род у имен прилаг.?

Как определить окончание имен прилагательных?

Запишите дату в тетради.

3.Самоопределение к деятельности.

-Прочитайте слова.

Пушистый, веселые, красная, спелое.

-Что в них общего?  (Это имена прилагательные)

-Найдите лишнее слово. (Веселые, т. к. это имя прилагательное обозначает признак нескольких предметов, а остальные – признак одного предмета.)

-Сформулируйте тему урока.

4.Работа по теме урока.

 а) Работа над изменением имен прилагательных по числам.

( Учитель показывает картинки. На одной – один предмет, а на другой – несколько таких же предметов. Учащиеся записывают. Например: воздушный шар – воздушные шары.)

-Какие части речи вы использовали при записи?

-В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный?

В каком числе употреблено слово шары? А слово воздушные?

Какой вывод можно сделать? (Имена прилагательные стоят  в том же числе, что и существительные.)

б) Работа по учебнику.

Прочитайте орфограмму на стр.78.

Упр 136. стр 78.

_ Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания.

- Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чем их различие?

- Какая часть слова указывает на то, что имя прилагательное изменилось по числам? (Окончание)

-Спишите, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных.

Укажите число имен прилагательных и имен существительных, выделите окончания имен прилагательных.

- Какие  окончания имеют имена прилагательные множественного числа? (-ие-, ые-)

Прочитайте сведения о языке на стр 79.

5.Физкультминутка.

Мы глазами _миг- миг,

Мы плечами – чик- чик,

Мы ногами – топ-топ,

Мы руками – хлоп-хлоп,

Раз-присели, два – привстали,

Словно ванька-встанька встали,

А потом пустились вскач словно мы футбольный мяч.

Руки к телу все прижали и на место тихо сели.

6.Продолжение работы по теме урока.

упр 137 на стр 79.

Прочитайте. Объясните, одинаковые или различные будут окончания имен прилагательных в словосочетаниях с данными именами существительными в единственном и множественном числе.

                                поэт (поэты)

известн…                        сказка (сказки)

                                растение (растения)

                                лес (леса)

ближн…                        роща (рощи)

                                село (села)

Запишите составленные словосочетания в ед.числе. Почему окончания у имен прилагательных разные?

(существительные разного рода)

Запишите составленные словосочетания во множественном числе. Почему окончания имен прилагательных во множественном числе одинаковые?

Прочитайте сведения о языке  на стр 79. Что мы узнали?

(Имена прилагательные во мн.числе по родам не изменяются.)

7.Работа по карточкам.

Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Подбирая слова, помните, что предметы сравниваются по одному признаку: либо по размеру, либо по цвету, либо по качеству.

1.Стебель тонкий, а ствол _________________  .

2.У зайца хвост короткий, а уши ______________.

3.Слон большой, а мышь  ______________.

4.Ворота широкие, а калитка _______________.

5. Весна бывает ранняя и ____________.

6.Настроение у человека бывает веселое и ______________.

Запишите составленные предложения.

Проверка в парах.

-Закончите фразу.

Агния Львовна Барто – известная русская …… (поэтесса, поэт)

Ребята, найдите слово поэт в орфографическом словаре.

Запишите в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

Составьте предложение с этим словом, запишите его.

8 Рефлексия.

Спишите, вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

Укажите число и в единственном числе – род имен прилагательных.

Пришла  ……..  весна. Проснулось  ………  солнышко и бросило свои  ……….. лучи на  ……..  землю.

-Как определить число имен прилагательных?

Оцените свою работу на уроке, дополните предложение….

С помощью смайликов покажите свое настроение.

9. Подведение итогов урока.

Какое задание на уроке было самым интересным?

10.Домашнее задание.

Упр 138 на стр 80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

русский язык 3 класс технологическая карта "Число имен прилагательных"

Данную карту можно использовать на уроках русского языка в третьем классе при изучении темы "Число имен прилагательных" , урок закрепления. карта разработана по современным ФГОСТ....