Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Сильницкая Лариса Константиновна

Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". УМК Перспективная начальная школа""

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА    

РУССКОГО ЯЗЫКА

2 класс (ФГОС)

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Тайна написания сочетаний  жи-ши, ча-ща, чу-щу»

                                             

Тема урока: «Тайна написания сочетаний  жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Цели: - показать разницу ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

             -составить алгоритм  проверки безударного гласного в корне слова;

           - способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, воображения.

Планируемые результаты: 

  • личностные УУД : осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с трудолюбием.

  • метапредметные УУД :   регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

                                                     познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативнымии познавательными задачами и технологиями предмета;

                                               коммуникативные –  умеют излагать своё мнение и  аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных  точек зрения;

  • предметные УУД: научатся самостоятельно определять части слова; выполнять алгоритм  проверки безударного гласного в корне слова.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска, презентация, условные знаки

                                                 

ХОД УРОКА:

1.Чистописание

На минутке чистописания

Известные сочетания: жи-ши

2.Постановка учебной задачи

А) Диалог Маши и Миши

-Прочитайте диалог  Маши и Миши (учебник Ч.1 – с.146)

Миша лежал на диване и читал книгу «Малыш и Карлсон», когда Маша вернулась с заседания клуба.

- Что я узнала!!! Ты просто не поверишь, Мишка!

- Неужели есть тайна в том, как писать Жи и Ши? – равнодушно спросил Миша.

Маша достала тетрадь и прочитала слова:

Шипеть , шипящий, шипучий ,  шипы, тишина, горошина, живой, ошибаться.

- В этих словах и многих других НЕЛЬЗЯ утверждать, что после Ж и Ш нужно писать И, - сказала Маша.

- Это почему же?!- спросил Миша, который точно знал, что ЖИ – ШИ пишутся с буквой И.

- Потому  что здесь ЖИ – ШИ не под ударением! МАЛО знать, что здесь не пишется Ы. Надо ещё доказать, что здесь пишется И, а не Е! Например: ужИн, а не ужЕн; горошИна, а не горошЕна, жИвой, а не жЕвой!

- И вы это там доказывали? – расстроился Миша.

- Доказывали! Иногда это можно доказать. А иногда – надо обратиться к словарю «Пиши правильно».

Б) – Какой будет урок?  Поставьте цели урока.

(Урок открытия новых знаний. Будем открывать тайну написания сочетаний жи-ши в безударной позиции, будем доказывать какой гласный пишется в безударной позиции в сочетаниях жи-ши, ча-ща, составим алгоритм написания, продолжим работу со словарными словами, будем учиться оценивать себя.

3.Изучение нового.

а ) задание на интерактивной доске

-прочитайте слова, найдите лишнее. По какому признаку определили?

ПУШ-НКА

КУВШ-НКА

СНЕЖ-НКА

Ш-РОКИЙ

ДЕРЖ-

Широкий, т.к. ши-безударное сочетание.  В остальных словах сочетания  жи-ши под ударением, смело пишем  жи-ши с буквой –и.

б )Прочитайте слова. Что их объединяет?

Ч.стица

Щ.дить

Ш.рокий

Ч.сок

Уж.н

-Сочетания ча-ща, жи-ши в безударной позиции.

-В какой части слова? (в корне)

-Вы сможете написать безударный гласный правильно?(ч(а\е\и)стица)

-Нет. Будем подбирать проверочные слова (дети соединяют стрелками слова)

Ч.стица                                     шире

Щ.дить                                     чистый

Ш.рокий                                  час

Ч.сок                                         пощада

Уж.н                                          часть

-Какое слово не можем проверить?  (ужин) Это словарное слово, обратимся к словарю.(А/Я)

ВЫВОД-в данном задании сочетания жи - ши в корне в безударной позиции. Подбирали проверочное слово, обращались к словарю.

в) Прочитайте следующую группу слов:

дач.   груш.     рощ.   лыж.

-В какой позиции находятся сочетания? (в безударной)

-В какой части слова находится безударный гласный? (в окончании)

ВЫВОД: в словах с сочетаниями жи-ши, ча-ща,  безударный гласный в окончании проверки не требует.

4.Составление алгоритма написания сочетаний жи-ши, ча-ща

Поставь ударение

сочетание ударное                                                           сочетание безударное

                            ↙                                                                                               ↘

 жи-ши пиши с И, ча-ща пиши с А.                    определи часть слова, где находится сочетание

                                                                                        ↙                                        ↘

                                                                          в окончании                                в корне

                                                     жи-ши пиши с И, ча-ща пиши с А              подбери проверочное слово

                                                                                                                                обратись к словарю  А/Я

5. Работа по алгоритму

  • Коллективная работа - Учебник упр.113

Найдите слова с сочетаниями жи-ши, объясните написание.

  • Работа в парах  - тетрадь на печатной основе - упр.50

Обсуди с соседом по парте, в какой позиции (ударной \ безударной) употреблены сочетания, объясни написание.

  • Самостоятельная работа   - упр.52

Проверка (слова на доске)

Жив

Площадка

Пощада

Чай

Шип

Чай

-Кто выполнил правильно? Кто понял, как работать по алгоритму?

-Поможем Мише разобраться со словами.

Задание на интерактивной доске:

Ш.петь, ш.пящий, ш.пучий,  ш.пы, тиш.на, горош.на, ж.вой., ош.баться.

Дети объясняют  написание сочетаний  по алгоритму.

-Можно ли первые три слова считать родственными? Как их проверить?

Слово - шип является их родственником?

Обратимся к толковому словарю.

- В словаре приводятся два разных слова «шип», а не одно с двумя значениями (это омонимы)

6. Итог урока. Рефлексия.

-Дети продолжают высказывание:

-я смог

-я знаю

-я запомнил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 2 класс сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Урок русского языка позволяет повторить сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в игровой форме. В конспекте даны ссылки на ЦОРы....

План-конспект урока русского языка по написанию изложения

План-конспект урока русского языка по написанию изложения (учебник Иванова 3 класс урок № 26 «Начальная школа XXI века»)...

Конспект урока русского языка тема : ,,Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу.Закрепление.\'\'2 класс УМК ,,Школа России\'\'

Урок проведён с применением средств ИКТ,на протяжении всего урока используется презентация.. Дети в увлекательной прогулке по зимнему лесу знакомятся с лесными обитателями и закрепляют правила пра...

Конспект урока русского языка Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять...

Конспект урока русского языка "Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?" 3 класс

Цель: Совершенствовать навык написания изученных словарных слов, учить воспроизводить лексическое значение слов. Планируемые  результаты Предметные:·...

конспект урока русского языка по теме сочетание чк, чн 1 класс

Данный урок предназначен для 1 класса  по предмету русский язык. Программа "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"...

Конспект урока русского языка «Раздельное написание предлогов со словами» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения писать предлоги раздельно с другими словами в предложенииПланируемые  результаты:Предметные:знать, что такое предлог;уметь употреблять предлог тольк...