«Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

УМК:   «Начальная школа ХХI века»

Оборудование: учебник «Русский язык». 3 класс  (Иванов С.В., Евдокимова А.О.),рабочая тетрадь, презентация.

Тема урока: «Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го  и 3-го склонения»

Тип урока: урок закрепления

Цели урока:

1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в  единственном числе.

2. Развивать орфографическую  зоркость.

3. Учить исследовать практические ситуации, выдвигая предположения, и понимать необходимость их проверки на практике; применять знания в нетрадиционных обстоятельствах; самостоятельно и в группе выполнять различные задания.

4. Воспитывать коммуникативные  качества  учащихся.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

Слайд 4

1 скл. 2 скл. 3 скл. Р.п. -ы, -и -а, -я -и Д.п. -е -у, -ю -и П.п. -е -е -и

Слайд 5

купили Вареньк (е, и) Купили ( кому ?) Вареньк ( е,и ) – ( д.п., 1-го склонения) купили Вареньк е

Слайд 6

ЖДЕАРТИСТНДУ Артист

Слайд 7

Артист На арене Цирка На велосипеде 1 скл.,П.п . 2скл., Р.п . 2 скл.,П.п

Слайд 8

1 склонение – хлопок в ладоши 2 склонение – присели 3 склонение – прыгни на месте



Предварительный просмотр:

Ф.И.О.:____________________________________

Дата:17 марта 2014г.

1.Найти словосочетание с ошибкой.

Р – мечтать о собаке

Т – ехать на машине

С – найти в коробки

Ч – слова из  песни

2.Найти  слово, выраженное им.сущ. 1-го склонения, Д.п.

Д – пшеница

Ж – зайцем

Э – курицу

М – земле

3. Найти  слово, выраженное им.сущ. 3-го склонения, Р.п

О – дочери

Л – братцем

Х – палец

Б – старика

4. Коля, выполняя упражнение, допустил ошибку. Найди ее.

П – мама(1 скл., И.п.)

Ц – забору (2 скл., Д.п)

Г – берег (3 скл., Т.п.)

Ю – морю (2 скл., Д.п.)

5.Найти ошибку в утверждении.

Т – к 1-му склонению относятся слова: земля, вода.

У – к 2-му склонению относятся слова: дочь,ночь.

Ш – к 3-му склонению относятся слова : рожь,

Ф – слова : пальто, пианино. Эти слова не  склоняются.

Результат: _____________________

Ф.И.О.:____________________________________

Дата:17 марта 2014г.

1.Найти словосочетание с ошибкой.

Р – найти в коробки

Т – ехать на машине

С – мечтать о собаки

Ч – слова из  песни

2. Найти  слово, выраженное им.сущ. 2-го склонения, П.п.

Д – ноги

Ж – ночь

Э – печь

М – о небе

3. Найти  слово, выраженное им.сущ. 1-го склонения, Т.п.

 О – землей

Л – гвоздя

Х – роза

Б – кота

4. Коля, выполняя упражнение, допустил ошибку. Найди ее.

 П – лиса (1 скл., И.п.)

 Ю – камня (2 скл., Р.п.)

Ц – окном (2 скл., Т.п)

Г –лошадью (2 скл., Т.п.)

5. Найти ошибку в утверждении. 

Т – к 1-му склонению относятся слова: земля, вода.

Ф – к 2-му склонению относятся слова: окно, мальчик.

Ш – к 3-му склонению относятся слова : ночь,рожь,

У – слова : пальто, пианино. Эти слова склоняются.

Результат: ________________



Предварительный просмотр:

                                                                               Ход урока

Этап урока

                 Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг.момент

- Добрый день! Меня зовут Вероника Васильевна и я проведу урок русского языка. Начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

− Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

- Дети! Сегодня мы отправимся с вами в цирк. Вместе с артистами цирка повторим и закрепим безударные окончания имен существительных всех 3х склонений. 

- А  что называется именем существительным?

- Как изменяется имя существительное?

- Что значит просклонять имя существительное?

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

- Как проверить безударное окончание имён существительных?

 

– Теперь  повторим алгоритм определения безударных падежных окончаний  имён существительных. Есть желающие ответить?

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

  1. По опорным словам:

1 склонение – весна, земля

2 склонение – сон, колесо

3 склонение – рожь

  2. По таблице окончаний:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

П.п.

 -А с кем же ждет нас встреча? Узнаете, если отгадаете шифрограмму.

 ЖДЕАРТИСТНДУ

Выполните упражнения. Определить падеж в первом предложении у имен существительных и склонение.

                                       - на арене

        Артист         -  цирка

                                               - на велосипеде

- Для того чтобы он появился на арене, нужно выполнить следующее задание. Составить словосочетание,  чтобы слово «артист» было в разных падежах, используя словарные слова.

 Например: благодарны артисту  (Д.п.), рассказали об артисте (П.п. )…

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

По числам и падежам.

Изменить их по вопросам или по падежам

1

женский мужской

На -А, -Я

Темнота, река, воля, ловля

2

Муж.

средний

на согласный;

на -О, -Е

Письмо, сторож, кофе, друг

3

жен

на согласный с Ь на конце

Дочь, мышь, дробь, ветвь

Определяем склонение. 
Если 3 (женский род на Ь), то только И. 
Если 2(мужской с нулевым окончанием, средний О, Е) ,тогда Е. 
А если 1 .(мужской и женский род на А, Я) ,тогда определяем падеж : Родительный -Только И, Дательный, предложный --Е.

1 скл. П.п.

2 скл. Р.п

2 скл. П.п.

Работа по теме урока

- Откройте рабочие тетради на стр.22, упр.2.

Прочитай. Вставь окончания.

Ну вот, перед вами Винни - Пух. Как видите, он спускается по лестнице (1 скл.,Д.п.) вслед за своим  другом (2скл, Т.п) Кристофером (2скл, Т.п) Робином(2скл, Т.п), головой вниз ,пересчитывая ступеньки собственным затылком(2скл, Т.п): бум-бум-бум. Другого способа (2 скл. Р.п) сходить с лестницы(1скл, Р.п.) он пока не знает.

Физминутка

Я буду называть существительное. Если оно

относится к 1-ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3-ему

– прыгаете на месте.

Сирень(3), берег(2), молодость(3), старик(2), помощь(3), ученик(2), книга(1), старость(3), степь (3), астра(1), георгин(2), морковь(3), свёкла (1), подъём(2), велосипед(2), радость(3), осень(3), лето(2), весна(1), снежинка(1), метель(3).

Продолжение работы по теме урока

- Выполните упр.4.

Самостоятельная работа

(Приложение)

– Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ)

Оценивания работы

0 ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки – «3»,

больше 2 ошибок – «2».

Рефлексия

- Какую тему мы сегодня повторили?

- Было ли Вам тяжело работать на уроке?

- Что Вы запомнили ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление правописания безударных окончаний имен существительных 1 склонения.

Урок закрепления правописания безударных окончаний имен существительных 1 склонения. Урок построен с учетом регионального компонента. К плану урока приложена презентация....

Конспект урока русского языка в 3-ем классе по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го,2-го, 3-го склонения"

Цели и задачи урока:отработать правописание безударных падежных окончаний имён существительных  1-го, 2-го, 3-го склонения;повторить изученные орфограммы;развивать орфографическую зоркость;п...

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения,слов на тему-чувства и качества людей"

Цели: Повторить правописание безударных окончаний 1 и 2 склонения Закрепить знания о правописании безударных окончаний существительных 3 склонения Нравственное воспитание «Совесть- лучший советн...

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех  склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонения".

Правописание  безударных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонения....

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го,2-го,3-го склонения"

На данном уроке совершенствуем навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных, учимся применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных....

Конспект урока «Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения правильно писать безударные окончания имен существительных;Планируемые  результатыПредметные:знать правописание безударных окончаний имен существител...