Игра по русскому языку "Умники и умницы" 2 класс
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

Сорокина Надежда Александровна

Этот материал поможет учителю начальных классов проверить и обобщить знания учеников 2 класса изученных оргфограмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy._sorokina_n._a.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

 «Гимназия №5» г.Альметьевск Республики Татарстан

Внеклассное занятие

по русскому языку во 2-ом классе

Игра «Умники и умницы»

Подготовила учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Сорокина Надежда Александровна

2014

Внеклассное занятие по русскому языку. Игра «Умники и умницы»

Цели: 1. Повторение и закрепление изученных орфограмм.

            2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Оборудование: 3 кресла с красочными табличками «Умники и умницы»; красная,  желтая и зеленая дорожки, сделанные из картона (квадраты – «этапы» каждой дорожки склеены между собой); жетоны, ордена.

На доске: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»

                                                                                                       И. С. Тургенев

Ход игры:

- Добрый день, ребята! У нас встреча в интеллектуальном клубе, где будем играть в игру «Умники и умницы».

Посмотрите на оформление, и вы без труда определите тему нашей игры.

Итак, главный гость сегодня – его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин с благовонием относился к родному языку. По его мнению «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

Ученик 2. Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».  

Ученик 4. Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».

Ученик 6. Константин Паустовский писал: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».

- Какие интересные высказывания о русском языке мы услышали!

Каждый из вас сможет принять участие в игре и показать свои знания. Познакомимся с правилами: игра состоит из трех основных туров. Перед каждым основным туром проводится отборочный тур, т.е. викторина. Я буду задавать вопросы. Кто ответит первым и правильно – получит жетон. Три игрока, набравшие наибольшее количество жетонов, становятся участниками основного тура.

Им предстоит пройти по красной, желтой и зеленой дорожкам. Красная дорожка, самая короткая. Но, чтобы пройти ее, нельзя ошибиться. Тот игрок, который пойдет по желтой дорожке, имеет право допустить одну ошибку. Зеленая дорожка самая длинная. На ней допустимы две ошибки. Игрок, набравший наибольшее количество жетонов в отборочном туре имеет право первым выбрать себе дорожку.

Не забудьте, ваши ответы должны быть точные и правильные.

            Вопросы для всех участников – одинаковые. Кто даст полный и правильный ответ, тот и продвигается по дорожке. Могут и все продвинуться, если верно ответили. Если игрок не смог ответить, то слово дается болельщикам.

Вопросы первого отборочного тура:

  1. Из чего состоит наша речь?
  2. Из чего состоит предложение?
  3. Как называются главные члены предложения?
  4. Как в предложении слова связаны между собой?
  5. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
  6. Как пишется первое слово в предложении?
  7. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
  8. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?
  9. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делать?
  10. Какие буквы не обозначают звуков?
  11. На какие две группы делятся все звуки и буквы?
  12. В чем различие согласных и гласных звуков?
  13. Сколько гласных звуков? Назовите их.
  14. Сколько гласных букв? Назовите их.
  15. Сколько согласных букв?

Вопросы основного тура первой тройки игроков:

  1. Что такое предложение?
  2. Если буквы твердый знак, мягкий знак (ъ, ь) находятся в середине слова, о чем они сигнализируют?
  3. Что такое подлежащее?
  4. Что такое сказуемое?
  5. Как проверить безударный гласный звук в корне слова?
  6. Какие слова называются родственными?

 

            Во время паузы группа девочек и мальчиков исполняют частушки.

Вопросы второго отборочного тура:

  1. Как пишутся предлоги?
  2. Назовите парные звонкие и глухие согласные?
  3. В каких случаях мягкий знак (ь) после шипящих не пишется?
  4. Назовите непарные звонкие согласные.
  5. Как пишутся слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу?
  6. Из каких звуков может состоять слог?
  7. Какой звук обозначает буква ь?
  8. Зависит ли смысл слова в русском языке от места ударения?
  9. Всегда ли совпадает количество букв и звуков в слове?
  10. Из скольки звуков могут состоять слова?
  11. Назовите шипящие согласные звуки?
  12. Что называется ударением?
  13. Какие два звука обозначает буква ю?
  14. Назовите буквы в алфавитном порядке.
  15. Для чего надо знать алфавит?

Вопросы основного тура второй тройки игроков:

  1. Какие гласные буквы обозначают два звука и когда?
  2. Что такое слово?
  3. Как нужно проверять парный звонкий согласный звук в конце слова?
  4. Как на письме обозначается мягкость согласных звуков?
  5. Расскажите о правописании разделительного мягкого знака.
  6. Что такое слог?

             Вниманию зрителей предоставляется русский народный танец.

Вопросы третьего отборочного тура:

  1. Что такое алфавит?
  2. Сколько букв в русском алфавите?
  3. Какие бывают гласные звуки?
  4. Чем обозначаются на письме звуки?
  5. Какая бывает речь?
  6. Какие два звука обозначает буква е?
  7. Как узнать, сколько в слове слогов?
  8. Какие два звука обозначает буква я?
  9. Что такое слог?
  10. Какие два звука обозначает буква ё?
  11. Сколько ударений бывает в слове?
  12. Как переносится слово?
  13. Переносится ли слово из одного слога?
  14. Какие части слова вы знаете?
  15. Что такое основа слова?

Вопросы основного тура третьей тройки игроков:

  1. Что такое текст?
  2. Какие слова пишутся с заглавной буквы?
  3. Какие слова называются сложными?
  4. Расскажите о правописании разделительного твердого знака в словах.
  5. Как ты отличаешь одинаковые приставки и предлоги?
  6. Что такое основа предложения?

                   Исполняется русская народная песня.

Награждение.

- Вручается и присваивается звание «Умник» («Умница») за победу в игре  по русскому языку «Умники и умницы».

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая игра по русскому языку в 3 классе

Цель игры: Расширить знание детей в области  русского языка, повысить уровень языкового развития, развить творческую инициативу каждого ученика, совершенствовать коллективный навык работы....

Интеллектуальная игра по русскому языку в 3 классе

Интеллектуальная игра "Турнир грамотеев" развивает интерес к русскому языку и проводится как командное соревнование между классами....

Урок-игра по русскому языку в 4 классе на основе групповой формы работы

Одной из активных форм обучения учащихся является групповая форма работы. Урок изучения нового материала в 4 классе по теме "Неопределённая форма глагола" разработан на основе данной фрмы....

Интеллектуальная игра по русскому языку для 3 класса "Морской бой"

МОРСКОЙ БОЙ.Интеллектуальная игра по русскому языку для 3 класса...

Деловая игра по русскому языку в 4 классе.

Урок создан в форме деловой игры. Используются методы: работа в группах, наглядный, проблемный....

Методическая разработка урока-игры по русскому языку в 4 классе "Правописание глаголов с частицей не"

Тема урока: «Правописание глаголов с частицей не» Цели урока:Развивать умение правильно употреблять и писать частицу не с глаголами. Ход урока:...

Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему: "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закрепление"

Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему : «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»Цели: Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развитие умения распоз...