Урок обучения грамоте по теме: "Согласные звуки л\л,м\м. Буквы Лл, Мм.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Блохина Ольга Владимировна

Урок обучения грамоте по ОС "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_bukvy_lm.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок обучения  грамоте 

Тема: «Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']. Буквы Лл, Мм»

(1В класс, Образовательная система «Школа 2100»))

 

Авторский медиапродукт: презентация Smart Noteboоk

Цель: знакомство с согласными  звуками [л], [л'], [м], [м'] и буквами, которые их обозначают.

Задачи:

Образовательные:   

  • учить звуковому анализу слов;

Развивающие:

  • развитие речи детей, познавательного интереса, воображения

Воспитательная: 

  • воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
  • воспитание культуры поведения на уроке при работе в группах

 Оборудование: 

  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • презентация Smart Noteboоk;
  • учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, о.В.Пронина «Букварь»  
  • тетрадь для печатания  О.В.Пронина, Е.П.Лебедева, О.Ю. Мальцева
  • у учащихся красные, синие, зеленые кружочки для составления схем слов

 

Ход урока

 I. Организационный момент. Слайд 1 

В путешествие, друзья,

Приглашаю вас я.

В пути вам нужно быть внимательными,

Наблюдательными и старательными.

 

II.Постановка цели урока. Слайд 2

Учитель: А отправимся мы путешествовать в лес. Помогут нам не заблудиться лесные звери.  А кто, вы узнаете, отгадав загадки.

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...

Дети: лиса

На доске по щелчку появляется изображение лисы.

Учитель: В берлоге лапу сосёт.

Очень любит лесной мёд.

Он может громко зареветь,

А зовут его? ...

Дети: медведь.

На доске по щелчку появляется изображение медведя.

 

Учитель:  Во время путешествия Лиса и Медведь познакомят нас с новыми звуками и буквами, которые их обозначают. Мы научимся читать слоги и слова с этими  буквами. А если правильно выполним все задания, нас ждет сюрприз – встреча со сказочным лесным жителем.

             

III.Выделение звуков [л], [л'], [м], [м'] в словах. Слайды 3-4

Учитель: Лиса предлагает вам отгадать загадки.

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

 

(На слайде появляется изображение лука)

Учитель: Составим схему слова ЛУК. Произнесем слово. Какой звук слышим в начале?

(1 ученик работает на доске, остальные на партах)

 

Дом - стеклянный пузырек, 
И живет в нем огонек. 
Днем он спит, 
А как проснется - 
Ярким пламенем зажжется.

 

(На слайде появляется изображение люстры)

Проводится звуковой анализ слова, составляется схема.

Учитель: Итак, с какими звуками познакомила нас Лиса? Дайте характеристику этим звукам.

 

Наше путешествие по лесу продолжается. Медведь тоже приготовил для нас загадки.

 

Голова – на ножке,
В голове – горошки.

Дети: Мак.

Учитель:

Сладкий, а не сахар,

Липкий, а не клей,

Вкусный, а не конфета.

Дети: Мёд

Дети отгадывают загадку, на слайде появляется изображение. Далее проводится звуковой анализ слова, составляется схема.

Учитель: Итак, с какими звуками познакомил нас Медведь? Дайте характеристику этим звукам.

 

IV.Определение места звука в слове. Слайд 5

Учитель: Наше путешествие по лесу продолжается. Лиса и Медведь приготовили для вас следующее задание. Перед вами изображения лесных обитателей. Их надо распределить на две группы: лисе – изображения, в названии которых слышим звуки [л], [л']; медведю - [м], [м']

Дети работают на интерактивной доске, перетаскивают нужную картинку, определяют место звука в слове. Далее выполняется проверка.

(Лиса – улитка, соловей, ель, дятел, ландыш, гриб лисичка. Медведь – мухомор, муравей, комар.)

 

V.Физкультминутка.

Мы присели под кусток,
Чтобы отыскать грибок.
Встали. Потянули спинку.
Вновь шагаем по тропинке. (Приседания.)
А теперь вращаем ручки,
Словно разгоняем тучки.
Гоним их вперёд-назад,
По двенадцать раз подряд. (Вращение прямых рук назад и вперёд.)
Приседаем ниже, глубже,
Как лягушка в теплой луже.
Прыг — и нету комара!
Вот весёлая игра. (Из глубокого приседа прыжок вверх.)
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились. (Дети садятся.)

VI.Знакомство с буквами Л, М. Слайд 6

Работа со схемами – человечками на интерактивной доске.

Учитель: С какими звуками нас познакомила Лиса? Еще раз произнесем эти звуки, послушаем, как они произносятся. Это звонкие согласные звуки. Значит наденем человечку… (звоночек). А как раскрасим ботиночки? Почему?

Учитель: Звуки [л], [л'] обозначаются буквой Л. (На слайде появляется изображение буквы.)

С какими звуками нас познакомил Медведь? Раскрасим второго человечка. (Работа проводится аналогично)

 

VII.Работа в тетради по печатанию. Слайд 7

Учитель: Лиса и Медведь приготовили вам следующее задание: соберите буквы из элементов. (Дети работают на интерактивной доске) На что похожа буква Л? Буква М?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

 

Вот качели –

Буква М!

Здесь качаться

Можно всем!

 

Учитель: Откройте тетради для печатания на стр. 19. Обведите по контуру букву Л, допечатайте до конца строки. (Аналогично буква М)

 

VIII.Чтение слогов. Слайды 8-9

Учитель: А сейчас Лиса и Медведь научат нас читать слоги  с новыми буквами.

 

ла

ал

ма

ам

ло

ол

мо

ом

лу

ул

му

ум

 

Учитель: Прочитайте слоги первой строчки. Что общего у всех слогов этой строки? Отметьте красной точкой буквы, обозначающие гласные звуки. Каким цветом отметим согласный?

Прочитайте слоги первого столбика. Что общего у слогов этого столбика? Назовите слова, в которых эти слоги встречаются.

 

лы

ыл

мы

ым

ли

ил

ми

им

 

Аналогично проводится чтение остальных строчек и столбиков.

 

  1. IX.Физкультминутка

Вместе по лесу идём 
Вместе по лесу идём, 
Не спешим, не отстаём. 
Вот выходим мы на луг. (
Ходьба на месте.) 
Тысяча цветов вокруг! (
Потягивания — руки в стороны.) 
Вот ромашка, василёк, 
Медуница, кашка, клевер. 
Расстилается ковёр 
И направо и налево. (
Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) 
К небу ручки протянули, 
Позвоночник растянули. (
Потягивания — руки вверх.) 
Отдохнуть мы все успели 
И на место снова сели. (
Дети садятся.)

 

X.Чтение слов с изученными буквами. Слайд 10

 

Учитель: Вы очень хорошо читали слоги, значит и слова тоже прочитаете. А это еще одно задание Лисы и Медведя.

 

Дети читают слова на стр. 66 Букваря.

 

мама

мыл

малина

лапа

мил

лимоны

липа

мал

Полина

лиса

мул

Галина

 

1-й столбик (про себя, затем вслух):

Учитель: Прочитайте слова, в которых ударение падает на 1-й слог. Поставьте ударение.

Прочитайте слова, которые начинаются со звука  [м]. Отметьте согласные звуки цветными точками. Какой цвет потребуется.

Прочитайте слова, где согласные произносятся мягко.

2-й столбик( чтение слогов громко – тихо):

Учитель: Что интересного заметили?

Дети: Все слова начинаются с буквы М, а кончаются буквой Л. Во всех словах один слог. В слове мил первый звук произносится мягко, а в остальных – твердо.

3-й столбик:

Учитель: Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. Почему? Подчеркните буквы гласных звуков.

Прочитайте слова, где звук [л'] стоит третьим. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкий звук, зеленым цветом.

Прочитайте слова, где звук [м] стоит первым, третьим. Какой это звук? Каким цветным карандашом обозначим? Разделите слова на слоги.

 

XI.Чтение текста «Гном»

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Вы справились со всеми заданиями Лисы и Медведя. А они привели нас в гости к сказочному лесному человечку.

(На слайде появляется изображение гнома.)

Учитель: Чем гном отличается от вех волшебных человечков? А чем занимается гном?

Прочитайте текст про гнома на стр.66 в Букваре про себя.

Читаем текст вслух.

1-е предложение. Гном мал и мил.

Учитель: Что мы узнали о гноме?

2-е предложение. У гнома астры, маки, маргаритки.

Учитель: Какие цветы растут у гнома?

3-е предложение. У гномика гамак.

Учитель: Каким предложением можно подписать иллюстрацию к тексту?

Какой же был гном? Что мы о нем узнали из текста?

Дети: Он добрый и очень любит цветы.

 

XII.Итог урока. Слайд 11.

Учитель: Итак, какие новые звуки узнали во время путешествия? Дайте им характеристику. С какими буквами познакомились?

На этом наше путешествие в лес закончилось. Возвращаемся в класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".

   Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...

Урок обучения грамоте по теме "Согласный глухой звук [ч\'], буквы Ч, ч.

Урок обучения грамоте  по теме " Согласный глухой звук [ч\'], буквы Ч, ч. (УМК "Перспективная начальная школа")...

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Согласные звонкие звуки [в ],[ в\'], буквы Вв"

Конспект урока  с презентацией можно использовать на уроках обучения грамоте в любом УМК, а также в классах, где обучаются дети-билингвы...

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)...