Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонений имен существительных. Закрепление" (по учебнику Репкина В.В.)
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Кирилина Ирина Анатольевна

    Конспект урока-закрепления со следующими заданиями:

    ♦ фонетическим разбором слова

    ♦работой с алгоритмом и презентацией

    ♦работа с отдельными словами и текстом

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл презентация1.43 МБ
    Файл конспект урока26.67 КБ
    Файл приложение 113.46 КБ
    Файл приложение 276.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Типы склонений имён существительных. Закрепление.

    Слайд 2

    Лёг асфальтовый ремень Через сотню деревень. Шоссе. Загадка

    Слайд 3

    Задание №1 Шш Шш Шш Шш Шш шоссе шоссейка шоссейный Шоссе - дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта.

    Слайд 4

    Задание №2 А О ? е и В_кзал , _втомобиль , ул_ца , п_сс_жир , адр_с , р_сст_яние , б_лет , б_гаж , ш_фёр . В о кзал, расст о яние, ш о фёр. А втомобиль, п а сс а жир, р а сстояние, б а гаж . Ул и ца, адр е с, б и лет .

    Слайд 5

    Шоссе, шос-се – 2 слога. ш – [ ш ] – согл ., гл. парн ., тв . непарн . о – [а] – гласн ., безуд . с – [ с ] – согл ., гл. парн ., тв . парн . с – [ ] – е – [э] – гласн ., уд. 5 букв, 4 звука Задание №3

    Слайд 6

    Типы склонений 1-ый тип: -а(-я) м., ж. р. СТЕНА 2-ой тип: -о(-е), - ср. р. , м.р. ОКНО (СЛОН) 3-ий тип: - ж.р. РОЖЬ

    Слайд 7

    1 скл . 2 скл . 3 скл . Окончание в Им. п . ед.ч -а, -я -о, -е, - - Род ж., м. ср., м. ж. Опорное слово СТЕНА (ЛИСА) ОКНО (СЛОН) РОЖЬ Алгоритм определения склонения имён сущ. Поставь слово в И.п. ед.ч. Выдели окончание. Определи род. Определи склонение (опорное слово).

    Слайд 8

    Если свет зажегся красный, Значит, двигаться … . Свет зеленый говорит: «Проходите, путь …» . Желтый свет – предупрежденье – Жди сигнала для … .

    Слайд 9

    Мы ехали над пропаст (?) ю . Внизу, сквозь син__ мглу можно было различить у_кую ленту горн_й р_ки … Через некоторое время уже любовались Эльбрус_м , самой высок_й г_рой Ка_каза . Её сн_говую в_рш_ну мы сначала прин_ли за бел__ обл_ко . Задание№5 Прочитайте текст: Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Найдите имена существительные, определите их тип склонения.

    Слайд 10

    карта России

    Слайд 11

    Урок окончен



    Предварительный просмотр:

    Тема урока:  Типы склонений имен существительных. Закрепление.

    Цель  урока:

                             - формировать у учащихся умение определять тип склонения имен существительных (по падежной форме именительного падежа).

    Задачи:

                          - учить учащихся определять тип склонения имен существительных по алгоритму

                          -упражнять в правописании падежных окончаний имен существительных;

                          - учить  внимательному и заботливому отношению к русскому языку.

    Наглядные пособия:

                            - алгоритм определения типа склонения имен существительных;

    - таблица – грамматическая модель имен существительных;

    - слова-карточки: в тетрад_, в тетрадк_, в сара_, без пальт_, без печат_, без ветк_, по пут_, по шосс_, в болот_;

    - слова-карточки: шоссе, шоссейка, шоссейный, Шш;

    - маркер чёрный;

    - индивидуальные карточки с заданиями;

    - карточки  для парной работы;

    - толковый словарь русского языка;

    - карта России (горы Кавказа, гора Эльбрус)

    - магниты.

    Техническое оснащение:

                             - компьютер;

                             - проектор;

                             - «флешка» с материалом к уроку;

                             - экран.

    Проект  урока

    п\п

    Этап

    урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учащихся

    1

    Оргмомент

    2

    Постановка цели урока и задач

    - Тема урока: Типы склонений имен существительных .Закрепление(слайд№1).

    - Сегодня мы закрепим знания о типах склонения имен существительных, потренируемся в определении типов склонений у различных слов, а также поупражняемся в правописании  падежных окончаний существительных.

    3

    Чистописание

    1)- Отгадайте загадку:

    -  Лёг асфальтовый ремень

    Через сотню деревень.

    -Найдите в толковом словаре слово «шоссе». Что оно означает?

    -Потренируемся в отработке чистописания буквы «ш» строчной и заглавной:

    Шш

    шоссе   шоссейка   шоссейный

    -Что общего у этих слов? Как одним словом назвать эти слова?

    - Какое слово лишнее и почему?

    -Это шоссе.

    -Это дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта..

    Дети пишут всю 2 строчки.

    -Родственные или однокоренные.

    -Шоссе, так как это неизменяемое слово (шоссейный, так как это имя прилагательное. А остальные слова имена существительные).

    4

    Словарная работа

    -А какие еще слова,  связанные общей темой «Дорога, шоссе» вы можете назвать?

    - Задание№1. Прочитайте слова:

         В_кзал, _втомобиль, адр_с, б_гаж, б_лет, п_сс_жир, р_сст_яние, ш_фер, ул_ца.

    Распределите слова-пассажиры по данным машинам. Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы:

    1-ый ряд – только те слова, где нужна буква «а» (пассажиры 1-ой машины);

    2-ой ряд – слова с буквой «о» (пассажиры 2-ой машины);

     3-ий ряд – с буквами «е» и «и»(3-ей машины)…

    -Давайте проверим (идет взаимопроверка по рядам +на слайде).

    Кто ошибся, получает «приз» - карточку с заданием.

    - Автомобиль, машина, транспорт, автобус, трамвай, билет, пассажир, и т.д..

    Идет самостоятельная работа учащихся.

    5

    Звуко – буквенный разбор слова (фонетический разбор)

    -Мы рассмотрели с вами лексическое значение слова «шоссе», его буквенную запись. А теперь дадим его звуковую характеристику .Сделайте  звуко – буквенный разбор слова «шоссе». Работаем по группам.

    (идет сам. работа)

    -А теперь представители каждой группы выходите к доске вместе с дощечками. Проверим и сравним.

    (самопроверка по слайду)

    Кто ошибся, получает «приз» - карточку с заданием.

    6

    Работа по теме урока. Закрепление.

    - Скажите, каково грамматическое значение слова «шоссе»?

    -А что такое имя сущ-ное?

    - Мы уже определили, что слово «шоссе» обозначает предмет, а какими еще ГЗ оно обладает?

    -А обладает ли слово категорией падежа? Почему?

    -Какие еще слова не склоняются? Приведите примеры таких слов…

    -Таких слов намного меньше, чем тех . которые все-таки склоняются. А сколько типов склонений имен сущ-ных  вы знаете?

    -Какие, перечислите.

    (слайд-таблица скл.)

    -Приведите примеры слов по склонениям…

    - А как определить тип склонения слов в тексте? Вспомним алгоритм…

    (слайд-алгоритм)

    -Машина-Задание№2. Помогите машине развезти слова-имена сущ-ные по типу склонений в три столбика. Найдите ловушки:

         В тетрад_, в тетрадк_, в сара_, без пальт_, без печат_, без ветк_, по пут_, по шосс_, в болот_.

    -Вставим пропущенные буквы и запишем слова в тетрадь. Работаем по алгоритму.

    -Ещё раз повторим, какие слова относятся к 1-ому склонению, какие ко 2-ому и 3-ему.

    -Это имя сущ-ное, так как обозначает предмет.

    -Это часть речи, которая обозначает предмет и имеет грамматические значения рода, падежа и числа.

    -ГЗ: род средний, число –ед.

    -Нет. Так как оно не изменяется по падежам.

    -Кенгуру, пальто и т.д.

    -Три типа.

    -1-ое: слова с окончаниями –а(я) мужского и женского рода. 2-ое: с окончаниями –О(е) среднего рода и нулевым мужского рода. 3-ье: с нулевым окончанием женского рода.

    Алгоритм:

    1. Поставь слово в И.п. ед.ч.
    2. Выдели окончание.
    3. Определи род.
    4. Определи тип склонения.

    7

    Физ. пауза

    - Мы уже много проехали за урок по шоссе, пора и отдохнуть. Тем более что на пути показался светофор. (игра «Светофор»).

    (слайд)

    8

    Работа с текстом    

     - Задание. Прочитаем текст:

        Мы ехали над  пропаст(?)ю. Внизу, сквозь син__  мглу можно было различить у_кую  ленту горн_й  р_ки… Через некоторое время уже любовались Эльбрус_м, самой высок_й г_рой Ка_каза. Её  сн_говую в_рш_ну мы сначала  прин_ли за бел__ обл_ко.

    -Мы на уроках окружающего мира уже проходили с вами горы Кавказа.  Кто из вас был на Кавказе?

    -Кто сможет нам показать Кавказ  на карте?

    -Найдите в тексте слово  разносклоняемое.

    - Докажи.

    -Читаем задание дальше:

    Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Найди имена сущ-ные, определи их тип склонения.

     

    -Это самостоятельная ваша работа на оценку.

    -Сколько имен сущ-ных  оказалось в данном тексте?

    Один ученик читает выразительно текст.

    Один ученик показывает Кавказ на карте России.

    -Это слово – время.

    - это слово оканчивается на    –мя.

    Задание читает ученик.

    Идет самостоятельная работа.

    -В этом тексте 10 имен сущ-ных.

    9

    Итог урока

    -Подошел к концу наш урок.

    -О чем мы говорили на уроке?

    -Какие типы склонений вам знакомы? Приведите примеры слов по типам склонений.

    10

    Д\з



    Предварительный просмотр:

    в тетрад_

    в тетрадк_

    в сара_

    без пальт_

    без печат_

    без ветк_

    в болот_

    по пут_

    по шосс_



    Предварительный просмотр:

    1 скл.

    2 скл.

    3 скл.

    Слова-ловушки:

    _______________

    ________________

    _________________

    Карточка№3couple_on_vacation_md_wht.gif

                    Слова: по ветк_, в яблок_, по времен_, об озер_, у кенгур_, от мыш_, от мышк_, в реч_.

    Карточка№2

    Доделай фонетический разбор слова:

    Билет,  ……–……….  - 2 слога.

    б-[  ] – согл., ……… - парн., ………… - парн.

    и-[ и ] - гл., безуд.

    л-[   ] – согл., …….. –непарн., ………… -парн. 

    е-[  ] - …………………………………

    т-[  ]- ………………………………….  

                   …букв, …звуков

                                              Карточка№1

    Напиши каждое слово по 3 раза. Поставь ударение, подчеркни букву, которую надо запомнить:

           багаж - …………………………………………………………………….

    билет - …………………………………………………………………………..

    вокзал - …………………………………………………………………………

    пассажир - ……………………………………………………………………

    расстояние - ………………………………………………………………….

    улица - ……………………………………………………………………….

    1-ое скл.

    2-ое скл.

    3-е скл.

    Окончание в Им. п.

    -а, -я

    -о, -е, -

    -

    Род

    ж., м.

    ср., м.

    ж.

    Опорное слово

    СТЕНА (ЛИСА)

    ОКНО (СЛОН)

    РОЖЬ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"

    Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...

    Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

    урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

    К конспекту прилагается презентация по уроку....

    Урок русского языка. 3 класс. Род и число имени существительного.

    Предмет: Русский языкУМК:  Школа РоссииТип урока:Урок контроля, оценки и коррекции  знаний.Тема: «Род и число имён существительных»Цель:формирование образовательных компетенций (информационн...

    Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"

    Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....