Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонений имен существительных. Закрепление" (по учебнику Репкина В.В.)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кирилина Ирина Анатольевна

Конспект урока-закрепления со следующими заданиями:

♦ фонетическим разбором слова

♦работой с алгоритмом и презентацией

♦работа с отдельными словами и текстом

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.43 МБ
Файл конспект урока26.67 КБ
Файл приложение 113.46 КБ
Файл приложение 276.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы склонений имён существительных. Закрепление.

Слайд 2

Лёг асфальтовый ремень Через сотню деревень. Шоссе. Загадка

Слайд 3

Задание №1 Шш Шш Шш Шш Шш шоссе шоссейка шоссейный Шоссе - дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта.

Слайд 4

Задание №2 А О ? е и В_кзал , _втомобиль , ул_ца , п_сс_жир , адр_с , р_сст_яние , б_лет , б_гаж , ш_фёр . В о кзал, расст о яние, ш о фёр. А втомобиль, п а сс а жир, р а сстояние, б а гаж . Ул и ца, адр е с, б и лет .

Слайд 5

Шоссе, шос-се – 2 слога. ш – [ ш ] – согл ., гл. парн ., тв . непарн . о – [а] – гласн ., безуд . с – [ с ] – согл ., гл. парн ., тв . парн . с – [ ] – е – [э] – гласн ., уд. 5 букв, 4 звука Задание №3

Слайд 6

Типы склонений 1-ый тип: -а(-я) м., ж. р. СТЕНА 2-ой тип: -о(-е), - ср. р. , м.р. ОКНО (СЛОН) 3-ий тип: - ж.р. РОЖЬ

Слайд 7

1 скл . 2 скл . 3 скл . Окончание в Им. п . ед.ч -а, -я -о, -е, - - Род ж., м. ср., м. ж. Опорное слово СТЕНА (ЛИСА) ОКНО (СЛОН) РОЖЬ Алгоритм определения склонения имён сущ. Поставь слово в И.п. ед.ч. Выдели окончание. Определи род. Определи склонение (опорное слово).

Слайд 8

Если свет зажегся красный, Значит, двигаться … . Свет зеленый говорит: «Проходите, путь …» . Желтый свет – предупрежденье – Жди сигнала для … .

Слайд 9

Мы ехали над пропаст (?) ю . Внизу, сквозь син__ мглу можно было различить у_кую ленту горн_й р_ки … Через некоторое время уже любовались Эльбрус_м , самой высок_й г_рой Ка_каза . Её сн_говую в_рш_ну мы сначала прин_ли за бел__ обл_ко . Задание№5 Прочитайте текст: Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Найдите имена существительные, определите их тип склонения.

Слайд 10

карта России

Слайд 11

Урок окончен



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Типы склонений имен существительных. Закрепление.

Цель  урока:

                         - формировать у учащихся умение определять тип склонения имен существительных (по падежной форме именительного падежа).

Задачи:

                      - учить учащихся определять тип склонения имен существительных по алгоритму

                      -упражнять в правописании падежных окончаний имен существительных;

                      - учить  внимательному и заботливому отношению к русскому языку.

Наглядные пособия:

                        - алгоритм определения типа склонения имен существительных;

- таблица – грамматическая модель имен существительных;

- слова-карточки: в тетрад_, в тетрадк_, в сара_, без пальт_, без печат_, без ветк_, по пут_, по шосс_, в болот_;

- слова-карточки: шоссе, шоссейка, шоссейный, Шш;

- маркер чёрный;

- индивидуальные карточки с заданиями;

- карточки  для парной работы;

- толковый словарь русского языка;

- карта России (горы Кавказа, гора Эльбрус)

- магниты.

Техническое оснащение:

                         - компьютер;

                         - проектор;

                         - «флешка» с материалом к уроку;

                         - экран.

Проект  урока

п\п

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1

Оргмомент

2

Постановка цели урока и задач

- Тема урока: Типы склонений имен существительных .Закрепление(слайд№1).

- Сегодня мы закрепим знания о типах склонения имен существительных, потренируемся в определении типов склонений у различных слов, а также поупражняемся в правописании  падежных окончаний существительных.

3

Чистописание

1)- Отгадайте загадку:

-  Лёг асфальтовый ремень

Через сотню деревень.

-Найдите в толковом словаре слово «шоссе». Что оно означает?

-Потренируемся в отработке чистописания буквы «ш» строчной и заглавной:

Шш

шоссе   шоссейка   шоссейный

-Что общего у этих слов? Как одним словом назвать эти слова?

- Какое слово лишнее и почему?

-Это шоссе.

-Это дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта..

Дети пишут всю 2 строчки.

-Родственные или однокоренные.

-Шоссе, так как это неизменяемое слово (шоссейный, так как это имя прилагательное. А остальные слова имена существительные).

4

Словарная работа

-А какие еще слова,  связанные общей темой «Дорога, шоссе» вы можете назвать?

- Задание№1. Прочитайте слова:

     В_кзал, _втомобиль, адр_с, б_гаж, б_лет, п_сс_жир, р_сст_яние, ш_фер, ул_ца.

Распределите слова-пассажиры по данным машинам. Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы:

1-ый ряд – только те слова, где нужна буква «а» (пассажиры 1-ой машины);

2-ой ряд – слова с буквой «о» (пассажиры 2-ой машины);

 3-ий ряд – с буквами «е» и «и»(3-ей машины)…

-Давайте проверим (идет взаимопроверка по рядам +на слайде).

Кто ошибся, получает «приз» - карточку с заданием.

- Автомобиль, машина, транспорт, автобус, трамвай, билет, пассажир, и т.д..

Идет самостоятельная работа учащихся.

5

Звуко – буквенный разбор слова (фонетический разбор)

-Мы рассмотрели с вами лексическое значение слова «шоссе», его буквенную запись. А теперь дадим его звуковую характеристику .Сделайте  звуко – буквенный разбор слова «шоссе». Работаем по группам.

(идет сам. работа)

-А теперь представители каждой группы выходите к доске вместе с дощечками. Проверим и сравним.

(самопроверка по слайду)

Кто ошибся, получает «приз» - карточку с заданием.

6

Работа по теме урока. Закрепление.

- Скажите, каково грамматическое значение слова «шоссе»?

-А что такое имя сущ-ное?

- Мы уже определили, что слово «шоссе» обозначает предмет, а какими еще ГЗ оно обладает?

-А обладает ли слово категорией падежа? Почему?

-Какие еще слова не склоняются? Приведите примеры таких слов…

-Таких слов намного меньше, чем тех . которые все-таки склоняются. А сколько типов склонений имен сущ-ных  вы знаете?

-Какие, перечислите.

(слайд-таблица скл.)

-Приведите примеры слов по склонениям…

- А как определить тип склонения слов в тексте? Вспомним алгоритм…

(слайд-алгоритм)

-Машина-Задание№2. Помогите машине развезти слова-имена сущ-ные по типу склонений в три столбика. Найдите ловушки:

     В тетрад_, в тетрадк_, в сара_, без пальт_, без печат_, без ветк_, по пут_, по шосс_, в болот_.

-Вставим пропущенные буквы и запишем слова в тетрадь. Работаем по алгоритму.

-Ещё раз повторим, какие слова относятся к 1-ому склонению, какие ко 2-ому и 3-ему.

-Это имя сущ-ное, так как обозначает предмет.

-Это часть речи, которая обозначает предмет и имеет грамматические значения рода, падежа и числа.

-ГЗ: род средний, число –ед.

-Нет. Так как оно не изменяется по падежам.

-Кенгуру, пальто и т.д.

-Три типа.

-1-ое: слова с окончаниями –а(я) мужского и женского рода. 2-ое: с окончаниями –О(е) среднего рода и нулевым мужского рода. 3-ье: с нулевым окончанием женского рода.

Алгоритм:

  1. Поставь слово в И.п. ед.ч.
  2. Выдели окончание.
  3. Определи род.
  4. Определи тип склонения.

7

Физ. пауза

- Мы уже много проехали за урок по шоссе, пора и отдохнуть. Тем более что на пути показался светофор. (игра «Светофор»).

(слайд)

8

Работа с текстом    

 - Задание. Прочитаем текст:

    Мы ехали над  пропаст(?)ю. Внизу, сквозь син__  мглу можно было различить у_кую  ленту горн_й  р_ки… Через некоторое время уже любовались Эльбрус_м, самой высок_й г_рой Ка_каза. Её  сн_говую в_рш_ну мы сначала  прин_ли за бел__ обл_ко.

-Мы на уроках окружающего мира уже проходили с вами горы Кавказа.  Кто из вас был на Кавказе?

-Кто сможет нам показать Кавказ  на карте?

-Найдите в тексте слово  разносклоняемое.

- Докажи.

-Читаем задание дальше:

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Найди имена сущ-ные, определи их тип склонения.

 

-Это самостоятельная ваша работа на оценку.

-Сколько имен сущ-ных  оказалось в данном тексте?

Один ученик читает выразительно текст.

Один ученик показывает Кавказ на карте России.

-Это слово – время.

- это слово оканчивается на    –мя.

Задание читает ученик.

Идет самостоятельная работа.

-В этом тексте 10 имен сущ-ных.

9

Итог урока

-Подошел к концу наш урок.

-О чем мы говорили на уроке?

-Какие типы склонений вам знакомы? Приведите примеры слов по типам склонений.

10

Д\з



Предварительный просмотр:

в тетрад_

в тетрадк_

в сара_

без пальт_

без печат_

без ветк_

в болот_

по пут_

по шосс_



Предварительный просмотр:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Слова-ловушки:

_______________

________________

_________________

Карточка№3couple_on_vacation_md_wht.gif

                Слова: по ветк_, в яблок_, по времен_, об озер_, у кенгур_, от мыш_, от мышк_, в реч_.

Карточка№2

Доделай фонетический разбор слова:

Билет,  ……–……….  - 2 слога.

б-[  ] – согл., ……… - парн., ………… - парн.

и-[ и ] - гл., безуд.

л-[   ] – согл., …….. –непарн., ………… -парн. 

е-[  ] - …………………………………

т-[  ]- ………………………………….  

               …букв, …звуков

                                          Карточка№1

Напиши каждое слово по 3 раза. Поставь ударение, подчеркни букву, которую надо запомнить:

       багаж - …………………………………………………………………….

билет - …………………………………………………………………………..

вокзал - …………………………………………………………………………

пассажир - ……………………………………………………………………

расстояние - ………………………………………………………………….

улица - ……………………………………………………………………….

1-ое скл.

2-ое скл.

3-е скл.

Окончание в Им. п.

-а, -я

-о, -е, -

-

Род

ж., м.

ср., м.

ж.

Опорное слово

СТЕНА (ЛИСА)

ОКНО (СЛОН)

РОЖЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"

Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...

Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"

Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....

Конспект урока с технологической картой к уроку русского языка, 3кл по теме "Три склонения имен существительных"

Урок открытия новых знаний. На протяжении всего урока применяется системно- деятельностный подход в обучении. При помощи подобранных интересных развивающих заданий у детей формируются  образ...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...