урок русского языка во 2 классе Наблюдение над словами в которых пишется и не пишется буква ь
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предлагаются способы написания слов с буквой ь и без ь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie_nad_slovami.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение над словами, в которых пишется и не пишется буква ь.
Цели деятельности учителя: способствовать формированию интереса к русскому языку, «живому слову; создать условия для развития умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме, писать ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слов.
Планируемые результаты образования:
Предметные: ставят ударение, различают ударный и безударный слоги; составляют предложения с данными словами; делят слова на части для переноса; видят «опасные места» в словах, изученные орфограммы; пишут ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.
Личностные: объясняют , что получается хорошо, а что – нет (результаты).
Метапредметные (критерии сформированности \ оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Познавательные: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель. Включение детей в деятельность на лично-значимом уровне.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь.
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь.
Откройте тетради: запишите дату, классная работа.
2 ученика работают у доски.
1 – выполняет фонетический разбор слова день.
2 - выполняет фонетический разбор слова денёк.
II. Словарная работа.
Отгадайте загадку:
Безголосый он добряк,
Всё смягчает ...
(мягкий знак)
Пропишите букву ь, с нижним и верхним соединением (ь ь ьм ьн…)
Словарь. Вспомните и запишите слова с мягким знаком.
Мальчик, сколько, тетрадь, учительница, учитель.
- Подчеркните несоответствия буквы и звука.
Как надо переносить слова с ь в середине слова? ( ь остаётся на строке) Отметка
III. Актуализация знаний.
Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Проверка работ учеников.
1 ученик.
- Ребята, у кого есть замечания?
- Как обозначена мягкость согласного звука н? ( ь)
- Какие буквы обозначают мягкость согласных на письме? ( и е ё ю я)
- Ты умеешь делать ф.р., но допустил … Отметка
2 ученик.
- Как ты считаешь, правильно ли ты выполнил задание?
- Назови мягкие согласные в слове.
- Назови несоответствия в слове.
- Молодец, ты правильно выполнил задание… Отметка
Вывод: мы повторили звуки и буквы, это вам пригодится при изучении нового материала.
IV. Постановка учебной задачи.
Цель. Формулирование темы урока.
Тема нашего урока: Наблюдение над словами, в которых пишется и не пишется буква мягкий знак.
Какую учебную задачу вы поставите перед собой? слайд
- я хочу узнать, в каких словах пишется ь, а в каких не пишется ь;
- когда пишется ь в середине слова, а когда в конце слова;
- после каких букв пишется ь.
Сегодня у нас будет урок-исследование. Мы с вами составим таблицу, которая поможет запомнить, когда пишется, а когда не пишется буква ь. название таблицы
- «Открытие» учащимися новых знаний.
Цель. Познакомить со способами написания и не написания ь в словах.
Распределите слова по группам.
Дверь, дом, удар, уголь, жарь, осень, хлеб, угол. на доске
Назови группы : с ь без ь
Вывод: Если слышим мягкий согласный на конце слова, то пишем ь, если слышим твёрдый согласный не пишем ь. на доске
Самопроверка на доске.
Физминутка.
Продолжим наше исследование.
Работа в группах.
Вставьте, где нужно букву ь.
бол…ной
л…итр
д…ен…ки
м…етро
кол…цо
зв…ер…ёк
- В каких словах вставили ь? Почему?
В: - если за мягким согласным следует согласный, то между ними пишется ь.
- не пишется ь, если после согласного стоит гласная буква. Отметка
Итог по таблице. Сегодня мы знаем 2 условия, когда пишется, а когда не пишется ь в словах. На следующем уроке мы продолжим записывать таблицу.
Эти знания мы применим в диктанте. Не забывайте пользоваться алгоритмом, чтобы не сделать ошибок.
Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи. Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи.
Взаимопроверка.
- Поднимите руки, кто применил знания и не допустил ошибок.
- Кто допустил ошибки? Почему? (не выполнил алгоритм)
- Рефлексия.
Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Какую учебную задачу вы ставили перед собой?
Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на свою работу.
V.Домашнее задание.
Дадактич. матер. С 78, упр. 173, 174 по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь.
Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь. УМК "2100", 2 класс....
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ.Слова, в которых пишется и не пишется буква ь.2 класс О.С."школа 2100"
Визитная карточка урока....
урок русского языка 2 класс "Школа 2100" "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)
данная разработка урока может быть полезной учителям начальной школы, работающим по программе "Школа 2100"...
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос"
Эта презентация поможет вам в проведении этого урока....
Урок русского языка 1 класс "Наблюдение над общим значением однокоренных слов"
Урок разработан по системе Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века». Урок русского языка в 1 классе относится к блоку «Как устроен наш язык».Развитие активности, самостоятельности, инициативы...
Урок русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными" 3 класс Школа 2100
Материал содержит конспект урока и раздаточный материал для учащихся...