Урок русского языка 1 класс "Наблюдение над общим значением однокоренных слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

 

Урок разработан по системе Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века». Урок русского языка в 1 классе относится к блоку «Как устроен наш язык».

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно – воспитательный процесс. Для того же, чтобы обучение на самом деле проявило решающий эффект, необходимо соблюдать одно универсальное условие – развиваемый субъект должен быть включен в активную деятельность и общение. Это условие вытекает из того обстоятельства, что ученик в учебном процессе  - субъект процесса обучения. Развитие зависит не только от характера предъявленных заданий, но, прежде всего, и от качества активности учащегося как субъекта. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. В  ходе учебной работы учащиеся не просто накапливают и запоминают факты, события, явления – они учатся мыслить, развивают свой ум, расширяют кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ryazanova_m_p_russkiy_yazyk_umk_nach_shk_21_veka.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Лингвистическая тема урока: «Наблюдение над общим значением однокоренных слов».

Этнокультуроведческая тема урока: «Как родители наши жили, так и нам велели».

Цель урока: создать условия на уроке для знакомства с однокоренными словами; создать условия на уроке для знакомства с народными традициями, которые соблюдали в старину в русских семьях.

Задачи урока:

Воспитательные: воспитывать привычку делового сотрудничества, культуру общения на уроке; воспитывать чувство любви и уважения к Родине: ее природе, обычаям, заветам, народным традициям, воплощенным в словесном народном творчестве, уважение к семье, к предкам,  бережное отношение к хлебу.

Образовательная: уточнить представление о признаках родственных (однокоренных) слов; содействовать знакомству с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдение за группами родственных слов и словами сходными по смыслу, но не имеющими общую часть (корень); содействовать формированию умений находить и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;

Развивающая: содействовать развитию творческих и интеллектуальных способностей  учащихся; содействовать развитию интереса к истории семьи, семейным традициям родословной, активизировать творческое воображение детей, их желание быть причастными к национальной культуре.

Здоровьесберегающие:   повысить психологическую комфортность урока;

снятие динамического напряжения мышц глаз; снятие мышечного и нервного напряжения.

Прогнозируемые результаты:

В конце урока каждый учащийся знает:

что такое однокоренные слова;

что такое корень;

последовательность определения корня слова;

умеет: подбирать однокоренные слова к данным;

определять корень в однокоренных словах

Оборудование: презентация, ребус «изба», словарь этонокультурной лексики Туранина Н.А., Рязанова М.П., иллюстрация русской избы,  толковый словарь С.И.Ожегова, кусочек ладана, иллюстрация «корень», карточки с заданиями: работа по вариантам, работы в парах, тесты, модели домика, карандаши для учащихся желтого и голубого цвета, сердечки.

Ход урока

.Организация внимания.

Эмоциональный настрой детей на урок.

Красив язык мой русский   (слайд 2)

И в радости и в грусти.

Он всякий раз со мной –

Родной язык, мой русский,

Как Родина - родной!

.Актуализация знаний учащихся.

1.Подготовьте стихотворение для чтения вслух. Распределите, кто будет читать вопросительные предложения, а кто повествовательные.

Чтение стихотворения учащимися. (Слайды 3-8).

Что мы Родиной зовём?

Дом, где  мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

2.Группировка слов (слайды 9 -10).

-Назовите из текста словарные слова.

(Родина, берёзки, дорога, праздничный)

-На какие группы можно распределить данные слова?

(1) слова, обозначающие предмет   - слова, обозначающие признак предмета;

2)  безударные гласные  – непроизносимая согласная;

3)  заглавная буква в  слове -  прописная буква)

 3.Что же мы зовём Родиной?

- Что же объединяет людей, живущих в нашей стране, нашем поселке? (Любовь к своей Родине. Мы родились здесь, здесь наша семья, здесь говорят на родном языке, все здесь для нас любимое, родное.)

- Родина начинается с родного края, отчего дома,  там, где вы родились, где ваша семья (слайд 11).

Что может быть семьи дороже?  

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

- От какого слова произошло это название «отчий дом»? (Отцовский дом, дом отца.)  

 4.Проблемная ситуация.

Игра «Найди «лишнее» слово (слайды 12 - 14).

- Прочитайте слова:

дом, домик, домище, изба, домашний, домовой

- Найдите «лишнее» слово. Объясните, почему это слово будет «лишним»?

(У слов дом, домик, домище, домашний, домовой - общей является часть значения – место, где живут.

Но домик – это маленький дом, домище – это большой дом, домовой тот, кто живёт в доме.

Изба – деревянный крестьянский дом. Значение тоже, но у всех слов одинаковая часть дом-, а  у слова изба – другая часть. «Лишнее» слово – изба.)

- Если «убрать» части, которыми отличаются слова, что останется? (Общая одинаковая часть дом).

Ⅲ. Постановка учебной задачи.

- Определите тему нашего урока. (Слайд 15)

Дети. Мы сегодня на уроке будем говорить о близких по значению словах, которые имеют одинаковую часть.

 Учитель. Мы узнаем, как называются такие слова и одновременно познакомимся с народными традициями, которые соблюдали в старину в русских семьях.

Ⅳ. Минутка чистописания.

1.Ребус  (Изба)

- Что такое изба?

 2.Работа по словарю этнокультурной лексики.

Изба - деревянный крестьянский дом (слайд 16).

Главное место в избе занимают печи, поэтому называют дома избами от слов  «истьба», «истопа» - тёплое место (слайд 17).

3.- Напишите по образцу элементы букв, которые встречаются в слове изба.

(наклонная линия с закруглением внизу вправо, элемент буквы з, слово изба)

4. - Мы придумаем сходные по значению слова к слову изба.

Как назвать маленькую избу? (Избушка, избёнка).

Изба, избушка, избёнка

- Запишите слова в тетрадь.

5.Каллиграфическое письмо. Списать предложение. Объяснить орфограммы.

Азбуку учат, во всю избу кричат.

- Объясните смысл пословицы.

- Зимние вечера долгие, сидят на печи старый дед и внучек и азбуку учат, кричат во всю избу.

6.- Мы были с вами на экскурсии в Доме народного творчества и познакомились с устройством избы. Мы много наблюдали, читали книги, расспрашивали у других людей об устройстве крестьянской избы, интерьере, о   гостеприимстве русских людей (слайд 18 – 20).

7. Работа с этнокультуроведческими текстами.

 - Ребята, послушайте, что узнали ваши одноклассники об избе. (Рисунок избы)

1 ученик. 

Русская изба срублена из сосновых брёвен, воздух в ней всегда пахнет смолой. От печки в доме тепло и радостно. Прижмутся дети к теплой печке и рассказывают друг другу волшебные сказки.

2 ученик.

 Хорошая изба должна строиться около леса, на хорошем лугу или на пригорке, на берегу реки, на солнечном месте, чтобы это место было красивым и недоступным для злых духов. Окна необходимо направлять на солнечный восход, потому что летом будет прохладно, а зимой освещаться солнцем. В избе всегда должно быть много солнца, чтобы всем было уютно и тепло. И если кому-то плохо, его согреет доброта и любовь, забота родных людей.

 3 ученик. 

По традиции первыми в новое жильё впускали петуха или кошку. Из печи старой избы приносили угольки для растопки печи в новой избе. А чтобы жилье стояло долго и люди в нем жили счастливо, дружно и в достатке, приглашали священника освятить новую избу.

4 ученик. 

Строили дом всей семьёй, приглашали на помощь родных и соседей. Вместе потом и праздновали новоселье.

Учитель. Дом защищали от злых духов оберегами в виде конька на крыше, изображениями солнца, птиц. А чтобы в доме было тепло, уютно, был мир, покой и достаток, его строили по традициям предков. Отмечали и различные обряды. Под брёвна дома укладывали деньги, шерсть – символы богатства, семейного тепла, ладан – символ святости.

- Ребята, что  располагали на крыше дома? (Конек.)

Конек, изображение солнца, птиц, змей – считали оберегом, защитой от злых духов, враждебных сил.

8.Работа со словарем.

- Обратимся к словарю и узнаем значение слова оберег, ладан.

Демонстрация ладана, оберега - фигурки домового.

- Как строили дом наши предки?

- Какие традиции соблюдали на Руси?

- Что такое обереги?

Когда-нибудь и вы построите свой дом для своей семьи, где будут расти ваши дети, но в вашей памяти навсегда будет ваш родительский дом с любимыми вещами, родными людьми. И ваш дом должен тоже стать теплым, добрым, приветливым, гостеприимным, счастливым и вы должны тоже сохранить традиции своей семьи.

Ⅴ. Объяснение нового материала.

1. Определение значения слова корень. Упражнение в подборе однокоренных слов.

         - Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака  - из множества водяных капель, лес – из деревьев.

- Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений.)

 - Из чего состоит предложение? (Предложения состоят из слов.)

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов.)

Слова состоят из своего «строительного материала», из своих частичек. И каждая часть вносит в слово свою часть смысла. Самая главная из них – корень.

 - Какое значение может иметь слово корень?

а) Корень – это то, без чего растение не может жить.

б) Корень  - это подземная часть растения. Корень нужен растению, без корня оно погибнет.

- Почему ученые использовали это слово для названия главной части слова?

(Как из корня появляется растение, таки из корня «словесного» образуются слова, поэтому корень слова – это тоже самое важное, самое главное.)

(Рисунок.  Корень. «Я - самый главный!»)

- Если люди происходят из одного рода, семьи, то они часто бывают похожи между собой. Как их называют? (Родственниками.)

- Кого называют родственниками?

- Подобное явление наблюдается в языке.

Можно ли слова, которые мы сейчас образовали -  изба, избушка, избёнка -  назвать родственными? (Да.)

- Есть ли у этих слов общий смысл? А общая часть?

-Назовите общую одинаковую часть этих слов (изб -)

- Как называется эта часть слова? (Корень.)

- Что такое корень?

Определение.

Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой заключено их общее значение.

Корень несет смысл не только одного слова, а многих.

Для обозначения корня используют знак:

Выделите корень в словах изба, избушка, избёнка.

-Можно ли эти слова назвать  однокоренными? Почему? (Слова имеют одинаковый корень.)

Попытайтесь составить  определение.

Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются родственными или однокоренными

- Найти в слове корень     поможет нам стихотворение - памятка (слайд 21).

Корень слова – значимая часть.

        Над словами родственными держит власть.

        Выясни умело линию родства –

        Однокоренные подбери слова.

- Как найти в слове корень?

 (Нужно подобрать родственные,        однокоренные слова и выделить в них общую часть, которая и будет являться корнем.)

 2. Рубрика «Давай подумаем». Нахождение общей части в словах. (Работа по учебнику с.79.)

- Докажите, что эти слова являются однокоренными.

(снежок, подснежник, снегоход, снеговой, бесснежный, снегопад, снегоочиститель, белоснежный)

3.Рубрика «Обрати внимание». Знакомство с понятием «родственные слова»,  

(Работа по учебнику с.79.)

4. Образование однокоренных слов.

 - Однокоренные слова образуются от других слов с помощью частиц – морфем.

1) Морфемы стоят перед корнем;

2) Морфемы стоят после корня;

3) Сложные слова  от двух самостоятельных слов с помощью соединительных гласных о, е;

Морфемы придают словам разные смысловые оттенки – вносят в слово новое значение. – ищ – указывает на то, что предмет очень большой, -онок-, ёнок-  -на то, что предмет маленький,

При образовании родственных слов в их корнях может происходить чередование звуков (букв). (снег-, снеж-) (слайд 22)

5. Работа по учебнику.  Трудное задание. (Упражнение 3 с. 79)

Нахождение общей части в словах. Объяснение значения слов.

лесок – маленький лес

лесной – принадлежащий лесу

лесник – тот, то живёт в лесу

лесоруб – тот, кто рубит лес

- Мы сегодня говорили о доме, в котором живёт человек, а о каком доме сейчас пойдет речь и кто его жильцы?

6.Загадка (слайд 23).

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стрелы позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

Что это? (Колосок.)

-Кто жильцы в колоске? (Зернышки)

7.Творческое воображение.

- Представьте поле и себя колосками на этом поле. Стоят колоски дружной семьей, прижались друг к дружке: сильные, налитые зерном и слабенькие. Но слабый колосок опирается на сильный колосок, сильные поддерживают тех, кто послабее.  Настоящая дружная семья! (слайд 24)

Ⅵ. Физкультминутка.

Исполнение песни, выполнение движений.

Расти, колосок   (Сл.П.Синявского,  муз Ю.Чичкова)

1.Ржаной росток зелёный

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный,

Как первоклашка в школе.

Припев:

Зеленый росток,

Веселый росток,

Ты только пробился из зернышка.

Расти, колосок!

Расти, колосок!

Расти, колосок, до солнышка!

2.Его расти научит

Любой весенний дождик,

И каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Припев.

3.Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

Припев.

Ⅶ.Первичное закрепление нового материала с комплексным применением знаний.

1.Диффериенцированная работа. Работа по группам.

Загадка   (слайд 25).

Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском. (Хлеб.)

- Ребята, сейчас будем работать по группам. (Работа по карточкам.)

1 группа.

-Внимательно прочитайте текст. Найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень слова. Докажите, что слова являются однокоренными (слайд 26).

Текст.

Вся семья собиралась за столом. Хлеб считали главным блюдом  и ставили в центр стола. Резал хлеб самый уважаемый в семье человек, стоя, ровными ломтиками, не спеша, прижимая хлебушко к груди. Перед едой хлеб целовали. Сметали хлебные крошки со стола и съедали до единой крошки. Так уважали и почитали хлеб.

2 группа.

- Прочитайте предложения и вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова.

Без печки холодно – без … голодно.

… – пирогу дедушка.

Волнуется, словно море, … поле.

Чтобы хлеб на стол явился, много в поле  … трудился.

(слайд 27)

Без печки холодно – без хлеба голодно.

Хлебушко – пирогу дедушка.

Волнуется, словно море, хлебное поле.

Чтобы хлеб на стол явился, много в поле  хлебороб трудился.

2.Проверка заданий.

        Докажите, что эти слова являются однокоренными? (слайд 28)

- Святое отношение к хлебу является одним из главных достоинств русского человека. Наша святая обязанность беречь и ценить хлеб, как это делали наши предки. Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори!        

3.Упражнение в распознавании и подборе однокоренных слов.

Работа в парах. (Тексты на желтых карточках)  (слайд 29).

 –Узнайте, кто это. Подберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень.

Карточка №1

Кто рыбачит на реке

С тонкой удочкой в руке?

(рыбак, рыба, рыбачить)

Карточка №2

Кто пасет овец и коз

Там, где луг травой зарос?

(пастух, пасет, пастушок)

Карточка №3

- Кто выращивает хлеб?

 (Хлеб, хлебороб, хлебушко)

Карточка №4

Как зовут вымышленного жителя, который живет в доме?

 (дом, домовой, домашний)

4.Проверка  работы в парах по группам.

- О каких профессиях говорилось в загадках?

- Эти профессии древние, очень нужные и передавались они нам от наших предков.

- Кто был внимательным? В какой загадке нет названия профессии? (Загадка о домовом).

- Докажите, что слова, которые вы записали, являются однокоренными?

Физкультминутка для укрепления зрения (слайд 30).

Ⅷ. Обобщение. Тестирование.

1.Выбери правильное утверждение.

В корне не выражено основное значение слова. 

У родственных слов разные корни. 

Общая часть родственных слов называется корнем. 

2.Отметь слово, в котором правильно выделен корень.

берёзка

весна

повар

3. Найди и отметь группу родственных слов.

лень, ленивый, бездельник, лентяй 

золото, золотой, позолотить, золотистый 

гриб, грибной, грипп, грибница 

Ⅸ.Итог урока.

- Какие слова называют родственными?

- Что такое корень слова?

- Как найти корень в слове?

- Какие народные традиции мы должны соблюдать?

- Почему надо бережно относиться к хлебу?

- Что такое оберег?

(слайды 31-32)

Х. Рефлексия.  У каждого ученика  модели «Домик».

 - Кто запомнил, что такое родственные слова, «зажгите» свет в вашем домике. Закрасьте окошки дома цветным карандашом.

- Кто научился подбирать однокоренные слова, «затопите» печь в своем доме. Закрасьте дым  из трубы голубым карандашом.

- Если, вам понравился наш урок, прикрепите сердечко к домику.

- Ваши дома расположите на доске.

Высказывания учащихся об уроке.

(слайд 33)

-  Хочется закончить наш урок такими словами:

Родительский дом - начало начал.

Ты в жизни моей надёжный причал.

Родительский дом, пускай много лет,

Горит в твоих окнах добрый свет.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...

Урок русского языка и здоровья "Корень в однокоренных словах."

Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Кроме физкультурно-оздоровительной работы я использую физкультурн...

Презентация урока русского языка 2 класс. Тема "Корень. Однокоренные слова"

Презентация к открытому уроку по русскому языку во 2 классе на тему "Корень. Однокоренные слова", 2 четверть....

Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цель:  Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы  с алгоритмом нахождения однокоренных...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №37 "Однокоренные слова"

Презентация по программе "Начальная школа 21 века" для интерактивной доски...

Урок русского языка. 2 класс. Тема: Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах.

Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах....