Урок русского языка в 3 классе. "Корень. Однокоренные слова" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок по новым ФГОСам. Изучение нового материала, можно использовать на закреплении. Урок-исследование. К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.rar190.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Корень. Однокоренные слова.

Учитель: Семенюта Любовь Львовна

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи:

           1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в  них общей смысловой части;

           2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;

            3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

  1. Отрабатывать каллиграфию письма;
  2. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку

Ход урока.

1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

- Сегодня  у нас урок-исследование. Вы станете все исследователями. Как настоящие учёные весь ход исследования будем записывать в тетрадь.

- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения.

2. Чистописание

- Перед началом исследования проверим вашу наблюдательность и внимательность.

-  Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.   ( слайд 3)

 к

н

 о

р

 ы

ч

м

 и

 ю

 й

 ц

 в

 к

 а

п

р

 д

б

г

 щ

 у

 ы

ч

 т

 к

 э

 я

 з  

 х

ф

 ъ

 о

 д

ж

 к

 е

-  Верно, сегодня повторим написание  буквы  К.  

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

3. Словарная работа

- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов.                (слайд 2)  Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.


(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

Домашнее животное, которое дает молоко

Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.

Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.

Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе

Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

Последний осенний месяц.

Какое слово получилось в вертикальном столбике?

       - Как вы думаете, что же  станет темой нашего  сегодняшнего  исследования?

(корень)

4. Работа по теме урока. (презентация)

-Какие цели можем поставить на уроке? Что мы можем узнать о корне?

        ??                

        

        

Как         найти корень?                   то такое корень?                     Как пишется корень?    

- Где мы с вами находимся на луче знаний? Мы уже имеем какие-нибудь знания о корне?

1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни?  
        

- У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?

- Сколько значений у слова?

- Какое из его значений относится к науке о языке?

- Что такое корень?

На доске: Море, морской, моряк,  заморский

- Что заметили? Почему эти слова однокоренные?

- Выделите общую часть слов?

На доске: боль, болел, больной, заболел.

- Что такое корень? (часть слова)

-Проведем еще одно исследование. В слове больной закроем другую часть слова. Вам понятен ли смысл слова? А теперь закроем корень слове заморский. Что получилось?

- Так какая эта часть? (главная или второстепенная)

- В каких словах? Во всех или нет? (однокоренных)

Сделайте вывод: Корень – главная общая часть однокоренных слов. (слайд)

- На какой вопрос ответили? Можем продвинуться на луче знаний?

2.Чтобы ответить на следующий вопрос надо поработать в парах.

На карточках:

Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень.

Небо, н…беса, н…бесный.

Лес, л…сной, зал…сье, подл…сок, л…сок.

Б…рёза, б…рёзка, б…рёзовый, подб…рёзовик.

Вывод: корень в однокоренных словах пишется ______________________ (по-разному, одинаково)

Вывод вместе.

- На какой вопрос ответили?  Слайд.

- Можем ли мы продвинуться на луче знаний?

3. Какой вопрос остался?

завинтить

Как  найти корень?

-Почему нам было легко находить корень на карточках? (было несколько слов)

-Любых слов? (Нет. Однокоренных)

-Так что нам надо сделать, чтобы выделить корень? (Подобрать однокоренные слова.)

Сделаем вывод: Чтобы выделить корень надо подобрать однокоренные слова (слайд)

Завинтить, винт, винтовой.

5.Закрепление

Давайте попробуем данные полученные в исследовании применить на практике.

1 уровень: В каждой строке найди однокоренные слова, выпиши их в тетрадь. Выдели корень.

1) учить, школьник, ученик

2) свобода, свободный, победить, освободить

3) сила, силач, спортсмен, сильный

4) лень, ленивый, лентяй, бездельничать

5) добрый, чуткий, доброта

2 уровень: Определи закономерность в записи слов первой строки. По этой закономерности запиши слова остальных строк. Выдели корень.

1) танк – танкист – танковый

2)  ?      - барабанщик – барабанный

3)  ?      -         ?            - грибной

4)  ?      -         ?            - садовый

Проверка по слайдам 10 и 11.

Творческое задание (карточка №2)

- Вместо точек в словах подберите правильно и вставьте корень слов, чтобы получились ряды однокоренных слов.

1. под… ник, …яной, …ичка

2. …ник, …очек, …ной

3. …овать, …ний, …ушка

(справка: лес, зим, вод )

Проверка (презентация)

6. Рефлексия (презентация)

Что такое корень?

- Почему важно уметь правильно находить корень в словах?

- С правописанием корня мы познакомимся на следующем уроке русского языка.

- Всех ли целей мы достигли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Корень слова"

Цель урока: создать условия для овладения учащимися знаниями о корне  слова,  умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова....

Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова

Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова...

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Технологическая карта по русскому языку, 2 класс, "Корень слова. Однокоренные слова"

Технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС 2022 года....