План - конспект урока русского языка в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

План - конспект урока русского языка в 1 классе по УМК "Школа 2100". Тема: "Повторяем корень слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_1_klass_urok_19.docx326.37 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Урок 19.

Тема: Повторяем корень слова.

Цель:

– развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова;

развитие умения составлять устный рассказ по картинке.

Символы:

   http://levillage.free.fr/images/livredor/HM00380_.gif    http://www.theglobalist.com/images/temp/lips.gif    http://pctrs.network.hu/clubpicture/1/5/_/grafika_15456_713926.gif

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Повторение.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

 

– Откройте рабочую тетрадь на с. 22.

– Поставьте точку на верхней строке. Запишем дату.

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Обведите слова «Классная работа».

 Ι. Чистописание. 1  3  4  3

1. – Каких животных вы видите на рисунке?

– Как вы напишете названия животных?

– А их клички?

– Прочитайте предложение.

– Всегда ли дружно живут собаки и кошки? (Нет. Существует даже поговорка: жить как кошка с собакой.)

– Рассмотрите портрет котёнка. Чего не хватает у него на мордочке? (Усов.)

– Для чего усы нужны кошке?

– Нарисуйте их.

2. Письмо элементов и заглавных букв Ц и Щ.

– Что общего в написании заглавных букв Щ и Ц? Чем эти буквы отличаются в написании от букв Ш и И? (Петлёй.)

Ученики пишут элементы букв. Затем пишут по три буквы Ц и Щ, сравнивают с образцом.

3. Чтение и запись предложения.

– Прочитайте предложение.

– Подчеркните в словах места, в которых можно допустить ошибки. Объясните написание этих слов.

– Запишите предложение, диктуя слова себе по слогам.

– Проверьте написанное. Подчеркните трудные места в словах.

– Какую кличку котёнку вы бы дали?

– Прочитайте полученное предложение.

– Выполните схему составленного предложения.

Щенок Цыган дружил с котёнком Маркизом.)

 _________ ___________

_________ __ _________ _______ .

– Что мы сейчас делали?

– Чему учились?

– Какие знания повторили?

– Как назывался этот этап урока?

II. Словарная работа.  1

– Прочитайте слова: муравей, комар, стрекоза.

– Как можно назвать эту тематическую группу слов?

– Поставьте ударение в каждом слове. Назовите безударную гласную.

– Прочитайте эти слова, запомните их название.

– Запишите слова в алфавитном порядке.

– В каждом слове спряталось какое-то слово. Найдите его, подчеркнув буквы нового слова. (Муравей, комар, стрекоза.)

– Как вы думаете, кто из этих насекомых получил название из-за звука, который он издаёт? (Стрекоза – стрекотать.)

– Запишите предложение под диктовку.

В Эстонии есть муравьиный заповедник.

– Каким правилам подчиняется написание слов в предложении?

Формулирование темы и цели урока. 3

1. Учитель рассказывает сказку.

Встретились однажды корень куста и корень слова.

– Здравствуй, – говорит один, – я корень, а ты кто?

– Я тоже корень, – отвечает другой.

– Я в земле живу, – сказал первый. – А ты где живёшь?

– А я живу в словах, – ответил второй.

– Ну, какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки, вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

– Ребята, а вы знаете, что «вырастает» из корня слова? (Новые слова.)

– Какова будет тема урока? (Повторяем корень слова.)

– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?

– На какие вопросы должны будем ответить?

2. – Составим план урока.

План (примерный).

1) Что такое корень слова?

2) Что такое однокоренные слова?

3) Как найти корень в слове?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает эти действия?

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

Ι. Упр. 42, с. 38.   3   4  

– Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово? (Роса – капли воды на растениях, которые появляются при наступлении вечерней или утренней прохлады. Росинка – капелька росы. Росистый – покрытый росой.)

– Что общего у этих слов? (У этих слов есть общая часть рос, значение всех слов связано с росой.)

– Как мы называем такие слова? (Однокоренные.)

– Почему?

– Спишите слова. Выделите корень: роса, росинка, росистый.

– Запишите слова: холм, холмик, холмистая.

– Однокоренные ли это слова?

– Почему? (Да. Значение всех слов как-то связано с холмом. У этих слов общий корень – холм.)

– От какого слова образовались слова холмик, холмистая? (От слова холм.)

– Составьте предложения с этими словами.

– Что можете сказать об этих словах? (Слова, «выросшие» из одного корня, – однокоренные.)

ΙΙ. Упр. 43, с. 38.  1   3

Выполняется по заданию. Лучше запись оформить на доске.

боль                   липка

больной             липовый

болезнь

болеет

Ученики объясняют, почему эти слова являются однокоренными.

Самооценка по алгоритму.

ΙΙΙ. Беседа по рисунку с. 38.  1  2

– Что случилось с мартышкой?

– Как друзья спешат помочь ей?

– Составьте небольшой рассказ, используя слова из упр. 42.

Мартышка заболела. У неё ангина. Друзья не забыли обезьянку. Эля и Тиша приготовили липовый чай. Дракончик принёс градусник. Мартышке стало легче.

ΙV. Упр. 44, с. 39. 4  

Выполняется по «шагам».

Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Встречаются слова, которые произносятся одинаково, а пишутся

по-разному, имеют разное значение.

– Как вы будете действовать, чтобы не ошибиться в правописании? (Надо подобрать такие однокоренные слова, чтобы согласный звук слышался чётко.)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ТОУУ

ΙV. Итог урока.

– Вспомните, на чём я остановилась, рассказывая сказку про два корня.

– Знаете, что ответили люди на их спор?

Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно. (По Н.М. Бетеньковой.)

– Что такое корень? (Общая часть однокоренных слов.)

– Почему оба корня – и растения, и слова – важны и нужны?

– Что у этих корней общее?

– Что надо знать о правописании корня в однокоренных словах? (Он пишется одинаково.)  4   4

– Какие ещё знания мы повторили сегодня на уроке?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

ТООУ

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Актуализация знаний

 1. Работа в тетради

* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо отвечали на вопросы учителя.

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова и предложения.

* Отметить учеников, которые правильно написали словарные слова.

2. Работа в учебнике

* Отметить учеников, которые правильно выполнили задания к упражнению.

* Отметить учеников, которые правильно записывали однокоренные слова и выделяли корень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».

Тема урока: «Три типа склонения имен существительных». Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных. Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

План- конспект урока русского языка (2 класс) коррекционная школа VIIIвида по теме: Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога

Разработка урока по теме: "Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога" На этом уроке дети украшают ёлку к Новому году, но им мешает дед Буквоед....

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г.

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г....

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г.

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г....

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г.

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г....