Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к деятельности Организационный момент
| Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя | Подготовка класса к работе. | Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно. Послушайте одну историю:
У Мудреца, однажды, ученик спросил (он перед этим бабочку словил): – Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ? Жив мотылек в руках моих, иль нет? Ладони в этот миг легонько сжал... Плененный мотылек затрепетал. Блеснули искорки у мудреца в глазах: – Ты держишь все, сейчас, в своих руках!
-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас. - Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности
| Слайд 2- Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка? ( знаки препинания, члены предложения, разбор по составу) Слайд 3 - Какие группы можно связать между собой? - Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.) Слайд 4 - Что обозначает первый значок? -Какая часть слова выделяется в квадратик? - Каким значком выделяется главная часть слова? - Что обозначают оставшимся значком? Слайд 5 Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас на листах. - А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка. Итак, начинаем (учитель читает утверждения)
- Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Слайд 6 Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.
| Коммуникативные: использовать алгоритм для решения определенных задач Познавательные: Определять части слова |
3. Постановка учебной задачи
| Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. | Ставят цели , формулируют цели урока. | -Как же много вы знаете о строении слова, но мы с вами говорили о том, что знаем, можно предположить, что на уроке мы узнаем новое о составе слова. -Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания? (Конечно, та часть, в которой находится корень.) -Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться? Выслушиваются ответы детей. Слайд 7 (Наверное, эта часть называется основой слова.) - В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком. | Регулятивные: формирование выполнять задание в соответствии с целью; ориентироваться в тетради и учебнике; Коммуникативные : Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями ( в процессе учебы, во внеклассной деятельности); Познавательные: понятие основа слова |
4 .Построение проекта выхода из затруднения.
| Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) | Давайте прочитаем диалог Самоварова и Ани на с.115, обратим внимание на примеры. Слайд 8
| Регулятивные: Формирование выполнять задание в соответствии с целью; ориентироваться в тетради и учебнике; Коммуникативные: Договариваться, приходить к общему решению. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
5. Первичное закрепление
| Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Физминутка для глаз Слайд 10 | Словообразование, с выделением окончания и основы слова. С.116,упр.204. Дифференцированное задание ( из упр 202 строки однокоренных слов) Слайд 9 Давайте подумаем, какие части слова могут входить в основу? - Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Разобрать слова по составу). Составим алгоритм разбора слова по составу. С.116, упр 205 1 -2 строчка с учителем выполнение задания учениками у доски (остальные кто заинтересовался)
| Регулятивные: следовать установленным правилам; Познавательные: находить в словах основу и окончание Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к общему решению |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
| Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Работа в паре: Ребята вам предстоит работать в паре, давайте вспомним правила работы. Перед вами карточки разного цвета: гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и Подумайте, что на них написано? (части слов) - Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб,езд, ход, пуск, вод – это корни слов.) - Прочитайте части слова на зеленых карточках. Что это за часть слов? (ый, а – это окончания) - Что записано на синих карточках? (ок, к, н – это суффиксы) - Какая часть слов записана на жёлтых карточках? (по, на, за, под – это приставки) - Задание: составьте как можно больше слов из данных частей. Слайд 11 Проверка по таблице |
|
|
| Под | вод | н | ый | на | ход | к | а | за | пуск |
|
| по | езд |
|
|
| гриб | ок |
|
Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её - Подпишите, как называется эта часть слова.
| Регулятивные: адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа; Личностные: Объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства; |
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
| Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | - В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные. Слайд 12,13,14,15 Тест
1) Часть слова без окончания называется Е - корень У– основа 2) Чтобы найти корень надо Л– изменить форму слова М– подобрать однокоренные слова 3) Окончание – это Н– изменяемая часть слова П– неизменяемая часть слова 4) Суффикс служит И– для образования новых слов Ы– для образования формы слова 5) Приставка стоит Х - после корня К - перед корнем 6) Приставка, корень, суффикс И - образуют основу слова Я - не образуют основу слова - У кого получилось слово? Какое? - Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно. Вы сегодня все отлично работали, молодцы! - Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников). - Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу? - Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.
- Покажите, на сколько сегодня вы: • Были активны на уроке. • На сколько вы поняли новую тему. • На сколько вам понравился урок
(Сидят за партами – плохо, слабо; Просто стоят – хорошо; Стоят, руки вверх – отлично). - На этом наш урок окончен. Всем спасибо!
| Коммуникативные: объективно оценивать свой уровень знаний. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Личностные: Объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства |