урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок открытия новых знаний по теме "Основа слова" для 3 класса по УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_13.12.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык: УМК «Перспектива»

Класс: 3 «А»

Тема урока: основа слова, окончание

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Задачи урока: 

Предметные: Формировать умение выделять основу слова. Понимать значение термина «основа».

Личностные

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные

Регулятивные: формировать умение  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные

Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на  уроке.

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.

Логические:  формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков,  формулировать  проблему

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение

которых приведёт к достижению

запланированных результатов

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе.

Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности

Слайд 2- Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка?  ( знаки препинания, члены предложения, разбор по составу)

Слайд 3

- Какие группы можно связать между собой?

- Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.)

Слайд 4

- Что обозначает первый значок?

-Какая часть слова выделяется в квадратик?

- Каким значком выделяется главная часть слова?

- Что обозначают оставшимся значком?

Слайд 5

Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики».  Поле для игры  находится у каждого из вас на листах.

- А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны  0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

Итак, начинаем (учитель читает утверждения)

- Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями.

Слайд 6

Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.

Коммуникативные: использовать алгоритм для решения определенных задач

Познавательные: Определять части слова

3. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Ставят цели , формулируют цели урока.

-Как же много вы знаете о строении слова, но мы с вами говорили о том, что знаем, можно предположить, что на уроке мы узнаем новое о составе слова. -Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?

(Конечно, та часть, в которой находится корень.)

-Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?

Выслушиваются ответы детей.

Слайд 7

(Наверное, эта часть называется основой слова.)

- В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком.          

Регулятивные:

формирование выполнять задание в соответствии с целью;

 ориентироваться в тетради и учебнике;

Коммуникативные : Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями ( в процессе учебы, во внеклассной деятельности);

Познавательные: понятие  основа  слова

4 .Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Давайте прочитаем диалог Самоварова и Ани на с.115, обратим внимание на примеры.

Слайд 8

Регулятивные: Формирование выполнять задание в соответствии с целью;

 ориентироваться в тетради и учебнике;

Коммуникативные: Договариваться, приходить к общему решению.

  Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

5. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Физминутка для глаз

Слайд 10

Словообразование, с выделением окончания и основы слова.

С.116,упр.204.

Дифференцированное задание ( из упр 202 строки однокоренных слов)

Слайд 9

Давайте подумаем, какие части слова могут входить в основу?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Разобрать слова по составу).

Составим алгоритм разбора слова по составу.

С.116, упр 205

1 -2 строчка с учителем выполнение задания учениками у доски (остальные кто заинтересовался)

Регулятивные: следовать установленным правилам;

Познавательные: находить в словах   основу и окончание

Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к общему решению

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Работа в паре:

Ребята вам предстоит работать в паре, давайте вспомним правила работы. Перед вами карточки разного цвета:

гриб  езд  ход  лист  пуск  вод  ок  по  на  к  ик  за  под  н  а  ый ой и

Подумайте, что на них написано? (части слов)

- Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб,езд, ход, пуск, вод – это корни слов.)

- Прочитайте части слова на зеленых карточках. Что это за часть слов?

(ый, а – это окончания)

- Что записано на синих карточках?

(ок, к, н – это суффиксы)

- Какая часть слов записана на жёлтых карточках?

(по, на, за, под – это приставки)

- Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.

Слайд 11

Проверка по таблице

Под

вод

н

ый

на

ход

к

а

за

пуск

по

езд

гриб

ок

Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её

- Подпишите, как называется эта часть слова.

 

Регулятивные: адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа;

Личностные: Объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства;

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

- В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать  слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.

Слайд 12,13,14,15

Тест

1) Часть слова без окончания называется

Е  - корень

 У– основа

2) Чтобы  найти корень надо 

Л– изменить форму слова

М– подобрать однокоренные слова

3) Окончание – это

Н– изменяемая часть слова

П– неизменяемая часть слова

4) Суффикс служит

И– для образования новых слов

Ы– для образования формы слова

5) Приставка стоит

Х - после корня

К - перед корнем

6) Приставка, корень, суффикс

И - образуют основу слова

Я - не образуют основу слова

- У кого получилось слово? Какое?

- Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.

Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

- Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).

- Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

- Покажите, на сколько сегодня вы:

•        Были активны на уроке.

•        На сколько вы поняли новую тему.

•        На сколько вам понравился урок

   (Сидят за партами – плохо, слабо;

  Просто стоят – хорошо;

Стоят,  руки вверх – отлично).

- На этом наш урок окончен. Всем спасибо!

Коммуникативные: объективно оценивать свой уровень знаний.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия.

Личностные: Объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....