Урок русского языка во 2 классе "Устаревшие слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Семенова Людмила Васильевна

Конспект уроко русского языка во 2 классе по пограмме Начальная школа 21 века, урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustar_sl1.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект урока русского языка (2 класс)

         (программа «Начальная школа ХХI века»)

Тема урока: Устаревшие слова

Цель урока: познакомить учащихся со словами, вышедшими из

                      постоянного обращения в речи, расширить кругозор,

                      обогатить словарный запас, продолжить воспитание

                      уважения к родному языку.

Оборудование: иллюстрации к предложению, записанному на

                           доске – ворона, соловей;

                          -книга П.Ершова «Конёк-Горбунок»;

                          -карточки со словами-синонимами (дождь);

                          -толковые словари Ожегова и Даля.

                                  Ход урока.

I.Организационный момент:

-Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

-Всё на месте, всё в порядке: книжки, ручки и тетрадки.

II.Повторение пройденного:правописание словарных слов.

На доске предложение:

- С_л_вей  мес_ц  п_ёт, а  в_р_на круглый го_  каркает.

Задание: вставь пропущенные буквы и объясни их правописание,

помоги объяснить смысл пословицы.

- Ворона – птица зимующая. Она очень умная. Относится к певчим птицам. Соловей – птица перелётная. Зиму проводит в Африке и там не поёт. Соловья называют королём певчих птиц.

III.Чистописание.

IV.Сообщение темы урока, постановка целей.

- Слово «ворона» - родственное слову «вороной» (чёрный, чёрное оперение). Используется ли слово «вороной» сейчас в нашей речи ? Редко.

Представьте, что мы с вами оказались в старинном русском городе. Люди в этом городе  говорят по-русски, но мы их не понимаем, потому что они произносят слова, значение которых нам  непонятно.

Работа с учебником ( отрывок из сказки П.Ершова «Конёк-Горбунок») с. 85.

Объяснение толкования слов:

- конюх (человек, занятый уходом за лошадьми);

-кушак (широкий пояс);

-сафьян (тонкая кожа);

-бич (длинный кнут);

-десница (рука);

-кольчуга (воинская защитная одежда);

-кафтан (старинная мужская одежда);

-боярин (человек  старинного знатного рода, приближённый к князю, царю);

-басурманы (иностранные разбойники);

-молвить (говорить).

С. 86 чтение правила.

V.Физкультминутка.

Восточная гимнастика для глаз:

1.согревание глаз ладонями рук

2.круговые движения глаз

3.движения глаз по горизонтали

4.фиксирование взгляда на приближающихся или удаляющихся

указательных пальцах обеих рук

Речевая гимнастика совместно с движениями:

                      Гуляли пальчики по лесу,

                      Летали птицы в небесах,

                      Деревья пели свою песню,

                      Качались листья на ветвях.

                      Однажды пальцы повстречались,

                      С улыбкой дружно обнялись,

                      На стул,за стол они уселись

                      И разговором увлеклись.

                      А мы в одном лесу бывали,

                      Слонов и пауков видали.
                     А мы там тоже побывали,
                     Зайчишку серого видали.

                       Пальцы так наговорились,

                       Что немного утомились,

                       Сели в лодку и поплыли,

                       К дому своему приплыли

                       И тихонько спать легли.

 Работа с учебником, закрепление.

С. 86 упр.1, упр.2, упр.3

VI.Итог урока:

- что узнали нового?

- чему научились?

- что больше всего удивило?  

Задание на дом: тетрадь с.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....