« Правописание слов с непроизносимыми согласными»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Семеницкая Елена Владимировна

учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка технологической карты урока

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

В том или ином варианте технологические карты давно используются учителями. Пример технологической карты урока, разработанной в ГОУ "Прогимназия № 45" г. Москвы, представлен в приложении 1.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

реализацию учителем целей урока;

использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

осуществление оценивания и контроля.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся (приложение 2).

Приложение 1

 Технологическая карта урока.

Ф.И.О. учителя: Семеницкая Елена Владимировна

Класс:  3 « А» класс

Дата:  18. 12. 2013 г. 

Предмет: русский язык  

№ урока по расписанию:  № 3

Тема урока: « Правописание слов с непроизносимыми согласными».

Место и роль урока в изучаемой теме: закрепление  по теме.

Технология деятельности подхода Метод: проблемно - диалогический

Цель урока: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными

Задачи:(обучающие, развивающие, воспитательные)

Обучающие: продолжать формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы               « непроизносимая согласная в корне слова »; тренировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, используя алгоритм проверки; учить строить литературно – грамотные и распространённые предложения, используя слова с непроизносимыми согласными, работая над созданием мини – проекта на уроке.

Развивающие: развивать умение видеть данную орфограмму в словах с непроизносимыми согласными, развивать орфографическую зоркость раннее  изученных орфограмм, развивать умения находить различие в особенностях проверочных слов при проверке парного согласного звука и непроизносимого согласного

Воспитательные: воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать – соблюдать правила работы в группе); воспитывать позитивно – ценностное отношение к окружающему миру и людям, почитать обычаи и традиции своей семьи и Родины, воспитывать желание учиться

Оборудование: учебники: А. В. Поляковой, А. В. Игнатьева: «Словарь по русскому языку»; компьютер, мультимедийный проектор; карточки с индивидуальным заданием для групповой работы проектной деятельности, алгоритм – правила, плакаты

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный  мотивация

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Постановка темы и цели    Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

действии

урока

8

Подведение детей к формулированию

темы и постановке

задач урока.

Составление плана

работы

На доске записаны

стечения согласных (здн, стл, вств, рдц. лнц, стн)  и предложение: Лес_ ница – чуде _ ица бежит сама собой.

Словарный диктант:

Солнце, лодка, звёздный, зубки, русский, радостный.

Разбор слова по составу – заморозки.

Фонетический разбор слова – мороз.

Разбор предложения:

Стоят сильные морозы.

по пунктам:

1. Признаки

орфограммы.

2.Какие бывают
непроизноси

мые
согласные.

3.Как проверить?

4.Словарь.

5.Проверь себя

Слайд 1

(Вспоминаем то, что знаем)

Наблюдение,

проблемная

ситуация. Работа

по плану урока

ф

Организует диалог

с обучающимися,

в ходе которого

конкретизирует

понятие "орфограмма",

формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Дописывают [ст] на доске и в тетради, производят взаимооценку,  сравнивают произношение слов с их написанием.

Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма, формулируют тему и задачу урока

Закрепление      материала Выявление места и причины затруднения  Построение проекта выхода из затруднения

Непроизносимые согласные

11

Выявление

обучающимися

признаков орфограммы, развитие умения находить в словах непроизносимые согласные

Грустный портрет Деда Мороза на доске.

Работа над словом грустный

правило в учебнике

Наблюдение:

Грустный – слова синоним

Слайд 4

(Решаем проблему,открываем  и закрепляем новые знания

 Слайд 6

(Решаем проблему,открываем  и закрепляем новые знания)

Работа с текстом

(сравнение)

ф

Указывает объект

наблюдения

Называют "опасные" сочетания стн  

Работают со словарём синонимов( 58 -  59

звуков [сн], [зн], непроизносимые согласные буквы ("т", "д"),

читают правило

Слайд 5,

Способ    проверки Реализация построенного проекта

Подведение детей

к самостоятельному

выводу способа проверки орфограммы

Алгоритму проверки слов с непроизносимыми согласными в корне

Для сравнения

предлагается слова Слайд 7

(Сравниваем свой вывод с авторским)

 правило в учебнике с 115, 116, 119

Слайд 10

(Закрепляем новые знания.

Развиваем умения)

Игра:Забей гол

Наблюдение,

работа с текстом

(сравнение)

ф, п

Организует подводящий диалог, уточняет

правило

Записывают  упр 243 на с.122 выделяют

слабую позицию, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике ( с. 115, 116. 119,

Сравнивают написания слов упр. 245 с. 123

Объясняют различие в особенностях проверки парн. согл.  и непроизн. согл.

Проверка понимания

способа действия

Работа на интерактивной доске

Слайд(Вставьте подходящие сочетания:

стн, здн, лнц –работа в группах

Слайд

Найди провер.слово

Доказательство

ф

Дает образец

короткого доказательства

Объясняют написание слов

Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

материала

10

Освоение способа

проверки

Листы со словами для 3 групп

(3 набораслов). Пример одного набора слов: "чудесный"

,праздник».,

«прекрасную»,

 «радостно»,

«звёздочки»

«счастливы»

На планете весь народ

Любит торжество

праздник

Новый год

Самостоятельная

работа –

мини-проект :

«Весёлый Новый год»

 рефлексия.

контроль

г

Проводит инструктаж

работы в группах

обучающихся.

Организует выступление групп, обмен мнениями.

Дед Мороз остался доволен результатами вашей  самостоятельной работы.

Он снова улыбается –радостный.

Помогите исправить стихотворение Дедушки Мороза

Рассказывают правило работы в группах.

Учащиеся самостоятельно работают

Производят взаимопроверку, оценивают себя

Вывод: « Мы все хорошо усвоили»

Учащиеся рассказывают , что означает слово праздник с древнерусского

Самопроверка

4

Выявление

словарных слов

Осознание каждым

обучающимся

степени овладения способом проверки

орфограммы

Слова :

поздно

звёздное

прекрасно

чудесно

 Чтение

составленных предложений

самопроверка.

самооценка

г

и

 Работа на интерактивной доске

Диктует слова

Составь предложения с этими словами

Читают хором с листов

групповой работы

Производят предварительную

оценку работы. Произносят

предложения, сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку

Подведение итогов  Рефлексия  учебной деятельности

2

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

План на доске.

составленный

в начале урока

Появляется Дед Мороз, раздаёт подарки учащимися

Сладкая выпечка  - Буквы (Т.Д, Л)

Рефлексия,

контроль

ф

Задает вопросы

о задачах урока.

Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки

Если, вы выполнили все задания без ошибок,украсьтевашу ёлку красными шарами

Если у вас возникали  вопросы, украсьте ёлку синими шарами.

Если вы не справились с вопросами, то украсьте ёлку жёлтыми шарами.

Проговаривают по плану новые

знания, высказывают свои

впечатления от урока, делают предположения

Рефлексия

Учащиеся заполняют

Рефлексивную карту учащихся

Затем оформляют Новогоднюю ёлку

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости):

обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала /отсутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть):

репродуктивный, продуктивный

Оценка достижения целей урока:

урок достиг поставленных целей        

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных

целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на...

Формулирует задание...

Напоминает обучающимся, как...

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным

материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения...

Контролирует выполнение работы. Осуществляет:

индивидуальный контроль;

выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

комментарий к домашнему заданию;

задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

взаимопроверку;

коллективную проверку;

проверку выполнения упражнения;

беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

оценочные высказывания обучающихся;

обсуждение способов решения;

поисковую работу обучающихся (постановка

цели и план действий);

самостоятельную работу с учебником;

беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о...

Наводящими вопросами помогает выявить

причинно-следственные связи в...

Обеспечивает положительную реакцию детей

на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности обучающихся

на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова и т. д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют...

Обосновывают выбор написания...

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают,

комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают

его друг другу вслух.

Озвучивают понятие...

Выявляют закономерность...

Анализируют...

Определяют причины...

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают... Читают текст. Читают план описания...

Подчеркивают характеристики...

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют...

Слушают доклад, делятся впечатлениями о...

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

самооценку;

самопроверку;

взаимопроверку;

предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке.

Называют основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закрепление по теме: «Правописание слов с непроизносимыми согласными». МБОУ СОШ № 22 п. Кубань 3 «А» класс Классный руководитель: Семеницкая Елена Владимировна .

Слайд 2

Вспоминаем то, что знаем Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных . Одна из них следила , чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму? О чем заботилась вторая сестра-орфограмма? Орфограмма буква парного согласного в корне слова замок сказка Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова Анна ? Чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные? Ответы на эти вопросы мы сможем получить на сегодняшнем уроке.

Слайд 3

Определяем основной вопрос урока Прочитайте слова. Как они называются? Что обозначает каждое слово? Сравните произношение и написание слов. Какое различие вы заметили? Какой вопрос возникает? Сравните свою формулировку вопроса с авторской. весть – [в , э ́с , т , ] вестник – [в , э ́ с , н , ик] известный – [ изв , э ́ сный , ] Почему звук, который не произносится обозначается буквой на письме?

Слайд 4

Понаблюдайте за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится? Ездить, езда, поезда, наездник. Грусть, грустит, грустно, грустный. Выпишите в один столбик слова, в которых согласный звук произносится, а в другой те, в которых не произносится. Решаем проблему, открываем новые знания Какие звуки не произносятся в словах второго столбика? Как можно назвать эти согласные? Почему звуки [ т ] и [ д ] не произносятся? Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквами т и д . ездить наез д ник езда грус т но поезда грус т ный грусть грустит Сделайте вывод: Какие звуки могут быть непроизносимыми и почему ?

Слайд 5

Решаем проблему, открываем новые знания В русском языке много слов, в которых рядом находятся три согласных звука, например [ стн ] , [ здн ] и другие. Один согласный звук из трех (средний) в потоке речи не произносится. Такие согласные звуки называют непроизносимыми. Непроизносимыми чаще всего являются звуки [ т ] и [ д ] , но могут быть и другие звуки

Слайд 6

Как вы думаете, почему надо писать букву непроизносимого согласного? Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимые согласные известным вам способом? Найдите, среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Почему они являются проверочными? Прочитайте слова каждого ряда. Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти звуки. капуста, капустный (лист) капустница Решаем проблему, открываем новые знания звезда, звезды, звездочка звездный звездолет Сформулируйте правило: как правильно записать непроизносимый согласный звук?

Слайд 7

Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым. Обозначение на письме непроизносимого согласного – это орфограмма. Местный – место Честный – (нет) чести Вестник – вести Сравниваем свой вывод с авторским

Слайд 8

3. Пишу слово. 4. Проверяю написание: обозначаю орфограмму. Гигантский - гиганты Применяем новые знания. Развиваем умения 1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков. Например: лесной – звуки [ сн ] , гигантский – звуки [ нск ] 2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого изменяю слово или подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный . [ сн ] Лесной леса, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной. [ нск ] Гигантский – гиганты. Появился звук [ т ] . Надо писать гигантский. По какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове? Как действовать дальше? Что для этого нужно сделать? Как обозначить орфограмму.

Слайд 9

Пользуясь инструкцией, определите, какую букву вы напишите на месте пропуска. Почему? Спишите, обозначь орфограмму. Тростинка – трос_ник Солнышко – со_нце Власти – влас_ный Прелести – прелес_ный Применяем новые знания. Развиваем умения Трос т инка – трос т ник Со л нышко – со л нце Влас т и – влас т ный Прелес т и – прелес т ный

Слайд 10

Закрепляем новые знания. Развиваем умения

Слайд 11

Орфограмма буква парного согласного в корне слова Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова Посмотрите на рисунки и назовите только те слова, которые будут подданными третьей сестры-орфограммы? Какие слова будут подданными первой и второй сестер-орфограмм? Итог урока Орфограмма буква непроизносимого согласного в корне слова кот подушка мышка сердце солнце ванна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Тест по русскому языку на тему:«Правописание слов с непроизносимыми согласными в слове». 3 класс. УМК: «Школа России».

Тест помогает проверить знание правила по теме и его практическое применение....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...