Урок русского языка во 2 классе Слово и слог.
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) по теме

Истомина Нина Ильинична

Урок построен с новым требованием ФГОС Распланированы все этапы урока у казаны все УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Слово и слог.

 

Тема: Слог как минимальная произносительная единица.. Слогообразующая роль гласных звуков.

Девиз:     МЫ ВМЕСТЕ!

Цели деятельности учителя

Формировать первичное представление о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; обучать выделению слогов и обозначению их в слове

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать слово и слог; определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;

получат возможность научиться: наблюдать над слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; развитие логического мышления на основе выстроенной схемы.

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником; умение выслушивать в группе, формулировать вывод, определение, преобразовывать информацию в схемы.

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества  со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Образовательные ресурсы

Организационный момент.                      1 мин.

Прозвенел опять звонок

Он зовет нас на урок.

На уроке не зевать

А работать и писать!

Здравствуйте дорогие ребята.уважаемые гости

Давайте встанем и хором скажем: Мы спокойны и добры, Мы здоровы и бодры И улыбнемся гостям и друг другу.

Урок русского языка

– Прежде чем писать, вспомним о посадке,

– Возьмите ручки и запишите число классная работа

Актуализация знаний  (СЛАЙД 1)         5 мин\

Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, а куда вы должны догадаться сами.

-Перед вами карточки.

-Какая карточка здесь лишняя? Почему?

-На какие 2 группы можно разделить эти карточки?(живую и неживую природу)

-Кто догадался, куда же мы сегодня с вами отправимся?

( в осенний лес)(слайд 3)

У: -Дети,если вы разгадаете загадку, то узнаете, с кем же мы пойдем на прогулку? (СЛАЙД 4)

-Отгадайте загадку,

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья

У: Так с кем же мы отправимся на прогулку?( с красавицей осенью).(СЛАЙД 4).

  -Кто хочет поприветствовать осень стихотворением?(стихи детей)                                                            

   -Как называют осень поэты? (золотая, красивая, дождливая)                                    

2Групповая работа:(наблюдение из окна)

 - Давайте посмотрим на Осень» и послушаем, какая она

.(слайд 5)

Осень – прекрасное время года, когда природа примеряет свой самый яркий пышный наряд. Человек восхищается красотой осенней природы, свои чувства передает в песнях, в рассказах, стихах.

А вот как писатели Стрижев и Пришвин описали осень в своих произведениях

Золотая осень царствует в роще у речки. На березе еще на прошлой неделе висели зеленые листья, а сегодня она вся в золотой одежде. У осинки на земле вырос удивительно нарядный ковер. Клен стоит в пурпурной красе. Его резные листья далеко выделяются красными пятнами среди золотых деревьев. В природе в это время года все изменяется.

А. Стрижев

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой – и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, только редкие золотые монетки.

М. Пришвин

- Чем восхищаются писатели? (красотой  осенней природы)

. А сейчас посмотрите в окно и найдите эти признаки осени в природе.

 

_У: Очень часто ,ребята,  осень называют золотой.

-Кто может объяснить, что обозначают эти слова?

Где можно узнать значение этих слов?

Толковый словарь   (СЛАЙД 6)                                                  

Золотая осень-время, когда желтеют и золотятся листья

.

Так вот и я вас приглашаю к дальнейшему изучению нашего родного русского языка.

Листопад, листопад,

 Листья падают, летят.

 Листья жёлтые кружатся,

 И на землю все ложатся.  

 Самоопределение к деятельности          5 мин.

К нам на урок  прилетел кленовый листик

 Давайте Назовем буквы на этом листике : Г Л О С(слайд 7)

 Какая буква лишняя?

 Почему? Она гласная, остальные согласные.

  Составьте слово из этих букв.  

 Сравните буквы верхнего ряда с буквами нижнего ряда.

ГЛОС

СЛОГ

Сделайте вывод:   (в  первом  ряду сочетание букв, не  имеющих  

значения, а во втором ряду получили сочетание букв, которые имеют уже значение.)

Кто может сказать, что такое слог? (? (Слог – это один или несколько звуков, произнесённым одним выдыхательным толчком.)

  (часть слова)

Попробуйте назвать тему нашего урока.

                                 СЛОГ (СЛАЙД 8)

Давайте попробуем сказать, чему мы будем учиться на данном уроке:

1.Различать слово и слог.                  ( план на доске)

2.Составлять слова из слогов.

3.Делить слова на слоги.

4. Определять количество слогов в слове.

У:Слова, слова, слова…

 Язык и стар, и вечно нов!

 И это так прекрасно!

 В огромном мире – море слов,

 Купаться ежечасно

 У: А из чего состоят слова?(из слогов)(слайд 9)

. В СЛОГЕ ребята обязательно есть гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.(слайд 10)

-А сейчас мы проведем игру:Встаньте все

Игра называется «Слог, слово»

слог – хлопаете в ладоши

слово – приседаете

Слова для игры: птица, из, лес, на, по, цена, от, оса, у, школа,

Так чем же слово отличается от слога.?                

Изучение нового материала                  15 мин

   1.Выберите только слова и запишите в тетрадь. Во время письма послушайте отрывок из альбома П.И.Чайковского “Времена года”»Осень) 

(Слайд 11)

   2.Давайте проверим(слайд 12)

Встаньте, кто не сделал ни одной  ошибки.

Чем различается слог и слово?

У:- Какая же осень бывает без дождика. Дождик  уже тут как тут.

Чтение стихотворения  «Дождик»

         

Дождик, дождик водолей (слайд 13)

Лей из тучи веселей 

Лей позвонче и почаще

Лей по полю и по чаще.

-Из чего состоит это стихотворение?(слов)

-Давайте попробуем эти слова разделить на слоги,дирижируя руками

Ой дождик начался

Физминутка.

    Капля первая упала  - кап! (поднимают руки вверх)(слайд 14)

       И вторая пробежала -  кап! (Руки в стороны)

       Мы на небо посмотрели,  (голову поднять вверх)

       Капельки кап-кап запели.  (наклоны головы вправо – влево)

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.  (Прыжки на носочках, руки на поясе)

-Ребята, а из чего состоит дождик?(из капелек)

А вот и капельки  тут как тут!

    

      Я возьму да и разрежу эти капельки

Соединяю капли, переворачиваю.

 Какое слово получилось?

Ой, смотрите, что случилось?

 КА - ПЕЛЬ -КИ   соединились,(слайд 15)

 И  вдруг в слово превратились!

 Были слоги, стало слово.

 -А сейчас мы посмотрим:  на что же похожи наши капельки?      

Проведение опыта.

-Сейчас мы с вами проведем небольшой опыт и узнаем, на что похожи капельки?

-Ответы детей

Давайте составим слова родственные к слову

 КАПЕЛЬКА  - капельки, капает, капельный,  капельница(слайд 16)

(записывают в тетрадь и разделим его  на слоги)(хлопки руками)

Подчеркните в слове гласные буквы.

 Попробуйте прочитать слова без гласных букв.

Какой вывод можно сделать о роли гласных в определении количества слогов?

Сделайте вывод:

               Сколько в слове гласных,

               Столько и слогов.

               Это знает каждый из учеников.

А теперь вы поработаете с капельками

Работа выполняется в парах

Соедините части   капельки , переверните их

      (С другой стороны слова, разделите  на слоги:  дождик , солнце, лу-жи, ручей, лучик, птицы, листок)

   Прочитайте слова, которые у вас получились.

   Из скольких слогов  состоят ваши слова?

      На какую тему можно составить рассказ, используя эти слова? 

      

  Вывод:

     Для чего нам нужны слоги? (чтобы составлять слова)

     А ещё? (Для переноса слов)

      Без каких букв не бывает слога?

 

 Какими способами мы можем определить количество слогов в слове? Хлопками, дирижируя, по гласным буквам.

(Ребята вы устали , проведем Гинастика для глаз(слайд 16)

В небесах – сиянье (смотрят вверх)                      личностные

    Под ногой – шуршанье (смотрят вниз)

    А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом)

    - О чем это? (об осени)

Вот и я зову вас поработать с текстом.(слайд 17)     познават

 Закрепление..

Работаем под девизом: « Мы вместе»  

-Разделите выделенные слова на слоги.

.Наступили золотая осень. Птицы улетают в теплые края.Солнышко светит не так ярко.

Какие слова вы разделили на слоги? А какое слово вы не  смогли разделить? Почему?

Вывод:  По количеству слогов слова бывают:

                                                       - односложные

                                                      -  двусложные

                                                    - трехсложные и т.д.

 

Составление цепочки:  

                                                             слово из 3 слогов

                                                                             

Буквы (гласные, согласные)   слог   слово  →      слово  из 1 слога                                               

                                                            слово из 2 слогов                                                                                        

 Проверка усвоения материала.

Если я произношу слово с одним слогом, дети поворачиваются лицом друг к другу и хлопают в ладоши, если с двумя  слогами - приседают.  (упражнение выполняется стоя)

Кот, шина, нос, аист, вода, дом, сон,  клён, лист, репа, утро, замок, зверёк, лес.

Рефлексия

 Солнышко: Мне было интересно- Мне было не интересно

Составление цепочки:  

                                                             слово из 3 слогов

                                                                             

Буквы (гласные, согласные)   слог   слово  →      слово  из 1 слога                                               

                                                            слово из 2 слогов                                                                                        

                  Дополнение к уроку

Физкультминутка с мячом. Игра «Доскажи словечко»

1) ЁЛ … (КА)          СКВО-… (РЕЦ)       ЦВЕ-… (ТЫ)            ТРА-… (ВА)         СЛО-… (ВА)             ГНЕЗ-… (ДО)
2) РУ-… (ЧЕЙ)        ПАЛЬ-… (ТО)         КУРТ-… (КА)          РУ-… (КА)           ЛА-… (ПА)               ДЕ-… (ТИ)
3) ВЕС-… (НА)       ВЕТ-… (КА)             ЗОН-… (ТИК)          ШАП-… (КА)      ЧЕР-… (ВЯК)           КУС-… (ТЫ)

Изготовление игры: работа с ножницами

У каждого ученика на тарелочке лежит по 6 двусложных слов и ножницы. Слова нужно разделить хлопками и разрезать ножницами на части.
– Как называется ЧАСТЬ слова? (СЛОГ)
– Разрежьте слова на слоги!
Слова на карточках: дождик , солнце, лужи, ручей, лучик, птицы, листок)

.
– Сложите слоги в синие конвертики! Каждый сделал себе игру! Поиграете в классе с друзьями или дома с родителями. Можете добавить новые слова!

 

УУД

личностные

коммуникативные

познавательные

личностные

познавательные

познавательные

познавательные

личностные

регулятивные

 (ориентируется в толково словаре)

познавательные

познавательные

личностные

познавательные

личностные

познавательные

 личностные

личностные

коммуникативные

личностные

личностные

)

познавательные

регулятивные

познавательные

личностные

регулятивные

 

познавательные

познавательные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Слог. Деление на слоги".

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 1 классе пр изучении темы "Слог"....

Урок русского языка в 1 классе « Слоги» (Система Занкова)

Слои.   Изучение и закрепление нового материала....

Конспект урока русского языка во 2 классе: "Слог. Деление слов на слоги"

Конспект урока русского языка во 2 классе: "Слог. Деление слов на слоги"....

конспект урока русского языка на тему "Письмо слогов и слов с изученными буквами. Написание предложений" (1 класс).

конспект урока русского языка на тему "Письмо слогов и слов с изученными буквами. Написание предложений" (1 класс)....

Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка в 1 классе "Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги"

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги». На уроке используются интерактивные задания онлайн-платформы УЧИ.РУ, что позволяет ...

Урок русского языка "Ударный и безударный слог" 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: углубить представления о роли ударения в речи-  дать понятие ударного и безударного слога;-  развивать умение определять место ударения в слове;- ...