Конспект урока по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме

Бердникова Светлана Николаевна

Конспект урока по теме "Падежные окончания существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarmarka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ.

Тема: Упражнение  в различении падежей и написании безударных  окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.

Цель:

 1) развивать умение распознавать падежи имен существительных, развивать умение проверять безударные окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах;

2)развивать логическое  мышление через выполнение тестовых заданий;

3) развивать коммуникативно-речевые способности.

4)формировать устойчивое внимание, вырабатывать навыки самостоятельности в учебном процессе.          

5)воспитывать взаимопомощь, товарищество.

6)познакомить учащихся с русскими народными традициями и произведениями фольклора.        

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Форма проведения: Урок-соревнование «Ярмарка знаний».

Оборудование и материалы: ноутбук,  проектор, музыкальное сопровождение, картины русских художников, тестовые задания, карточки с заданиями, классная доска, магнитная доска.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Приёмы:  работа в группах, индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка.

         

ХОД УРОКА:

1.ОРГАНИЗАЦИЯ  КЛАССА

 Зарядка для рук(стоя)

Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)

ОСАНКА

 2.Минутка чистописания.

-  Открыли тетради ,записали число.

   

25 февраля классная работа.

- МКП: самая любимая буква .Любит только себя…..

- я Я.

(Образец буквы).Пропишите в тетради.

3.СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

- Сегодня на уроке мы мысленно побываем на ярмарке. (слайд1,2)

- Что такое ярмарка?

- Ярмарка - большой торг обычно с увеселениями, веселыми развлечениями. В прошлом  ярмарки располагались в хорошо защищенных местах, на пересечении торговых путей . В старину на Руси всегда проводили  народные ярмарки. Они на  Руси были любимым времяпровождением. Со всей округи съезжались на ярмарку люди. Все в красивых, праздничных одеждах. И чего только на ярмарке не было. Вот здесь продают пряники, бублики, крендельки. Рядом пыхтят горячие самовары .А там яркие платки, разноцветные ткани, ленты, бусы. Коробейники и лоточники с шумом продают свой товар. А рядом веселые скоморохи. В центре ярмарки большая  карусель.  Оттуда доносится смех и шутки. Их считали великим праздником, а согласно народной мудрости: празднику рада любая душа! Люди плясали, пели песни, хвалились ремеслом, мерялись силой, дарили подарки!  Шумит веселая ярмарка.

- Посмотрите внимательно на это слово.(слайд 3)

В  этом слове как бы две частички, пришедшие к нам из немецкого языка: «яр»- значит год, «маркт»- торг, базар. Вот и получилось: ежегодный торг, базар.

- Запишите это слово в тетрадь, повторив три раза.

- Поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Какую орфограмму подчеркнули?(безударный гласный  «а» в корне слова)

- Какой частью речи является слово ярмарка? Что можете рассказать про существительное?(сущ, неод, нариц., ж.р., в ед. числе)

- Сколько букв в слове?(7).Сколько звуков?(8) Почему звуков больше?(«я» в начале слова даёт два звука).Когда ещё два звука?

- Как понять шумит ярмарка, если это неодушевлённый предмет? (шум голосов).

- (слайд)

- Предложение: (На) площ…д… гор..да шумит в…сёл…  ярм…рка.

- Прочитать предложение. Вставьте  пропущенные буквы. Докажите.

- Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Назовите грамматическую основу. Подчеркните.(падеж подлеж, число; время сказуемого)

- Что говорится  про ярмарку?(весёлая).

- Что мы можем рассказать про предложение: (по количеству грамматических основ, по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов предложения).

Физминутка

ОСАНКА

  4Актуализация знаний.

Учитель.

- Сегодня у нас ярмарка знаний по русскому языку!

- На нашей ярмарке знаний, в торговых рядах  сегодня продаются поистине бесценные товары! Как вы думаете, за что вы можете их купить?(За хорошие знания по русскому языку).

 -В нашей ярмарке знаний участвуют  

   «Добрые молодцы».

  «Красные девицы»

 

- В нашей ярмарке участвуют родители. Они – зрители  на нашей ярмарке.

 - Чтобы на ярмарку попасть, надо посмотреть на доску.  

На доске буквы :   е п  ж а д и

- Назовите буквы. Какие звуки они обозначают? Чем отличаются буквы и звуки? На какие группы можно разделить эти звуки? Почему?  Назовите согласные. Что можете про них сказать? Назвать их пары? Какой лишний?(ж)Почему?(всегда твёрдый).Какую орфограмму надо знать ,чтобы правильно писать сочетание с этой буквой?

 - Какое слово можно составить из всех этих букв?(падежи).

- Сколько падежей мы знаем?(6)

- Назвать падежи. На какие вопросы отвечают существительные в: Д.п.,В.п.,П.п.,Т.п.,Р.п.,И.п.

- В каком падеже не используются предлоги? Как называется форма существительных в И.п.? Каким членом предложения являются существительные в И.п.?

- Какой падеж всегда дружит с предлогами?

- Изменение существительных по падежам….(склонение)

- Сколько типов склонений знаем?

- Какие существительные относятся к первому склонению?(примеры).Доказать.

- Какие существительные относятся ко второму склонению?(примеры).Доказать.

- Какие существительные относятся к третьему склонению?(примеры).Доказать.

- К какому склонению относится слово « ярмарка»?(1)

5.Нас встречает  ПЕРВЫЙ ТОРГОВЫЙ РЯД «СКЛОНЕНИЕ»

 

 - Гостей давно здесь - поджидали,
   Ярмарку без вас не начинали.

 -В первом торговом ряду команды покупают «Склонение».

- Что такое склонение? (изменение существительных по падежам).

- По одному человеку работают у доски.

Слова на карточках: пряник, свистулька, каравай, молодёжь, игрушка, молоко, ватрушка , матрёшка, платок, карусель,

- Как вы думаете какое задание здесь надо выполнить? (распределить на группы по типу склонения)

- Распределите  имена существительные по группам(каким).Запишите эти группы в тетради.

- Проверка

 

-Что связывает эти слова между собой? (Всё это можно увидеть на ярмарке).

Физминутка

ОСАНКА

6.. ВТОРОЙ ТОРГОВЫЙ РЯД «ПАДЕЖИ».

 -Во втором торговом ряду команды покупают «Падежи».

- Посмотрите внимательно на задание и скажите, что надо сделать. : (каждому падежу – подставить его вопросы ) .Записать падежи с вопросами в тетрадь. Просклонять слово «ярмарка». Какое окончание у сущ. 1ого склон в П.п,.Д.п.,Р.п.,и т.д.

И.п.                   о ком? о чём?                  

Р.п.                    кого? что?

Д.п.                   кто? что?

В.п.                   кого? чего?

Т.п.                    кто? что?

П.п.                    кем? чем?  

- Проверка.    

 6.ТРЕТИЙ ТОРГОВЫЙ РЯД САМЫЙ ДЛИННЫЙ

  «БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

 Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, правильно отвечай!
-В третьем торговом ряду команды покупают товар «Безударные окончания имен  существительных ».

-Кто напомнит алгоритм проверки безударных окончаний имен существительных?

1.Задаём вопрос

2. Определяем склонение.

3. Определяем падеж.

4. Определяем окончание.

Учитель.

-Товар «Безударные окончания имен существительных» очень дорогой, поэтому он продается по частям.

1) Задание «По кругу»: у имён существительных вставить пропущенные окончания. Мальчики ,ваш круг первый. Девочки, ваш второй.(на листочке).Проверка.

                           

 

        

        

 2) Задание «Исправь ошибки»: в тексте найти и исправить ошибки. Каждая команда получает текст и коллективно выполняет задание.

По дорожки, по тропиночки идём,                              

Разудалую мы песенку паём.                            

Нынче ярмарка весёлая у нас,                              

Приглашаем всех на ярмарка сейчас!              

                                                                             

У дядюшке Якова покупай  товару всякого.                                                                            

Есть веники для бане, для Мише и для Ване.

А в этой маленькой корзинки  ленты, кружева, ботинки!                                          

-Проверка.

- Самый дорогой товар «Безударные окончания имен существительных» купили добрые молодцы и красные девицы.

7.ЧЕТВЕРТЫЙ ТОРГОВЫЙ РЯД  

Самый сложный ряд. Итоговый тест. Если его проходим, значит не  зря сегодня были на ярмарке.

8.ПЯТЫЙ ТОРГОВЫЙ РЯД «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА».

  -Внимание! Внимание! Внимание!
Закрывается веселое гуляние!

 Все купили, что хотели!

 Без покупки не ушли!

 Народ разбегается,

 Наша ярмарка закрывается!
                                           

Учитель.

-Последний торговый ряд «Подведение итогов урока».

 -О чём говорили на уроке?

- Что запомнили?

-  Что получилось лучше всего?

 

 9.ШЕСТОЙ ТОРГОВЫЙ РЯД «ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК».

 

   

 

 


 

 


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....