Урок обучения грамоте в 1 классе "Знакомство с буквой Щ".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Чурикова Светлана Николаевна

Урок обучения грамоте в 1 классе "Знакомство с буквой Щ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_shchshch.docx214.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  5»

      Урок обучения грамоте

1 класс

ТЕМА: Знакомство с буквами Щ, щ, обозначающими согласный, глухой и мягкий  звук [щ’].

                                                         учитель  нач. классов

                                                                                                    Чурикова С.Н.                                            

                                                      ст. Тбилисская

                                      Краснодарский край

                                    2011-2012  учебный год

Обучение грамоте

Литературное чтение  1 класс

Тип урока : открытия  нового знания.

Тема: Знакомство с буквами Щ, щ, обозначающими согласный, глухой и мягкий  звук [щ’]. 

Цель: познакомить учащихся с мягким согласным звуком Щ

-организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

-развивать  познавательные процессы и речь учащихся,

-воспитывать   любовь к предмету и умение договариваться.

Задачи:  

1. Формирование предметных умений:

 учебно-языковые умения:  

- уметь определять  мягкость согласных  звуков;

 - уметь по транскрипции определять  данное слово;

 речевые умения:              

- уметь логически заканчивать   предложения ;

- правильно списывать слова ; проверять написанное, сравнивая с образцом.

 2. Формирование  метапредметных  умений:

личностные умения:          

- принимать и осваивать социальную роль ученика;        

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом;

- определять общие для всех правила поведения;

- осознавать роль языка и речи  жизни людей;

регулятивные умения:        

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 - отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

познавательные умения:    

 - ориентироваться в учебнике,

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- проводить анализ учебного материала;

- сравнивать и группировать  буквы, слова;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

коммуникативные умения:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре.  

 

Тема: Знакомство с буквами Щ, щ, обозначающими согласный, глухой и мягкий  звук [щ’]. 

Цели: познакомить с новой буквой;

           формировать представление детей о звуке «щ», как о глухом, мягком,          

            непарном  звуке;

           совершенствовать умение производить звукобуквенный анализ слов;

           способствовать развитию речи;

           развивать воображение, внимание, память.  

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, иллюстрации с буквой щ., тетради по чтению, фишки – звуки, учебник

Ход урока

  1. Организация на урок

Учитель:

           Прозвенел и смолк звонок.

 Начинается урок.

 Вы на парты посмотрите –

 Всё в порядок приведите.

 (Детям даётся на это время)

 А теперь тихонько сели.

 И на доску посмотрели.

  1. Постановка темы и целей урока

1. Вступительная беседа

Сегодня мы продолжаем  путешествовать по нашей замечательной «Азбуке» и знакомится с новыми звуками и буквами. А помогать нам сегодня будут герои одной  русской народной сказки. Угадать  их и название сказки  вы сможете если отгадаете загадку: 

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец?  (Емеля)

 (слайд 2)

- Из какой сказки этот герой?

Дети называют сказку.

- Правильно ребята. Эта сказка называется «По щучьему велению» (слайд  3)

- Жил – был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха – мать говорит: «Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды». Делать нечего, пришлось Емеле спускаться с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби. Идёт Емеля по деревне, а навстречу ему…

- Откройте учебник на стр. 62  

Посмотрите на иллюстрацию к сказке и на этого сказочного героя.

- Что вы знаете о Емеле?  ( Лентяй)

- Вспомните, чем он занимался, каким был?

- Куда отправился Емеля за водой? (на реку)

- Кого в реке поймал Емеля? (щуку)

2. Введение в тему урока.

- Назовите первый звук в слове «щука».

- Какие ещё слова со звуком [щ’]  вы знаете? (называют слова)

- Что узнаете  сегодня на уроке?

           - Чему будем учиться на уроке?  (слайд 4)

  1. Работа над новым материалом
  1. Знакомство с новым звуком.

- Ребята, а какую щуку поймал Емеля? (волшебную)   (слайд 5)

- О чём попросила щука Емелю? (отпустить её в реку)

- Что она пообещала Емеле взамен? (исполнять все его желания)

Но сначала надо произнести волшебные слова. Какие? Кто знает?

Дети:

По щучьему веленью,

По моему хотенью.

- В каком слове услышали новый звук? (щучьему)

Произнесите хором звук [ щ`].

- Что можете сказать о нём?

Характеристика звука [ щ`] – согласный, так как он не тянется, не поётся, во рту встречает преграды. Он глухой при произношении слышится шум, он шипящий.

- Ребята, сейчас мы отгадаем загадки и определим в словах отгадках какой этот звук по твёрдости и мягкости.

Загадки:

У меня пропал носок,

Утащил его …. (щенок)  (слайд 6)

***

     Из душистых овощей

    Мы наварим вкусных… (щей)    (слайд 7)

     ****

Что у осьминога
Вместо ног?

 (щупальца)    (слайд 8)

***

В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят -
Во все стороны летят!

(почтовый ящик)    (слайд 9)

- Что услышали?

Во всех словах звук [ щ`] – произносился мягко, значит

звук [ щ`] – всегда мягкий.

- Как вы думаете есть ли у него пара или он непарный?   (непарный)

Давайте дадим полную характеристику звуку [ щ`] – согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий.  (слайд 10)

  1. Словарная работа.

Ребята, в словах отгадках встретились новые слова, кто знает, что обозначает слово щи?

- Кто знает, что такое «щи»?  (слайд 11)

-«Щи» - жидкое кушанье, род супа из капусты или щавеля. (толковый словарь)

-щупальца» - у многих беспозвоночных животных: орган осязания, дыхания, передвижения, хватания в виде подвижного удлинённого выроста.

3. Слого – звуковой анализ слова «щука». Индивидуальная работа.

- Наша волшебная щука очень хочет узнать из скольких слогов, и каких звуков состоит её название. Давайте ей поможем.

Я вас сейчас разделю на три команды:

Дети делятся на три команды (по рядам)

1 ряд – карточка надо закрасить звуки, определить кол-во слогов; (индивид работа)

2 ряд – составить схему слова – ЩУКА  (работа в парах)

3 ряд – выбрать из готовых схем правильную, которая соответствует слову «щука».  (работа в парах)

Проверка  (слайд 12)

  1. Знакомство с новой буквой.

- Ребята, как вы думаете как зовут букву, которая обозначает звук [ щ`]? (ответы детей)

- Звук [ щ`] обозначается буквой Щ (ща) (слайд 13)

- На какую букву похожа буква Щ?    (слайд 14)

- Назовите предметы, которые напоминают букву Щ.    (слайд 15)

4.Физминутка. (видеоролик)    (слайд 16)

5. Чтение слогов – слияний и слов.

Емеля не умеет читать, давайте мы его научим и вместе с ним почитаем и мы. (чтение слогов-слияний индивидуально и хором)    (слайд 17 - 22)

 Чтение закрытых слогов.

  (слайд 23)

Какие слоги вы прочли  сейчас? (открытые)

  1. Работа по учебнику, с 63.

        Ученица:

Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы
 Щ.
Есть слова, где Щ – в начале,
Есть слова, где Щ – в конце…

- Давайте прочтём слова на стр. 63 уч. «Азбука».

Чтение и проговаривание  скороговорок стр. 62

- медленно;

- Быстро.

- работа в парах (научиться говорить быстро)

- вместе быстро

- Ребята, кто-  ни будь, знает скороговорки со звуком [ щ`]?

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка – щёлк щенков с плеча,

Два щенка ушли пища.

Щука добрая была,

Дружбу с рыбками вела.

Из морской капусты щей

Щука наварила,

Окуньков, бычков, лещей

Щами угостила.

Ученик:

На рыбалку мы идем.
Дружно песенку поем.
Эта песенка без слов.
Под названьем «Рыболов».

  1. Закрепление изученного

Игра « Рыболовы»   (слайд 24)

Сейчас мы поиграем в игру рыболов.

- Ребята, поможем Емеле наловить рыбки?

Правило игры. Играют две команды, первая команда девочек, вторая команда мальчиков.

Слева и справа написаны слова, но в них потерялись буквы. На экран будут выплывать по две рыбки, с буквами на спинках, а дети должны выбрать нужную и нажать на неё.

- Молодцы, ребята! Вы помогли Емели. Он очень доволен, что наловил много рыбы, научился читать и познакомился с вами.

- Как вы думаете, будет ли он теперь лениться и просить помощи у щуки?

- Конечно, он теперь все будет делать сам, а волшебная щука будет плавать в своей реке и вспоминать доброго Емелю.

  1. Обобщение

- С каким звуком сегодня познакомились на уроке?

- Что узнали о звуке [ щ`] ?

- Как называется буква, обозначающая звук [ щ`] ?

- Что нового узнали на уроке?

  1. Итог урока.

– Ребята вам было интересно?   (слайд 25)

- Нашим сказочным героям тоже было очень интересно работать с вами. Они благодарят вас за урок. И щука на память дарит вам свое фото.

9. Рефлексия.

- Ребята, чего нехватает на нашей щуке? (чешуи)

На столе у вас лежат чешуйки зеленые, желтые, синие. Вы должны приклейте их на фото щуки.

         - Кому урок понравился и было очень легко и интересно работать на уроке – это зеленая чешуя.

- Кто затруднялся и было не совсем интересно – это желтая.

- Кому было трудно и не интересно  на уроке– это синяя.

Ребята, что за рыба щука?

Прочитав текст вы узнаете.

Как звали мальчика?

Почему его имя написано с заглавной буквы?

Где он жил?

Чем занимался?

Кого в поймал?

Какая она рыба? (хищница)

- Ребята, почему выделены слоги, кто догадался?

Дети хором произносят правило.

  1. Чистоговорка

  ЩА-ЩА-ЩА -  мы несём домой леща.

 АЩ-АЩ- АЩ – мы наденем плащ.

Ще – ще – ще – свекла варится в борще.

Щи-щи-щи – очень вкусны были щи.

Щу-щу-щу – рот лекарством полощу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».

Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....

1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"

На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования  навыков техники письма,- отработки навыков письма  с изученными б...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."

Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....