Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кузнецова Екатерина Валерьевна

Конспект урока русского языка, направленного на формирование умения употреблять фразеологизмы в речи для её обогащения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka._frazeologizmy.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

25.04.2014 г.

Учитель Кузнецова Е.В.

4 класс

Тема: Фразеологизмы

Цель: формирование умения употреблять фразеологизмы в речи для её обогащения.

Задачи: обобщить знания о фразеологизмах, об их роли в речи;

учить определять значение фразеологизмов с помощью фразеологического словаря;

формировать умение употреблять фразеологизмы в речи, обогащать словарный запас путём усвоения фразеологизмов;

воспитывать уважение к родному языку через постижение фразеологизмов;

формирование познавательных учебных действий;

формирование умения работать в малой группе.

Подготовительная работа.

После ознакомления с понятием «фразеологизмы», с их ролью в речи учащиеся пришли к выводу, что фразеологизмы делают речь яркой, разнообразной, выразительной, эмоциональной, но сами дети очень редко употребляют устойчивые выражения, т.к. не знают их значений и мало слышат их в процессе общения. С целью формирования умения употреблять фразеологизмы в речи принято решение провести исследовательскую работу. Ученики разделились на 5 групп. 1 группе нужно было найти и выписать фразеологизмы со словом нос, определить их значения. 2 группе – со словом уши, 3 – глаза (очи), 4 – рот, 5 – голова. Каждой группе сделать по 2-3 рисунка к фразеологизмам, подготовить по 1 презентации о происхождении какого-нибудь фразеологизма, составить по 4-5 предложений-советов с фразеологизмами.

Определили основные источники информации: фразеологический словарь, интернет.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний.

Слайд 1.

- Прочитайте предложение.

+ Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

- Как вы назовёте это предложение?

- Как понимаете смысл этой пословицы?

- Какое выражение в этой пословице передаёт значение ничего не делая?

- Как называется такое выражение?

- Наш сегодняшний урок посвящён фразеологизмам. Что такое фразеологизмы?

+ Устойчивые выражения.

- Почему они называются устойчивыми выражениями?

- Какую роль играют фразеологизмы в речи?

- Что необходимо знать, чтобы употреблять фразеологизмы в речи?

- С какой проблемой, касающейся употребления фразеологизмов, вы столкнулись?

- Столкнувшись с проблемой, вы не сидели сложа руки, а провели исследовательскую работу. Какова же была цель этой работы?

+ Узнать как можно больше фразеологизмов и их значений, чтобы употреблять эти выражения в речи.

- Какими источниками информации вы пользовались?

  1. Основная часть. Работа учащихся по группам.

- Итак, у нас сформировалось 5 групп исследователей. В каждой группе работали лексикологи, историки, художники. Слово предоставляется лексикологам 1 группы.

Учащиеся группы сообщают, фразеологизмы с каким словом они искали, сколько смогли найти. Читают фразеологизмы. Художники показывают рисунки, предлагают отгадать, какой фразеологизм изображён и что он обозначает.

- Фразеологизмы не только обогащают нашу речь, но и по-своему отражают жизнь нашего народа с давних времён, в них выражается дух народа. Его история и обычаи. Сейчас наши историки от каждой группы познакомят вас с происхождением некоторых фразеологизмов.

Слайды из презентаций учащихся.

Физминутка.

Показать фразеологизмы движениями.

Если на уроке вы ловите себя на том, что клюёте носом или считаете ворон, необходимо взять себя в руки, выбросить из головы всё, что не относится к учёбе. Если что-то непонятно, нельзя махать на всё рукой, надувать губы, играть с учителем в прятки. Навострите уши и работайте не покладая рук. Намотайте всё это на ус, и тогда вас точно погладят по головке.

- Каждая группа подготовила предложения-советы с фразеологизмами. Обменяйтесь своими предложениями с другими группами. Ваша задача – выписать из предложений фразеологизмы, с помощью фразеологического словаря найти и записать значения этих фразеологизмов одним словом или словосочетанием и подготовиться прочитать одно из данных вам предложений с фразеологизмом, а потом заменив фразеологизм его значением. Подумайте, есть ли разница. Как будете искать в словаре фразеологизмы?

- Какую разницу вы почувствовали, заметили, когда одну и ту же мысль выражали с фразеологизмом и без него?

- Фразеологизмов в русском языке очень много. Среди них есть синонимы и антонимы. Что это такое?

Интерактивная доска.

У каждой группы есть карточки с фразеологизмами. Разделите их на две группы: синонимы и антонимы. Подготовьтесь объяснить значение. Не забывайте пользоваться словарём.

После работы в группах учащиеся выходят к доске, распределяют фразеологизмы на группы синонимов и антонимов, объясняют их значение.

  1. Итог урока.

Слайд 2.

Знаю… Понимаю… Умею… Хочу узнать… Расскажу…

- Ваши презентации, рисунки советы с фразеологизмами мы объединим в одну презентацию от класса на школьный экран.

Дополнительный материал по теме «Фразеологизмы»

У разбитого корыта - о возвращении к первоначальному несчастному, бедственному состоянию после временного благополучия, счастья.

Выражение родилось из "Сказки о рыбаке и рыбке" Пушкина.

А Васька слушает да ест (ирон.) – о ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает, не считается с говорящим и продолжает делать свое (обычно предосудительное) дело.

Выражение – цитата из басни И. А. Крылова «Кот и повар» (1813). В басне повар укоряет кота Ваську за то, что тот ворует пищу на кухне. Васька же, слушая укоры повара, спокойно продолжает есть украденного цыпленка.

На деревню дедушке - без адреса или с неточным адресом.

Из рассказа А.П. Чехова "Ванька": мальчик написал письмо, а на месте адреса написал: "На деревню дедушке".

Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: водой …

Мы исходили городок буквально вдоль и …
И так устали мы в дороге, что еле …

Товарищ твой просит украдкой
Списать ответы из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…

Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, …
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....

Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.

Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...