Ход урока | Действия учителя | Действия учеников |
1.Организационный момент.
| Здравствуйте! Я приветствую вас на уроке русского языка.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. |
|
2. Мотивация | - Сегодня у нас необычный урок. Это урок - деловая игра «Заседание редакционного совета классной газеты по русскому языку».
Все ученики класса - корреспонденты: 1 ряд-отдел новостей (ведущий корреспондент Разеев Илья),
2 ряд-отдел писем (ведущий корреспондент Белкин Кирилл),
3 ряд-отдел информации (ведущий корреспондент Козлова Анастасия),
главный редактор нашей газеты – Я. - От каждого зависит успех нашего дела. - Оценивать свои достижения вы будете в контрольных листах, которые находятся у вас на парте, с помощью знаков: «+» - выполнил правильно; «V» - было трудно; «?» - нужна помощь.
- Итак, начинаем заседание нашего редакционного совета. Слово отделу писем: |
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ «+» - всё получилось; «V» - было трудно; «?» - нужна помощь; № | Этапы | знаки | 1 | Орфографическая разминка |
| 2 | Верные и неверные суждения |
| 3 | Самостоятельная работа |
|
|
Повторение СЛАЙД
Работа проходит в три этапа: индивидуальная работа; взаимопроверка: рабата в парах – обратная связь; проверка по образцу.
|
у высокОЙ гОры, грозный леВ, по зелёнОЙ аЛЛее, белокрылый голуБь, к лёгкОМУ облАку на заброшенную старую лесТницу.
Если вариант работы совпал с образцом, занесите в контрольный лист знак «+», если у вас совпали 2 пары слов «V», если одна пара «?». | Отдел писем: - Наш друг Афанасий прислал нам необычное письмо, давайте его прочитаем. СЛАЙД «Ребята! Приглашаю вас в гости. Добраться ко мне можно просто. У подножия высок… расположился удивительный город. Его охраняет грозный
Но вы его не бойтесь!
Смелее проходите по зелен… Дождитесь, когда белокрылый поднимется
к лёг… и его тень упадет на заброшенную старую Она приведет вас к моему дому. Ваш Афанасий».
- Афанасий предлагает нам орфографическую разминку. - Вставьте пропущенные буквы, замените картинки словами, объясните написание.
|
Определение темы урока | -Что делает Афанасий? -Можно ли плыть, не совершая действий руками и ногами? -А представьте себе мир, где остановилась жизнь. - Можно ли жить в таком мире? - Значит, нужны действия и слова, которые их называют. Есть такая часть речи. - Первые буквы каждого слова-картинки подскажут вам название части речи, изучение которой мы начинаем.
| СЛАЙД
Плывѐт.
Это будет застывший, неподвижный, мертвый мир, где остановилась жизнь.
ГЛАГОЛ (запись темы урока) |
Активизация знаний | Скажите, ребята, а кто уже знакомы с этой частью речи? - Проверим. Задание «Верные и неверные утверждения». Вам предлагается ряд утверждений, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют действительности, обосновать свое мнение.
В контрольном листе поставьте знак «+», если вы ответили правильно и ваши ответы совпали с моими (№ 2,4,6). Если на 2 вопроса - «V», на 1 «?»
-Сформулируйте определение. Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? |
1.Глагол – это признак предмета; 2.Глагол – это часть речи; 3.Глагол – это предмет; 4.Глагол – обозначает действие предмета; 5.Глагол отвечает на вопросы: кто? что? 6.Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
Учебник, правило на с. 105
|
| - Подведет итог отдел информации.
| Отдел информации: Интересная часть речи В русском языке живёт. Что делать, что сделать учащимся школ? На эти вопросы ответит глагол.
Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, Что им делать говорит, Строго сам за тем следит.
Глагол всегда в движении На месте не сидит. Он прыгает и бегает, смеётся и шалит. То красит, то рисует, то песенки поёт, Как маленький ребёнок спокойно не живёт. |
Постановка цели СЛАЙД | -Что же нам еще нужно знать о глаголе? -Какую цель поставим перед собой на урок? - Итак, перед нами стоит такая цель: научиться отличать глагол от других частей речи, а вопросы Откуда взялось это слово? Роль глаголов в речи? Как отличить глаголы от других частей речи? помогут нам в этом. Итогом нашей работы будет выпуск газеты «Глагол» |
Научиться отличать глагол от других частей речи.
|
Физкультминутка | Я называю слово, если это глагол, вы поворачиваетесь друг к другу лицом и обмениваетесь хлопками, если слово выражено другой частью речи, вы приседаете. Делать, сделать, письмо, подписать, отвёз, занёс, посылка, радостный, день, смотреть |
|
Работа по формированию новых знаний
Самостоятельная работа | Откуда произошло это слово? Послушаем отдел информации.
- Прочитайте текст упражнения 346 с. 104.
- Что вы можете добавить о глаголе?
- А я хочу сказать словами писателя А.Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи». - Сможете ли вы сейчас подобрать самостоятельно к существительному глагол? -Что для этого нужно сделать?
Уч. с.103, упр.345 - Подберите и запишите к каждому существительному как можно больше слов со значением действия – глаголов. | Отдел информации: 1. В словаре Даля глагол означает: 1) слово, речь; 2) часть речи, выражающая действие, состояние человека. 2. Термин «глагол» в переводе с латинского значит «слово, речь».
Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов - важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. (По Л. Успенскому)
Поставить вопрос что делать? что сделать? от существительного Отделу писем слово «мальчик», отделу новостей – «птица», отделу информации – «рыба». |
| - А для чего нужны глаголы, какую роль играют в речи? Слово отделу новостей.
-Сравните тексты. Чем они отличаются? - Какие слова «оживили» картину? -Почему? - Чем похожи все эти слова? - Для чего нужны глаголы? |
Отдел новостей: - Мы прочитаем вам тексты из упражнения 344, а вы представьте картины, которые нарисованы словами (тексты читают два ученика). Отличие второго текста отличается тем, что в него добавлены глаголы, которые оживили картину.
Обозначают действие предметов. Без них не построишь предложение, не расскажешь, что произошло… |
Закрепление | - Приближается праздник 8 марта, и задание будет на эту тему. Результатом будет стихотворение, которое мы подарим гостям На столах у вас карточки с заданием. Синяя - простое задание: прочитай текст. Подчеркнуть глаголы.
Красная – усложненное задание: вставь пропущенные глаголы, используя слова для справок.
Желтая – творческое задание – придумать стихотворение Степень сложности выберите сами. |
С первой капелью, с последней метелью, С праздником ранней весны Вас поздравляем, сердечно желаем Радости, счастья, здоровья, любви!
Пусть всегда женский день …, Пусть … в Вашу честь ручейки, Пусть солнышко Вам …, А мужчины Вам …. цветы.
|
Итог
| - Подведем итоги заседания. - Что такое глагол? - Чем он отличается от других частей речи?
- Заполним нашу газету:
|
Вопросом, значением, ролью в речи
ГЛАГОЛ - обозначает…. отвечают на вопросы… образовались от старославянских слов… значение… |
| - Подумайте, как бы вы продолжили предложение «Сегодня на уроке я...» - На рисунке мишени отметьте, насколько вы близки к цели урока, т.е. безошибочному определению глаголов среди других частей речи. |
|
Домашняя работа
| В таблице найти 10 глаголов и записать их в тетрадь. |
К | М | Л | О | В | И | Т | Ь | Ф | Р | М | Й | П | Е | Р | Е | Х | О | Д | И | Т | Ь | К | И | Т | С | Р | А | Г | А | Ч | А | Н | О | Т | Е | И | Т | Л | П | Р | И | С | О | Н | Ь | Т | Д | Е | И | Р | И | С | М | С | Й | К | Ь | Е | Т | Т | Л | Т | Н | Д | Т | И | Е | С | Т | Ь | Ь | Н | Ь | П | Т | О | П | Е | Т | Ь | Р | И | О | Д | Ю | О | Я | Н | Й | Н | О | Т | Д | Ш | М | В | Я | Т | Щ | К | А | Н | А | О | П | Л | Ы | Т | Ь |
|