Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Правописание проверяемых букв согласных в корне слова" (УМК "Школа 2100")
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

Никитина Наталья Борисовна

В данной теме урок № 2. Урок нацелен на развитие умений находить разные виды орфограмм - букв согласных в корне, графически обозначать их. Развивать навык объяснять выбор букв с опорой на изученное правило. Этапы урока взаимосвязаны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_na_konkurs.docx32.12 КБ
Файл mststyorskaya_sosh.pptx683.86 КБ

Предварительный просмотр:

Никитина Наталья Борисовна

учитель начальных классов

МБОУ «Мстёрская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района»

Класс: 3

Тема урока:  «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова»

 

Урок русского языка  в 3 классе (УМК «Школа 2100»)

Тема: Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. В данной теме урок № 2.

Цель: развитие умений находить разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, графически обозначать их, объяснять выбор букв, опираясь на обобщённое правило написания орфограмм-букв согласных в корне слова.

Задачи:

Образовательные:

-создать условия для закрепления умений учащихся проверять буквы согласных звуков в корне слов по обобщённому правилу и развивать умение видеть изученные орфограммы в словах;

- отрабатывать умение правописания слов с изученными орфограммами.

Воспитательные:

- воспитание у учащихся: чувства любви к родному языку и окружающему миру, уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Развивающие:

- развивать у учащихся: речь, память, мышление и  мотивацию к изучению предмета.

Оборудование: кроссворд, семафоры, презентация к уроку, задания от Осени,. осенние листья, учебники

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Учитель:

 Всё начинается со школьного звонка,
В далёкий путь отчаливают парты,
Там, впереди  -  покруче,  будут старты, 
И  посерьёзней,   будут, а пока:
Нас ждёт урок ...русского языка.

  1.  Словарная работа.

 Отгадайте загадку:

     Есть в квартире молодец,

          Математик и мудрец.

Постоянно, круглый год

Точный счёт он дням ведёт.

(Календарь.)  (Календарь – способ счисления дней в году.)

  1. Пальчиковая гимнастика:

На руке моей 5 пальцев: 5 – держальцев, 5- хватальцев,

Чтоб держать и чтоб пилить, чтобы брать и чтоб дарить,

Чтобы их же посчитать: 1, 2, 3, 4, 5…

 

Учитель:

- Запишите это слово самостоятельно, выделите корень, подчеркните «опасные места».   Составьте и напишите два однокоренных слова слову «календарь»  (календарный, календарик).

        

- Какие слова называют однокоренными?   (Слова близкие по значению, с общей частью – корнем.)

- Какое время года на календаре?  (осень)

  1. Чтение учителем стихотворения  Бунина И. «Листопад»,  показ иллюстрации с изображением осени:

(СЛАЙДЫ 2,3,4,5 с изображением осени)

Лесточно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Посмотрите, на это разнообразие цвета листьев в осеннее время…(5 слайд)  

Меняя окраску, листья напоминают узоры игры «Калейдоскоп». А что такое «калейдоскоп»?

Калейдоскоп -  оптический прибор – трубка с зеркальными пластинками и цветными стёклышками, при поворачивании складывающиеся в разнообразные узоры,  (детская игрушка).

-  Ребята, а у кого в детстве была эта игрушка?

- Сегодня на уроке русского языка мы поиграем в игру, а её название нам скажет Осень. А принесла их нам красавица – Осень (входит Осень, показывает название игры:  «Осенний  калейдоско…», раскладывает осенние листья, на обратной стороне которых даны задания).

Только узоры нашего калейдоскопа составят задания по русскому языку.

Дети хором: Осень, осень, в гости просим!

Осень: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам сыграть в игру «Осенний калейдоскоп». Только сменой узоров будут разнообразные задания по русскому языку, написанные на листочках.

- А какие орфограммы присутствуют в слове «осенний»? (удвоенная согласная в корне слова - осенний).

- А можно ли проверить? (нет, такие слова надо запомнить).

- Какая буква пропущена в слове «калейдоскоп»?

- На какую орфограмму?  

- Как проверить?

- Сегодня, это одна из орфограмм нашего урока.

- Какие ещё орфограммы согласных в корне слова вы знаете? (непроизносимая согласная в корне слова).

 - А как  её проверить?  Давайте вспомним правило (стр. 83) (Слайд 6)

 Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

5. Задания из «Осеннего калейдоскопа»:

- Какая орфограмма станет ещё одной героиней нашего урока, вы сможете ответить, выполнив задание «Осеннего калейдоскопа».

ЗАДАНИЕ № 1

 Игра   «Найди лишнее», это задание содержит  орфограмму…

( Слова: справедливость, доброта, хвастливость -  даны на  СЛАЙДЕ 7)

- По какому признаку определите «лишнее» слово?  (доброта – на конце слова нет мягкого знака; хвастливость – отрицательная черта характера человека).

- А по какому  ещё признаку можно выбрать это слово? (непроизносимая согласная «т» в корне слова).

- Прочитайте ключевые слова темы, стр. 85 (СЛАЙД № 8)

- Кто догадался, какая будет сегодня тема урока?

Тема записана на доске: «Правописание проверяемых согласных в корне слова».

6. Сформулируйте  цель нашего урока?

- Находить слова с орфограммами-буквами согласного в корне, с непроизносимыми согласными звуками, обозначать их на письме, применять общее правило правописания.

ЗАДАНИЕ № 2 «Составь предложение».

- Составьте и запишите предложение со словом (на слайде № 7), обозначающим положительную черту характера (доброта, справедливость).

- Ребята, а из какого источника информации будет  следующее задание нашего калейдоскопа, вы поймёте, собрав слово…

ЗАДАНИЕ № 3  Игра «Шифровка»

У - ч-е-б-н-и-к.

Работа по учебнику: стр. 83, упр. 94

- работа с текстом упражнения;

- самостоятельное выполнение упражнения (с последующей проверкой  по эталону «По - секретику»).

- Дети, выполнив задание до конца, просигнальте семафорами.

7.Физкультминутка (под музыку):

          Учитель называет парный согласный,

дети «рисуют» движениями туловища его пару,

 строчную согласную: «т», «з», «к», «ж», «ф

ЗАДАНИЕ № 4   Отгадывание кроссворда (класс делится на 6 групп)

                    

КРОССВОРД: 

Задания:

  1. Этот овощ убирают в конце осени…
  2. Опадание листьев у деревьев…
  3. Осенью оно светит реже…
  4. Существительное, образованное от глагола – моросить…

Ключевое слово: осень

 

1.

м

о

р

к

о

в

ь

2.

л

и

с

т

о

п

а

д

е

3.

С

о

л

н

ц

е

4.

и

з

м

о

р

о

с

ь

8.Д/з: упр. 99, стр. 85

9.Рефлексия:   Учитель:  Посмотрите на листья клёна, на что они похожи? (на пальцы руки)

Зажмите пальцы  в кулак  и …

- Кому было интересно – разожмите мизинец;

- Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный;

- Кто хорошо работал на уроке – средний;

- Кто помогал  работе  в группе – указательный;

- Кому урок понравился – большой;

Осень: Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания «осеннего калейдоскопа». Вы хорошо знаете русский язык. До новых встреч!

Учитель: Ребята, а мы достигли цели , которую ставили в начале урока?

- Чему мы учились на уроке?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Мстёрская сош » учитель начальных классов Никитина Наталья Борисовна Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова»

Слайд 2

Лес, точно терем расписной…

Слайд 6

ПРАВИЛО : Когда мы проверяем написание букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки в корне и непроизносимые согласные звуки в корне слова, мы действуем одинаково.

Слайд 7

Найди «Лишнее» слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ ДОБРОТА ХВАСТЛИВОСТЬ

Слайд 8

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТЕМЫ: корень слов о днокоренные слова н епроизносимый согласный звук о бозначение на письме о рфограмма – буква согласного в корне о бщее правило правописания

Слайд 11

Источники информации: Картинки на тему: «Осень» http:// www.freevector.com/site_media/thumbs/d2/6a/d26a7dd02ac27a738d8b610670750268.jpg http:// lol54.ru/uploads/posts/2013-09/1380372522_lol54.ru_11.jpg http://lol54.ru/uploads/posts/2008-11/thumbs/1227255908_938786_0062.jpg http:// w7t.ru/zooms/7d9a/s/49e4d31d0e.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Конспект урока+презентация урока русского языка 3 класс "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"

Урок проводится в форме путешествия. На уроке формируется умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах, развивать речь, расширять словарный запас. ...

Конспект урока русского языка в 3классе по теме: Правописание слов с безударными гласными в корне.

Конспект  урока  русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне" по новым стандартам ФГОС....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Конспект по русскому языку 3 класс на тему: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»

Тема: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»Класс: 3Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)Цель:Содержательная: сформировать знания о способах проверки безударных гласных ...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Слова с удвоенной буквой согласного». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения писать слова с удвоенной буквой согласного; формирование знаний этимологии слов с удвоенной согласной.Планируемые результатыПредметные: знать, как писать...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему: "Правописание частицы НЕ с глаголами"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИЦели деятельности учителя: знакомство с ролью частицы не,’ формирование умения писать частицу не с глаголами раздел...