« Главные члены предложения »
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Дорош Клавдия Алексеевна

           - введение  понятия «подлежащее»  и «сказуемое»; отработка  алгоритма  поиска  главных  

              членов  предложения;

           - развитие  орфографической  зоркости  учащихся,  внимания,  памяти,  мышления;

           - воспитывать аккуратность,  любознательность,  любовь  к  природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_no2.zip888.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоминская средняя общеобразовательная школа»

Каневского района Краснодарского края

Конспект урока по русскому языку

 в 3 классе


« Главные члены предложения »

подготовила

учитель начальных классов

Дорош Клавдия Алексеевна

Ст. Новоминская

2011год

j0078952

Задачи  урока:

           - введение  понятия «подлежащее»  и «сказуемое»; отработка  алгоритма  поиска  главных  

              членов  предложения;

           - развитие  орфографической  зоркости  учащихся,  внимания,  памяти,  мышления;

           - воспитывать аккуратность,  любознательность,  любовь  к  природе.

Оборудование:  карточки-перфокарты   для  индивидуальной  работы  учащихся,  тетради,              

                                шишки-жетоны,  учебник «Русский  язык» (авт.- С.В.Иванов)

                                карточки-рисунки  с  заданиями,  таблица  с  алгоритмом  разбора  предложения

Ход  урока:

I. Оргмомент

                                 Проверь,  дружок,

                                 Готов  ли  ты  начать  урок?

                                 Все  на  месте, все  в  порядке:

                                Книги,  ручки  и  тетрадки?

II.  Сообщение  цели  урока

У.- Ребята,  сегодня  почтальон  принес  письмо. Я  его вам  прочитаю –

     

                       Здравствуйте,   ребята!

        Я  приглашаю  вас  в  лесную  школу.

    Помогите  мне  объяснить  зверятам  новую  тему.

     С  уважением…

 
               

  У.-  К  сожалению,  рисунок автора  разорван  на  части.

 Мы должны  его  собрать. На  обратной  стороне  каждой  части  рисунка  написаны  вопросы.

 Если  вы  правильно  на них  ответите, то  узнаете, кто  отправил  письмо  и  просит  помощи.

 За  правильные  ответы  будут  даны  шишки-жетоны.

III.  Повторение  изученного  материала

                       (Дети поочередно  выбирают  части  рисунка  и  отвечают  на  вопросы)

1-ая  часть =    

 

  Как  на  письме  отделяется    

                                          предложения?

Д.-  Первое  слово  в  предложении  пишется  с  большой  буквы, в  конце  предложения  ставится  точка,  вопросительный  или  восклицательный  знак,  может  быть  и  многоточие.

                                      2-ая  часть =  

 

  Приведите  примеры  повествовательного,  вопросительного,  восклицательного  и  побудительного  предложения.

   (Дети  приводят  свои  примеры)

3-я  часть =  

  Как  пишутся  имена  и  фамилии  людей,  

  клички  животных?

an02359_

Д.- Имена, фамилии, клички, города

      Все  с  заглавной  буквы  пишутся  всегда.

      Начинает  буква  важные  слова:

      Иванова  Анна,  Волга  и  Москва.

 4-ая  часть =  

 Как  обозначаются  звуки  на  письме?

j0287385

Д.- Звуки  на  письме  обозначаются  буквами.

У.- Какие  бывают  звуки?

Д.- Гласные  и  согласные.

У.-  Как  отличить  гласный  от  согласного?

Д.- Воздух  свободно  идет  через  рот,

      Нет  препятствий  разных.

       Голос  участвует, голос  зовет -

       Звук  получается  гласный!

                                 5-ая  часть =  

  Как  отличить  согласный  

   звук  от  гласного?


                    Д.-   А  согласные  согласны

                            Шелестеть, шептать, скрипеть,

                            Даже  фыркать  и  шипеть,

                            Но  не  хочется  им  петь!

6-ая  часть =  

    Как  пишутся  сочетания

    ЖИ – ШИ, ЧА –  ЩА, ЧУ – ЩУ?

j0290682

Д.-  В  сочетаниях ЖИ – ШИ

       Только  «И»  всегда  пиши!

       В  сочетаниях  ЧА – ЩА

       Пишем  только  букву  «А»!

       В  сочетаниях  ЧУ – ЩУ  

       Пишут  только  букву  «У»!

7-ая  часть =  

     Как  пишутся  сочетания

     ЧК  и  ЧН?


Д.-  Козочка, горочка,

     Тридцать  три  пригорочка!

     Ой, ЧК! ЧК! ЧК!

      Кочка, почка,  звездочка.

      Срочный, уличный, ночной.

      Точный, шуточный, речной.

      Знаем  мы  наверняка,

      Где  ЧН, а где  ЧК.

      Эти  сочетания  пишем  без  мягкого  знака.

 

 ( По  мере  ответов  на  вопросы  учителя  на  доске  складывается  рисунок  медведя)

У. - Кто  изображен  на  рисунке?                                                      

Д.- Медведь.

У.- Мишка  косолапый

      В  школу  к  нам  пришел.

      Объяснить зверятам  тему

      Просит  он.

IV.Сообщение   темы   урока

 У. - А  тема  урока – « Главные  члены  предложения».    Отправляемся  в  Лесную  школу.

                                                                              j0370140

     

                                                                                                           

У.- Вот  так  чудо  из  чудес:

     Мы  попали  с вами  в  лес. 

     У  зверят  идет  урок.

     Медведь – учитель  очень  строг.

1. Минутка  чистописания                                              

У.- Итак, мы  попали  с  вами  в  лес.                                                    

Сегодня  в  чистописании  мы  пропишем  букву, которая  соответствует  первому  звуку  

в  слове  ЛЕС.                             

j0404701

Дети  записывают:

   

      Лл   лл   лл   лл

     Лес   лесок    лесная   лесник

                                                                                     

У.- Что  объединяет  эти  слова?

Д.- Корень, общий  смысл.

У.- Какое  слово  является  проверочным  для  всех  слов?

Д.- Слово  «лес».

У.- Какое  слово  «лишнее»? Почему? Разберите  это  слово  по  составу.

Д.- Это  слово  «лесная». Все  имена  существительные, а это -  имя  прилагательное.

У. - Молодцы! Вы  справились  с  этим  заданием.

У. - А  теперь  составим  предложение  с  одним  из  этих  слов.

   ( Лучшее  предложение  записывается  в  тетрадь)

2. Работа  над  темой  урока

У.- Рассмотрите  картинку.  Кого вы  видите?

Д.- Медвежонка.

У.- Составьте  предложение  со  словом  «медвежонок».

 Д.- «Медвежонок  ест мед».

У.- Представьте, что из  предложения  выпало  первое  слово. Что получилось?

Д.- «Ест  мед».

У.- Про  кого  мы  не  смогли  узнать?

Д.- Про  того, кто  ест.

У.- Нравится  вам  такое  предложение?

Д. - Нет.

У.- А  теперь  из  предложения  выпало  второе  слово. Что  получилось?

Д.- «Медведь мед».

У.- О  чем  не  узнали?

Д.- Что  делает  медведь.

У.- Из  предложения  выпало  третье  слово. Что  получилось?

Д.- «Медведь  ест».

У.- Можно  назвать  это  предложением?

Д.- Да!
У.- Верно, это - предложение. Слова,  которые  входят  в  это  предложение, называются  главными.  Без  них, как  вы  сейчас  убедились, предложение  не  получится.

 Прочитаем  правило  на  стр.50 -51  учебника  о  главных  членах  предложения.

              (дети  читают  правило  сначала  про  себя,  затем  вслух  хором)

У.- Так  без  каких  слов  не  может  существовать  предложение?

Д.- Без  подлежащего  и  сказуемого.

У.- Какое  второе  название  есть  у  главных  членов?

Д.- Грамматическая  основа.

У.- На  стр.51 учебника  прочитаем  алгоритм  нахождения главных  членов  предложения.

Как  находить  подлежащее  и  сказуемое,

то  есть  грамматическую  основу  предложения

  1. Найди  слово,  которое  называет  то,  о  ком или  о  чем  говорится  

      в  предложении.

  1. Проверь,  отвечает  ли  это  слово  на  вопросы  КТО?  или  ЧТО?
  2. Найди  слово,  которое  называет,  что  делает  или  каков  тот,  о  ком  сообщается  в  предложении.
  3. Проверь,  отвечает  ли  слово  на  вопросы  ЧТО  ДЕЛАЕТ?  

      ЧТО  ДЕЛАЛ?  ЧТО  БУДЕТ  ДЕЛАТЬ?  КАКОВ?

                                  (На  доске  вывешивается  таблица  с  алгоритмом)

                 (Дети  вместе с  учителем  разбирают  предложения синтаксически) 

 j0343395

Физминутка:

                               

        Руки  подняли  и  покачали –                          

        Это  деревья  в  лесу. 

        Руки  согнули, кисти  встряхнули—

                 Ветер  сбивает  росу.

                 В  сторону  руки, плавно  помашем -

                 Это  к  нам  птицы  летят.

                 Как  они  тихо  садятся

                 Покажем -

                 Крылья  сложим  назад .

V.  Закрепление  изученного  материала

1.  У.- Выполним  упражнение  №  1 (стр.52)  учебника. Надо  письменно  ответить  на  вопросы  

и записать  предложения, а  потом  найти  и  подчеркнуть  в  них  подлежащее  и  сказуемое.

Например:  «Рыба  водится  в  реке».  

                                                                                j0281171

Д.- В предложении  говорится  о  рыбе.

    (Кто?) рыба – это  подлежащее, подчеркиваем  одной  линией.

     Рыба (что  делает?) водится – это  сказуемое, подчеркиваем  двумя  линиями.

У.- Вы отлично  справились  с  этим  заданием. Я  думаю,  ученикам  лесной  школы  все  стало  ясно  и  понятно, как  находить  главные  члены  предложения.

2.  У.- А  сейчас  выполните  упр. № 2 (стр. 52)  учебника. Нужно  найти  в  предложениях  грамматическую  основу  и  записать  в  тетрадь.

                     

                           ( Дети  выписывают  самостоятельно) 

   Солнце  закатилось.  Тени  легли.  

   Ежиха  вылезла.  Ежата  показались.

                      j0331795        j0331795

       
                                                 
               

                                 ( Взаимопроверка  тетрадей )

3.  Самостоятельная  работа

 

  Зверька  узнаем  мы  с  тобой

  По  двум  таким  приметам:

  Он  в  шубке  серенькой  зимой,

  А  в  рыжей  шубке  летом.

У.- Отгадайте  загадку:    

                                               

j0078934

Д.- Это - белка.

У.- Правильно. Она  принесла  вам  задание.

   Учитель раздает  учащимся  индивидуальные  перфокарты,  на  которых  надо определить

     и   подчеркнуть   главные  члены  предложения

   Проверка  правильности выполнения  задания  учениками-консультантами

VI. Итог  урока

У.- Вот  и  закончился  урок  в  лесной  школе. Сейчас  мы  узнаем  самого  прилежного  ученика.

                      (Подсчет  шишек  и  выставление  оценок)

 

У.- Чему  вы  научились  на  уроке?

  Что  понравилось  на  уроке?

     

                                               j0232133

Список использованной литературы

1. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова  Русский язык.3 класс Ч. 1.  М: - «Вентана - Граф», 2010.

2. В.В.Волина «Занимательное  азбуковедение». М:- « Просвещение», 1991.

3. В.В.Волина « Веселая грамматика». М: - «Знание»,1995.

4. М.А.Козлова «Я иду на урок». М: - «Первое сентября»,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».

Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Предложение. Главные члены предложения

Урок закрепления пройденного материала по теме "Предложение. Главные члены предложения"...

Предложение: "Главные члены предложения", 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация выполнена к теме "Главные члны предложения" в 3 классе, УМК "Гармония"....

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Учебный предметРусский языкКласс4Дата19.10.2017УМК«Перспектива»Тема урокаГлавные члены предложения. Второстепенные члены предложенияТипЗакрепление изученного материалаЦель урокаА) предметн...

Предложение. Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

Урок русского языка во 2 классе с использованием дистанционных образовательных технологий. УМК «Школа России»...