Тема урока: «Наблюдение над общим значением однокоренных слов».
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Дорош Клавдия Алексеевна

 - дать понятие об особенностях  родственных (однокоренных)   слов;

  - развитие умения находить одноко-ренные слова, сравнивать и обобщать;

  - воспитывать любознательность, интерес к предмету,  внимание на уроке, аккуратность при работе в тетрадях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_koren_slova.rar13.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока: «Наблюдение над общим значением  однокоренных слов».

Цель  урока: - дать понятие об особенностях  родственных (однокоренных)      

        слов;

        - развитие умения находить однокоренные слова, сравнивать и

        обобщать;

                          - воспитывать любознательность, интерес к предмету,  внима-

         ние на уроке, аккуратность при работе в тетрадях.

Оборудование: рисунок дерева, кочек, цветов, доска, тетради учащихся,

        мультимедийный проектор, цветы.

Ход урока:

  1. Организация детей к уроку.
  2. Сообщение темы и цели урока:

--Сегодня на уроке, ребята, мы  познакомимся с однокоренными словами, понаблюдаем за общим значением однокоренных слов. Для этого нам надо совершить путешествие на волшебную полянку. ( вывешиваю рисунок дерева, кочек с цветами - подснежники и одуванчики). Наступила весна, сошел снег и появились на поляне первые весенние цветы.

--Отгадайте загадку:  Золотой и молодой

        За неделю стал седой,

        А денечка через два

        Облысела голова.

        Спрячу –ка  в карманчик

        Бывший …..(одуванчик.)

3.Подготовка кисти руки к письму:

а) --Вы правильно отгадали загадку. Сегодня нам надо нарисовать эти весенние цветы у вас в тетрадях на стр.82. Но прежде, чем мы это сделаем, нам надо подготовить кисть руки к письму.

(Гимнастика для пальчиков.)

Б)Работа в тетрадях на стр. 82. Дети  дорисовывают недостающие линии у цветов и раскрашивают один цветок. Остальные можно раскрасить дома.

4. Минутка чистописания:

--Вы хорошо подготовили свои палцы к работе, и теперь мы с вами должны написать две строчки букв без отрыва руки. Соблюдая параллельность палочек.

--На нашей волшебной поляне не хватает солнышка. Посмотрите на свои буквы, найдите самые красивые и нарисуйте над ними солнышко тем карандашом, который вам очень нравится.

(Физминутка) – « Наши нежные цветки….)

5.Работа по теме урока.

--Итак, ребята, тема нашего урока « Однокоренные слова»

Я вам сейчас расскажу сказку: Давно это было. На волшебной поляне поселились корни. Они обладали умением разрастаться. Когда корень разрастался, на  дереве появлялись  новые слова-слова-веточки. Так как они были все дети одного корня-папы, то их называли ОДНОКОРЕННЫМИ.  А еще их можно назвать родственными. Общую часть родственных слов так и зовут КОРНЕМ.

Посмотрите  на  наше  дерево  на полянке - оно необычное. ( На дереве написаны слова, которые надо снять и выставить в цепочку на доске) Это слова: гусь, гусята, гусак, гусыня. Дети называют корень этих  слов.

--А почему эта веточка не росла на нашем дереве? ( Слово « гусеница»)Докажите, почему это слово не является родственным для слов, написанных выше? (Объяснение детей)

--Молодцы, ребята!

6. Закрепление изученного материала.

А)А сейчас мы немножко поиграем и проверим, как вы усвоили материал.

(Показ слайдов на экране и найти « лишнее»слово)

Б)--А теперь давайте выполним задание в тетрадях на стр. 83, упр.5. Надо прочитать задание и выделить общую часть родственных слов – т.е. КОРЕНЬ.

(Выполнение упражнения, проговаривание написания)

7.Итог урока. 

--Молодцы, ребята, хорошо поработали! Посмотрите, на нашей полянке мало цветов.  А у вас на партах лежат цветочки. Дорисуйте на цветочках улыбку и давайте украсим нашу волшебную полянку цветами. Веселая, солнечная получилась полянка! Эту полянку я вам оставляю на память о сегодняшнем  уроке.

--Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Общаемся без слов"

Взаимопонимание кошки и человека...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Лексическое и общее значение слов"

Урок русского языка в 3 классе с использованием учебника Л.Я. Желтовской. Тема: "Лексическое и общее значение слова". Цель: систематизация знаний о группах слов с общим значением: предметности, призна...

Урок русского языка 1 класс "Наблюдение над общим значением однокоренных слов"

Урок разработан по системе Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века». Урок русского языка в 1 классе относится к блоку «Как устроен наш язык».Развитие активности, самостоятельности, инициативы...

конспект Мультимедийного урока по русскому языку 2 класс по теме "Наблюдение над написанием ипроизношением слов сбезударной гласной."

Конспеки мультимедийного урока по русскому языку по теме "наблюдение над написанием и произношением слов с безударной гласной."...

Конспект урока во 2 классе по русскому языку. Тема: "Общее повторение слов".

Цели деятельности учителя: учить обнаруживать на слух в словах мягкие согласные и обозначать их на письме; совершенствовать умение употреблять гласные после твёрдых и мягких шипящих....

Проверь себя по теме «Лексическое и общее значение слова».

Урок для  3класса. Повторение и обобщение материала....