Глагол - как часть речи (повторение)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Коптева Наталья Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Глагол как часть речи (повторение)».

Цель урока: через произведения А.С.Пушкина обобщить знания учащихся о глаголе, о его роли в языке, грамматических особенностях, совершенствовать умения распознавать части речи, развивать навыки точного употребления глаголов в речи, учить работать с толковым словарём С.И.Ожегова.

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

   Звучит музыка Г.Свиридова.

Учитель: Ваш милый образ снится мне,

                С пером, бумагой, при луне.

                Все Ваши строчки хороши,

                Частичка Вашей в них души.

                Стихи и сказки под пером

                Ожили враз, и в каждый дом

                Вошёл прекрасный наш поэт.

                Он гений, в этом спору нет.

 

Ребята, вы, я вижу, догадались, что эти строки посвящены замечательному поэту А.С.Пушкину. Наш урок пройдёт в форме путешествия по произведениям Пушкина.

А попутно мы повторим и обобщим всё, что знаем о глаголе как части речи.

Запишем в тетрадях сегодняшнее число. Шестнадцатое марта. Классная работа.

3.Минутка чистописания.

Минутка чистописания сегодня тоже будет проходить необычно. До сказочной страны мы можем доплыть по морю. С помощью букв и соединений мы изобразим морские волны.

                 

          Ветер по морю гуляет        

          И кораблик  подгоняет.

          Он бежит себе в волнах

          На раздутых парусах.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.4

(дети записывают строчки букв и предложение.)

-Почему в конце предложения стоит цифра 4?

(нужно разобрать это предложение по членам предложения и по частям речи.)

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

-Чем осложнено это предложение?

  (однородными сказуемыми.)

-Как связаны между собой однородные члены?

  (союзом и.)

4.Работа по теме урока.

1).Вот мы и прибыли в волшебную страну, которая называется        Лукоморье.

-А что такое лукоморье?

-Как об этом говорит толковый словарь?

 (ученик читает толкование слова в словаре С.И.Ожегова.)

Лукоморье – морской залив.

-В каком произведении встречается это название у Пушкина?

  (в поэме «Руслан и Людмила».)

2).-Прочитайте отрывок из этой поэмы.

      (отрывок записан на доске.)

      У лукоморья дуб зелёный;

      Златая цепь на дубе том:

      И днём и ночью кот учёный

      Всё ходит по цепи кругом;

      Идёт направо – песнь заводит,

      Налево – сказку говорит.

 -Какие орфограммы встретились в словах этого отрывка?

  (-правописание парной согласной на конце и в середине слова;

   -правописание безударной гласной в корне слова;

   -правописание разделительного мягкого знака;

   -правописание предлогов.)

 

-Какие части речи использует автор?

 (имя существительное – что? Лукоморье, дуб, цепь, день, ночь…;

 имя прилагательное – какой? Зелёный, учёный, златая;

 глагол – что делает? Ходит, идёт, заводит, говорит;

 предлоги – у, на, по.)

-На какой вопрос отвечают слова-кругом, налево, направо?

 (Как?)

-К какой части речи относятся эти слова?

 (К наречию.)

3).-Что вы знаете о каждой части речи? Давайте ответим по плану, который дан в упражнении №400.

4).Выполнение №399.

  -Прочитайте задание к упражнению.

   (3 ученика у доски.)

 -Почему над словом радостный стоит цифра 1?

 -Сделать звуко – буквенный разбор слова радостный.

5).Самостоятельная работа.

    -Перед вами известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

    -Прочитайте вслух.

    -Выписать все глаголы, которые Пушкин употребил для обозначения действия сказочных героев.

(Ходит, идёт, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несёт, тужит, служит, бредёт, чахнет, пахнет.)

 

-На какие вопросы отвечают эти глаголы?

-Прочитайте глаголы единственного числа.

-Прочитайте глаголы множественного числа.

-К какому времени они относятся?

-Поставьте глаголы в будущее время, в прошедшее время.

 

-Как изменяется глагол? (по числам и по временам)

6).-На острове, куда мы с вами попали, есть и другие чудеса.

     Я вам прочитаю отрывок из сказки Александра Сергеевича, а вы   представьте себе героя.

 

      Ель растёт перед дворцом,

      А под ней хрустальный дом,

      Белка там живёт ручная.

      Да затейница какая!

      Белка песенки поёт

      Да орешки всё грызёт.

 

   -Кого вы представили?  (белочку)

   -Как автор называет белочку?  (затейница)

   -Как объяснить значение этого слова. Обратимся к словарю С.И.Ожегова.

   (Затейник – весёлый человек, склонный к забавным выдумкам , затеям.)

  -Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова.

 (Затейница, затейливый, затея, затейник,)

 -Разберите слово затейница по составу.

 Физкультминутка.

7).Корабельщики дивятся,

    На кораблике толпятся,

    На знакомом острову

    Чудо видят наяву.

-Какие ещё чудеса таит в себе волшебный остров?

Разгадка таится в этих конвертах.

Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам следует их восстановить.

(дети работают по рядам)

1ряд.   блистают латы                  Все теперь идут в палаты,

            У ворот                              У ворот блистают латы,

            идут в палаты                    И стоят в глазах царя

            И стоят                               Тридцать три богатыря.

            Все теперь

            в глазах царя

            тридцать три

            богатыря

2ряд   и в море                        Лебедь около плывёт,

           Гибель близкую           Злого коршуна клюёт,

           Злого коршуна             Гибель близкую торопит,

           Лебедь около                Бьёт крылом и в море топит.

           Бьёт крылом

           топит

           плывёт

           клюёт

           торопит

3ряд     туча                               В синем небе звёзды блещут,

             по морю плывёт          В синем море волны хлещут;

             В синем небе               Туча по небу идёт,

             по небу идёт                 Бочка по морю плывёт.

             звёзды блещут

            В синем море

            Бочка

            волны хлещут

 

После того, как все четверостишия «расшифрованы» дети выписывают глаголы.

 

           

5.Итог урока.

 

Вот и закончилось наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина. Сказки… Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.

Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни Арины Родионовны Матвеевой. И каждый раз поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»

-Что же мы повторили сегодня о глаголе?

6).Выставление оценок.

    Домашнее задание-№401.

    Подготовиться к диктанту. Найти в тексте глаголы и определить время. Сделать в тетрадях разбор слов.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка « Глагол как часть речи" ( повторение)

Тема : Глагол как часть речи.( повторение)Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к родному языку;Через воспитание любви к Р...

«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)

Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...

Урок "Глагол как часть речи (повторение)"

Урок с организацией групповой работы...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)

Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....