Главные вкладки

    Урок обучения грамоте 1 класс
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Савельева Татьяна Ивановна

    Урок обучения грамоте (1 класс).

    Тема урока: Звуки (г) , (г*), буквы Г, г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                            

    Урок обучения грамоте (1 класс).

    Тема урока: Звуки (г) , (г*), буквы Г, г.

    Цели  урока:

        Познакомить учащихся с согласными звуками (г – г*), буквами Гг.

         Работать над развитием фонематического слуха:

                  а) учить слышать (г), (г *) в слогах, словах, предложениях;

                  б) определять место звука в слове.

         Расширять и уточнять словарный запас.

         Работать над развитием речи учащихся.

         Развивать память, внимание, моторику руки.

         Работать над техникой чтения.

         Совершенствовать навыки выполнения звуко-буквенного анализа слова.          Научить писать заглавную и строчную буквы Гг.

         Воспитывать бережное отношение к природе.

         Воспитывать интерес к чтению, формировать умение работать в паре, в       группе.

    Оборудование: касса букв, картинки с изображением грибов, слоговые таблицы, лента букв, портрет К. Чуковского, выставка книг писателя, отрывки из мультипликационных фильмов по сказкам К. Чуковского, презентация «Правила поведения в лесу».

                    Ход урока:

    1.Проверка домашнего задания:

            Чтение слов, текстов на стр. 118.

            Назвать парные согласные звуки, с которыми уже знакомы (б-п, д-т, з-с).

    2. Работа над пройденным материалом.

            Чтобы книги читать,

            Надо буквы повторять.

            Буквы сделала рука,

            А увидят глазки,

            Чтоб потом мы без труда

            Прочитали сказки.

    Из слогов, записанных на доске, составить имена детей: Ка, Ва, тя, ся, ня, Бо, ля, ря.

     

    - С какой буквы пишутся имена людей?

    - В каких слогах согласный звук мягкий?

          - Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки, согласные звуки, два звука.

    3. Работа по теме урока.

            Чтобы узнать, о чём вы узнаете на этом уроке, надо отгадать загадки:              

                                По лужку он важно бродит,

                                Из воды сухим выходит,

                                Носит красные ботинки,

                                Дарит мягкие перинки.    (Гусь)

                                Всех перелетных птиц черней,

                                Чистит пашню от червей.   (Грач)

                                Случается, и с неба камешки летят,

                                Прячутся прохожие, а всего-то…     (град)

                                В длинном домике зеленом

                                Много кругленьких ребят.

                                Меж собой они знакомы,

                                И все рядышком сидят.   (Горох)

      Чем похожи между собой слова гусь, грач, град, горох? (имеют букву г)

      Какое слово лишнее? (варианты ответов)

      Сегодня мы познакомимся с буквой «г» и звуками, которые она обозначает.                                  Как гогочет гусь? (Га - га - га...).

    Найдите одинаковый звук в словах: город, ягода, гора, грачи, голова, дорога, грибы, книга, иголка.

    Учитель демонстрирует карточку с буквами Гг. Произнесите этот звук. Какой он? (согласный) Почему? Звонко или глухо он звучит? (звонко)

    Вывод: (г) – это согласный звонкий звук.

    Из ленты букв попробуйте подобрать ему парный согласный (г – к)

             Перед нами буква Г

             Стоит, подобно кочерге.

     

    Знаете ли вы птиц, которые живут в лесу?  Соотнести картинку со словом: дятел, ворона,сорока, тетерев. Какое слово лишнее? (Дятел, два слога).

    Составьте схему для этого слова.

    Найдите схемы для остальных слов.

            Почему осенью птицы улетают от нас в тёплые края?

            Почему нужно заботиться о птицах, которые остаются зимовать у нас?

            Как вы это делаете?

    4. Работа с учебником.

            Рассмотрите старинное начертание буквы Г. Название буквы « гэ».

            Выделение звуков (г), (г,) из слов грибы, круги по рисункам на стр.123.

            Составление схем к ним на доске и в тетрадях.

            Чтение слогов с буквой Г.

    5. Физминутка.

                    На лесной опушке

                    Где жила кукушка,

                     Вырос гриб волнушка –

                     Шляпа на макушке.

                     Дождик шел, дождик шел,

                     Вышел на опушку.

                     Наклонился и нашел

                     Круглую волнушку.

                     Наша Даша в лес пошла,

                     Наша Даша гриб нашла.

                     Вот и нет волнушки

                     На лесной опушке!

    6.Закрепление изученного материала.

            Рассматривание иллюстраций на стр. 122 – 123.

            Перед вами сказочный городок, где все дома - это грибы всех видов и размеров. Жители     тоже грибы.

    Попробуйте узнать, какой гриб то ли дом, то ли житель этого удивительного городка.

    А какие еще грибы вы знаете?

    Учитель демонстрирует рисунки с изображением грибов, называет их. Многие виды грибов растут кругами, рядками, семейками. Это рядовки, свинушки, чернушки и др.                                                        

    Чтение слов вверху стр. 123.                                                                                                                                

    Отгадайте загадки:

    Я под шапкою цветной

    На ноге стою одной,

    У меня свои повадки,

    Я всегда играю в прятки. (Гриб)

    Под сосною у дорожки                                                                                      Кто стоит среди травы?                                                                                 Ножка  есть, но нет сапожек,                                                                         Шляпка есть, нет головы. (Гриб)

    4. Чтение  рассказа  стр. 123.

    Объяснение слов поганки (несъедобные грибы, ядовитые), боровики (белые грибы).

    Подбор заголовка к рассказу. Повторное чтение.

    —А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? (Высказывания детей).

    Давайте рассмотрим все возможные способы. Способ первый: мы будем рвать, тянуть гриб из земли.

    — Объясните, что произойдет? (Мы повредим грибницу, и  на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать  нельзя.)

    Способ второй: грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. Что происходит? (Грибница остается неповрежденной, новый гриб может  вырасти  на  новом  месте.)

    — Подходит нам этот способ? (Да.)         

    Еще один способ – третий: гриб не срезается, а выкручивается из земли. Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.

    Выберите способ, который наиболее верный.

     Итак, что же нового мы узнали о грибах?

       Повторить правила поведения в лесу. Почему эти правила необходимо выполнять?

    5.Чтение пословиц на стр. 122 и объяснение их значений.

    6. Чтение произведений детской литературы.

            Для чего нам надо знать буквы?

            Прочитайте фамилию очень известного детского писателя. (К. Чуковский).

            Какие его произведения вы знаете?

            Викторина по произведениям К Чуковского.

            1. Кто звонил по телефону?

            2. Кто просил прислать галоши?

            3. Кто искал квартиру Мойдодыра?

            4. Кто провалился в болото?

            5. Кто спас Муху – Цокотуху?

            6. Кто ехал «задом наперёд»?

            В каком из этих слов есть буква Г? (Бегемот)

            Чтение отрывка из произведения «Тараканище».

    7. Итог урока.

            С какой буквой мы познакомились на уроке?

            Какой звук она обозначает? (Согласный).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока обучения грамоте 1 класс

    На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

    Урок обучения грамоте 1 класс Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий Тема: Буква «Я,я» и ее звуковое наполнение.

    Урок обучения грамоте 1 классУчебник «Азбука» В.Г. ГорецкийУрок обучения грамоте сочетает в себе игровые формы работы с дифференцированными заданиями для групп учащихся с разным уровнем подготов...

    Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока: А.Л. Барто. Стихотворение «Помощница»

    Цель урока:           1.Познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто...

    Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "

    Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...

    Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.

    Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и  звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....

    Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»

    Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...

    Урок обучения грамоте. 1 класс. Система РО Эльконина-Давыдова. (урок постановки и решения учебной задачи)

    Тема: « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.Задачи: формирование УУД. Познават...