Урок русского языка в 3 классе. УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Шмелева Вера Геннадьевна

В данном файле содержится технологическая карта урока русского языка в 3 классе. УМК "Школа России". Тема урока "Склонение имён существительных. Падежи."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_ur_r_yaz_3kl.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О._Шмелева Вера Геннадьевна______________________________________ 
Предмет: _Русский язык_______________________________________________
Класс:___3___________________________________________________________
Тип урока:_изучение нового материала___________________________________

Тема

 Падеж имён существительных. Склонение.

Цель

 Дать представление о падеже и склонении имён существительных

Планируемые результаты

Предметные:

  • иметь представление о падежах, склонении имён существительных;
  • ознакомить с падежными вопросами;
  • уметь изменять имена существительные по падежам.

Личностные: 

  • бережное отношение к русскому языку;
  • стремление быть грамотным учеником.

Метапредметные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;
  • умение работать с таблицей учебника;
  • умение работать в паре, группе;
  • умение оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;
  • осуществлять поиск информации из материалов учебника
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы

Основные понятия

 Имя существительное, падеж, склонение, падежные вопросы.

Ресурсы

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса. 2 часть – М: Просвещение 2013
  • Карточки для индивидуальной и групповой работы
  • ИКТ

Используемые технологии

 Элементы проблемного обучения. Системно-деятельностный подход.

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

- Урок русского языка. Проверьте готовность к уроку. Перед началом урока давайте попросим благословения у Господа.

Ставит задачу – проверить подготовку рабочего места.

Чтение молитвы в начале урока.

Проверяют наличие необходимых учебных вещей. Молитва.

Регулятивные:

контроль за состоянием рабочего места.

Постановка познавательной задачи урока.

 - Прочтите тему нашего сегодняшнего урока.

- Постарайтесь предположить, что нового мы узнаем на уроке русского языка.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Подводит обучающихся к формулированию цели  урока.

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Напоминает обучающимся о правилах посадки при письме.

Читают тему урока,

формулируют цели урока,

записывают дату и вид работы.

Регулятивные:

целеполагание

контроль

Коммуникативные построение речевого высказывания.

Повторение изученного материала. Актуализация знаний.

- С какой частью речи мы будем работать на уроке?

- Что такое имя существительное?

- Что вы знаете об имени существительном?

(одушевлённые и неодушевленные – приведите примеры;

Имена существительные могут быть мужского, женского и среднего рода;

- Как определить род имени существительного?

Собственные/нарицательные- игра с мячом. Учитель называет сущ. Нарицательное, а ученик – собственное, связанное с нашим городом или его окрестностями. Например, река – Трубеж, город – Переславль, улица – Менделеева, храм – Смоленский, монастырь – Никольский, гора - Александрова и т.д.

Изменение по числам.

Учитель называет имена существительные в единственном числе, ученик – это же имя существительное во множественном: ангел, крыло, яйцо, торт, озеро, сметана.

Запишите 2 существительных, которые употребляются только в единственном числе, только во множественном числе.

Организует устный опрос.

Индивидуальная работа на карточке.

Организует игру с мячом.

Фронтальная проверка.

Дают определение.

Обобщают знания об имени существительном.

Выполняют задания на карточках.

Приводят примеры. Выполняют задание в тетради.

Познавательные:

обобщение, моделирование, структурирование знаний.

Регулятивные:

самоконтроль, коррекция.

Личностные: гражданская идентичность (знание объектов Переславкого края).

 

Проблемная ситуация

Прочтите стихотворение. Найдите в нем имена существительные.

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои!

Вспорхнули с ветки воробьи!

Обжили ветку соловьи!

- Как вы понимаете последнюю строку?

- Какие имена существительные вы нашли?

- Сравните написание слова «ветка» в 1 и в 3 строчках. Что вы заметили?

- Почему в 1 случае окончание – е, а во 2 случае – окончание – и.

Выдвигает проблему. Нацеливает мыслительную деятельность обучающихся на поиск решения проблемы (объяснения языкового явления).

Анализируют,

выявляют различия в написании слова, высказывают предположения для обоснования написания окончаний.

Познавательные:

Анализ стихотворения, установление связей.

Коммуникативные  осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение речевого высказывания.

Регулятивные: контроль.

Наблюдение за изменением форм имён существительных.

- Давайте понаблюдаем ещё за одним хорошо известным именем существительным.

Отгадайте загадку.

Хоть колюча, а не ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица ...
(сосна).

У вас на партах лежат карточки. В данные предложения необходимо вписать слово «сосна», поставив его в нужную форму.

… любит расти на сухих песках. Хвоя (чего?) …. всегда зелёная. Прилетел (к чему?) ….. дятел. Села (на что?) ….. синичка. Растут (под чем?) под …. маслята. Резвые белки  играют (на чём?)  на …..Они бесстрашно перепрыгивают с ветку на ветку.

- Почему же мы в слове «сосна» каждый раз писали разное окончание?

Организует учебное исследование (работа по карточкам) для выявления взаимосвязи. Подводит под понятие.

Читают текст, вписываю имя существительное в нужной форме, наблюдают за изменением окончаний.

Пытаются установить причину написания различных окончаний.

Формулирование вывода.

- От чего же зависит написание окончания у имён существительных? (Написание зависит от вопроса, на который отвечает имя существительное, или от того, в каком падеже оно стоит).

Это и есть склонение – изменение имён существительных по вопросам, или по падежам.

Контролирует выполнение работы.

Подводит обучающихся к выводу о зависимости написания окончания от формы вопроса.

Формулируют выводы наблюдений.

Познавательные:

подведение под понятие, выделение информации.

Физ. минутка

  1. Потягивание.
  2. Стихотворные  упражнения.
  3. На доске написаны условия выполнения заданий:
  • М.р. – 3 хлопка в ладоши
  • Ж.р. – 3 хлопка по голове
  • Ср.р. – 3 прыжка
  • Мн.ч. – 3 приседания

(слон, яблоко, мама, макароны, голоса, скамейки, облака).

  1. Посчитайте все изображения ангелов в классе.

Контролирует выполнение работы.

Выполнение физических упражнений.

Познавательные:

Анализ.

Знакомство с падежами

-  Сколько падежей в русском языке? Ответ мы можем найти в учебнике.

Откройте учебники на стр.37 и  прочитайте «Сведения о языке», названия падежей, вопросы, которые им соответствуют и имена существительные в каждой падежной форме.

- Какие имена существительные изменяются по вопросам кто? Кого? Кому? И т.д.

-Какие имена существительные изменяются по вопросам что? Чего? Чему? И т.д.

- Есть ли такие вопросы, которые присутствуют в разных падежах?

Организует работу с таблицей в учебнике. Осуществляет выборочный контроль.

Читают текст таблицы.

Формулируют вывод на основе личных наблюдений за изменением форм слов. Запоминают название падежей с вопросами.

Познавательные:

поиск и получение информации из учебника, моделирование (работа с таблицей)

Страничка для любознательных.

Интересно, во всех ли языках мира столько же падежей, сколько и в русском. Оказывается, нет.

В родственном русскому языку церковнославянском 6 падежей и ещё одна звательная форма. Такая картина и в литовском языке. В немецком языке всего 4 падежа, а в испанском их вообще нет.

В грузинском – 7 падежей, в финском – 16, а венгерском – 18.

Организует просмотр слайдов с информацией о количестве падежей в финском, молдавском, испанском, литовском, немецком языках.

Даётся индивидуальное домашнее задание детям из двуязычных семей: узнать сколько падежей в швейцарском и украинском языках.

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация (любовь к родному языку и уважение к языку других народов).

Закрепление изученного материала.

- Чтобы правильно поставить имя существительное в нужный падеж, подобраны вспомогательные слова: есть, нет, дать, вижу, доволен, думаю о…

Задание на карточках. Просклоняйте имя существительное. На карточках написано краткое обозначение падежей и вспомогательное слово.

И. п. (есть) ______________________

Р. п. (нет) ________________________

Д.п. (дать) _______________________

В.п. (вижу) ______________________

Тв. п. (доволен) __________________

Пр. п. (думаю)____________________

Пользуясь таблицей в учебнике, просклоняйте 1 ряд – имя сущ. стол, 2 ряд – лиса, 3 ряд – гнездо.

Давайте проверим выполнение работы. Если форма слова написана верно, ставьте + напротив падежа.

- Кому удалось правильно просклонять имя существительное?

- А теперь каждый сам попробуйте просклонять имя существительное. (Пособие «Ромашка», на обратной стороне лепестков написаны имена существительные).

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет индивидуальный или выборочный контроль.

Организует работу по группам.

Самостоятельная работа.

Индивидуальная, дифференцированная помощь.

Выполняют задания на карточке. Осуществляют взаимопроверку.

Запоминают название падежей, упражняются в склонении имён существительных.

Познавательные:

установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение работать в группе, построение речевого высказывания.

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

Работа на перспективу.

-Давайте вернёмся к нашему стихотворению и попытаемся определить, в каком падеже стоит имя существительное «ветка» в 1,3,4 строчках.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Определяют падеж.

Познавательные:

Анализ, установление причинно-следственных связей

Разбор домашнего задания

- Дома вы будете склонять всего два имени существительных. Каких? Давайте заглянем в упр. 67. Прочитайте задание.

- Что такое «полынья»?

-Прочитайте стихотворение, ставя имена существительные в нужной форме.

Организует работу с учебником.

Изменяют форму слов «полынья», «свинья».

Итог урока.

Рефлексия.

-  Где нам пригодятся знания о падежах и умение склонять существительные?

- Сколько в русском языке падежей?

- За что вы будете благодарить Господа в конце нашего урока?

Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: построение речевого высказывания.

Личностные: смыслообразование, духовно-нравственная ориентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

Урок русского языка 3 класс «Школа России»

Тема: Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё. Цель урока: Ознакомить с особенностями проверки слов с буквой е в корне. Развивать орфографическую зоркость и умения проверять слова...

Урок русского языка 4 класс Школа России

Открытый урок по русскому языку.Тема урока: «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода»....

Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...

Урок русского языка 3 класс. Школа России. Тема "Имя существительное"

Урок русского языка 3 класс по теме: "Имя существительное".  "Школа России"...

Урок русского языка 3 класс. Школа России. Тема "Имя существительное"

Урок русского языка 3 класс по теме: "Имя существительное".  "Школа России"...