Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в распознавании однокоренных слов»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Лазаренко Ольга Викторовна

Тема урока:  Упражнения в распознавании однокоренных слов.

Образовательные цели: распознавать группы  однокоренных слов, учить детей находить корень в словах, закрепить понятия однокоренные слова.

Развивающие:   развивать наблюдательность, коммуникативные способности, умение вести учебный диалог, работать в группе, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе.

 Тип учебного занятия: урок формирования и обобщения знаний                
Формы работы: фронтальная работа в группах, индивидуальная работа.

Дидактический материал и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, авторский цифровой образовательный ресурс – презентация в программе  Microsoft Offise Power Pоint; ;  карточки для работы в группах; рисунки, маски -схемы слов; карточки - условные обозначения для рефлексии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по теме

«Упражнения в распознавании однокоренных слов»

Учитель начальных классов

МАОУ «Лицей « №15

Лазаренко О.В.

 «Русский язык ».  2 класс. 1 часть;  авторы   Е.В. Бунеева,  Л.Ю.Комиссарова,  М.А. Яковлева ОС «Школа 2100»


I. Конспект урока

Тема урока:  Упражнения в распознавании однокоренных слов.

Образовательные цели: распознавать группы  однокоренных слов, учить детей находить корень в словах, закрепить понятия однокоренные слова.

Развивающие:   развивать наблюдательность, коммуникативные способности, умение вести учебный диалог, работать в группе, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе.

 Тип учебного занятия: урок формирования и обобщения знаний                
Формы работы: фронтальная работа в группах, индивидуальная работа.

Дидактический материал и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, авторский цифровой образовательный ресурс – презентация в программе  Microsoft Offise Power Pоint; ;  карточки для работы в группах; рисунки, маски -схемы слов; карточки - условные обозначения для рефлексии

II.Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дидактический материал и оборудование

1. Организационный момент

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

  Встаньте  ровно  возле  парт,

  Глазки  на  меня  глядят.

  Поприветствуем  гостей,

  С ними будет  веселей.

  -Улыбнитесь, девочки. Садитесь.

  -Улыбнитесь, мальчики. Садитесь.

Эмоциональный настрой

- Настроение хорошее? (Да)

- Дети,  вам  тепло?  (Да!)

- В  классе  светло?  (Да!)

-Я очень рада, что в начале урока вам тепло и уютно. И надеюсь, что в течение урока, а так же к его концу погода в классе не изменится. Прогноз погоды к каждому этапу урока нам помогут составить условные знаки. (показываю)

-  С помощью  них я увижу ваши проблемы и победы на протяжении всего урока. После каждого выполненного задания вы будете оценивать свою работу и сигнализировать мне карточками.

(говорю: «Если у вас всё получилось, то солнышко….)

Учащиеся садятся за парты

Учащиеся используют  картинки в конце каждого задания на протяжении всего урока.

Прогноз погоды

Карточки (у каждого ребёнка):

743ec28a5429.gif

 Всё получилось

Были сомнения

Был вопрос,

но я получил

на него ответ

Есть вопросыРисунок2.png

Слайд 2

2. Словарная работа

Послушайте загадку и скажите, кто будет помощницей на уроке? (читаю загадку о зиме)

Щиплет уши,  щиплет  нос,

 Лезет  в  валенки  мороз.

 Брызнешь  воду - упадёт,

 Не  вода  уже, а лёд.

 Снег  мешками  валит  с  неба

 И вокруг  сугробы  снега.

 Снегопады  и  метели  

 На  Мытищи  налетели.

 Двор  в  снегу. Белы  дома.

 В гости  к  нам  пришла….(зима)

Зимушка – зима приготовила для вас словарную работу. (открываем тетрадь и записываем число,  классная работа )

- Что вы нашли в тетрадях? Зима приготовила для вас сюрприз?

 ( в тетрадях лежат снежинки с заданием для каллиграфии)

- Что ж, давайте пропишем.

- Напишите слова «Классная работа».

Назовите  опасные  места. ( В середине  слова классная двойная  буква -с, в слове  работа- непроверяемая  буква- а в первом слоге). Запишите.

-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки…

Какие же словарные слова приготовила нам Зимушка? Внимание на экран…

 -Давайте оценим свою работу. Если вы не допустили не одной ошибки - поднимите солнышко этим детям я ставлю 5, если две ошибки – солнышко за тучкой, им я поставлю 4.Остальным надо будет дома повторить правописание этих слов и потренироваться в их написании.

Учащиеся слушают загадку и дают ответ

Учащиеся открывают тетради и записывают число, классная работа

Учащиеся записывают число, классная работа и прописывают буквы.

Учащиеся записывают слова в тетрадь, а затем сами себя проверяют по доске.

Учащиеся оценивают свою работу

Слайд 3

Слайд 4-9

3. Актуализация знаний.

А вот и следующее задание нашей помощницы: поиграем и обобщим знания, полученные на предыдущем уроке. Добавь слово в стихотворную строчку о зиме.

Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю …(
снег)

Словно в белый пуховик
Нарядился …(
снеговик)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех Весну встречает…(подснежник)

(Два слова лишних: первоцвет, снесёт. Слова на карточках на доске)

- Ребята, что это за слова?

- Что такое однокоренные слова?

- Подвести итог, что такое однокоренные слова.

- Запишите слова в тетрадь.

- А чтобы выделить корень и не ошибиться, давайте вспомним алгоритм, по которому выделяется корень в слове.

-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки…

Дети отгадывают, выходят к доске и выбирают правильные ответы.

Однокоренные, родственные.

Это слова, имеющие одинаковый корень и близки по значению.

Ученики возле доски записывают слова на доске.

Учащиеся повторяют алгоритм и выделяют корень в словах.

Учащиеся поднимают карточки.

На доске карточки-слова: снег, снеговик, подснежник, первоцвет, снесёт

Слайд 10.

4. Формулирование темы урока.

- А сейчас зимушка предлагает вам посмотреть на рисунки. Назовите предметы, которые вы видите.

- На какие две группы можно разделить эти слова?

 -Почему? (это родственные, однокоренные слова, потому что…)

- Выскажите свои предположения о теме урока, чему новому научимся? (ответы детей: мы сегодня научимся отличать одну группу однокоренных слов, от другой)

- Да, будем учиться распознавать группы однокоренных слов.

- Посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, чему мы будем учиться на уроке?

  А помогут нам в этом упражнения, которые нам приготовила Зимушка-зима.

-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки…

Учащиеся рассматривают рисунки и делят на группы.

Ответы учащихся: это однокоренные слова, у слов одинаковый корень, близки по смыслу.

В словах снеговик и снегурочка корень снег, а в словах колокол и колокольчик корень колокол.

Учащиеся формулируют тему урока.

Распознавать группы однокоренных слов, учиться находить корень в словах, закрепить понятие однокоренных слов.

Слайд 11.

На доске рисунки:

  http://nkozlov.ru/upload/images/0710/0710041626240.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/855/89855592_large_81608.png

http://www.pushkinlibrary.kz/images/kolok2.jpghttp://s42.radikal.ru/i098/0912/af/4acabc130337.png

Слайд 12.

5. Физкультминутка.

Работа в группах. (на партах лежат слова-маски)

Зимушка –зима любит весёлые забавы. Вот одна из них: выберите слово на столе, прочитайте его, наденьте маску на голову. Разбейтесь на 5 групп однокоренных слов и станьте каждый на снежинку, лежащую возле доски.

Поднимите снежинку и выберите себе задание по желанию. Маленькая снежинка- задание более лёгкое, большая снежинка -сложное.

Давайте отдохнем и покрутимся, как снежинки в вальсе. Садитесь группами за парты и выполняйте задание в группе.

Задание маленькой снежинке: 

Задание большой снежинке:

Учащиеся выбирают маски, одевают их на голову и объединяются в группы.

Учащиеся выбирают снежинки с заданиями и кружатся под мелодию.

На парте слова-маски, возле доски лежат большие снежинки.

Мелодия вальса снежинок.

Слайд13.

6. Закрепление.

Работа с деформированным текстом.

А теперь Зимушка желает проверить, как вы умеете работать с деформированным текстом.

На, вывалилась, берег, медведица, большая.

За, ней, потом, выбежал, медвежонок, а, другой.
Барахтаться, в, стали, воде, медвежата.
Отец-медведь, сердито, на, зарычал, них. 

- Составьте правильные предложения, найдите однокоренные слова, выделите корень.

-Скажите, ребята, а вам очень нравятся предложения?

-А с помощью каких слов мы можем сделать их ярче и красивее?

-Давайте их украсим.

-А это задание вам Зимушка приготовила домой на карточках. Дома вы украсите эти предложения словами-признаками и запишите в тетрадь. В первом предложении выделите грамматическую основу.

-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки…

 

Учащиеся составляют слова и находят однокоренные слова, записывают в тетрадь и выделяют корень.

Один ученик возле доски.

Нет.

С помощью слов-признаков.

Слайд 14.

7. Рефлексия.

-На протяжении урока мы составляли прогноз погоды, после каждого выполнения задания. Не знаю как вы, а я сегодня у нас на уроке зимнего холода не почувствовала. Интересно почему?

-Давайте  составим «Прогноз погоды в нашем классе» на конец урока. Выберите тот знак, который соответствует вашему настроению:

743ec28a5429.gif

 - доволен собой

Рисунок2.png

 - не совсем доволен

 - не доволен

        Литература

1. . «Русский язык ».  2 класс. 1 часть, авторы   Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А. Яковлева



Предварительный просмотр:

http://post.kards.qip.ru/images/postcard/f9/f3/9171961.jpghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/81/200/81200549_05cb71d10846.jpg


1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Встаньте  ровно  возле  парт,

Глазки  на  меня  глядят.

Поприветствуем  гостей,

С ними будет  веселей.

-Улыбнитесь, девочки. Садитесь.

-Улыбнитесь, мальчики. Садитесь.

Эмоциональный настрой

- Настроение хорошее? (Да)

- Дети,  вам  тепло?  (Да!)

- В  классе  светло?  (Да!)

-Я очень рада, что в начале урока вам тепло и уютно.

И надеюсь, что в течение урока,

а так же к его концу погода в классе не изменится.

Прогноз погоды к каждому этапу урока нам помогут составить условные знаки. (показываю)

-  С помощью  них я увижу ваши проблемы и победы на

 протяжении всего урока. После каждого выполненного

 задания вы будете оценивать свою работу и

сигнализировать мне карточкам.

(говорю: «Если у вас всё получилось, то солнышко….)

2. Словарная работа.

Послушайте загадку и скажите,

кто будет помощницей на уроке? (читаю загадку о зиме)

Щиплет уши,  щиплет  нос,

Лезет  в  валенки  мороз.

Брызнешь  воду - упадёт,

Не  вода  уже, а лёд.

Снег  мешками  валит  с  неба

И вокруг  сугробы  снега.

Снегопады  и  метели  

На  Мытищи  налетели.

Двор  в  снегу. Белы  дома.

В гости  к  нам  пришла….(зима)

Зимушка – зима приготовила для вас словарную работу. (открываем тетрадь и записываем число,  классная работа )

- Что вы нашли в тетрадях? Зима приготовила для вас

( в тетрадях лежат снежинки с заданием для каллиграфии)

- Что ж, давайте пропишем.

- Напишите слова «Классная работа».

Назовите  опасные  места. ( В середине  слова классная двойная  буква -с, в слове  работа- непроверяемая  буква- а в первом слоге). Запишите.

-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки…

Какие же словарные слова приготовила нам Зимушка? Внимание на экран…

сюрприз?

 -Давайте оценим свою работу. Если вы не допустили не одной ошибки - поднимите солнышко, этим детям я ставлю 5, если две ошибки – солнышко за тучкой, им я поставлю 4.Остальным надо будет дома повторить правописание этих слов и потренироваться в их написании.


http://www.nakaba.ru/forum/download/file.php?id=15902&t=1&sid=35bb7e3c3cb9d9d07e33f02fe93737cb


http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2009/07/16/12/02/14271/ny_302-320x480.jpg

- А сейчас зимушка предлагает вам посмотреть на рисунки.

- Назовите предметы, которые вы видите.

- На какие две группы можно разделить эти слова?

 -Почему? (это родственные, однокоренные слова, потому что…)

- Выскажите свои предположения о теме урока.

Чему новому научимся? (ответы детей: мы сегодня научимся отличать одну группу однокоренных слов, от другой)

- Да, будем учиться распознавать группы однокоренных слов.

- Посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, какую цель мы поставим перед собой на урок? (находить корень в словах, закрепить знания что такое корень.)

  А помогут нам в этом упражнения, которые нам приготовила Зимушка-зима.

3. Актуализация знаний.

А вот и следующее задание нашей помощницы:

поиграем и обобщим знания, полученные на предыдущем уроке. Добавь слово в стихотворную строчку о зиме.

Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю …(
снег)

Словно в белый пуховик
Нарядился …(
снеговик)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех Весну встречает…(подснежник)

(Два слова лишних: первоцвет, снесёт. Слова на карточках на доске)

- Ребята, что это за слова выбрали мальчики? (Однокоренные, родственные.)

 

- Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие общую часть и близки по значению.)

- Подвести итог, что такое однокоренные слова.

- Запишите слова в тетрадь.

- А чтобы правильно выделить корень и не ошибиться, давайте вспомним алгоритм, по которому выделяется корень в слове.

- Запишите эти слова в тетрадь и выделите корень, а ребята возле доски.

-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки…

4. Формулирование темы урока.

-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки…


http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/81/200/81200549_05cb71d10846.jpg


http://post.kards.qip.ru/images/postcard/f9/f3/9171961.jpg

5. Физкультминутка (работа в группах)

Наша помощница Зимушка-зима решила с вами поиграть.

Работа в группах. (на партах лежат слова-маски)

Зимушка –зима любит весёлые забавы. Вот одна из них: выберите слово на столе, прочитайте его, наденьте маску на голову. Разбейтесь на 5 групп однокоренных слов и станьте каждый на снежинку, лежащую возле доски. Определите в группе свой корень.

Поднимите снежинку и выберите себе задание по желанию. Маленькая снежинка- задание более лёгкое, большая снежинка - сложное.

Давайте отдохнем и покрутимся, как снежинки в вальсе. Садитесь группами за парты и выполняйте задание в группе.

Задание маленькой снежинке: 1. Гриб, грибной, грибок. 2. Гора, горняк, горный.

Задание большой снежинке: 1. Вода, водолаз, водичка, водный, подводный. 2. Водить, водитель, проводница, водит.

6. А теперь Зимушка желает проверить, как вы умеете работать с деформированным текстом.

На, вывалилась, берег, медведица, большая.

За, ней, потом, выбежал, медвежонок, а, другой.
Барахтаться, в, стали, воде, медвежата.
Отец-медведь, сердито, на, зарычал, них. 

- Составьте правильные предложения.

Вывалилась на берег медведица.

За ней выбежал медвежонок, потом другой.

Стали медвежата барахтаться в воде.

Отец-медведь зарычал на них.

- Найдите однокоренные слова.

- Выделите корень.

- Выпишите слова и выделите корень.

-Скажите, ребята, а вам очень нравятся предложения?

-А с помощью каких слов мы можем сделать их ярче и красивее?

-Давайте их украсим.

-А это задание вам Зимушка приготовила домой на карточках. Дома вы украсите эти предложения словами-признаками и запишите в тетрадь. В первом предложении выделите грамматическую основу.

-Кто мне напомнит, что такое грамматическая основа предложения?

-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки…


http://s46.radikal.ru/i111/1004/db/9bc7ebd80cf4.jpg


-На протяжении урока мы составляли прогноз погоды, после каждого выполнения задания. Не знаю как вы, а я сегодня у нас на уроке зимнего холода не почувствовала. Интересно почему?

-Давайте  составим «Прогноз погоды в нашем классе» на конец урока. Выберите тот знак, который соответствует вашему настроению:

743ec28a5429.gif

 - доволен собой

 Рисунок2.png

- не совсем доволен

- не доволен

7. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Вывалилась на берег … медведица. 

За ней выбежал … медвежонок, а потом другой.

Стали медвежата барахтаться в … воде.

… отец-медведь зарычал на них. 

Вывалилась на берег … медведица. 

За ней выбежал … медвежонок, а потом другой.

Стали медвежата барахтаться в … воде.

… отец-медведь зарычал на них. 

Вывалилась на берег … медведица. 

За ней выбежал … медвежонок, а потом другой.

Стали медвежата барахтаться в … воде.

… отец-медведь зарычал на них. 

Вывалилась на берег … медведица. 

За ней выбежал … медвежонок, а потом другой.

Стали медвежата барахтаться в … воде.

… отец-медведь зарычал на них. 

Вывалилась на берег … медведица. 

За ней выбежал … медвежонок, а потом другой.

Стали медвежата барахтаться в … воде.

… отец-медведь зарычал на них. 



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

http://festival.1september.ru/articles/583978/img2.jpghttp://festival.1september.ru/articles/583978/img2.jpghttp://festival.1september.ru/articles/583978/img2.jpghttp://festival.1september.ru/articles/583978/img2.jpghttp://festival.1september.ru/articles/583978/img2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок русского языка 2 класс по теме:Упражнение в правильном написании предлогов

Урок русского языка во 2 классе . урок с презентацией на уроке отрабатываются умение правильно употреблять и писать предлоги со слвами в русском языке. Проект Зонты. выпллнила ученица 3 класса Ан...

Урок русского языка 2 класс по теме:Упражнение в правильном написании предлогов

Урок русского языка во 2 классе . урок с презентацией на уроке отрабатываются умение правильно употреблять и писать предлоги со слвами в русском языке. Проект Зонты. выпллнила ученица 3 класса Ан...