урок по русскому языку по теме "Правописание удвоенной согласной"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шестакова Светлана Владимировна

 

Урок - игра во 2 классе. Закрепление изученного материала по пройденной теме "Правописание удвоенной согласной." В ходе урока - игры обучающиеся учатся работать в коллективе, группе , паре; отстаивают своё мнение, активизируют свою речь и закрепляют изученный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_s_udvoennymi_soglasnymi.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Слова с удвоенными согласными

Форма урока: Игра

Тип урока:      Закрепление пройденного материала.

Цели урока:   - Закрепить умение правильно писать слова с удвоенными согласными;

                         - Развивать речь учащихся

                         - Активизировать словарную деятельность на уроке;

                        - Воспитывать интерес к предмету русского языка, чувство товарищества  и сотрудничества.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь ,Цветик – семицветик с разными лепестками  (цвета радуги);  индивидуальные карточки для учащихся; толковые словари,  словарные  слова (кроссворд, колонна).

Ход урока

1.Организационный момент.

(У)  Прозвенел и смолк звонок,

        Начинаем мы урок.

        Мы за парты дружно сели,

        Друг на друга посмотрели.

        Все ль на месте, все ль в порядке?

        Ручка, книжка и тетрадка?

        Будьте все внимательны,

        А еще старательны.

        Милый цветик – семицветик

        Посылает нам приветик.

        Помогает цветик людям.

        И его хранить мы будем

        На его семь лепестков

       Ответы каждый дать готов.

Сегодня нам предстоит объёмная работа, требующая огромного внимания и сосредоточенности, проведем урок с элементами сказки. Послушайте сказку про девочку Женю.

2. Подготовительный этап урока. (Инсценировка)

       Жила – была девочка Женя, ласковая, добрая, внимательная, но вот беда – не ладилось у неё с русским языком, а именно с написание двойных согласных в слове. Предложили ей немного дома позаниматься, а осенью прийти пересдать экзамен.

        Мама решила сначала отправить её к бабушке в деревню, отдохнуть и помочь в работе на огороде, а через 14 дней заняться подготовкой по русскому языку.

        Приехала Женя к бабушке и удивилась, какой огромный огород и как много здесь разных овощей!

  -  Как же ты всё успеваешь, бабушка? – спрашивает её Женя.

  - Так, милая, глаза страшатся, а руки делают. И у тебя всё получится. Если будешь работать.

       Женя принялась активно работать у бабушки на огороде: копала, сажала, поливала, пропалывала, окучивала, а при  этом ласково разговаривала с растениями.

      На седьмой день пришла утром в огород и ахнула: среди овощной грядки стоит огромный цветок, у которого 7 лепестков разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

      Удивилась Женя, позвала бабушку посмотреть на это чудо.

      А бабушка с улыбкой и говорит:

    - Это волшебный цветок, который вырос для тебя в благодарность за твою заботу о растениях. Он хочет тебе помочь. Открой ему секрет, что тебя больше всего беспокоит?

   - Конечно, русский язык, - тихо проговорила Женя.

   - Значит, по русскому языку он тебе и поможет. Только ты должна четко выполнять все задания, которые приготовил для тебя цветик – семицветик. Выполнив задание с одного лепестка, отрывай другой лепесток и так пока не дойдешь до седьмого лепестка. И всё у тебя получится. Поможем, ребята, Жене, исправить недочёты в написании удвоенных согласных? (Да)

(У) Но сначала вспомним, когда мы пишем удвоенные согласные?

3.Задания цветика – семицветика.

Женя потихоньку оторвала первый лепесток  - красный и побежала в комнату. На столе лежал лист бумаги такого же цвета, а на нем были написаны отдельные буквы от слов. Помогите Жене записать слова.

-Словарно – орфографическая работа.

______бб_______  (суббота)

______пп________(группа, аппетит)

______лл________(троллейбус, аллея)

______сс________(пассажир, бассейн, касса, шоссе)

______нн________(антенна, ванна, колонна)

(У) Используя данные слова, составьте и запишите предложение.

(У)  Послушайте, какая сказка была записана на этом же листке про девочку Эмму.

-  чтение отрывка из  сказки (ребёнком).

    Жила была девочка Эмма. Училась она во втором классе.     Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой  двойные согласные. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали:

  - Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся.  В наказание мы исчезнем из твоего имени.

   И Эмма разучилась писать своё имя….

(У)  Как вы думаете, что должна была сделать Эмма, для того, чтобы вспомнить, как пишется её имя.

(УЧ)  Эмма должна выучить слова с удвоенными согласными, так как их написание надо запомнить. При произношении слов с удвоенными согласными мы слышим долгий согласный звук.

(У) Давайте вспомним, а  в каких ещё именах пишется удвоенная согласная.

(Алла, Анна, Инна, Эмма, Геннадий, Кирилл, Римма, Филипп, Россия, Жанна, Элла, Илларион, Иннокентий, Васса)

(У)  Молодцы, вы помогли  не только Жене, справится  с первым заданием цветика - семицветика, но и девочке Эмме вспомнить, как пишется её имя.

-А как можно перенести слово с одной строки на другую с удвоенной согласной?

-Повторение правила уч-ся.

  Женя посмотрела на красный лепесток, он нисколько не завял. Значит, Женя всё сделала правильно. Она положила его в стол и пошла спать. Утром Женя снова пошла в огород, к своим любимым грядкам, с любовью ухаживала за ними, затем сорвала второй лепесток, оранжевый, на котором было написано следующее задание.

- « Игра найди свои слова»

 (работа в командах:  класс делится на три команды по рядам.  Каждой команде надо выбрать и записать на доске  «свои» слова: первой команде - двусложные, второй - трехсложные, третьей – односложные, четырехсложные)

Грипп, группа, килограмм, класс, касса, аллея, сумма, жужжание, пассажир.

  -  «Кажется, опять все получилось», -с  радостью подумала Женя, увидев совсем не увянувший лепесток.

(У)  Пока Женя немного отдыхает, мы с вами тоже расслабимся и сделаем зарядку, которую предлагает нам   желтый лепесток цветика – семицветика

4. Физминутка.

(У) Если вы услышите слова с удвоенными согласными, попрыгайте на месте.

   

               Спросите, не повысив тона:

               Что больше - центнер или тонна?

               Необходимы соль и крупы,

               Чтоб каши наварить для группы.

               Кто получит низкий балл,

               Не придет на школьный бал.

               Радиоволна  идёт сквозь стену,

               Мы её поймаем на антенну.

               Если пьёте в школе квас,

               Не забрызгайте весь класс.

               Если в доме много сора,

               Может в доме вспыхнуть ссора.

               Приятнее найти под ёлкой гриб,

               Чем получить ангину или грипп.

.    Жене уже начало нравится заниматься русским языком. Она восстановила многие знания, которые были неусвоены по данной теме. Следующий лепесток был зелёным, ярким, как листочки на грядках огорода бабушки. Давайте поможем Жене выполнить следующее задание.

- Выполнение упражнения из учебника. Самостоятельная работа. Упр.187 с.124

   ( после выполнения  упражнения сверить с образцом на доске, учащиеся меняются   тетрадями и оценивают работу друг друга)

(У) Прочитайте задание к упражнению.

     -  Что вы должны сделать?

(УЧ) Списать словосочетания, вставить пропущенные орфограммы там, где это нужно  и      подчеркнуть.

(У) Какое правило вы должны помнить при выполнении данного задания?

(УЧ) Слова с удвоенной согласной проверить нельзя, мы должны их помнить, при произношении  на месте удвоенной буквы мы слышим более долгий согласный звук.

   Чудесная страна. Чугунная ванна. Липовая аллея. Алые паруса. Жужжат пчёлы.  

    Понижение температуры.

(У)  Молодцы, вы хорошо справились с работой  и тем самым помогли Жене.

Следующий лепесток  был небесно – голубого цвета. Жене предстоит разгадать кроссворд.

-( работа в парах )

 Кроссворд

1.На ледяной площадке крик,

   К воротам рвется ученик.

   Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»

   Весёлая игра…(Хоккей)

2. Группа людей с общими интересами. ( Коллектив)

3. Где доска и парта есть,

    Чтоб всем детям сразу сесть?

    Это в школе есть у нас.

    Это наш просторный …. (Класс)

4. Я мчусь, держась за  провода,

    Не заблужусь я никогда….. (Троллейбус)

5. Число, следующее за числом 10. (Одиннадцать)

6. Вид спортивной игры с мячом и ракеткой. (Теннис)

7. Дорожка, обсаженная деревьями. (Аллея)

-(У)  Какое слово получилось у вас по вертикали?

(УЧ) Колонна

(У) что означает данное слово?

- Работа с толковым словарём.

Колонна-

1.  Часть архитектурного сооружения в виде высокого столба, служащая опорой фронтов или внутренних частей здания.

2.Строй военнослужащих, располагающихся в затылок друг другу.

3. Ряд судов, поставленных в прямую линию одно за другим.

Уст.1. ряд слов, цифр последовательно расположенных по вертикали.

       2. Столбец в книге.

-(У) Что интересного заметили в задании?

(УЧ) В слове кроссворд есть удвоенная согласная «с»

Работа оказалась не такая большая по объему, и Женя успела ещё поиграть с подружками, сбегать на речку искупаться, а затем заняться физкультурой.

5. Музыкальная физминутка

  Синий лепесток  как бы сам просился в руки. Женя к нему только прикоснулась, как он сам оказался у неё на ладони.

6. Рефлексия

- ( У) Выберите правильный ответ, результат выбора занесите в таблицу.

1        

2        

3

1.Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков.

   А) балл

   Б) аллея

   В) осенняя

2. Укажите слово, которое разделено для переноса с ошибкой.

    А) кас-са

    Б)  перр-он

    В)  жужжа – ние

3.  Выберите строчку, в которой правильно подобраны пропущенные буквы.

             Если в доме много (с, сс) ора,

             Может в доме вспыхнуть (сс, с) ора.

    А) с, сс

    Б) сс, с

    В) сс,сс

 

- Самопроверка по ключу на доске. 1 – А; 2- Б; 3- А

   (Учащиеся сами оценивают свою работу)

Остался один лепесток – фиолетовый. Женя бережно его оторвала и пошла домой приниматься за работу.

7. Резерв

- Работа в рабочей тетради Упр. 104 стр.59

(-У) Прочитайте текст. Определите его тип.

                                                                           Осенняя пора

Пришла осенняя пора. В это время ещё ласково светит солнце. Но становится всё прохладнее. Начинаются утренние заморозки

(УЧ)  Тип текста – повествование

(У) Озаглавьте текст.

(УЧ) «Осенняя пора»

 (У) Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

- Фронтальная проверка

Выполнив последнее задание, Женя побежала в огород поблагодарить цветик – семицветик, но его там уже не  увидела. Она оглянулась вокруг, раздвинула кустики и начала искать на земле осиротевший стебелёк, но его как не бывало.

  - Чудо, да и только, - подумала Женя и медленно пошла домой.

(У) Женя оторвала все семь лепестков, выполнила все семь заданий по русскому языку. Вернувшись, домой, она « отлично» сдала экзамен по данной теме.

 - А что ей помогло?  Действительно, ли волшебный цветик – семицветик?

- Как вы думаете?

8. Подведение итогов урока

- Как научиться верно писать слова с удвоенными согласными?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

9.Домашнее задание

 Выписать из орфографического словаря  5 слов с удвоенной согласной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.Цель урока: учить работать с информацией, представленной в табличной форме; иллюстрировать об...

Разработка урока по русскому языку "Слова с удвоенными согласными."

Тема урока: Слова с удвоенными согласными. 2 класс УМК «Школа России»Тип урока: открытие нового знания.Дидактическая задача: создать условия для ознакомления со словами с удвоенными соглас...

Конспект урока по русскому языку "Слова с удвоенными согласными", 2 класс, УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: Формирование представления о словах с удвоенными согласными и способах их переносаПланируемые результаты:Предметные: Знать что такое орфограмма и уметь правильно ей пользова...

Открытый урок по русскому языку "Слова с удвоенными согласными"

Тема урока: «Слова с удвоенными согласными».Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом. (ОНМ)Цель урока:Образовательная:- дать представление о словах с удвоенными согласными...

Технологическая карта урока по русскому языку «Слова с удвоенными согласными»

Технологическая карта урока по русскому языку «Слова с удвоенными согласными»...