Правописание окончаний имён прилагательных во множественном числе.
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Федосеева Ольга Геннадьевна

Урок проводился для учащихся 4 класса по системе Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonchaniya_prilagatelnykh_vo_mnozhestvennom_chisle.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык. А.В. Полякова, 4класс

УМК:  Система развивающего обучения Л. В. Занкова

Учитель:  Федосеева О.Г., МБОУ СОШ №28, г.Владимир

Тема: Правописание окончаний имён прилагательных во множественном числе.     

Цель:    формирование образовательных компетенций ( информационных, креативных, рефлексивных) в предметной области

             «Русский язык» по теме: «Правописание окончаний имён прилагательных во множественном числе»

Учебные задачи

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-воспитание любви к родному языку (русскому языку);

-воспитание бережного отношения к своему здоровью;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных  результатов обучения:

         -овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД);

-формирование умения работать с информацией, овладение операциями мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение ,классификация, выделение лишнего (познавательные УУД);

-формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, распределять роли в паре и группе и выполнять соответствующие ролям функции;

 -формирование умения работать в подготовленной информационно-образовательной среде (личностных УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

 -формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе;

 -совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;

- развитие умения разбирать предложение по членам предложения и частям речи;

Методы работы: диалог, полилог, дидактическая игра.

Формы работы: интерактивные: статичные группы, пары сменного состава (интерактивная игра «Разведчики»).

Виды физической активности: учащиеся меняют рабочее место, говорят, пишут, слушают, взаимодействуют с партнёрами и др.

Виды социальной активности: задают вопросы, отвечают на них, обмениваются мнениями, договариваются друг с другом.

Виды познавательной активности: вносят дополнения, опираясь на личный опыт, и преобразуют его, самостоятельно находят  

                                                 решение проблем.

Обеспечение урока:  Классная доска, плеер (на мобильном телефоне), цветовые круги. Раздаточный материал: карточки для работы в группах и парах, листы достижений.

                                       

Содержание взаимодействия с учащимися:  

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Орг. момент.

2.Активизация мыслительной деятельности.

3.Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

4Интерактивная  игра «Разведчики»

Работа со словарём.

5. Физкультминутка.

 

6. Работа с текстом.

7. Рефлексия.

8.Домашнее задание.

-  Здравствуйте! Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья.

 - А как вы понимаете значение этого слова?

 -Что такое здоровье?

 - А вот как объяснено значение этого слова в толковом словаре С.И. Ожегова.

- Какой частью речи является слово здоровье?

- Докажите.

-Запишите это слово к себе в тетрадь, поставьте ударение.

_Определите, а какая часть речи могла сказать о себе так: Определяю я предметы,

        Они со мной весьма приметны.

        Я украшаю вашу речь,

        Меня вам надо знать, беречь.

- Почему о сущ. и прилагательном говорят: Вместе служба, вместе дружба.

-Образуйте от существительного здоровье прилагательное во множественном числе, И.п.

-На какой вопрос отвечают прилагательные мн.ч, И п.? (какие?). Какое получилось прилагательное? Образуем словосочетание с этим прилагательным. (здоровые люди). Просклоняем его. У прилагательных выделите  окончания и поставьте ударение.

- В каких падежах вопросы и окончания прилагательных совпадают?

-Как же различить падежи имён прилагательных?

-А как проверить безударное окончание прилагательного?

 - Определите тему урока, опираясь на предыдущее наше задание.(Будем учиться писать окончания прилагательных во множественном числе).

 

  - А вы любите играть?

На уроке мы поиграем в разведчиков (правила игры детям знакомы).

Задание разведчикам -  собрать пословицу.( Говорю тихо , чтобы слышали только разведчики). Игра начинается по хлопку.

1ряд. Здоровыми быть - горе забыть.

2 ряд. Со спортом дружить – сильными быть.

3 ряд. Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать.

Разведчики идут на свой ряд и выбирают только те слова, которые подходят в пословицу.

Давайте проверим, как справились разведчики со своими заданиями. Пожалуйста, озвучьте своё задание (собрать пословицу). А что такое пословица? А вот как значение этого слова объясняется в толковом словаре С. И. Ожегова с 568 ( читает ученик)

 Прочитам пословицы.

-А сейчас прочитайте пословицы внимательно глазками ещё раз и запишите в тетрадь только те из них, в которых прилагательные являются антонимами.  У прилагательных выделите окончание, определите падеж.

 В каком падеже стоят прилагательные в этих пословицах? На какой вопрос отвечают прилагательные мн. ч. Т. П.?

-А теперь прочитайте ту пословицу, которая осталась незаписанной. –Назовите прилагательное, в каком падеже оно стоит, какое окончание напишем? Подберём антоним и к этому прилагательному. Как проверить написание окончания имени прилагательного?

 

- Встаньте, пожалуйста. Перед вами алфавит. Мы с вами составим из букв слово. (называю ряд и букву по счёту). Какое слово получилось? ( здоровье)

-Попробуем  написать это слово в воздухе кончиком носа.( Включаю музыку, Вивальди, Времена года, Весна).Учёные доказали, что люди, которые слушают классическую музыку редко болеют  гриппом.

- Возьмите карточки (карточки разного цвета). Прочитайте задание. (« Сильным» детям (зелёные карточки): Вставьте подходящие по смыслу прилагательные, выделите окончание, определите падеж. « Слабым»(розовые карточки): Вставь пропущенные окончания прилагательных и определи падеж .  Всем:  третье предложение разобрать по членам предложения и частям речи. Озаглавить текст.

- Всем задание понятно?

- При выполнения задания можно пользоваться памяткой.

-Проверка. Поменяйтесь карточкой с соседом по парте. Проверьте.

-Что вызвало затруднение при выполнении задания?

-Кто хочет прочитать получившийся текст?

- Как вы проверяли написание окончания имён прилагательных?

-А вы любите кататься с горы?

- Какими зимними видами спорта вы занимаетесь?

 

- Довольны ли вы нашим уроком и собой на этом  уроке? Оцените свою работу в листах достижений.

 - А кто был самым внимательным и скажет, с работы  над каким словом мы начали урок? (Здоровье). Составим дидактический синквейн.

 Он может быть таким.

                                Здоровье.

                Сильный, спортивный.

          Закаляться, бегать, двигаться.

          В здоровом теле - здоровый дух.

             Здоровье - счастье.

 -Найти и записать в тетрадь три пословицы о здоровье. У прилагательных выделите окончания и определите падеж.

- Спасибо за согласие,  сотрудничество и сотворчество.

 

 

Обсуждают, высказывают своё мнение, отвечают по очереди, внимательно слушают ответы одноклассников, пишут.

Работа со словарём.

Определяют, образуют части речи, словосочетание, изменяют его по падежным вопросам, выделяют окончания прилагательных, ставят ударение.

Сравнивают с образцом.

Высказывают своё мнение, отвечают по очереди. Формулируют тему и учебные задачи.

Каждый ряд выбирает разведчика. «Разведчик» отбирает  нужные слова для пословицы и оформляет пословицу на доске.

Читают, обсуждают, проверяют, высказывают своё мнение, отвечают по очереди.

Записывают, повторяют алгоритм написания безударных падежных окончаний имён прилагательных, проверяют, сравнивают.

Слушают, составляют, пишут.

Подбирают, называют.

Находят. Пишут кончиком носа в воздухе, слушают.

Повторяют алгоритм написания безударных падежных окончаний, записывают, определяют падежи. Определяют части речи  члены предложения.

Проверяют, оценивают  работу соседа по парте.

Высказываются, оценивают себя в листах достижений.

Вспоминают части речи, придумывают, составляют.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Регулятивные

Коммуникативные

Регулятивные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Приложение №1

Лист достижений    __________________________________

                                              ( фамилия, имя)

                      Я  умею

Хорошо  умею

Иногда ошибаюсь

Буду этому учиться

-- слушать и слышать, вступать в диалог

-- уважительно относиться к мнению собеседника

-- работать в паре и группе

-- работать с текстовой информацией

-- планировать,  контролировать и оценивать свою деятельность

                   Я  знаю

Хорошо знаю

Иногда ошибаюсь

Буду этому учиться

-- падежные окончания имён прилагательных

-- как правильно написать безударные падежные окончания прилагательных

-- как выполнить разбор предложения по членам предложения и частям речи

-- как проверять безударные гласные в корне слова

Лист достижений    __________________________________

                                              ( фамилия, имя)

                      Я  умею

Хорошо  умею

Иногда ошибаюсь

Буду этому учиться

-- слушать и слышать, вступать в диалог

-- уважительно относится к мнению собеседника

-- работать в паре и группе

-- работать с текстовой информацией

-- планировать , контролировать и оценивать свою деятельность

                   Я  знаю

Хорошо знаю

Иногда ошибаюсь

Буду этому учиться

-- падежные окончания имён прилагательных

-- как правильно написать безударные падежные окончания прилагательных

-- как выполнить разбор  предложения по членам предложения и частям речи

-- как проверять безударные гласные в корне слова

Приложение№2

Задание: Прочитай текст. Определи падежи прилагательных, вставь их падежные окончания. Третье предложение разбери по членам предложения и частям речи. Озаглавь текст.

                                           ----------------------------------------

В субботу ученики нашего класса ходили в поход. В лесу они любовались стройн…… берёзками и высок………  соснами. С громк…….. смехом катались ребята с высок….  гор. По счастлив…..  лицам детей было видно, что поход им понравился.

Задание: Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные. Выдели окончания, определи их падеж. Третье предложение разбери по членам предложения  и частям речи. Озаглавь текст.

                                     _______________________

В субботу ученики нашего класса ходили в поход. В лесу они любовались ___________ берёзками и ________________ соснами. С ___________ смехом катались ребята с _______________ гор. По ______________ лицам детей было видно, что поход им понравился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

Презентация по теме: «Склонение имён существительных во множественном числе»....

Русский язык 4 класс Тема:Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах»

УМК "Школа России", урок русского языка по учебнику Канакиной В.П. Форма работы на уроке групповая...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе"

Цель: освоение первоначальных знаний о склонении имён существительных во множественном числе, правописании безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.Воспитание интереса...

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»....

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе

План проведения урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе"...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...