Урок русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Селихова Вера Георгиевна

Предлагаю методическую разработку урока русского языка в 3 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе»Б»,проведенного  11марта 2014г.

 

Тема урока: «Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе».

Тип урока:  закрепление.

Цель урока.  Учить ребят наблюдать над особенностями окончаний имён прилагательных, развивать умения выделять окончания прилагательных и определять их родочисловую принадлежность.

Задачи:

  • Образовательные:
  • обобщить знания обучающихся об имени прилагательном;
  • углубить знания обучающихся о данной части речи;
  • формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  • Развивающие:
  • развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса;
  • развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
  • Воспитательные:
  • воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку;
  • воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор,
  • презентация
  • учебник «Русский язык» 3 класс, 2 ч., В. П. Канакина.
  • раздаточный дидактический материал,
  • индивидуальные карточки с  заданием.

Ход урока.

1. Организационный момент.
    
Настрой учащихся. 

Смотрю на глобус-шар земной,                                                              слайд 1
И вдруг вздохнул он, как живой;                        
звучит  фонограмма  голоса учителя с музыкальным
И шепчут мне материки:                                                                                                
сопровождением
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза                                      Как  вы считаете , что  хотел  сказать  автор  этим  стихотворением?
И тихо просят родники:                                           О  чем  говорится в  стихотворении?
Ты береги нас, береги!                                            К кому и почему  глобус –шар   обратился с такой просьбой?

                                                                                 Какие  признаки  шара вы можете  отметить в стихотворении?

Учитель:                                                                  
Ребята, наступила  весна,
 и сегодня мы будем на уроке русского языка говорить о природе.              Слайд 2
Сухие пригорки скоро покроются молодой зеленью. Появится сон-трава на солнечных местах.

На ветках почки лопнут, и покажутся  из них зеленые хвостики. Скоро деревья совсем оденутся. Яркое солнце так и зовет на прогулку. Вот и мы совершим сегодня прогулку в царство Грамматики. 

Учитель: 
-Девиз нашего урока: говорим всегда красиво, смело и неторопливо!

-Найдите в тексте  существительные и их признаки.  Поставьте в начальную форму. Запишите в тетрадь .Что можете сказать о данных прилагательных? .Выделите окончания прилагательных.

2. Минутка чистописания.

Ая  яя ий ый ой ое ее ые ие

Что видите  на экране?   На  какие  группы можно их разделить?    Какие окончания  надо записать нижнем соединением?

Записать окончания,  указать  род  и  записать свои примеры.

Большая, синяя, новый, узкий, сильное, дальнее, морские, морозные.                                     Слайд 3

3. Словарная работаЗаписать словосочетания,  определить род, выделить  окончания.

-Главная  площадь  Москвы ---  Красная площадь

-Где  находится  резиденция  президента  Р.Ф.?----  Московский  Кремль        Слай4

4. Актуализация знаний.

Учитель: 

Очень занимательное                                                                                                                       Слайд5
Имя прилагательное
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.

5. Выявление ключевых слов темы и определение задач урока.

– Прочитайте на с.72 название темы.
– Правописание какой части речи будем изучать?
– Назовите ключевые слова темы.

(Имя прилагательное, окончание)

– Что необходимо вспомнить перед изучением темы?
– Что такое окончание?
– Что такое имя прилагательное?
– Что такое окончание?
– Образуют ли окончания новые слова?
– Что образуется с помощью окончаний? (формы слова)
– Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода?
   (-ая -яя) мужского рода? -(ий,- ый,-ой ) среднего рода? (-ое,  -ее).

6. Физкультминутка (дыхательные упражнения).

Учитель: Отгадайте загадку

Мы его не замечаем,                                                                                        Слайд6
Мы о нем не говорим,
Просто мы его вдыхаем,
Он ведь нам необходим  (воздух).

Учитель: 
-Как хорошо сейчас в весеннем лесу, какой там чистый воздух! Аромат березы и липы, смолистые запахи сосны и ели очень полезны для людей. Давайте закроем глаза и представим себя в этом лесу. Глубоко дышим, расслабляемся. Слайд7

-Найти существительные и   прилагательные, которые с ним связаны,  записать их,  выделить  окончания,  определить род.

7  Закрепление  новых  знаний.  (исследовательская  работа)

-Мы  оказались с вами в  весеннем  лесу. Давайте  понаблюдаем,  что происходит   с   прилагательным     «весенний».

Слайд8

Работа в группах.

Наблюдение за особенностями родовых и числовых окончаний имён прилагательных.       Слайд9----у учеников  такая же  карточка

–- Как же найти окончание в именах прилагательных? Давайте понаблюдаем.
–- Что изменяется и как? (окончание:-ий -ый,- ая-ая, -ое,-ее -ые,-ие )

Вывод: Как найти окончание в имени прилагательном? 
(Нужно изменить прилагательное и выделить часть, которая изменяется) .

 8. Систематизация окончаний имен прилагательных.
Сказка о жителях царства «Грамматика»

Учитель: 
В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь Имя прилагательное. Его имя произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление». Царю принадлежали сказочные человечки, которые уточняют и украшают нашу речь. Они обозначают признаки предметов.

Жили человечки в разных домах. В первом доме – человечки женского рода: красивая, добрая, родная. Во втором – мужского рода: ласковый, могучий, большой. А посередине стоял дом, в котором жили человечки среднего рода: яркое, тихое, синее. Царь любил своих подданных и разрешал им меняться домами.

Когда царь сердился на своих подданных, он сажал их в отдельную комнату и говорил: «Побудь в единственном числе и подумай о своем поведении». Некоторых потом прощал, и снова они жили вместе.

Были эти человечки очень общительные, но дружили они только с именами существительными.

Запишите в свои карточки – домики окончания.

 (Дети http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/kolpikova/k-urya3kl_5.jpg заполняют домики в группах).

Вывод: 
Какие окончания бывают у прилагательных ж. р, м. р., ср. р.?
–- Как называются окончания имен прилагательных в ед. ч.? (родовыми окончаниями)
–- Почему? (Прилагательные изменяются по родам).

Проверка со слайда по группам. Результат исследования.

(На доске прикрепляют дети свои листы с окончаниями прилагательных).

http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/kolpikova/k-urya3kl_6.jpg

.8Закрепление  материала.

Работа  в  парах.

.  У учеников  карточки.

1Настроение                                  зимнее                               Определите  род  имени  существительного.

Утро                                               проворная                                         Свяжите с именем прилагательным  

Лес                                                 снежная                                                                     с  помощью стрелок.

Белка                                              радостное                                        Укажите   окончания.

 Зима                                               красивый                    

   

2А  сейчас  мы  вспомним  произведение  « Листопадничек»

Отметить  только  те  качества,  которые  характерны   для  главного  героя.

Образовать   имена  прилагательные.   Ж.Р.---1ряд,    М. Р.---2ряд,   СР. Р.—3ряд.

Любопытство-                                любопытный

Решительность--                              решительный

Жадность--

Лень—

Трусость--                                     трусливый

Глупость--                                      глупый

3   Самостоятельная  работа с  последующей  проверкой.

  Списать,  вставляя  окончания  прилагательных.

. Я люблю скромн... ветвист... дерево рябину. Люблю ее пестр... зелен... листочки. Они шелестят даже при легком ветерке. В этом дереве чувствуется весел..., радостн..., русск... настроение       Слайд10

 .9 Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие в царство Грамматики. И сейчас я хочу увидеть, что нового на уроке вы узнали. 
Перепутались окончания имени прилагательного –ая, –ый, –яя, –ое, –ой, –ее, –ий. Возьмите три цветных карандаша: синий, зеленый, красный. 

Обозначьте:

1 ряд,  – синим прямоугольником окончания прилагательных мужского рода,
2 ряд – красным – женского рода,
3 ряд – зеленым – среднего рода. (Ученики записывают окончания и выполняют обозначения)..

Учитель: 
– Над какой темой работали на уроке?
– Какие родовые окончания имеют имена прилагательные? Назовите окончания прилагательных во множественном числе.
– Когда было трудно?

      .10 Домашнее задание: 
Творческая работа: работа по  карточке

Белизна-        Образовать  от  существительных  прилагательные,

Богатство-                                                        указать  род   обозначить окончания.

Веселье-

Встреча-

Щедрый-

Друг-

Богатый-

Сказка-

Мудрец-

Мир-

11. Рефлексия урока: нарисуйте   кружочки– Старательно! (красные кружочки), 
– Дружно! 
(синие кружочки), 
– Активно!
 (жёлтые кружочки).

        Слайд

   http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/kolpikova/k-urya3kl_8.jpghttp://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/kolpikova/k-urya3kl_9.jpg

Урок   окончен.   Спасибо!

Презентация.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....