виды работ над текстом на уроках чтения
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Беземская Лариса Александровна

Разнообразные виды работ на уроках литературного чтения с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды работы над текстом на уроках чтения.

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение, после чтения пересказывание.
  5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  6. Чтение с сокращением текста. Дети убирают слова и предложения, которые можно опустить. Подготовка сжатому пересказу.
  7. Чтение цепочкой по предложению.
  8. Чтение цепочкой по абзацу.
  9. Чтение вполголоса.
  10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  11. Чтение, ответы на вопросы.
  12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
  15. Чтение «выше нормы».
  16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  17. Нахождение предложения,с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
  18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
  20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
  22. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
  23. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  24. Нахождение в тексте 3-5-7… выводов.
  25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось это произведение, что запомнилось.

27.Установление путем чтения причинно-следственных связей.

28.Чтение названия рассказа. Как еще можно назвать?

29.Чтение по ролям.

30.Чтение по ролям диалога, опуская слова автора.

31.чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

32. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

33. Предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

35. Нахождение и чтение предложения с вопросительным, восклицательным знаком, запятой, многоточием и т.д.

36. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбираются из победителей на предыдущем конкурсе).

37. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

40. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

42. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.

44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме.

45. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.

46. Нахождение в тексте самого длинного слова.

47. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

48. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: существительное+прилагательное, существительное+глагол, местоимение+глагол.

49. Чтение и пометка непонятных слов.

50. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.

51. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

52. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).

53. Чтение слов , к которым даны сноски.

54. Нахождение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

55. Чтение и выписывание слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.

56. Комбинированное чтение (учитель -  учащиеся хором).



Предварительный просмотр:

Концертная программа:     Светлый праздник – мамин день

Первоклассники:

Наши мамы, бабушки и тети,

Хорошо, что в этот день и час

Не на службе вы, не на работе,

Не на кухне дома, а, напротив нас,

В этом зале смотрите на нас!

Мы вас любим очень, очень, очень,

Бесконечно – это не секрет;

Впрочем, если говорить короче:

Вас любимей не было и нет!

И красивей вас не сыщешь тоже,

И не сыщешь ни за что милей…

Это мы сказать сердечно можем

И про наших всех учителей.

Хоть стихов мы не писали сроду,

Лишь советом кто-то нам помог,

мы сложили сами эту оду,

потому-то через пень-колоду

и хромает, извините, слог!

Но совсем мы не искали славы,

 да и речь-то, в общем, не о том,

А о том, что, нас ругая, правы

Вы всегда и, кажется, во всем.

Избегать как можно чаще ссор!

Это все сказать мы ныне вправе

И добавить к этому должны:

Как мужчины, мы хотим поздравить

С женским днем вас, с праздником весны!

Джентльмены:

  1. Дорогие наши дамы!

Сестры, бабушки и мамы!

Весь наш коллектив мужской

Поздравляет вас с весной!

  1. 8 марта – это такой день, когда каждый мужчина, независимо от возраста, просто обязан быть джентльменом.
  2. Сэр, а что обязан делать джентльмен 8 марта?
  3. Помыть полы, почистить ковры, вынести мусор, вымыть посуду, сходить в магазин, убрать свои игрушки на место…
  4. Да, нелегко быть джентльменом 8 марта!
  5. Это что! А знаете ли вы, что настоящий джентльмен делает это каждый день?

Хором: Ух!

  1. Дорогие дамы! Желаем, чтобы вас окружали настоящие джентльмены!!!

Песня в исполнении мальчиков 1 а,б классов: «Если вы нахмурясь…»

Если вы, нахмурясь,

Спорите с делами,

Если накопилось

Много так проблем,

Пусть всегда поможет

Вам в делах домашних

Взрослый или юный

Настоящий джентльмен.

2 классы:

Запахло мартом и весною,

Но крепко держится зима.

Число восьмое - не простое:

Приходит праздник к нам в дома.

Желтеют южные мимозы

В прозрачной вазе на столе,

И мороз рисует розы

Для нашей мамы на стекле!

Мама! В этом слове солнца свет!

Мама! Лучше слова в мире нет.

Мама! Кто роднее, чем она?

Мама! У нее в глазах весна!

Мама! На земле добрее всех.

Мама! Дарит сказки, дарит смех.

Мама! Из-за нас порой грустит.

Мама! Пожалеет и простит!

Мама! В этом слове солнца свет!

Мама! Лучше слова в мире нет.

Мама! Льется песенка ручьем.

Мама! Это мы о ней поем.

Песню исполняют  1и2 классы.

3а класс: Сегодня мы расскажем о предпраздничных буднях мужчин, о том, как они готовятся к Женскому дню, что говорят, о чем думают. Накануне праздника прошло заседание мужского луба. На нём собрались мужчины разных возрастов и профессий. За большим столом собрались дедушки, папы и внуки.

Председатель. Дорогие коллеги! Мы собрались сегодня не случайно. Повестка нашего заседания гласит: «На носу 8 марта!». Вопрос очень серьезный. Как поздравить женщин с Международным женским днем? Что им подарить? Чем порадовать? Ваши предложения.

Дедушка 1. Что же им подарить, если они сами не знают, чего хотят? Я вот недавно посадил репку. Хотел своей старушке подарок сделать, сюрприз, так сказать. Как раз, думаю, к 8 марта поспеет. Так она мне говорит: «Что это ты, дед, посадил? Опять репку? Я, говорит, - твоих репок на 300 лет вперед наелась. Сам ешь свою репку. А я хочу гамбургеров и чизбургеров». Вот так! Насмотрелась телевизоров-то!

Дедушка 2. А моя-то тоже хороша! Что, говорю, красота моя, подарить тебе на 8 марта? Может новое корыто? А она как закричит: «Опять корыто! Каждый год даришь по корыту. Я скоро сама буду, как золотая рыбка, корыта бесплатно раздавать». А что же ты хочешь, спрашиваю? «Хочу, говорит,- караоке. Хочу петь, как звезда.». вот и поговорили.

Папа 1. (встает) А я думаю, мамам можно подарить цветы. Все женщины очень любят цветы. И обязательно живые. Правда, я не понимаю, что в них хорошего. Постоят недельку – и выбрасывай. Только мусор от них. Я понимаю, когда дарят что-нибудь такое… ну, такое… Например, коробку скоростей или карбюратор…

Папа 2. Да, на 8 марта один живой цветочек будет стоить столько, что можно полмлтоцикла купить.

Папа 3. Самим надо было цветы сажать заранее.

Внук 1. 8 марта все домашние дела можно сделать самим вместе с папой. Пусть мама хоть один раз в году подольше поспит, побездельничает немножко, отдохнет.

Внук 2.  Я хочу пообещать своей маме, что всегда буду послушным и прилежным, внимательным и отзывчивым. Буду каждый день чистить зубы и мыть уши., делать зарядку.

Внук 3.  Что-то много наобещал!

Внук . Ты как думаешь?

Внук .  А мне вот одна девочка нравится. Я хочу ей тоже что-нибудь подарить.

Внук .  Нравится! Да все девчонки или плаксы, или ябеды, или растеряхи!

Внук . Я на 8 марта братика хочу или сестричку. А то все один да один.

Внук . Мечтать не вредно. Только праздник не у тебя, а у женщин. А тебе что, одному скучно?

Внук. Конечно скучно. И живу я у бабушки.

Ведущий. Неожиданно в зале заседания появились бабушки, мамы и девочки.

Бабушка 1.  Заседаете, значит! Каждый день одни заседания! А ты уж и про репку, небось, успел рассказать?

Бабушка 2. И про корыто, наверное, наслушались? Сколько живем, все одни корыта дарит! Хоть бы на ванны перешел!

Мама 1. Цветы с железками сравнивают!

Мама 2. Им бы все машины да мотоциклы!

Девочка 1. Нас растеряхами называют!

Девочка 2. И за косички дергают!

Председатель. Тихо, тихо! Успокойтесь!

Дедушка 1. Да они, кроме крика, ничего больше не умеют! Даже частушки  спеть и то не могут!

Бабушка 1. Мы не сможем спеть частушки! Да кто бы говорил! А ну, выходите – будем петь «стенка на стенку»!

Дедушки и бабушки исполняют частушки.

Председатель.  Пожалуйста, успокойтесь все! Зачем нам ссориться? Давайте жить дружно! Мы все спорим и кричим.

Папа. Но мы так и не решили, что подарим женщинам на праздник.

Ведущий. Подарите им внимание, любовь, заботу и нежность. Эти подарки всегда будут самыми ценными.

1 класс . Мальчики:

8 марта у всех мужчин

Для волнения 100 причин:

Тот подарок ли подарен,

Хорошо ли чай заварен?

Долго ль варятся супы,

Сколько в торт кладут муки?

Как посуду нужно мыть?

Только б что не позабыть!

В этот день нигде лентяев

Не найти среди мужчин-

Варят, моют, подметают

Все мужчины как один!

Женщинам – цветов букеты,

 Уваженье и почет!

Может, скоро праздник этот

Длиться будет…

(хором): Целый год!

Девочка:

Парням бы лишь повеселиться

8 марта не сидится.

Им плясать и петь не лень,

Но  лишь в один из года день!

Мальчик:

А девчонки круглый год

Как ромашки на лугу

И плясать и петь готовы

Словно пташечки в саду.

Танец в исполнении 1-классников.

3 б класс:

Девочек милых мы поздравляем, песни, стихи им посвящаем!

Да здравствуют девчонки, с косичками и без!

Пусть солнце улыбнется вам с голубых небес!

Да здравствуют худышки!

Да здравствуют толстушки!

Все, у кого сережки и на носу веснушки!

И в классе вам – пятерок!

И дома вам – похвал!

Чтоб все  киноактеры влюблялись наповал!

Ну, в общем, поздравляем!

И просим не сердиться:

Не всем же удается

Мальчишками родиться!

Песня «Хвастать, милая не стану…» в исполнении 3б класса.

2 класс

Февраль прошел, и снова солнце,

И точно, ведь пришла весна.

Проснулись птицы, рыбы, звери,

природа пробудилась ото сна.

Весны вам радостной и нежной,

Счастливых дней и розовой мечты,

Пусть дарит март вам, даже снежный,

Свои улыбки и цветы!

Танец в исполнении 2-классников.

4а,б классы

Мама! Самое прекрасное слово на Земле – «Мама!». Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира.

Мама! Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе самом, такой знакомый, такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос.

У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать все. А в верном и чутком сердце мамы никогда не угаснет любовь к своим детям, оно ни к чему не остается равнодушным.

Мама! Ты маленький еще не умел говорить, а она понимала тебя без слов. Угадывала, что у тебя болит, что ты хочешь. Мама тебя учила говорть, ходить… мама прочитала первую книжку. От нее ты узнал, как зовут птиц, что у каждого цветка есть свое имя. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.

И сколько бы тебе ни было лет – 5 или 50 – тебе всегда нужна мама, ее забота, ее доброта, ее участие, ее ласковый взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостней и светлей ее жизнь.

Песня «Будущий солдат» в исполнении 4 классов

Есть у нас свои таланты:

И певцы и музыканты!

Музыканты сели вместе,

Каждый взял свой инструмент,

Дирижер взмахнул рукою и…

Зазвучал оркестр в момент!

Оркестр 4 классов

Итог:  Праздник 8 марта – это день, когда женщина чувствует себя женщиной, а мужчина – мужчиной. Мы желаем, чтобы это ощущение не покидало нас и в остальные дни года и женщины всегда чувствовали себя любимыми, а мужчины – любящими и опекающими их.

Воздушные шарики.

Литература:

Журнал «Начальная школа» №05 2004г., 06 2001г., 04 2009г., 05 2003г., интернет

                                                                   

 


Милые Дамы!

Приглашаем Вас на «Праздник Весны»!

Концерт состоится 21 марта

в 12-00 в актовом зале.



Предварительный просмотр:

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ    РУССКИЙ    ЯЗЫК.

Мы будем играть со словами родного русского языка.

Поэт Вяземский сказал:

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной…

Конкурс «Угадайте слова».

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А

Трижды или дважды.

Иногда всего одну-

Только не в начале.

Но сегодня - ну и ну! –

Все они бежали.

БРБН  СТРТ  СТКН  РССД  МРК  ПРТ  СХР  КРНДШ

(барабан, старт, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандаш).

Конкурс «Головоломки».

Разберитесь в шифре. Однажды я шел по джунглям со своим фотоаппаратом. Вдруг к моим ногам упала стрела с запиской. Там было следующее:

Если, беспечный фотограф, ты жаждешь

Знать, что тебя ожидает в пути,

Вычеркни буквы, которые дважды

В этой записке сумеешь найти.

Т ю и г ю ф р ж я д ы к

Б э м з ч в я з л е д о п к а

Ж э б о й ф м й с ч у ш ш п                   (тигры в лесу)

Конкурс «Путаница».

Хозяйка уехала на курорт и оставила своего кота соседке. Перед отъездом она просила дать ей телеграмму о том, как поживает без нее ее любимый котик. Через неделю пришла странная телеграмма. Попробуйте расшифровать ее.

Труд нос котомка призы.

(трудно с котом капризы)

Конкурс «Найди спрятанные слова».

Где цветок, где рыбка, отыскать попробуй.

Кагрвозадиська

Выплесни напиток, а металл не трогай.

Нкиквеальс

(никель, квас)

Здесь герой античный спрятан в день недели.

Сгререадкла

(Геракл, среда)

Что над школьной дверью? Что в твоем портфеле?

Пчеанасыл

(часы, пенал)

Конкурс «Грамматическая арифметика».

Нота «до» + закрытые в земле ценности = доклад.

«До» + рожки у улитки = дорожки.

«До» + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + А = досада.

«До» + термин игры в шашки, шахматы = доход.

С + мелкое место поперек реки = сброд.

С + спрятанные ценности = склад.

Конкурс «Играем в прятки».

Найдите животных, птиц и рыб, спрятавшихся между строк.

 

Зарница пляшет в той дали,

Куда уходят корабли.

Арбуз по Волге вниз уплыл,

Я полчаса за ним следил.

Гром грохотал… Весь лес трясло,

Но я гулял грозе назло.

Высоко летает стриж,

Но со мною не сравнишь.

Следы костра у самой пальмы.

Кора в ожогах… Факт печальный.

Я вижу, как плывут суда.

Куда спешат они, куда?

Бык – неприятная особа,

Капризен, зол…Смотрите в оба!

Конкурс «Наборщик».

Найдите слово в слове.

Спорт (порт, сорт, сор, рост, спор, рот, торс).

Самолет (лето, масло, сало, мед, мост, лом, лот, мол).

Столяр (стол, сто, яр, рост, трос).

Плуг (луг, гул).

Полк (пол, кол).

Перевод (ведро, дерево, перед).

Поднос (дно, нос, сон).

Плов (лов, вол, пол).

Простокваша (палка, пар, пара, парк, парта, пас, паста, повтор, покос, пора, порка, пост, поставка, пот, потасовка, правда, право, прок, прокат, просо, простак, пташка, рак, раскат, раскол, рвота, ров, роса, рост, росток, рота, рот, око, октава, опара, опора, оправа, отрава, отрок, сок, осока, осока, осот, остров, отара, отвар, откос, отпор, отрок, свора, сват, скат, скот, соавтор, сова, слово, спор, сопка, сор, сорока, сорт, сотка, спорт, строка, такса, трос, тара, товар, товарка, ток, топка, топор, торс, тоска, трава, трап, тропа, капор, капот, кара, карат, карп, карта, каша, квас, ковш, кора, корова, короста, корт, коса, красота, кров, кот, вакса, вар, вата, вопрос, вор, ворс, ворота, воск, восток, вспашка, вша, авто, автор, акр, аорта, ар, арка, астра, шавка, шапка, шар, шов, шпора, шпрота, штопка, штопор, штора).

Конкурс «Хвостоглав».

Придумай поскорее слова:

Хвост одного – другому голова.

Ну, например, корОВА и ОВАл.

Чтобы слова ты быстро угадал,

Тебе одной подсказкой помогу:

Все буквы нужные стоят внизу:

…ОСА… … … (коса, осадок);

…ОСЕЛ… … (оселок, поселок);

… …ОВОД… … … (провод, проводник).

ККОДКОПКИНРП

Конкурс «Слова-невидимки».

Слова-невидимки ужасно хитры,

Вот правила этой веселой игры.

Запомни: все буквы из первого слова

Находятся также в составе второго,

Но только, конечно, в порядке ином.

Слова притаились, но мы их найдем!

В синем небе С _ _ _ _ вьется. (Сокол.)

Полный зерен  _ _ _ _  С гнется. (Колос.)

Хорош С _ _ _ _ из помидоров. (Салат.)

В дорогу _ _ _ _ С взял шофер. (Атлас.)

С_ С _ _ с горы глядит в долину. (Сосна.)

_ _ С _ С накачивает шину. (Насос.)

Конкурс «Рифма».

Придумайте рифму к слову «массаж». (Монтаж, мираж, багаж, гараж, этаж.) Попробуйте сочинить двустишие или четверостишие.

Конкурс «Загадка».

На отдельных карточках написаны слоги. Ваша задача – каждый слог поставить на свое  место и прочитать загадку.

МА ЛАВ ША КИЙ КОЙ ША ПОД  РИК  ЛЕНЬ  РИТ

(маленький шарик под лавкой шарит.) (мышка.)

Конкурс «Превращение слов».

  1. Измените только одну букву, но так, чтобы слово начиналось также с буквы Л:

      Ливер (лидер).

      Лодка (ложка).

      Лото (лето).

  1. Как превратить лису в Луну?

     (лиса – липа – лупа – Луна.)

  1. Как превратить лося в волка?

     (Лось – лоск – воск – Волк.)

           

  1. Как превратить козу в лису?

     (Коза – поза – лоза – луза – лупа – липа – Лиса.)

  1. Как превратить козу в барса?

     (Коза – кора – кара – фара – фарс – Барс.)

Конкурс «Загадочные уравнения».

Вам нужно решить загадочные уравнения.

С хитрым иксом я дружу.

По секрету вам скажу:

Выбегая из тетрадки,

Загадает он мне загадки.

Никому и никогда

Ни за что на свете

Не стереть и не решить

Уравненья эти.

Кто ответит, например,

Что такое икс + р ?

Думал я весь день вчера,

Что такое икс + рат.

Подсказал мне старший брат,

Что такое ик + рат.

Догадался я без брата,

 Что такое икс + рата.

Не решила вся квартира,

Что такое икс + Ира.

Долго мучил я соседа,

Что такое икс + реда.

Икс +н+ра+та,

То с бензином, то пуста.

Икс+та+на+ра.

Кто решил, тому «Ура»!

Конкурс «Играем в прятки».

Ученики и ученицы!

Прошу учесть, на этот раз

Играет в прятки одна птица.

Красиво лгать умеют лисы,

А после – шасть! – и за кулисы.

Дон и Волга соединяются каналом.

Конкурс «Шарады».

Если З на К заменишь,

Смысл во мне совсем иной:

В первом классе лишь для счета

На уроке я твоем,

А в четвертом ты охотно

Подсчитаешь мой объем. (зуб-куб)

Если с З, то вкусный очень,

И воздушен он и легок.

З на к заменим только-

Пей продукт из молока. (зефир-кефир)

Читайте слева вы меня,

И псом презлющим буду я.

Но времени я буду счет,

Когда прочтешь наоборот. (дог-год)

Всего две ноты и предлог

Построить я на даче смог. (до-ми-к)

С буквой Д впереди шагаю

От зари и до зари.

С П торчу, зачем – не знаю.

С Т я людям помогаю.

Даже в самый сильный зной.

С Л всегда и всем мешаю,

Не дружите вы со мной. (день, пень, тень, лень)

Сперва назови ты за городом дом,

В котором лишь летом с семьей мы живем.

Две буквы к названью приставь заодно,

Получится то, что решать суждено. (дача-задача)

Я – синоним к слову бык

И известен всем.

Но прибавь мне букву К,

И козляток съем. (вол-волк)

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди ты И прибавишь –

И стану птицей я лесной. (Волга- иволга)

С Ю я по воде скольжу,

С Я на голове сижу. (шлюпка-шляпка)

С Ч над морем я летаю,

С Г в машине нахожусь,

С М тебя я одеваю,

С Л собачкою зовусь.

С С- можешь в булочной купить,

С Ш в бане мыть себя. (чайка, гайка, майка, лайка, сайка, шайка)

С л лить слезы заставляю,

С ж по воздуху летаю. (лук-жук)

С У - ползучий, с Е – колючий.(уж-еж)

Известное я блюдо,

Когда ж прибавишь М,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (уха-муха)

С Т я книга, с С я рыба,

С К бесформенная глыба,

С Л помог колоть я лед,

С Д народ во мне живет.(том, сом, ком, лом, дом)

Слово названье дорожке дает,

В горы и лес ею каждый пройдет.

Слово прочтете наоборот –

Сразу узнаете яблока сорт.(тропа-апорт)

Число и нота рядом с ним,

Да букву припиши согласную,

А в целом мастер есть один,

Он мебель делает прекрасную.(сто-ля -р)

Первый слог метут метлой,

Глазом назову второй,

Третий резать хлеб родиться,

А четвертый  - лишь частица.(сор, око, нож, ка)

С С на дереве расту,

С Ж по дереву ползу. (сук, жук)

Конкурс «Зашифрованное слово»

С неба падали пушинки

На замерзшие поля.

Ель закутали косынкой,

Жаркой шубой – тополя.

И укрыли дом на площади

Необычным одеялом.

Как же их зовут? - ты спросишь.

Имя здесь я написала.

Конкурс «Строчки перемешались».

Расставь все строчки стихотворения, кроме последней и первой, в логическом порядке.

Ветер, ветер, ветер,

В почерневший сад.

Тучи, тучи, тучи

Грустные сидят.

Льется дождь колючий.

Мокрый листопад.

Взрослые и дети

По небу летят.

Конкурс «Два стихотворения».

Два стихотворения даны вперемежку. Найдите их и прочтите.

Раз, два, три, четыре, пять,

Целый месяц под дождем

Кошка учится читать.

Мокнет крыша, мокнет дом,

Мокнут лужи и поля.

Потихоньку, понемножку

Мокнет мокрая земля.

Прибавляет к мышке кошку,

И далеко от земли

Получается ответ:

Мокнут в море корабли.

Кошка есть, а мышки нет!

Конкурс «Знаки препинания».

Расставь знаки препинания.

Кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют из толокна

Кисель там варят.

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

 



Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник «Мозаика народов».

-  Что такое устное народное творчество? (передавалось из уст в уста, не записывалось, народное - сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова «творить»).

-  Каким еще словом мы можем назвать устное народное творчество? (фольклор).

-  Какие жанры устного народного творчества вам знакомы? Перечислите.

-  Начинаем наш фольклорный праздник «Мозаика народов», посвященный

75-летию Чебаркульского района.

На территории Чебаркульского района проживают 28,4 тыс.человек, в городе 45,7 тыс.человек. Из них русских 41,8 тыс. человек, татар 1,4 тыс. человек, украинцев и башкир по 1тысяче человек.

Народы каких национальностей проживают в нашем районе?

У каждого народа своя история, свой фольклор, обычаи, национальная одежда, кухня.

Мы все живем в одной стране и уважаем культурное богатство и своеобразие различных народов России.

Ведущие:

Добрый день, гости званые и желанные!

Люди старые и молодые, женатые и холостые!

Добрый день! А что это значит?

Значит,  день был по-доброму начат!

Значит, день был по-доброму прожит!

Он умножит счастливые дни.

Добрый день! А что это значит?

Это значит, что дети не плачут.

Это значит, что праздник идет.

Это значит, что чудо нас ждет!

Добрый день!

Пожалуйте, гости дорогие! Пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас ждем поджидаем, праздник без вас не начинаем!

У нас для каждого найдется и местечко и словечко!

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому – загадку, кому – песенку.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

- Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесно ли хозяевам?

В тесноте – не в обиде.

«Небылицы» в лицах

Сидят в теремах, в светлицах,

Щелкают орешки, да творят насмешки!

Федул, чего губы надул?

Кафтан прожег.

Можно зашить?

Иглы нет.

А велика дыра?

Один ворот остался.

Сынок, сходи за водицей.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Что ж мать велит, надо идти.

Фома, что из леса идешь?

Да, медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он не идет.

Так сам иди.

Да он не пускает.

Фома, у тебя в избе тепло?

Тепло. На печи в шубе можно согреться.                  

Фома, ты лошади сено дал?

Дал.

Водой напоил?

Напоил.

Так иди запрягай.

А где она?

Ты мой пирог съел?

Не я.

А еще хочешь?

Хочу!

Что ты плачешь?

Головой об ворота ударился.

Когда это случилось?

Вчера вечером.

А что же ты сегодня плачешь?

А вчера дома никого не было!

-  А вот и мы оба-

Фома да Ерема.

Низко поклонились.

Колпаки свалились.

Колпак надеваем

Снова начинаем.

Мы пришли к вам оба

Фома да Ерема.

Людей посмотреть,

Себя показать.

Да небылицы рассказать.

 Жил да был карась.

Вот и сказка началась.

Жили были два налима-

Вот и сказки половина.

Жили были три гуся

Вот и сказка вся.

Жил был царь.

У царя был двор.

На дворе был кол.

На колу был скворец.

Царь любил скворца.

Не сказать ли с конца?

(садятся на стул)

Подвинься!

Нет, ты подвинься!

Я не хочу!

И я не хочу!

Фома – вредный, голос медный!

Сам с кувшин – голова с аршин!

(расходятся в разные стороны)

 А на обиженных воду возят!

Начинай!

Нет, ты начинай!

Давай вместе!

Как у нашего Данилы

Разыгралась скотина:

Овцы – в донцы,

Тараканы в барабаны,

Утки – дудки,

Сверчки – в смычки,

Козел пляшет,

Ножкой машет.

Ух-ух-ух!

Попляши Фома за двух!

Украинский народный танец. Исполняет  2а класс.

  - Мы с братом Еремой всегда точно погоду предсказываем.

Вот здорово, а как?

  - Да очень просто! Только появятся на небе облака, я говорю: «Будет дождь!». А Ерема говорит: «Не будет дождя!». Кто-нибудь да угадает!

Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой!

Частушки исполняет 4а класс.

В наши дни частушка – один из наиболее популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать всюду. Она звучит на деревенских уличных гуляньях, на вечерах самодеятельности. И несомненно, частушку живо воспринимают слушатели.

Чем же заслужены эти любовь и популярность?

Частушка – самая гибкая и подвижная форма народного песенного творчества. Она немедленно откликается на все значительные проявления современной жизни. Все, чем живет народ, отражается в частушке.

Частушкам свойственны предельная краткость и вместе с тем образность высказывания, теплота и искренность, наблюдательность и большое чувство юмора.

Одни и те же тексты можно встретить в самых разных местностях. Местной особенностью является лишь различное выражение отдельных слов (например, «любимый», «любимая»: в Сибири – «воталинка», на Урале – «боля, духаня», в северо-западной части России – «дролечка, забавочка, залеточка, милка, прияточка»).

Частушки появились в народе во второй половине 19 столетия.

Хохлатые хохлатушки

Хохотали хохотом –ха-ха-ха!

Ни то, ни се кипело

Да и пригорело!

Я и этак, я и так,

Я оно ни так, ни сяк!

Богатый хозяин в хате-

Две рубахи мокнут в ушате,

Двое порток сохнут на ухвате.

Хоромы – кривые,

Слуги – босые,

Собаки – борзые.

Который час?

Ячменный квас!

Которая минута?

И ковшик тута!

Которая четверть?

Извольте черпать!

Нам везде надо успеть –

И сплясать и песню спеть!

Башкирская народная песня. Исполняют девочки 4б класса.

Песня русская в березах,

Песня русская в хлебах-

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов!

Столько песен у России,

Сколько во поле цветов!

А слова ее простые.

Душу трогают до слез.

Столько песен у России

Сколько в рощицах берез!

Русская народная песня «Ходила младешенька». Исполняет 3б класс.

Ведущий:

А сейчас мы поиграем,

Я вам загадки загадаю.

Сказок много знаю я,

Отгадайте их, друзья.

А дорога далека,                                                     Ах ты Петя – простота,

А корзинка нелегка.                                               Сплоховал немножко.                        

Сесть бы на пенек,                                                  не послушал ты кота,

Съесть бы пирожок.                                               Выглянул в окошко.      

 «Маша и медведь».                                               «Петушок-золотой гребешок».                                                                                                                                                        

                   

Он от бабушки ушел,                                             Нет ни речки, ни пруда.

Он от дедушки ушел,                                             Где воды напиться?

Отгадайте без подсказки                                      Очень вкусная вода

Из какой он сказки?                                               В яме от копытца.

(«Колобок»).                                                            («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Красна девица грустна.                                        Отворили дверь козлята…

Ей не нравится весна.                                           И пропали все куда-то.

Ей на солнце тяжко,                                              («Волк и семеро козлят»).

Слезы льет бедняжка.

(«Снегурочка»).

У Ивана был конек,                                               Уплетая калачи

Ростом вовсе невысок.                                        Ехал парень на печи.

Но с кудрявой длинной гривой,                       Прокатился по деревне

Резвый был да шаловливый.                             И женился на царевне.

Много царь загадок дал-                                     Кто это? (Емеля)

Их конек все отгадал.

Про царевну, про жар-птицу,                             У Аленушки - сестрицы

Да про гребень царь-девицы.                            Унесли братишку птицы

Что за чудо? Что за сказка?                                 Высоко они летят,

Отвечайте без подсказки!                                    Далеко они глядят.

(«Сивка-бурка»).                                                     Что за птицы?(гуси-лебеди)

Эта скатерь знаменита                                          Сладких яблок аромат

Тем, что кормит нас досыта,                               Заманил ту птицу в сад.

Что сама собой она                                                Перья светятся огнем,

Вкусных кушаний полна.                                      И светло в ночи, как днем.

Что это? (самобранка).                                          Кто это? (жар-птица).

Ведущие:

Наше представление- всем на удивление,

Хворь и лень как рукой снимает,

Сказка всех гостей созывает!

Украинская народная сказка «Колосок». Представляет 2б класс.

Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.

Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому. И не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость.

Пословицы недаром молвятся:

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают.

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится,

Ведь с ней и горе и беда.

И наша речь красна пословицей.

Давайте вспомним их, друзья.

При солнце тепло, а при матери добро.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

У детины заболит пальчик, а у матери сердце.

Тише едешь, дальше будешь.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Семь бед – один ответ.

Старый друг лучше новых двух.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Под лежачий камень и вода не течет.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Ученье свет, а не ученье тьма.

Лес рубят – щепки летят.

Терпенье и труд – все перетрут.

Игра словом в скороговорках тоже становится источником веселья: в одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. Скороговорки учили четко и правильно говорить, хотя и оставались простой игрой.

Слышала старушка, как куковала кукушка на опушке.

Шишел вышел ,вон пошел,

На боярский двор зашел.

Там бояре шапки шьют,

На окошко их кладут.

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушке лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках шьют

Старушкам сапожки.

Ведущие:

Созываем детвору,

Предлагаем вам игру!

Купила бабушка себе курочку. Курочка  - тук, тук!

Купила бабушка себе уточку.  Уточка – кря-кря! Курочка – тук, тук!

Купила бабушка себе кошечку. Кошечка – мяу, мяу! Курочка – тук, тук! Уточка –кря, кря!

Купила бабушка себе собачонку. Собачонка – гау, гау. Кошечка – мяу, мяу. Курочка –тук, тук. Уточка – кря, кря.

Купила бабушка себе коровенку. Коровенка – му, му. Собачонка – гау, гау. Кошечка – мяу,мяу. Уточка – кря, кря. курочка – тук, тук.

Купила бабушка себе лошаденку.

Вот и богатая бабушка.  

Ведущие:

Хороводить – не цепом молотить!

Орать песни – не пахать!

Пели мы да пели, да есть захотели!

Тише дудки, тише домры!

До  свиданья, люди добры!



Предварительный просмотр:

Чистоговорки и скороговорки от Б до Щ.

Б

У Боба бобы.

В бидоне не бетон,

В бидоне не батон,

В бидоне не бутон.

У Борьки был не клубок, а кубик Рубика.

В банке банкир, у банкира банка.

В букваре у Буратино брюки, булка и ботинок.

В.

У воды удавы.

Ваня не подводит, но Ваню доводят.

Подводим к подводе воеводу,

А на подводе – воевода!

У подводы – воевода

И на подводе – воевода!

Два воеводы.

Ваня в ванне плавал на диване.

Г.

В бумаге у мага навага.

Йоги  яге не помогают.

У гнома ангина.

Не груби негру.

Д.

 

Не буди медведя – обидит.

В команде «Динамо» - Диана,

У Дианы домино.

Вадик, не подведи, -

Подведи деда к подводе.

Увидим Вадима и удивим,

А не увидим – не удивим.

Один Дима дома,

Но Дима дома не один.

Дома один Дима

И два Вадима.

Не дели, Люда, неделю.

Дорога ли дорога?

У Дали медали, у Дины ордена.

У дяди Федора дом в деревне,

А у Гудвина – в городе.

У Лады в ведре вода,

А у Димы в дневнике двойка.

Одеяло в пододеяльнике,

А радиоприемник на подоконнике.

Ж.

А жена-то мужу

И утюжит, и утюжит.

- Побежим под дождем?

- Подождем.

- Переждем дождик?

- Переждем.

Погляжу на бережок-

Не лежит ли пирожок?

Житель в жилете лежит и лижет желе.

Жена на мужа похожа-

У мужа пропажа, у жены тоже.

Желтая тележка Олежки – тяжелая.

З.

Зинаиде не везет:

Зину поезд не везет.

За избой изба,

За звездой звезда.

За золой зола.

В «гориЗОНТе» не зонтик, а ЗОНТ.

За бором забор,

За будкой незабудка.

Зря Захар козла дразнил-

Козел задиру не забыл.

Зрители в зрительном зале,

А Зоя и Зина на вокзале.

Под березой подберезовик,

Под землей подземелье.

У капризного казака и коза капризная,

У боязливого казака и коза боязливая.

У Розы мимоза,

У Захара заноза.

К.

На пеньке кнопка,

На кнопке Петька.

У Котьки кот,

У Якова як.

Л.

Коля ломом ломит лед,

Клим  в телегу лед кладет.

Для маленькой Аленки

Оля гладила пеленки.

П.

Пекарь Пека пек пирог:

Пек, пек – недопек,

Пек, пек – перепек.

У Потапа не пяток пяток,

Пяток опяток;

А у питона ни опяток, ни пяток.

Подход не подкоп,

Подход не подвох.

У капитана петух в капкане.

Лапки оляпки опять на опятах.

У прадеда правнук, у правнука прадед.

Перепелятник поймал перепела, перепелку, перепелят и перепелятника.

Р.

Рая и Рома рады граду и грому.

Граду ограда не преграда.

Георгий Маргарите дарит георгины,

А Маргарита Георгию дарит маргаритки.

Варя верит, что Вера варит.

Три пирата горбаты, три пирата бородаты,

Три пирата друг другу не рады.

Барыня не рабыня, рабыня не барыня.

Одни бобры бодры и добры.

Территория террариума.

Друг против друга – друг и подруга.

У деревни на дереве – тетерев Терентий.

Рано утром три барана барабанят в барабаны.

Барабанят в барабаны три барана утром ранним.

Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче,

А Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу о Георгии Григорьевиче.

С.

У Сысоя усы от носа до пояса.

У соседа-домоседа сосед-непоседа, у соседа-непоседы сосед-домосед.

Сноха снует от снопа к снопу.

У тестя нос и усы в тесте.

Вовсе не все Лены во вселенной веселы.

На носу у носорога сорок сорок.

У Раисы сестра Лариса, у Ларисы сестра Раиса.

Т.

У Тани тайна, это Танина тайна, и Таня таит эту тайну.

На планете Плутон плутали Петя и Антон.

Долго еноты глядели на ноты, непонятны ноты енотам.

Таня и Ната – юннаты.

Титам на татами.

У Тони тонна нот.

У хоббита нет хобота.

У Томы – том, и у Тома – том.

Том Томы не о том Томе,

Том Тома не о той Томе.

Том Томы не о том, и том Тома не о том.

Картина опутана паутиной, на картине – лилипуты в паутине.

На фотографии питон, тапир, актиния, тритон,

петух, термит, пантера, кот, тюлень, плотва, улитка, крот,

орангутанг, кит, тля, енот, тарантул, тетерев, койот.

Это – Федя, это – Петя, это – Надя,

Это – Катя, это – Витя, это – Митя.

Дети, это – дети.

Ф.

У Фаддея дафнии.

Филя в фильме – фельдфебель.

На фотографии у Федора – Федора,

На фотографии у Федоры – Федор.

Х.

На Тихоне хитон.

Хлопотун-хохотун и хлопотунья-хохотунья хлопотали и хохотали.

Хорь мохнатый, а Михей лохматый.

Хотим поехать на оленях, архарах, буйволах, тюленях,

Тапирах, леопардах, львах, верблюдах, мулах и волах.

Ц.

В цветнике у цветовода цветут гиацинты и циннии.

На оконце у бойца-македонца копьецо.

Отец деда – дед отца,

Дед отца – отец деда.

Лекция доцента – о локации.

В цирке не циркуляры и циркули,

В цирке тигрицы, львицы и медведицы.

В теплице у цветовода цвели гиацинты, купальницы, цикламены, цинерарии и циннии.

Ч.

Овчар в овчарне ворчал на овчарку,

Овчарка в овчарне рычала на овчара.

У папочки – папочка

И у папочкиного папочки – папочка.

И у папочки папочкиного папочки – папочка.

А у папочки папочки папочкиного папочки нет папочки.

- Под тумбочкой очки у мамочки,

А на тумбочке – тапочки.

- На тумбочке очки у мамочки,

А под тумбочкой – тапочки!

- На тумбочке очки у папочки,

А под тумбочкой тапочки?

- Под тумбочкой очки у папочки,

А на тумбочке – тапочки!

У Дюймовочки и дочки мельче точки.

Леночка и Олечка-

Дочечки мамочки Танечки и папочки Игоречка

И внучечки бабулечек Верочки и Людмилочки

И дедулечек Юрочки и Володечки.

Ш.

Маша мешает кашу , а Миша мешает Маше.

Шьет швея штанишки Маше, Паше, Даше и Наташе.

Дышат кошки, дышат мышки,

Дышат мишки и детишки.

Шла к малышке Груше бабушка Луша.

В лукошке у Луши большие груши.

На шпалах лапша.

Гриша кроет крышу Гоше, Алеше и Мише.

Ваш шпион нашего шпиона не перешпионит,

А наш шпион вашего шпиона перешпионит.

В ложке у Антошки кашки немножко,

А у Тимошки в ложке немного картошки.

Щ.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

В кипящих щах вопящий Кощей.

Щеголеватый банщик щеголял в плаще.

Не ищи у хищника когтищи!

У ящура леденящий прищур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работы над текстом на уроке чтени я в начальной школе

В данном материале перечислены виды заданий для работы с текстом на уроках чтения в начальной школе  до начала чтения, которые можно предложить учащимся на уроке....

Виды работ над текстом на уроках чтения.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является:        Многократное обращение к тексту, перечитывание его каж­дый раз с новым заданием.Цель учител...

Виды работы над текстом на уроке чтения.

    Не секрет, что первоклассники, научившись читать,  тут же теряют интерес к чтению. Поэтому учитель должен быть мастером на уроке, чтобы не только на уроке поддержать интерес ...

Виды работы над текстом на уроках чтения.

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только - только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.Ос...

Виды работ над текстом на уроках чтения

Виды работ над текстом на уроках чтения...

Виды работы с текстом на уроке чтения

Виды работы над текстом на уроке чтения.1.  Чтение всего текста (по заданию учителя).2.  Чтение, деление на части. Составление плана.3.  Чтение по готовому плану.4.  Чтение, после ...