Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Агафонова Галина Николаевна

Рабочая  программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса составлена на основе авторской программы  «Русский язык. Программа 1-4 классы. М. Издательский центр «Вентана-Граф» / С.В.Иванов, 2012. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_russkiy_2_kl.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса составлена на основе авторской программы  «Русский язык. Программа 1-4 классы. М. Издательский центр «Вентана-Граф» / С.В.Иванов, 2012.

Общие цели начального общего образования с учётом  специфики учебного предмета «Русский язык» заключаются в   формировании у обучающихся первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; в овладении учебными действиями с языковыми единицами и умении использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Общая характеристика учебного предмета  «Русский язык»

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире, во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать  у учащихся познавательную мотивацию  к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

 Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской (познавательной).

Социокультурная цель достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

 Научно-исследовательская (познавательная) цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке

Задачи:

формировать грамотное, безошибочное письмо с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;            

развивать  способности  обущихся, формировать  основы умения учиться и способности к организации своей деятельности;

обучать  навыкам общения и сотрудничества, различным видам деятельности через поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширять  опыт самостоятельного выбора;

формировать  интеллектуально и духовно развитую личность, готовую  к самоопределению, самообразованию, социальной адаптации, продуктивному взаимодействию с людьми на начальном этапе обучения.

С целью соблюдения принципа научности данная программа предусматривает выделение в учебном предмете «Русский язык» трёх содержательных линий: «Система языка», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи». Каждая из выделенных линий характеризуется своим объектом изучения:

  • содержательная линия «Система языка» выделяет в качестве объекта изучения языковые единицы: звук (единица речи), морфему, слово, часть речи, предложение;
  • содержательная линия «Орфография и пунктуация» выделяет в качестве объекта изучения орфограмму и пунктограмму;
  • содержательная линия «Развитие речи» выделяет в качестве объекта изучения текст как законченное устное или письменное высказывание на определённую тему.

Данная программа предусматривает изучение каждого из выделенных объектов в рамках одного урока, без традиционного смешения: например, при изучении языковых единиц перед учениками не ставятся орфографические или речевые задачи.

Место учебного предмета  «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка во 2 классе выделяется 170 часов (5ч в неделю, 34 учебные недели).

В рабочую программу внесены изменения. Резервные часы распределены по темам:

№п\п

Наименование раздела (темы)

Кол-во часов в примерной (авторской)  программе

Кол-во часов в рабочей программе

Обоснование

1.

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

57 ч

65ч

Резервные уроки использованы для проведения контрольных работ, а также с целью отработки наиболее важных и трудных тем

Фонетика и графика

10ч

11ч

Слово и предложение

Состав слова (морфемика)

19ч

20ч

Лексика

22ч

28ч

2.

«Правописание»

58ч

65ч

3.

«Развитие речи»

34ч

34ч

4.

Повторение

Резервные уроки

16ч

Итого

170ч

170ч

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

1. Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль /С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2012

2. Руский язык: 2 класс: учебник для учащихся, общеобразовательных учреждений: в 2ч.(С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.);(под ред.С.В.Иванова)-4-е изд. Перераб.-М.: Вентана-Граф, 2012.-176с.

3. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся, общеобразовательных учреждений/ М.И.Кузнецова.-4-е изд. испр.- М.:Вентана –Граф. 2013.-112с

С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные, а также нетрадиционные формы проведения урока: уроки-игры, уроки-путешествия, уроки - аукционы, уроки-проекты.

Формы промежуточной аттестации учащихся по русскому языку – контрольный диктант, контрольный словарный  диктант,  контрольная работа и тестирование. Итоговая аттестация предполагается в форме комплексной контрольной работе  на межпредметной основе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

 Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения  

учебного предмета

Личностными результатами изучения русского языка во 2 классе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка во 2 классе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку

Ученик научится:

  • различать, сравнивать, кратко характеризовать:
  • парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки;
  • изменяемые и неизменяемые слова;
  • формы слова и однокоренные слова;
  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • предложения по цели высказывания;
  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
  • выделять, находить:
  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
  • лексическое значение слова в толковом словаре;
  • основную мысль текста;
  • решать учебные и практические задачи:
  • делить слова на слоги;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • подбирать однокоренные слова;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 45-60 слов
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
  • применять правила правописания:
  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов;
  • разделительные твёрдый и мягкий знаки;
  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-;
  • раздельное написание предлогов с другими словами.

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

. определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный); различать однозначные и многозначные слова; . наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

. подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

. подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

. наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

. применять правило правописания суффиксов имён существительных: -онок-, -ёнок-; -ок-; -ек-; -ик-; -ость-;

. применять правило правописания суффиксов имён прилагательных: -ое-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-;

  • подбирать примеры слов с определённой орфограммой; . при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • составлять план текста;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).


.Содержание  учебного предмета

 «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (65 ч)

Фонетика и графика (11 ч)

Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я в словах с непроизносимыми согласными.

Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Слово и предложение (6 ч)

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Состав слова (морфемика) (20 ч)

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова.

Лексика  (28ч)

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Различение однозначных и многозначных слов.

Представление о прямом и переносном значении слова.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (65 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1 классе.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определённые программой);
  • разделительные твёрдый и мягкий знаки;
  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-;

. правописание суффиксов имён существительных: -онок-, -ёнок-\ -ок-\ -ек-\ -ик-\ -ость-;

  • правописание суффиксов имён прилагательных: -ое-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив--,
  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

 «Развитие речи» (34 ч)

Устная речь. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

Письменная речь. Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенному  плану.

Типы текста: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Повторение (6 ч)

Повторение правил правописания, изученных во 2  классе. Лексика. Типы текста: описание, повествование, рассуждение, их особенности.












Формы и средства контроля

Диктант

4

Словарный диктант

4

Контрольное списывание

1

Тестирование

1

Контрольная  работа

4

Итого

14

Комплексная контрольная работа на межпредметной основе (основная часть)

1

Диктанты

1.1Контрольный диктант (входной)

Диктант

Осень

        Дует сильный ветер. Небо в тучах. Целый день идёт частый дождик.

Кругом лужи. Птицы улетели в тёплые края. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора.(27сл.)

Грамматическое задание:

1.Разделить на слоги слово и подчеркнуть гласные:

1вариант                                          2 вариант

 жилища                                                 сороки

2. Подчеркнуть  буквы  на месте согласных звуков

1вариант                                                    2 вариант

целый                                                            людей          

3. Найти 3-е предложение и определить количество слов.

1.2. Итоговый контрольный диктант   за 1 полугодие  к урокам блока «Правописание»

                                                    Скоро осень

  Я вышел на крыльцо. Тёмное небо было огромным и звёздным. Грустно шелестел сад в ожидании хмурой осени. Вдруг яростный порыв ветра налетел на сад. Стали падать поздние яблоки. Под ногой хрустнула ветка. (34 слова)

Слова для справок: шелестел, в ожидании.

     Орфографическое задание

I вариант

1. Выпиши из диктанта   два слова  с   непроизносимыми согласными и подбери к  ним  проверочные слова. Отметь орфограмму.

2. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы

годоч…к, комар…к, мыш…нок, рыс.нок

II вариант

1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы
арбуз…к, звоноч…к, слон…нок, лягуш…нок

2.Выпиши из диктанта два слова с непроизносимыми согласными и подбери к ним проверочные слова. Отметь орфограмму

     

1.3 Контрольный диктант по теме: «Правописание изученных орфограмм»

                                                     

В горах

 Хорошо весной в горах. Склоны запестрели цветами. Они тянут головки к солнцу и жадно пьют его лучи. Выпрямились сухие травы.

Из серых скал выползла туча. Небо потемнело. Посыпался колючий снег и град. Ветер прогнал тучу. Солнце растопило снег. Раскрылись цветы. Весело кружат заботливые пчелы. (46 слов)

 Грамматическое задание

I вариант

Выпиши из диктанта три слова с безударными гласными е, о и подбери к ним проверочные слова

II вариант

Выпиши из диктанта три слова с проверяемой согласной в корне и подбери к ним проверочные слова

1.4 Итоговый контрольный диктант за   II полугодие по теме «Правописание изученных орфограмм».

Весной

Наступила радостная весна. Солнце льёт на землю яркие лучи. На деревьях набухли и потемнели почки. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручейки.

Под корнями старой берёзы была нора. Там всю зиму проспал сердитый ёж. Холодный ручей разбудил зверька. Ёжик выбежал на полянку и осмотрелся. Тёплые лучи солнца согрели ежа. (49 слов)

Грамматическое задание

I и II варианты                                                                                          

Выпиши из диктанта семь слов с разными орфограммами (по одному слову на каждую орфограмму). Запиши проверочные слова (где возможно). Обозначь графически орфограммы.

2.Контрольные работы

2.1 Контрольная работа по темам «Фонетика», «Слово и предложение», «Окончание»

  I вариант

1. Запиши с помощью транскрипции [  ]:
1-й звук в слове
мяч;

2-й звук в слове лето; 3-й звук в слове ряд.

2.Выбери и запиши только правильную характеристику звука.

[б] – согласный, звонкий, мягкий

[б] -  согласный, глухой, твёрдый

[б] – согласный, звонкий, твёрдый

3. Выпиши слова, называющие предмет (имена существительные).

Яркий, ваза, стеклянный, карандаш, трамвай, быстрый, цветной

  1. Выпиши вопросительное предложение.

Я очень люблю лето!

Какие ягоды ты любишь?

Мы сегодня едем в театр.

  1. Отметь окончания в словах

ветка, о грибах, к реке, под сосной, о солнце, звезду, птицы

  1. (дополнительное). Выпиши неизменяемые слова

озеро, метро, окно, зёрнышко, пальто, радио

     II вариант

1. Запиши с помощью транскрипции [  ]:

1) 3-й звук в слове утюг;

2) 2-й звук в слове жизнь;

3) 4-й звук в слове друг.

2. Выбери и запиши только правильную характеристику звука

[л'] – согласный, звонкий, твердый

[л'] – согласный, звонкий, мягкий

[л'] – согласный, глухой, мягкий

3. Выпиши слова, называющие предмет (имена существительные).

Петь, песок, мелкий, коньки, играет, ловкий, пол

4. Выпиши повествовательное предложение.

Какая сильная гроза началась!

  1. Сдай книги в библиотеку.
  2. Когда ты закончишь уборку?

5.Отметь окончания в словах. (с)  грозами,  рыбаки, кормушка, гриб, ямы, поля, песок

  1. (дополнительное). Выпиши неизменяемые слова.

Пони, кони, жирафы, кенгуру, сани, такси

2.2  Контрольная работа    по темам « Фонетика», «Состав слова»

    I вариант

1.Выбери и запиши правильную транскрипцию данного слова.

парад

[парад]

[пар'ат]

[парат]

2.Ответь на вопросы словом да или нет.

  1. Может ли в слове быть один гласный звук и два слога?
  2. Может ли в слове быть один гласный звук и один слог?

3.Запиши только ту группу слов, в которой даны однокоренные слова.

загорелый — гореть — горка — горелый

рисовать — рисунок — рис — нарисованный

глаз — глазик — глазной — глазоньки

4.Укажи номер ошибочного толкования слова.

  1. Засолка — заготовка солёных овощей.
  2. Солить — делать солёным.
  3. Солист — тот, кто солит.

5.Отметь суффикс в словах.

ягодка, жучок, вагончик, пакетик, звёздочка

6. (дополнительное). Среди данных слов найди и запиши только родственные слову осина.   Отметь корни.

осинка, осиновый, осиный, ослиный, осы, осинник, ослик, подосиновик, ослица, осадок, ослёнок, осень

    II вариант

1.Выбери и запиши правильную транскрипцию данного слова.

клюв

[клув]

[кл'ув]

[кл'уф]

2.Ответь на вопросы словом да или нет.

  1. Может ли в слове быть два гласных звука и один слог?                                                                    
  2. Может ли в слове быть два гласных звука и два слога?
  3. Может ли в слове быть один гласный звук и два слога?

3.Запиши только ту группу слов, в которой даны однокоренные слова.

море — морс — морской — моряк

нога — ножной — ножка — ноженьки

дерево — дуб — деревянный

4.Укажи номер ошибочного толкования слова.

  1. Липа — дерево с зубчатыми листьями и душистыми цветами.
  2. Липовый (чай) — чай, собранный из цветов липы,
  3. Липучка — цветок липы.

5.Отметь суффикс в словах.

липовый, бобрёнок, конвертик, морской, радость

6 . (дополнительное). Среди данных слов найди и запиши только родственные слову оса.  Отметь корни.

осинка, осиновый, осиный, ослиный, осы, осинник, ослик, подосиновик, ослица, осадок, ослёнок, осень

2.3  Контрольная работа по темам: « Состав слова», « Слово и его значение».

    I вариант

1.Разбери слова по составу,
кустики, жёлтые, травинка

2.Подбери слова с приставками, которые придают слову противоположное значение. Запиши  пары слов.

развязать - ...

вбежать - ...

закрыть - ...

3.Объясни, что означают слова лесок, школьник. При объяснении используй их однокоренные слова.

4.Запиши слово по его толкованию

Посуда, в которой хранят масло, —

Самое тёплое время года —

5.Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов

... погода

... груша

... книга

6. (дополнительное). Подбери подходящие по смыслу слова. Запиши сочетания слов.

имя (города, собаки, ребёнка) — игрушка (еловая, ёлочная) — выстрел (пушечный, пушистый, пушной) —

II вариант

1.Разбери слова по составу, небольшой, грустные, хитрец

2.Подбери слова с приставками, которые придают слову противоположное значение. Запиши пары слов.

внести — ...

развернуть —...

въехать—...                                                                                  

  1. Объясни, что означают слова барабанщик, цветник. При объяснении используй их однокоренные слова.
  2. Запиши слово по его толкованию.

Большое водное пространство с солёной водой — ...

Здание, где хранят и показывают посетителям редкие картины и вещи, - ...

5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов.

…тучка

… цветок

… дождь

6  (дополнительное). Подбери подходящие по смыслу слова. Запиши сочетания слов.

роща  (осиная, осиновая) - …

человек (душный,  душистый, душевный) - …

животноводческая (ферма, форма, фирма) - …

2.4. Контрольная работа    по темам «Состав слова «Лексика», «Части речи»

    I вариант

1.Выпиши однокоренные слова: рисунок, рисовать, Борис, рис, нарисованный

2.Выпиши слова, которые подходят к схеме:                  котенок, дорога, барабанщик, мышка

3.Выпиши из скобок слово, значение которого приведено.

Предмет мебели со спинкой для сидения одного человека – это … (скамейка, стул, табуретка, диван).

4.Из слов в скобках подбери синонимы к выделенному слову:

маленькая машина - … (новая, небольшая, красивая, крошечная)

5.Подбери антонимы к словам сильный, добрый. Запиши пары слов.

Усталый-…, слабый-…,  слабость- …., усталость- …

6. (дополнительное). Запиши номера тех фразеологических оборотов, которые можно заменить словом бездельничать.

  1. сидеть сложа руки
  2. ходить на голове
  3. считать ворон
  4. палец о палец не ударить

     II вариант

  1. Запиши слова с приставками. Отметь приставки.

поболтать, повеселиться, повидло, подвинуть, порог                                                                                                                                                                                                                                                      

  1. Выпиши слова (только имена прилагательные),  которые  соответствуют схеме:

лисёнок, лесной,  снежные,  больной, горожанин

3. Выбери из скобок слово, значение которого приведено,

Белый порошок с острым вкусом, который добавляют в пищу,— это (сахар, соль, мука, мел).

4. Из слов в скобках подбери синонимы к выделенным словам. умный ребёнок — ... (ловкий, послушный, смышленый)

5. Подбери антонимы к словам глубокий, холодный

Запиши пары слов:  подводный- …, мелкий -…, горячий-…,жарко -…, солнечный- …

6 (дополнительное).

Запиши фразеологические обороты и их значения, используя слова правого              столбика.  

 повесить нос        близко

душа ушла в пятки        скрыться
замести следы        испугаться

. 

3.Контрольные словарные диктанты

3.1. Пальто, ветер, сентябрь, город, товарищ, воскресенье, язык, воробей.

3.2. Лестница, фамилия, собака, ученик, апрель, ворона, земляника, медведь

3.3.  Ягода,  иней, автомобиль,  работа, автобус,  корова,  отец, столица, Московский Кремль, праздник

3.4.  Мечта, декабрь, скоро,  кинофильм, лопата, сегодня, ужин, космонавт, пенал, облако

4.Контрольное списывание

I вариант

Спиши текст, определяя границы предложений.

В жару

Солнышко сильно прогрело воду в речке в ней играют солнечные зайчики лежат на воде листья кувшинок под этими листьями неподвижно стоят рыбки они спрятались от жары вот красивая стрекоза присела на цветок ромашки прозрачные крылышки блестят в лучах солнца     (41 слово)

II вариант

Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки. Спиши текст правильно.

Утро

       Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревев. Проснулись малиновки. Перья на их грутках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли расы. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.(46 слов)

  1. Итоговый тест

I вариант

1. Выбери правильное утверждение.

  • Все согласные имеют пару по твёрдости-мягкости.
  • В русском языке есть твёрдые и мягкие согласные.
  • Мягкость согласного обозначается только с помощью мягкого знака.
  • Твёрдость согласного может быть обозначена буквами е, ё, и, ю, я. 

2. Написание какого слова не соответствует произношению?

  • Горка
  • Дубки
  • Голуби
  • Птичка
  1.  Выбери правильное утверждение.                                                                                                  
  • Корень – это часть предложения.
  • Общая часть родственных слов называется корнем.
  • У родственных слов разные корни.
  • В корне не выражено основное значение слова.
  1.  Отметь слово, в котором правильно выделен корень.
  • Морозный
  • Стена
  • Улетать
  • Выезд
  1.  Выбери и отметь правильное утверждение.

Чтобы обозначить буквой безударный гласный в корне слова, надо:

  • Изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы на гласный падало ударение
  • Запомнить написание всех безударных гласных
  • Записать его так, как он слышится
  • Подобрать любое слово
  1.  Выбери и отметь правильное утверждение.

Чтобы проверить парный согласный по глухости-звонкости, надо изменить слово так, чтобы

  • Этот согласный был ударным
  • После согласного стоял гласный
  • После согласного стоял глухой согласный
  • Перед согласным стоял гласный

7. В каком слове нельзя проверить безударный  гласный?

  • Сапог
  • Глазной
  • Ковёр
  • Грачи

8. Какое слово является проверочным для слова речная?

  • Горечь
  • Реченька
  • Река
  • Речь

9. В каком слове допущена ошибка?

  • Ёж
  • Снег
  • Грясь
  • Столб

10. Какое слово является проверочным для слова ход?

  • Походка
  • Ходить
  • Хобот
  • Переход

11. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

  • Сучок
  • Жир
  • Добрый
  • Песок

12. Найди и отметь группу родственных слов.

  • Сила, силач, спортсмен, сильный
  • Мышь, мышиная, смышленый, мышонок
  • Зима, зимний, зимовье, перезимовать
  • Лес, лесная, лесок, лисёнок
  •                                                                                                                                                    

II вариант

1. Выбери правильное утверждение.

  • Твёрдость согласного может быть обозначена буквами е, ё, и, ю, я
  • Мягкость согласного обозначается только с помощью мягкого знака.
  • Все согласные имеют пару по твёрдости-мягкости.
  • В русском языке есть твёрдые и мягкие согласные.

2. Написание какого слова не соответствует произношению?

  • внучка
  • рыбка
  • сугробы
  • птица
  1.  Выбери правильное утверждение.
  • В корне не выражено основное значение слова.
  • У родственных слов разные корни.
  • Корень – это часть предложения.
  • Общая часть родственных слов называется корнем.
  1. Отметь слово, в котором правильно выделен корень.
  • берёзка
  • весна
  • улететь
  • повар
  1.  Выбери и отметь правильное утверждение.

Чтобы обозначить буквой безударный гласный в корне слова, надо:

  • Подобрать любое слово
  • Запомнить написание всех безударных гласных
  • Записать его так, как он слышится
  • Изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы на гласный падало ударение
  1.  Выбери и отметь правильное утверждение.

Чтобы проверить парный согласный по глухости-звонкости, надо изменить слово так, чтобы

  • Перед согласным стоял гласный
  • После  согласного стоял гласный
  • После согласного стоял глухой согласный
  • Этот согласный был ударным

7. В каком слове нельзя проверить безударный  гласный?

  • земля
  • собака
  • весёлый
  • лиса

8. Какое слово является проверочным для слова лесник?

  • лесной
  • лисичка
  • лес
  • лесничий

9. В каком слове допущена ошибка?

  • сугроб
  • медветь
  • клюв
  • мёд

10. Какое слово является проверочным для слова указ?

  • приказ
  • казак                                                                                                                                          
  • указывать
  • указка

11. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

  • умный
  • ширма
  • грач
  • уроки

12. Найди и отметь группу родственных слов.

  • Лень, ленивый, бездельник, лентяй
  • Полёт, лето, летучая, летательный
  • Золото, золотой, позолотить, золотистый
  • Гриб, грибной, грипп, грибница

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основная литература

Для учителя:

1.Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль /С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2012.-384с.

2.Руский язык:2 класс: учебник для учащихся, общеобразовательных учреждений: в 2ч. (С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.);(под ред.С.В.Иванова)-4-е изд. Перераб.-М.: Вентана-Граф, 2012.-176с.

3.Пишем грамотно: 2класс: рабочая тетрадь для учащихся, общеобразовательных учреждений/ М.И.Кузнецова.-4-е изд. испр.- М.:Вентана –Граф. 2013.-112с.

Для учащихся:

1.Руский язык: 2 класс: учебник для учащихся, общеобразовательных учреждений: в 2ч. (С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.);(под ред.С.В.Иванова)-4-е изд. Перераб.-М.: Вентана-Граф, 2012.-176с.

 2. Пишем грамотно: 2класс: рабочая тетрадь для учащихся, общеобразовательных учреждений/ М.И.Кузнецова.-4-е изд. испр.- М.:Вентана –Граф.2013.-112с.

Дополнительная литература:

Для учителя:

1. Журова, Л.Е. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 2 класса./ Л.Е.Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова.  – М.: Вентана-Граф, 2011.-75с.

2. Иванов, С.В. Русский язык: комментарии к урокам./С.В.Иванов, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2013.-94с.

3. Русский язык: оценка достижения планируемых результатов   обучения:контрольные работы, тесты, диктанты, изложения:2-4 классы/ В.Ю Романова., Л.В. Петленко; под ред. С.В.Иванова.– М.: Вентана-Граф, 2013.-272с.

Для учащихся:

1..Учусь писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся, общеобразовательных учреждений/ М.И.Кузнецова.-3-е изд. Испр.- М.:Вентана –Граф.2013.-96с.

2.Михайлова, С. Ю. Дружим с русским языком: рабочая тетрадь./С.Ю.Михайлова. – М.: Вентана-Граф, 2013.-64с.

 3.Михайлова, С. Ю. Запоминаем слова с непроверяемыми написаниями: рабочая   тетрадь./С.Ю.Михайлова. – М.: Вентана-Граф, 2012.-80с.

Оборудование и приборы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 28 учащихся

Базовая

ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ

1

Комплекты таблиц демонстрационных по русскому языку

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала


1

2

Сигнальные карточки

28

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

3

Комплект словарей для начальной школы

Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету

15

СРЕДСТВА ИКТ

4

Компьютер

Используется в соответствии с планируемой потребностью учителя

В соответствии с планируемой потребностью учителя

СD-диски

5

 Компакт-диск «Русский язык. 1-4 классы. Программа, планирование, контроль» 

Используется в соответствии с планируемой потребностью учителя

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 4 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»4  класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 3 класс УМК «Гармония»

Рабочая программа по русскому языку   рассчитана на 170 часов и  разработана  в  соответствии   с:требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 4 класс

Пояснительная записка, учебно-методический комплект, количество учебных часов, основные требования к ЗУ обучающихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методических средств обучения...

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" 4 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В....

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» 3 класс, начальное общее образование

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться ...