Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Бородина Галина Юрьевна

Пояснительная записка, учебно-методический комплект, количество учебных часов, основные требования к ЗУ обучающихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методических средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx53.58 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска

Утверждаю:                                  Рассмотрено                                  Согласовано:

Директор                                      на заседании МО                           зам. директора по УР

школы-интерната                      протокол №_____                          Н.В. Докалова

О.В. Воинкова                            от «____» __________                    «____»___________

«____»____________                

Рабочая программа

             учебного предмета «Русский  язык»

Учитель: Бородина Г. Ю.

Класс: 4

Год составления программы:2014

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе программы «Русский язык» В.В.Воронковой из сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы». Москва «Просвещение» 2008г. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.

      В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

      Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

      Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

      Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

      На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

      Звуки и буквы.

Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.

      Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

      Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

      Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

      Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков.

 Предложение.

Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

      Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов. В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).

    Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

      Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

      Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

        В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких.

В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.

Наиболее сложными для усвоения в младших классах вспомогательной школы являются правила правописания звонких и глухих согласных и безударных гласных, написание которых можно проверить. Другой опоры, кроме знаний самого правила и умения применять его при письме, в этих случаях нет.

Принципы построения системы специальных упражнений по формированию орфографически-грамотного письма у учащихся вспомогательной школы, разработанные М. Ф. Гнездиловым, обязывают учитывать особенности русского правописания и своеобразие умственно отсталых детей в овладении навыками грамотного письма.

Для облегчения усвоения правил правописания в младших классах вспомогательной школы программный материал распределен так, чтобы каждое новое правило опиралось на пройденный материал, изучалось поэтапно и довольно длительно.

Главным в системе обучения орфографии является требование сознательного усвоения орфографического правила. Прежде всего этому должны способствовать упражнения, подготавливающие учеников к пониманию нового правила, постановка проблемы, подводящей к необходимости его применения, а также яркое и убедительное его объяснение.

           Следующим моментом успешного формирования орфографического навыка является овладение умственно отсталыми детьми операциями, связанными с применением правил на практике. Здесь рекомендуются упражнения, развивающие умение объяснять написание слов, пользуясь правилом. С этой целью сначала необходимо объяснить правилом написание слов с уже выделенными орфограммами, а затем слов с пропущенными орфограммами. Более сложным заданием является дописывание слов с нужной орфограммой.

Достаточная практика учеников в решении орфографических задач будет способствовать выработке у них умения контролировать себя при помощи усвоенного правила. Для этого ученики прежде всего должны уметь выделять орфограммы, подходящие под то или иное правило. На основе воспроизведения изученного правила им необходимо найти условие, при котором снимается орфографическая трудность, и использовать новое условие для решения орфографической задачи. Этому будут служить упражнения в анализе текста для нахождения в нем слов, имеющих определенную орфографическую трудность, и в объяснении написания этих слов с использованием изученного правила правописания: предупредительные орфографические упражнения (например, списывание, комментированное письмо), различного рода зрительные и слуховые диктанты (предупредительные, объяснительные, выборочные), несложные творческие работы (ответы на вопросы, изложения и сочинения).

Большое значение в усвоении правил правописания имеет повторение трудных случаев в начале и в конце года, в начале и конце четверти, после прохождения каждой темы. Особое внимание следует уделить повторению правил, на основе которых строится усвоение нового материала. Кроме того, необходимо найти время для повторения пройденных орфограмм при изучении каждой последующей темы. Это важно, так как учащиеся вспомогательной школы могут усвоить материал только в том случае, если он часто встречается в их практике, иначе полученный навык распадается.

             Правописание слов с непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания распределено по всем годам обучения. Программой определяется количество и последовательность изучения трудных, или, как принято говорить, «словарных» слов.

Трудности усвоения их написания связаны с неотчетливым восприятием зрительного образа, недостатками моторного акта, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма, в результате чего наступает быстрое забывание, потеря полученного навыка.

Лучшему усвоению написания этих слов будет способствовать прежде всего значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа можно рекомендовать выделение орфограмм другим цветом, шрифтом или подчеркиванием. Немаловажное значение следует придавать орфографическому проговариванию, т. е. соответствующему написанию.

         ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ:  

Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.

      Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:

      1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

      2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;

      3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

      4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

      Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

      Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.

      Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.

      Выборочное списывание по указанию учителя.

      Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.

      Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

Задачи обучения русскому языку:

     - научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

     - выработать элементарные навыки грамотного письма;

     - повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

      -научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

      -формировать нравственные качества.

Учебно-методический комплект:

Учебник «Русский язык», 4 класс, А. А. Аксенова. Н. Г. Голунчикова, М., Просвещение, 2014г.

          Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Количество учебных часов

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Общее количество часов

40

38

48

38

164

Количество часов для проведения контрольных

5

4

5

3

17

«Звуки и буквы»

29

27

-

-

56

«Слово»

-

4

40

-

      44

«Предложение»

9

-

2

21

32

«Связная речь»

5

4

6

4

19

«Повторение»

9

-

-

13

22

           Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

  Учащиеся должны уметь:

 составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

      анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

      списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

      писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).

      Учащиеся должны знать:

      алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить:

   Автобус, автомобиль, аптека, берег, билет, вагон, вдруг, вокзал, газета, деревня, завтрак, здоровье, земляника, иней, квартира, корабль, костюм, лестница, лягушка, магазин, малина, метро, мешок, минута, обед, огромный, полотенце, портрет, пример, пшеница, решать, Россия, русский, спасибо, считать, театр, телефон, телевизор, трактор, трамвай, фабрика, фамилия, цыпленок, человек, шофер, экскурсия, ягода, ястреб, ящерица.

                                Календарно – тематическое планирование:

№ раздела

№ темы в разделе

Наименование

раздела и темы

Краткое описание темы

Часы учебного времени

Дата

Упражнения в связной письменной речи даются в процессе всего программного материала по русскому языку. Раздел «Письмо и чистописание» - 8-10 минут урока, 2 раза в неделю

1 четверть.

40ч

1.

Повторение

Предложение

1.1

Практическое построение простого предложения.

Составление предложения по сюжетной картинке. Выразительное чтение предложений. Выделение голосом важных по смыслу слов. Запись предложений  под диктовку. Минутка чистописания.

1

01.09

1.2.

Составление предложений по вопросам.

Составление и запись предложений по вопросам. Повторение словарных слов, изученных в 3 классе.

1

02.09

1.3.

Деление текста на предложения.

Словарная работа, определение количества предложений на слух, деление текста на предложения и их запись, пояснение смысла предложений. Минутка чистописания.

1

03.09

1.4.

Вставка слов в предложения.

Вставка слов в предложения, их запись, выделенипе в предложении гласных букв.

1

04.09

1.5.

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

Запись сочетания слов с вопросами, выделение окончаний в словах и пояснение их написания.

1

05.09

2

Связная речь

2.1.

С.Р. Составление предложений по картинкам, схемам и опорным словам.

Составление предложений с использованием картинок, схем и опорных слов, их запись. Словарная работа: считать, решать. Минутка чистописания.

1

08.09

1.6.

Списывание по теме                                          « Предложение» (нулевой срез).

Повторение правил. Запись текста, его проверка. Грамматическое задание. Умение самостоятельно списывать текст с печатного письменными буквами.

1

09.09

1.7.

Работа над ошибками. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Работа над ошибками, допущенными при списывании. Работа над восстановлением нарушенного порядка слов в предложении, их запись, выделение в предложениях гласных букв. Минутка чистописания.

1

10.09

1.8.

Диктант по теме         « Предложение» (нулевой срез).

Повторение правил. Запись диктанта. Проверка диктанта. Грамматическое задание. Проверка умения писать текст на слух.

1

11.09

1.9.

Работа над ошибками. Заканчивание  предложений.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Словарная работа: пример. Работа над заканчиванием предложений.

1

12.09

2.2

С.Р. Запись рассказа по плану.

Чтение частей текста, расположение их в нужном порядке, запись рассказа по плану.

1

15.09

3

Звуки и буквы.

3.1.

Алфавит.

Повторение алфавита. Чтение правила. Написание букв русского алфавита. Запись фамилий одноклассников в алфавитном порядке

1

16.09

3.2.

Написание слов в алфавитном порядке.

Умение самостоятельно пользоваться алфавитом и записывать слова в алфавитном порядке. Словарная работа: пшеница. Минутка чистописания.

1

17.09

2.3.

С.Р. «Оформление поздравительных открыток».

Умение правильно составлять поздравления и оформлять открытки.

1

18.09

3.3.

Звуки речи.

Повторение звуков речи, нахождение их в предложениях и выделение.

1

19.09

3.4.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Чтение сказки, правила. Нахождение в предложениях слов с мягким знаком, пояснение их написания. Минутка чистописания.

1

22.09

3.5.

Мягкий знак на конце слова.

Словарная работа: корабль. Написание сов с мягким знаком на конце, звуковой анализ слов.

1

23.09

3.6.

Мягкий знак в середине слова.

Написание слов с мягким знаком в середине слова, звуковой анализ слов. Минутка чистописания.

1

24.09

3.7.

Написание слов с мягким знаком на конце слова.

Составление деформированного предложения,  содержащего слова с мягким знаком на конце слова. Словарная работа:человек.

1

25.09

3.8.

Написание слов с мягким знаком в середине слова.

Чтение стихотворения про мягкий знак. Роль мягкого знака. Написание предложений с мягким знаком в середине слова.

1

26.09

2.4.

С. Р. Составление рассказа по картинкам и вопросам.

Рассматривание картинок, расположение предложений по порядку картинок, озаглавливание рассказа, написание текста и его проверка.

1

29.09

3.9.

Написание слов с мягким знаком на конце и в середине.

Словарная работа: написание изученных слов. Написание слов с мягким знаком на конце и в середине.

1

30.09

3.10.

Разделительный мягкий знак.

Чтение сказки, правила. Написание слов парами и пояснение их значений. Минутка чистописания.

1

01.10

3.11.

Разделительный ь перед гласными е,ё.

Роль разделительного мягкого знака. Отличие мягкого и разделительного мягкого знака. Выделение  в словах гласных Е, Ё.

1

02.10

3.12.

Разделительный ь перед гласными ю, я.

Написание слов с разделительным ь знаком перед гласными Ю, Я. Словарная работа: деревня.

1

03.10

3.13.

Разделительный ь перед гласными я, и.

Словарная работа:здоровье. Написание слов с разделительным ь перед гласными Я, И. Минутка чистописания.

1

06.10

3.14.

Написание слов с разделительным ь.

Словарная работа:аптека. Вспоминание правила переноса слов. Запись слов с разделительным ь и работа над переносом этих слов.

1

07.10

3.15.

Сочетание гласных с шипящими.

Чтение стихотворения. Припоминание правила написания слов с шипящими и их письмо. Словарная работа: земляника. Минутка чистописания.

1

08.10

3.16.

Правописание жи-ши.

Написание слов с сочетанием жи-ши, составление и запись предложений с этими словами.

1

09.10

3.17.

Правописание ча-ща.

Запись слов с сочетанием ча-ща, составление и запись предложений, перенос слов.

1

10.10

3.18.

Правописание чу-щу.

Словарная работа: экскурсия. Запись текста, выделение слов с сочетаниями чу-щу. Минутка чистописания.

1

13.10

3.19.

Диктант за 1 четверть по теме        « Звуки и буквы».

Проверка знаний обучающихся: умение самостоятельно писать текст на слух  и выполнять грамматическое задание.

1

14.10

3.20.

Написание слов с шипящими. Работа над ошибками.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Словарная работа: запись слов цепочкой с пояснением. Запись пословиц, их устное пояснение. Нахождение слов с шипящими на конце.

1

15.10

3.21.

Контрольное списывание по теме  « Звуки и буквы».

Проверка знаний обучающихся: умение самостоятельно списывать текст с печатного письменными буквами, выполнять грамматическое задание.

1

16.10

2.5.

С.Р. Составление рассказа с опорой на план и данные предложения.

Устное коллективное составление рассказа. Самостоятельное написание рассказа, нахождение слов на знакомые правила.

1

17.10

3.22.

Парные звонкие и глухие согласные. Работа над ошибками.

Работа над ошибками, допущенными при списывании. Припоминание звонких и глухих согласных, написание слов с ними, перенос этих слов.

1

20.10

3.23.

Парные согласные на конце слова. Словарный диктант.

Проверка знания словарных слов. Чтение стихотворения и правила по учебнику, подбор проверочных слов к словам с парными согласными на конце.

1

21.10

3.24.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Работа над ошибками.

Д/И «Буквы спорят», изменение слов: много-один; словарная работа: берег. Работа над ошибками, допущенными в словарном диктанте.

1

22.10

3.25.

Парные согласные в середине слова

Д/И «Реши спор», чтение правила. Написание слов с парными согласными в середине слова и их проверка. Минутка чистописания.

1

23.10

3.26.

Правописание звонких и глухих согласных в середине слов.

Словарная работа: обед. Д/И «Напиши правильно».

1

24.10

2 четверть

38

3.27.

Проверка написания парных согласных путём подбора родственных слов

Словарная работа: написание слов по памяти и проверка по словарю. Написание слов с парными согласными на конце и в середине слова и их проверка путём изменения формы слова. Минутка чистописания.

1

05.11

3.28.

Проверка написания парных согласных путём изменения формы слова.

Д/И «Проверь согласную». Работа с загадками.Составление и запись предложений по схеме, замена картинок словами и составление с ними предложений. Словарная работа: автобус, билет.

1

06.11

3.29.

Звонкие и глухие согласные в середине слова.

Словарная работа: ястреб, вдруг. Работа над загадками, нахождение картинок-отгадок, проверка звонких и глухих согласных в середине слова. Минутка чистописания.

1

07.11

3.30.

Ударные и безударные гласные. Ударение.

Чтение сказки. Словарная работа: магазин. Дописывание сочетания слов и постановка в них ударения. Минутка чистописания.

1

10.11

3.31.

Различение ударных и безударных гласных.

Словарная работа: картинный словарь, самостоятельная проверка по словарю. Работа с правилами (с. 80-81). Запись слов, нахождение в них ударных и безударных гласных, составление предложений.

1

11.11

3.32.

Правописание безударных гласных путём изменения формы слова (вода-воды).

Словарная работа: фабрика. Запись слов по образцу, составление и запись предложений по схеме. Правила: с.83-84. Минутка чистописания.

1

12.11

2.6.

С.Р. Изложение по вопросам учителя  с добавлением новых слов.

Умение воспринимать текст  зрительно и на слух, запоминать и воспроизводить его письменно. Самопроверка.

1

13.11

3.33.

Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов ( вода-водный).

Словарная работа: иней. Правило с.87. Написание слов с безударной гласной и их проверка.

1

14.11

3.34.

Правописание безударных гласных.

Словарная работа: игра «Лети, лети лепесток…». Вставка в слова безударных гласных и их проверка. Минутка чистописания.

1

17.11

3.35.

Проверяемые безударные гласные.

Словарная работа: шофёр. Минутка чистописания. Дописывание предложений, нахождение слов с безударными гласными и их проверка.

1

18.11

2.7.

С.Р. Описание знакомого предмета по коллективно составленному плану.

Совместное составление плана. Составление описательного рассказа устно, написание текста самостоятельно, чтение вслух.

1

19.11

3.36.

Проверяемые безударные гласные и их проверка.

Словарная работа: завтрак. Нахождение в тексте слов с безударными гласными и их проверка.

1

20.11

3.37.

Написание слов с проверяемой безударной гласной.

Написание словарных слов по памяти, самопроверка по словарю. Составление и запись предложений с данными словами, подчёркивание слов с безударной гласной.

1

21.11

3.38.

Нахождение слов с проверяемой безударной гласной в тексте.

Составление и запись предложений из слов. Нахождение слов с проверяемой безударной гласной. Минутка чистописания.

1

24.11

3.39.

Непроверяемые безударные гласные.

Правило с.99. Написание слов с непроверяемой безударной гласной.

1

25.11

3.40.

Написание слов с непроверяемой безударной гласной.

Работа с загадками. Выписывание слов в два столбика по образцу.

1

26.11

3.41.

Нахождение слов с непроверяемой безударной гласной в тексте.

Умение самостоятельно работать с текстом и находить слова с безударной гласной. Взаимопроверка. Минутка чистописания.

1

27.11

3.42.

Ударные и безударные гласные.

Работа с пословицами. Различение ударных и безударных гласных в словах. Выписывание слов в два столбика по образцу.

1

28.11

3.43.

Написание слов с ударными и безударными гласными.

Словарная работа: спасибо. Минутка чистописания. Обучение написания письма человеку.

1

01.12

3.44.

 Выборочное списывание по теме  « Ударные и безударные гласные».

Проверка знаний обучающихся. Умение работать самостоятельно.

1

02.12

3.45.

Работа над ошибками. Написание слов с проверяемой безударной гласной.

Работа над ошибками, допущенными при списывании. Работа с текстом, вставка в слова пропущенных букв и их пояснение.

1

03.12

2.8.

С.Р. Восстановление деформированных предложений.

Самостоятельная работа, взаимопроверка. Нахождение слов с проверяемыми гласными.

1

04.12

3.46.

Написание слов с непроверяемой безударной гласной.

Словарная работа: трактор. Минутка чистописания. Работа над загадками, написание отгадок, Составление предложений со словами.

1

05.12

3.47.

Проверяемые безударные гласные.

Минутка чистописания. Написание слов на изученные  правила, составление с ними предложений. Постановка в словах ударения.

1

08.12

3.48.

Нахождение слов с проверяемой безударной гласной в тексте.

Работа с текстом. Нахождение слов с проверяемой безударной гласной в тексте. Словарная работа: написание под диктовку детей.

1

09.12

3.49.

Написание слов с проверяемой безударной гласной.

Расположение предложений в тексте, чтобы получился рассказ. Нахождение слов с проверяемой безударной гласной. Словарная работа: картинный словарь.

1

10.12

3.50.

Слова  с проверяемой безударной гласной.

Работа над сказкой, подбор заглавия, запись ответов на вопросы, нахождение слов с проверяемой безударной гласной. Минутка чистописания.

1

11.12

3.51.

 Проверяемая безударная гласная.

Словарная работа: игра «Лети, лети лепесток…». Составление предложений из данных слов, придумывание заглавия к тексту, объяснение правописания безударных гласных.

1

12.12

3.52.

Написание слов с проверяемой безударной гласной.

Словарная работа: письмо по памяти, самопроверка. Составление предложений к картинкам, нахождение слов на изученные правила, их объяснение.

1

15.12

3.53

Диктант за 2 четверть по теме        « Звуки и буквы».

Проверка знаний обучающихся. Написание текста под диктовку, выполнение грамматического задания.

1

16.12

3.54

Работа над ошибками.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Составление предложений по вопросам. Словарная работа: письмо цепочкой под диктовку.

1

17.12

3.55

Контрольное списывание  со вставкой пропущенных букв по теме «Звуки и буквы».

Проверка знаний обучающихся. Умение самостоятельно списывать текст  и вставлять в слова пропущенные буквы. Выполнение грамматического задания.

1

18.12

3.56

Работа над ошибками.

Работа над ошибками, допущенными при списывании. Словарная работа: письмо по памяти, самопроверка. Расположение предложений по порядку, запись рассказа, нахождение слов на изученные правила.

19.12

4

Слово.

4.1

Названия предметов.

Чтение сказки. Правило с. 117. Выбор из стихотворения слов-предметов, их написание, постановка в них ударения.

1

22.12

4.2

Словарный диктант за 2 четверть. Различение слов-предметов в тексте по вопросам.

Проверка знания словарных слов. Различение слов-предметов в тексте по вопросам.

1

23.12

4.3

Работа над ошибками. Названия предметов.

Работа над ошибками, допущенными в словарном диктанте. Постановка вопросов к словам-предметам, написание их с вопросами.

1

24.12

4.4

 Упражнение в подборе слов-антонимов и слов-синонимов.

Словарная работа: портрет, квартира, телефон. Составление предложений со словарными словами по вопросам. Подбор слов-антонимов и слов-синонимов.

1

25.12

2.9

С.Р. Составление письма Деду Морозу. Адрес на конверте.

Обучение написанию письма, адреса на конверте. Нахождение слов на изученные правила и слов-предметов.

1

26.12

№ раздела

№ темы в разделе

Наименование

раздела и темы

Краткое описание темы

Часы учебного времени

Дата

3 четверть

48

4.5

Названия действий.

Чтение сказки, работа над правилом; выбор слов-действий из предложений; вспоминание изученных словарных слов.

1

12.01

4.6

Различение слов-действий по вопросам.

Подбор слов-действий по картинке; умение различать слова-действия по вопросам.

1

13.01

4.7

Подбор слов-действий (антонимы).

Словарная работа; подбор слов-антонимов.

1

14.01

4.8

Правильное употребление слов-предметов и действий в связи друг с другом.

Работа по картинкам: подбор слов-действий к словам-предметам; нахождение слов-действий в предложениях. Словарная работа: телевизор.

1

15.01

4.9

Названия признаков.

Чтение сказки по учебнику. Нахождение слов- признаков в предложениях.

1

16.01

4.10

Различение слов-признаков в тексте по вопросам.

Различение слов-признаков по вопросам и умение находить их в тексте. Словарная работа: огромный.

1

19.01

4.11

Подбор слов-признаков к словам-предметам.

Написание словарных слов по памяти; подбор слов-признаков к словам-предметам (работа по предметным картинкам).

1

20.01

4.12

Согласование слов, обозначающих предметы, со словами-признаками.

Подбор слов-признаков к предметам; нахождение слов-признаков в предложениях; словарная работа.

1

21.01

4.13

Правильное употребление названия предметов, действий, признаков в связи друг с другом.

Работа с текстом; изменение слов по вопросам и образцу.

1

22.01

4.14

Выборочное списывание по теме  «Слово» (выписать слова-предметы, признаки, действия)

Проверка знаний обучающихся; умение находить в тексте слова-предметы, действия и признаки. Умение работать самостоятельно.

1

23.01

4.15

Употребление названия предметов, действий, признаков в связи друг с другом. Работа над ошибками.

Нахождение в предложениях  слов-предметов, действий, признаков. Работа над ошибками, допущенными при списывании.

1

26.01

2.10

С.Р. Описание внешнего вида щенка по коллективно составленному плану.

Рассматривание рисунка; коллективное составление плана; устное описание внешнего вида щенка; самостоятельное написание текста (с.142).

1

27.01

4.16

Имена собственные. Большая буква в именах собственных.

Чтение сказки. Работа над правилом. Нахождение имён собственных в тексте. Повторение изученных словарных слов.

1

28.01

4.17

Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей.

Словарная работа: Россия. Нахождение имён собственных в тексте.

1

29.01

4.18

Написание имен собственных.

Правило с.148. Написание имён собственных в предложениях, составление текста из предложений. Словарная работа: фамилия.

1

30.01

4.19

Предлоги: до, без, под, над, около, перед.

Чтение сказки. Д/и «помоги предлогам». Вставка предлогов в предложения.

1

02.02

4.20

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Словарная работа: лестница. Раздельное написание предлогов со словами; составление предложения к схеме. Правило с.155.

1

03.02

2.11

С. Р. Восстановление деформированных предложений.

Работа над деформированными предложениями. Написание предлогов со словами.

1

04.02

4.21

 Написание предлогов с другими словами.

Написание словарных слов по памяти. Описание животного по вопросам, подчёркивание предлогов.

1

05.02

4.22

Написание слов с предлогами.

Картинный словарь, написание слов с предлогами, правило с. 158.

1

06.02

4.23

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Дописывание предложений, вставка слов по вопросам, подчёркивание предлогов.

1

09.02

2.12

С.Р. Изложение по данным учителем вопросам.

Обучение написанию изложений.

1

10.02

4.24

Написание слов с предлогами. Работа над ошибками.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Словарная работа: игра «Лети, лети лепесток…». Д/и «Угадай предлог».

1

11.02

4.25

Написание имен собственных.

Словарная работа: минута. Подбор предложений к схеме. Правильное написание имён собственных.

1

12.02

4.26

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Написание словарных слов по памяти с предлогами. Работа с текстом: ответы на вопросы и запись предложений, выделение предлогов.

1

13.02

4.27

Закрепление написания имён собственных и слов с предлогами.

Словарная работа: письмо по памяти. Составление предложений из сочетаний слов, их запись. Правильное написание имён собственных и предлогов со словами.

1

16.02

4.28

Диктант по теме          «Слово» (написание имён собственных и слов с предлогами).

Проверка знаний обучающихся. Умение самостоятельно выполнять работу. Самопроверка.

1

17.02

4.29

Работа над ошибками.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение изученных словарных слов. Письмо по памяти.

1

18.02

4.30

Разделительный твёрдый знак.

Чтение сказки. Написание слов с разделительным ъ знаком. Картинный словарь.

1

19.02

4.31

Написание слов с разделительным твёрдым знаком.

Словарная работа: письмо цепочкой. Вставка ъ знака в слова. Составление предложений по картинке, запись, выделение разделительного ъ.

1

20.02

4.32

Слова с разделительным твёрдым знаком.

Словарная работа: письмо по памяти. Составление предложений из слов, вставка в слова разделительного Ъ.

1

24.02

4.33

Родственные слова.

Чтение сказки. Выделение из стихотворения родственных слов, их запись. Правило с.168.

1

25.02

4.34

Общая часть родственных слов – корень.

Образование родственных слов, их запись, выделение в словах общей части – корня.

1

26.02

4.35

Родственные слова. Корень.

Правило с.170. Сравнение группы родственных слов, выделение в них корня. Написание слов с предлогами.

1

27.02

2.13

С.Р. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок (под руководством учителя).

Рассматривание картинок, Устное составление рассказа по картинкам и данным словам; самостоятельная запись рассказа.

1

02.03

4.36

Работа над ошибками. Выделение корня в родственных словах.

Работа над ошибками, допущенными при записи рассказа. Написание родственных слов, выделение в них корня.

1

03.03

4.37

Родственные слова. Корень.

Правило с.174. Письмо словарных слов по памяти. Выделение в родственных словах корня.

1

04.03

4.38

Выделение корня в родственных словах.

Запись родственных слов по образцу, выделение в них корня. Подбор проверочных слов к словам с безударной гласной. Повторение написания словарных слов.

1

05.03

2.14

С.Р. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок                               (самостоятельно).

С.180. Рассматривание картинок. Чтение данных слов и начала рассказа. Самостоятельное составление рассказа и его запись.

1

06.03

4.39

Работа над ошибками. Родственные слова. Корень.  Словарный диктант.

Работа над ошибками, допущенными при написании рассказа. Написание родственных слов, выделение корня. Проверка знания словарных слов.

1

10.03

4.40

Закрепление знаний по теме « Слово». Работа над ошибками.

Закрепление написания слов с безударной гласной, родственных слов, слов с предлогами,  имён собственных. Работа над ошибками, допущенными при написании словарных слов.

1

11.03

4.41

Диктант за 3 четверть по теме        «Слово».

Проверка знаний обучающихся. Умение писать текст под диктовку. Самостоятельное выполнение грамматического задания.

1

12.03

4.42

Работа над ошибками. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Работа над текстом, проверка написания слов с непроверяемой безударной гласной, умение пользоваться словарём.

1

13.03

4.43

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.

Работа с непроверяемыми безударными гласными.

1

16.03

4.44

Контрольное списывание за 3 четверть по теме        «Слово».

Проверка знаний обучающихся. Умение писать текст с печатного письменными буквами. Самостоятельное выполнение грамматического задания.

1

17.03

5.

Предложение.

5.1

Предложение – единица речи. Работа над ошибками.

Работа над ошибками, допущенными при списывании. Чтение сказки. Д/и «Собери из слов предложение». Словарная работа: цыплёнок. Обозначение начала и конца предложения на письме.

1

18.03

2.15

С.Р. Составление рассказа по картинке.

Рассматривание картинки, составление рассказа по картинке и вопросам, самостоятельное написание рассказа (с.185)

1

19.03

5.2

Упражнения в составлении предложений.

Правило с.186. Составление предложений по картинке, их запись, придумывание заголовка к тексту (с.186)

1

20.03

4 четверть

38

5.3

Членение речи на предложения.

Словарная работа: картинный словарь. Членение текста на предложения, их запись. Нахождение в тексте изученных правил.

1

30.03

5.4

Упражнения в составлении предложений.

Словарная работа: малина, ягода. Составление сочетаний слов и предложений со словарными словами, их запись. Составление схемы к предложениям.

1

31.03

5.5

Упражнения в составлении предложений.

Составление и запись рассказа о весне, определение количества слов в предложении. Словарная работа: письмо под диктовку.

1

01.04

5.6

Выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.

Словарная работа: письмо цепочкой под диктовку детей. Выборочная запись предложений из текста, вставка в слова пропущенных букв, выделение в предложениях слов-предметов.

1

02.04

5.7

Установление связи слов в предложении.

Работа над текстом, установление связи слов в предложении. Правило с.190.

1

03.04

5.8

Распространение предложений.

 Составление и распространение предложений, их запись. Определение слов в предложениях, составление схем к предложениям.

1

06.04

5.9

Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

Составление предложений с данными словами; установление связи между словами в предложениях по вопросам. Правило с. 192.

1

07.04

2.16

С.Р. Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам.

Рассматривание картинок, чтение под ними слов; составление предложений к каждой картинке. Составление рассказа по данному началу, самостоятельная запись рассказа (с.193)

1

08.04

5.10

Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

Правило с.194. Словарная работа: вагон, вокзал. Работа над предложением, установление связи между словами по вопросам.

1

09.04

5.11

Распространение предложений.

Работа над составлением и распространением предложений, нахождение в предложениях слов-признаков. Словарная работа: русский, мешок.

1

10.04

5.12

Знаки препинания в конце предложения.

Чтение сказки. Работа над загадками, отгадывание загадок. Написание предложений и постановка знаков препинания, прочтение предложений с разной интонацией.

1

13.04

5.13

Постановка знаков препинания в предложения.

Словарная работа: лягушка. Постановка знаков препинания в предложениях; дописывание сочетаний слов по вопросам.

1

14.04

5.14

Знаки препинания в конце предложения.

Правило с.211. Постановка знаков препинания в конце предложения, нахождение в предложениях слов- действий.

1

15.04

5.15

Распространение предложений. Постановка знаков препинания.

Словарная работа: ящерица, полотенце. Угадывание интонации конца предложения по его началу. Работа по распространению предложений.

1

16.04

2.17

С.Р. Изложение по данным вопросам.

Чтение текста педагогом. Запоминание текста детьми, пересказ по памяти, данному плану и словам. Самостоятельная запись текста.

1

17.04

5.16

Работа над ошибками. Главные члены предложения: подлежащее.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Чтение сказки. Работа над предложением, нахождение подлежащего. Правило с. 224.

1

20.04

5.17

Главные члены предложения: сказуемое.

Вспоминание изученных словарных слов. Правило с. 221. Нахождение в предложениях подлежащего и сказуемого.

1

21.04

5.18

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Словарная работа: театр. Нахождение в предложениях подлежащего и сказуемого.

1

22.04

5.19

Второстепенные члены предложения.

Написание словарных слов по памяти. Правило с. 231. Подбор слов в предложениях по вопросам и по смыслу.

1

23.04

5.20

Главные и второстепенные члены предложения.

Игра «Лети, лети, лепесток…».  Нахождение в предложениях главных и второстепенных членов.

1

24.04

5.21

Упражнения в различении главных и второстепенных членов предложения.

Словарная работа: картинный словарь. Упражнения в различении главных и второстепенных членов предложения.

1

27.04

2.18

С.Р. Составление текста по вопросам и данным словам.

Дополнение предложений второстепенными словами, самостоятельная запись текста, самопроверка.

1

28.04

5.22

Упражнения в различении главных и второстепенных членов предложения.

Словарная работа: костюм. Составление предложений по схеме и опорным словам, нахождение в них главных и второстепенных членов предложения.

1

29.04

5.23

Главные и второстепенные члены предложения.

Написание словарных слов по памяти. По вопросам и данным словам составление текста и его запись. Нахождение главных и второстепенных членов предложения.

1

30.04

6.

Повторение пройденного.

6.1

Составление предложений из слов.

Составление предложений из слов. Запись полученного текста и его озаглавливание. Нахождение изученных правил.

1

05.05

6.2

Написание слов в алфавитном порядке. Словарный диктант.

Проверка знания словарных слов. Знание алфавита и написание слов в алфавитном порядке.

1

06.05

6.3

Мягкий знак на конце и в середине слова. Работа над ошибками.

Работа над ошибками, допущенными в словарном диктанте. Работа над предложением: запись ответов на вопросы, написание слов с мягким знаком на конце и в середине слова. Игра «Лети, лети, лепесток…».

1

07.05

6.4

Родственные слова. Корень.

Словарные слова в загадках. Вставка корня, чтобы получилась семья родственных слов; образование родственных слов по образцу и с данным корнем.

1

08.05

6.5

Проверяемые безударные гласные.

Написание слов с проверяемыми безударными гласными, запись предложений с этими словами, нахождение слов-предметов, признаков  и действий.

1

11.05

6.6

Диктант за год по теме « Предложение».

Проверка знаний обучающихся. Умение писать текст на слух, самостоятельно выполнять грамматическое задание.

1

12.05

6.7

Правописание звонких и глухих согласных на конце и середине слов. Работа над ошибками.

Проверка в предложениях звонких и глухих согласных на конце и середине слов. Проверка безударных гласных. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

13.05

6.8

Контрольное списывание за год по теме «Предложение».                            

Проверка знаний обучающихся. Умение списывать текст с печатного письменными буквами, самостоятельно выполнять грамматическое задание.

1

14.05

6.9

Разделительный твёрдый знак. Работа над ошибками.

Написание слов с разделительным твёрдым знаком. Составление и запись предложений, выделение предлогов. Работа над ошибками, допущенными при списывании.  

1

15.05

6.10

Названия  предметов, действий, признаков.

Запись рассказа, вставка пропущенных слов, нахождение слов- предметов, действий, признаков.

1

18.05

6.11

Написание предлогов со словами.

Дописывание предложений, вставляя в них слова с нужными предлогами. Повторение словарных слов, запись их с предлогами.

1

19.05

6.12

Главные и второстепенные члены предложения.

Дописывание предложений, нахождение в них главных и второстепенных членов. Работа с загадками.

1

20.05

2.19

С.Р. Составление рассказа по картинке.

С.246. Рассматривание картинки, устное составление рассказа по картинке и его началу; самостоятельная запись рассказа.

1

21.05

6.13

Развлекательный урок « Что? Где? Когда?».

Разгадывание ребусов, занимательные задания.

1

22.05

Перечень учебно-методических средств обучения:

Основная и дополнительная литература:

  1. «Дидактический материал к урокам чистописания», Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова, М., «Просвещение», 1991гг.
  2. «Контрольные работы в начальной школе», А.Н.Матвеева, Москва, Издательский дом «Дрофа», 1997г.
  3. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Л.Н.Ефименкова – М., Гуманит, издательский центр ВЛАДОС, 2003г.
  4. Наглядный тренажёр « Звуки и буквы» - 4 класс; ООО « Издательство Астрель», 2009г., г. Москва.
  5. «Орфографический словарь», Д.Н.Ушакова, С.Е.Крючков, Москва, Просвещение, 1976г.
  6. «Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах», автор-составитель О.В.Росланова.- Волгоград, Учитель, 2006г.
  7.  «Справочное пособие по русскому языку», Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова, «аквариум» ГИППВ 1997г.
  8. «Сборник диктантов», Ф.Д.Костенко, Москва, «Просвещение», 1972г.
  9. «Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи», Токарь И.Е., ООО Издательский дом «Образование Плюс», М., 2005г.
  10. Школьный иллюстрированный словарь, орфография, «Мой первый словарь русского языка», 1-4 классы, М.А.Тихонова.- Москва:АСТ, 2014г.

№ Раздела

Наименование раздела

Оборудование и наглядный материал.

1.

Повторение.

 Предложение.

Магнитная азбука, предметные  и сюжетные картинки; элементы букв для конструирования; цветные мелки; цветные карандаши; демонстрационные карточки печатных и письменных букв; таблицы написания сочетаний «жи-ши, ча-ща, чу-щу»; схемы слов, звуков, предложений; опорные слова. Схемы предложений; предметные и сюжетные картинки для составления предложений; словарные слова; картинный словарь; тексты для написания контрольных работ.

2

Связная речь.

Тексты для написания рассказов, сюжетные и предметные картинки; тексты для написания изложения; демонстрационный материал «поздравительные открытки» и тексты к ним.

3

Звуки и буквы.

Схемы звуков; предметные и сюжетные картинки для выделения определённого звука в словах; словарные слова; цветные мелки, цветные карандаши; наглядный тренажёр  «Звуки и буквы»; демонстрационные карточки печатных и письменных букв; таблицы правильного переноса слов; лента букв; дидактические игры; картинный словарь, тексты для написания контрольных работ.

4.

Слово.

Предметные и сюжетные картинки для написания слов, определения слов-предметов и слов-действий и составления предложений; словарные слова; цветные мелки, цветные карандаши; деформированные тексты; деформированные предложения; занимательные задания; дидактические игры; картинный словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...